Снимаем шляпу!
14.12.2017 16:12
Самый спорный аксессуар

Снимаем шляпу!«Подумаешь, соломенная шляпка! Безделица какая-то и тряпка…» – пел Андрей Миронов в любимом фильме. Однако именно она явилась причиной невероятных приключений. Так, собственно, было всегда – дамские шляпы создают вокруг себя романтическую ауру, побуждая влюбляться, ревновать, соперничать и интриговать.

Двойник головы

Были времена, когда шляпу наделяли магическими свойствами, считая её «двойником головы». Или даже символом свободы – отпуская раба, патриций в Древнем Риме дарил счастливчику шляпу, чтобы каждый мог видеть издалека: вот идёт свободный человек!

Но оставим в далёком прошлом совсем уж странные головные уборы, которые звались пилосами (в Древней Греции), немесами (в Древнем Египте) и так далее. И перейдём сразу к тому, что положило начало дамской шляпе.

Случилось это во времена мрачного Средневековья, когда в XIV веке Изабелла Баварская, королева Франции, придумала генин. Это был картонный конус, обшитый тканью. В те времена лицо и волосы женщинам следовало скрывать, поэтому к генину изнутри крепилась вуаль, которая отлично справлялась с этой задачей. Высота же колпака, а он мог быть и «двурогим», соответствовала положению женщины и порой достигала целого метра.

Кстати, тогдашним зодчим пришлось предусмотреть более высокие дверные проёмы, чтобы прекрасные дамы могли входить в зал, не нагибаясь.

Веком позже необычайную популярность обрели соломенные шляпки с самыми разными украшениями. А ещё через сто лет дамы позаимствовали у сильной половины человечества широкополые фетровые шляпы, которые так и остались в женском гардеробе до наших дней. Затем в моду вошли чепцы и береты, персидские тюрбаны, шляпа-ток (что-то типа «таблетки», но с более высокой тульей) и шляпа-цилиндр.

Бесстыдное женское кокетство

В XVII веке шляпное мастерство приблизилось к искусству, появилась профессия модистки. Молоденькие красотки-шляпницы порой составляли серьёзную конкуренцию знатным дамам – таким невероятным успехом они пользовались у мужчин.
Женские головные уборы, изобилующие декором, в те времена напоминали клумбы и птичьи гнёзда.

Веком позже в моду вошла английская сдержанность, а вместе с ней – шляпы-капоры с лентами под подбородком (мантоньерки). Восемнадцатое столетие историки моды вообще называют шляпным веком. И не зря: какие только модели тогда не появились! И шляпка-памела (по имени героини дамского романа Ричардсона): и шляпка-ветреница (маленькая, едва прикрывавшая щёки); и шляпка-чепец, и шляпка-кибитка… Не говоря уж о том, что в моду вошли дамские шёлковые цилиндры и котелки, ковбойские шляпы и соломенные канотье.

А во второй половине XIX века и вовсе начался период так называемого «шляпного безумия». И ладно там высоко задранные поля или, напротив, опущенные до линии груди! Пусть даже на них сажали перьевые султаны высотой в полметра, но… Шляпы, украшенные засушенными бабочками и стрекозами, чучелами лягушек и даже райских птичек, – это вызывало негодование не только с эстетической, но и с этической точки зрения. Так, сам Альфред Брем писал: «Ловля райской птицы в угоду бесстыдному кокетству женщин достигает ужасающих размеров!»

А что в России?

У нас шляпа появилась позже, чем в Европе, и случилось это лет триста назад. Придворным и прочей знати пришлось смирить гордыню и сменить привычные наряды на одежду европейского кроя. И тут уж без шляп обойтись никак не получалось, ведь именно они ставили последний, решающий штрих в образе – либо ты простолюдин, либо «европеец», человек высокого сословия. Наши исконные русские шапки отныне предназначались только для людей низкого звания.

Надо сказать, что мода на шляпы и в России менялась быстро. Вскоре стал популярен чепец – его надевали даже на парики, которые тогда тоже считались символом европейского шика и показателем знатности.

А после Отечественной войны 1812 года чепец приобрёл новое значение – его носили замужние женщины. И, что важно, только днём, пока длинные волосы ещё не убраны в затейливую прическу. А вот выезжать в театр или на приёмы в таком головном уборе было просто неприлично.

Нельзя не упомянуть и о берете – он в начале XIX века потеснил в России шляпку, так что появление Татьяны на балу «в малиновом берете» – событие неслучайное. Да, это была яркая деталь вечернего туалета. Разумеется, не простенький фетровый берет, а сшитый из дорогого испанского бархата, лионского шёлка или богатой парчи. И декор берет имел соответствующий – павлиньи перья и непременный аграф – изящную золотую или серебряную застёжку с драгоценными камнями.

Однако в конце 1830-х император Николай I активно проводил политику «самоидентификации», одним из требований которой было говорить при дворе только по-русски. Это не могло не сказаться и на моде. Береты ушли в прошлое, их сменили кокошники. Да, теперь на раутах знатные дамы появлялись в роскошных русских «диадемах», украшая их вуалью, жемчугами и рубинами.

В конце XIX века в почёте снова стало кружево. Его предпочитали пожилые дамы… Тут придётся оговориться, что пожилыми тогда считались женщины старше сорока.  На голове они носили странное сооружение из разных видов кружева. Ткань ниспадала на затылок и очень напоминала современный гипюр и даже тюль.

