СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Вправили мозги куда-то не туда
Вправили мозги куда-то не туда
17.01.2018 16:39
Запрещаю дочери ходить в церковь

Вправили мозги куда-то не тудаДобрый день, уважаемая редакция! Дочери скоро исполнится шестнадцать, она учится в кадетском классе, в основном неплохо, но есть тройки. Девочка занимается спортом, не курит. Вроде всё хорошо. Но в последнее время ребёнок стал нам постоянно врать. Это случилось после того, как она попала в церковь.

Учительница нашей девочки, по совместительству преподающая в воскресной школе, однажды пригласила детей посмотреть, как рождаются колокольные звоны. Ребятам предложили позвонить в колокола, дочери очень понравилось.

Она заинтересовалась профессией звонаря, выучилась на неё дистанционно, даже получила сертификат. Начала ходить в церковь на службы. Поначалу мы с мужем не видели ничего плохого в увлечении ребёнка, не были против звонарского искусства. Я только просила дочь не запускать школу – времени на учёбу и без того недостаточно. Но всё получилось ровно наоборот.

Дочь начала прогуливать уроки и, что хуже, врать нам, будто была на занятиях. Сама же постоянно убегала на церковные службы. Кадеты учатся и во второй половине дня – эти уроки дочь и прогуливала. К слову сказать, в кадетском классе основы религии не преподают.

Мы много раз говорили с нашей девочкой, пытались до неё достучаться, убедить вести себя сознательно, не обманывать нас. Дочка соглашалась, но своё слово так ни разу и не сдержала.

Семья у нас верующая, но в храм ходим не часто. Церковь, о которой идёт речь, самая обычная – не сектантская, православная, находится рядом с домом. Я туда заходила, говорила и со священником, и с другими служителями. Также мы ходили послушать, как дочь звонит на службах. У них не так давно состоялся фестиваль звонарей, его мы тоже посетили.

Я не раз объясняла батюшке, что из-за увлечения звонами дочь пропускает школу. Он обещал с ней поговорить, объяснить, что так делать нельзя. Однако у меня есть подозрение, что в той церкви ей просто хорошо промывают мозги. Это стало очень заметно по изменившимся суждениям ребёнка. Куда поступать после школы? Конечно же, в православный институт! За кого выйти замуж? Разумеется, за женоподобного звонаря, который старше её на 11 лет.

Нам пришлось запретить дочери ходить в тот храм. Но она снова врёт, придумывает причины, чтобы лишний раз туда сбежать.

Несмотря на все разговоры, поступать в православный вуз дочь пока всё-таки не собирается. Вообще, она мечтает о военном институте, её сокровенная мечта – стать военным лётчиком. В итоге приходит и рассказывает, что православный университет – это же МГУ, а МГУ – это ведь так круто!

Знаю одну важную вещь: в церкви дочку никогда не ругают, что бы она ни сделала. Не говорят ей, что не права. Наоборот, твердят: «Ты молодец!» Даже если на отпевании звонила, как на венчании, – молодчина! Хоть бы сказали: ты, мол, ошиблась, будь внимательнее. Не ставят на вид даже серьёзные проступки. В храме так и объяснили: «Если мы скажем ей что-нибудь поперёк, она же уйдёт из церкви». При этом дочка не особенно глубоко погружена в религию, в основном только в колокола звонит.

Всегда напоминаем ребёнку, что для поступления в приличный вуз нужны хорошие оценки. Насчёт мальчиков я дала ей понять: только тебе самой выбирать, с кем дружить и общаться, если кто-то нравится – пожалуйста. Однако у всего есть пределы.

С тем 26-летним звонарём муж уже поговорил. Сказал, чтобы тот даже не вздумал приближаться к дочери, у них не может быть никаких отношений. А то загремит по статье за связь с несовершеннолетней. Звонарь всё сразу понял, к нему вопросов больше нет. А ведь в церкви его активно сватали дочери! Но у девочки уже есть новый молодой человек, он церковный парень и тоже не ровесник. Нам её выбор не нравится.

То, что ей вдалбливают в церкви, и то, что священники говорят нам при встрече, – разные вещи. Таковы мои подозрения, ведь все разговоры с батюшкой ни к чему не привели.