Иконы стиля

Пришёл XX век. Дамская шляпа познала как годы торжества, так и десятилетия забвения. В начале столетия самым модным шляпным декором были цветы, и на широких полях головных уборов красовались букетики фиалок, гиацинты, розы и камелии. А высшим шиком считалась шляпка-шантеклер с гребнем из перьев фазана. Зимой же дамы носили капоры и меховые шляпы. Когда же в моду вошли узкие «силуэтные» платья, дамы стали носить чалму или ток, эгретки, эспри (украшение для волос из перьев, напоминающее птичий хохолок) и, конечно, береты.

Во время Первой мировой в моду вошли шляпки-милитари, напоминающие каски, фуражки и форменные береты. А затем настала эпоха эмансипации, коротких стрижек и узкополой шляпки-клош (от французского «колокольчик»), идеально гармонирующей с такими причёсками. Через 20 лет её потеснил ток (небольшая шляпка без полей), а затем – вязаные шапочки.

После Второй мировой стремление к женственности было необычайно острым, что и понятно: хотелось поскорее забыть тяжёлые времена. Каждая вторая девушка надевала летом простенькую крашеную соломенную шляпу, а уж миниатюрные токи вместе с маленькими сумочками и столь же маленькими перчатками вообще носили круглый год.

В 60-е иконой стиля были признаны Жаклин Кеннеди – с её легкой руки в моду вошла шляпка-таблетка – и Одри Хепбёрн, установившая моду на шляпки с косыми полями, вуалетками и булавками.

А вот позже, в эпоху автомобилестроения и чётких женских укладок, шляпы утратили свою актуальность. И интерес к ним слегка возродился лишь с появлением новой иконы стиля – принцессы Дианы.

Парадоксально, но именно в конце 70-х, когда на Западе шляпы вышли из моды, в СССР случился настоящий бум дамских головных уборов! То же самое можно наблюдать и в наше время: только в России женщины уделяют шляпкам так много внимания, хотя в мире этот аксессуар давно сошёл на нет.

Впрочем, современные кутюрье стремятся возродить славу дамской шляпы, создавая к каждому сезону шикарные модели – в стиле ретро, ар нуво, модерн и вполне демократичные, на основе всё тех же клоша, канотье и таблетки.

Выбор сделан?

Да, женщины, которые считают себя настоящими леди или стремятся ими стать, по-прежнему не мыслят своей жизни без шляпок. Что ж, это можно приветствовать, но с осторожностью.

Шляпка – пожалуй, самый заметный аксессуар, но вместе с тем весьма спорный. Соблазн надеть шляпку понятен, но стоит трижды подумать, прежде чем сделать это. Ведь именно с ней так легко ошибиться и вместо восторга вызвать ироническую улыбку, а то и вовсе осуждение.

Во избежание конфузов нужно знать некоторые правила и современный этикет ношения шляпы.

Итак, выбираем. Едва ли не самое главное значение в этом вопросе имеет рост. Чем выше дама, тем более крупную шляпу она может себе позволить. Женщинам маленького роста категорически противопоказаны широкополые и объёмные головные уборы – они визуально превращают носительниц, особенно чуть полноватых, в смешные коротконогие грибы. А узенькая и облегающая – делает из высокой стройной девушки динозавра с крошечной головой. Ну и, конечно, круглолицым не пойдут шляпы с «низкой посадкой» и ниспадающими полями, а также клоши и котелки. Их вариант – высокая тулья и маленькие поля. Если же лицо вытянутое, его идеально уравновесят федора, трилби или слауч.

И ещё: если вы надели пуховик, куртку, спортивный костюм, то никакая шляпа не может вписаться в этот ансамбль, забудьте!

А вот что касается стилевого сочетания, то здесь всё изменилось. И прежняя аксиома – шляпа подходит только к наряду-ретро – ныне считается устаревшей. Напротив, сейчас ретро очень редко дополняют головным убором. А вот с классическим нарядом, лёгким платьем, с джинсами и даже косухой – да, шляпа «играет».

И ещё: шляпа, если можно так выразиться, помолодела. Ныне она гораздо лучше смотрится на девушках, чем на дамах постбальзаковского возраста. Так что совет: если вам уже немного за…, то вы ещё можете надеть шляпку по особому случаю. Но чем она скромнее, тем лучше. А в повседневности, чтобы выглядеть моложе, выбирайте иной головной убор – кепи, палантин, берет.

Знакомимся с этикетом

В ресторане вечером шляпку можно не снимать, если только вы не сидите в коктейльном или вечернем платье или особо торжественном наряде. К платью-коктейль уместен лишь специальный головной убор, а к вечернему – только «таблетка», украшение для волос или шарф.

Широкополую шляпу не надевают после пяти вечера. Также вечером неуместны соломенная, пляжная или шляпа «для скачек». Но тем не менее дама не обязана их снимать, если чувствует себя комфортно.

В шляпе женщина может оставаться даже во время общественных мероприятий, а вот спортивный или мужской головной убор принято снимать.

И, разумеется, при посещении соборов, церквей и прочих мест отправления религиозных культов следует поступать в полном соответствии с требованиями конфессий.

Вообще-то самое главное – то, как вы ощущаете себя, надев шляпу. Если чувствуете, что она – «ваша», если это придаёт вам уверенности в себе, повышает самооценку, заставляет, наконец, прямо держать спину и улыбаться – вы можете забыть обо всём, что написано выше. Как и во многих других случаях с выбором наряда, вы прежде всего должны слушать себя.

Маша ТУРГЕНЕВА,
cтилист
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №49, декабрь 2017 года