Не скажу, что у нас в семье одни сплошные запреты и распоряжения. Мы даже алкоголь ребёнку разрешали попробовать дома (стремления выпить у дочери нет). Хвалим дочку, у неё много побед в спорте, в учёбе тоже есть, да и просто она уже умеет делать много хорошего.

Раньше, когда мы ещё не запрещали ей бегать на звоны, она ходила в храм примерно раз в неделю. Но в итоге начала посещать службы всё чаще – до пяти раз в неделю. А ведь это наносит вред занятиям. В школе дочь до 18.00, потом у неё спортивная школа, репетитор, вдобавок она учит второй язык. Разрешали ей бегать звонить и в субботу, и в воскресенье. Я просила дочь сделать себе хотя бы один выходной, поспать, но в субботу на утреннюю службу она вставала в 6 утра. Ничего не помогло.

В школе её часто отпускают на соревнования, поэтому никаких проблем с прогулами нет, она на хорошем счету. Пропускала уроки примерно месяц, а дальше нам пришлось взять её под более жёсткий контроль. Я говорила с учителями, просила их не отпускать дочь с занятий, даже если та назовёт важную причину.

Тройки у дочки только по двум предметам, но раньше их вообще не было. И вранья, кстати, тоже. У нас царило полное доверие. Мы – нормальная семья: муж военный, мой отец тоже связан с армейской службой. В классе дочь уже получила звание старшего сержанта, у неё есть медаль МЧС «За отвагу на пожаре».

Прошлым летом дочь отдыхала на даче и пошла на рыбалку. В шесть утра услышала какой-то треск, раздававшийся со стороны деревни, потом увидела огонь в одном из соседних домов. В тот момент она была с моим 11-летним племянником. Наша девочка отправила пацана звать на помощь, а сама выбила дверь горевшего дома и разбудила жильцов. Люди спаслись, соседи вызвали пожарных. Потом об этом даже напечатали в газете. Она у нас положительная, умница, и мне так жаль, что в церкви ей вправили мозги куда-то не туда. А потом понеслось как снежный ком.

Мы много раз объясняли ребёнку, что врать родителям – это не по-христиански, тем более прогуливать уроки ради церкви. Дочь с нами соглашалась, но потом всё равно находила какой-нибудь новый способ, как нас обмануть.

Больше ничего не хочу выяснять ни с батюшкой, ни с учителями. При этом не считаю священника виноватым в нашей ситуации, хотя и просила его позвонить мне, если дочь придёт в церковь в учебное время. Но дочь говорила батюшке, что урок отменили, вот она и пришла, поэтому он мне и не звонил. И так происходило не раз.

Дочь лжёт не только нам. В церкви она преувеличивает свои заслуги, говорит, что уже является мастером спорта. А людям, которые там работают и не всегда хорошо разбираются в обычной жизни, рассказывает, что уже стала штурманом.

Прежде всего я хочу отучить своего ребёнка от постоянного вранья.

Летом она была на даче с бабушкой, отдыхала, помогала. И, конечно же, нашла церковь в 15 километрах от дачи – моталась туда на велосипеде. Нагрузки у неё большие, но она спортсменка, покрутить педали 15 километров ей не сложно. Хотя бы немного уменьшить свои нагрузки дочь категорически не желает. Наоборот, готова узнать что-нибудь ещё из того, чего пока не знает. Успевала и поработать в выходные – разносила листовки. Увлекающаяся натура!

Очень надеюсь, что, учась в вузе, дочка перерастёт свою страсть. Но я уверена: именно сейчас, в этом возрасте, надо направлять ребёнка, а потом окажется поздно. Мучают сомнения. Я не знаю, как нам быть. Может, махнуть на всё рукой? Если разрешим девочке снова залезать на колокольню, вдруг она опять начнёт пропускать школу? Разбираться со всем этим у нас уже нет сил. Боюсь, надо вытаскивать дочь оттуда, куда она попала. Всё, что я знала, уже перепробовала, поэтому рассказала вам. Буду очень благодарна за помощь.

Из письма Надежды,
Москва

Комментарий детского психолога

Уважаемая Надежда, с сочувствием прочла ваше письмо. Ваша семья переживает подростковый период дочери, это непростое испытание для всех родителей. Ну а когда ребёнок пытается нащупать будущую дорогу в жизни, это особенно трудный момент. Чтобы помочь исправить ваши отношения, мне придётся приоткрыть некоторые стороны окружающей действительности и тем самым, возможно, причинить вам боль. Иначе не получится. Вы должны выслушать правду, прежде чем общение с ребёнком наладится.

Когда человек чувствует себя плохо, он хочет найти причину своего страдания вне себя и попытаться её обезвредить. Кажется, вы нашли такую причину в церкви. Понимаю, что вы по-матерински переживаете за дочь, обеспокоены её судьбой: в какой вуз она поступит, какого спутника жизни выберет? Как здравомыслящий человек вы осознаёте, что возможности контролировать 16-летнюю девушку ограничены. Вы хотели бы, да не можете запретить ей посещение храма. Желали бы, но не в силах воспрепятствовать общению с тем мужчиной, которого она нашла.

Вы, Надежда, несколько запутались в пожеланиях и запретах для дочери. С одной стороны, пишете, что только дочери выбирать, с кем дружить и общаться, но вместе с тем сразу же даёте от ворот поворот 26-летнему звонарю, не в восторге от нового церковного парня. То же самое можно сказать и о вашем отношении к звонарскому делу. То вы позволяете дочке «бегать на звоны» по выходным, то запрещаете. Вы одновременно разрешаете и негодуете. Вроде бы вы с мужем декларируете свободу для дочери, позволяете ей самой выбирать увлечение или друга. И тут же лишаете её этой свободы. Фактически дочь сталкивается с тем, что вы её обманываете, и платит вам той же монетой.
Но это не ответная месть, как может показаться.

Зададимся вопросом: зачем мы вообще обманываем других? Мы боимся сказать правду, потому что не хотим взглянуть в глаза реальности. Дочь не хочет вас расстраивать, но она не в силах бросить дорогих ей людей и любимые занятия, повинуясь вашему желанию. Да, вы невольно вынуждаете её врать.

Необходимо осознать факт, что сейчас вы не в состоянии принять сложившуюся ситуацию. Вы ещё не оставили надежду, что в один прекрасный день дочь подойдёт к вам и сообщит, что оставила звонарское искусство, познакомилась с мускулистым мужественным сверстником, который собирается поступать в военное училище, да и сама она уже выбрала «приличный институт».

Здесь ещё необходимо учитывать характер вашей дочери. У девушки есть медаль «За отвагу на пожаре», она мечтает стать военным лётчиком. Судя по всему, это девушка с решительным и твёрдым характером, чуткий и порядочный человек в самых главных вопросах, которые характеризуют личность. Такому человеку вряд ли можно навязать своё мнение. Да и нужно ли? Как бы не пришлось заплатить за это слишком высокую цену. Такой ценой может стать полное разрушение отношений и, следовательно, потеря возможности оказывать необходимую помощь растущей дочери.

Вам непонятна страсть девочки звонить в колокола, мне тоже она не вполне ясна. Но это нормально, ибо не всегда душевный мир другого человека легко объяснить. Однако мы видим, насколько это увлечение важно для подростка. За эту способность девушку ценят в храме. И здесь возникает вопрос: как случилось, что её уважают в церкви, но, кажется, не слишком уважают родители? Вдруг в этом всё дело?

Надежда, вы на пути к важному прозрению. Вы и сами его косвенно проговариваете, когда пишете, что в церкви дочку вообще не ругают, не попрекают даже за серьёзные промахи. Это и есть тот путь, которым вам с мужем необходимо следовать, чтобы найти общий язык с ребёнком, чтобы у дочери не было нужды обманывать вас. К сожалению, у меня сложилось впечатление, что из лучших побуждений вы слишком много критикуете дочь, а критика способна разрушить любые отношения. Задумайтесь: даже во взрослом мире критиковать других людей без риска вызвать гнев вы можете только в том случае, если человек сам об этом просит.

Надежда, страсть к звонам дочка наверняка перерастёт, как люди перерастают различные юношеские пристрастия. Но сейчас это дело слишком важно для неё. В храме девушка встречает уважение, приятие, покой и даже ненавязчивую любовь – всё, чего она не может найти дома. Я бы посоветовала перестать искать врага в церкви, а найти возможность присоединиться к душевному миру дочери через уважение к её таланту и труду звонаря.

Желаю вам с мужем терпения, любви и веры в своего ребёнка.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №02, январь 2018 года