Дождёмся праздника
04.02.2018 01:29
Все они ценят ласку

Дождёмся праздникаКогда мы с сестрой были маленькие, часто ездили к тёте и бабушке на Север. Посёлок Индига, в часе лёта на «кукурузнике» Ан-2 от Нарьян-Мара, – небольшое русско-ненецкое поселение на берегу Баренцева моря. Нам с сестрой никаких южных морей не надо было, настолько нравилось на северном. И все летние каникулы, что мы проводили у бабушки, а потом и у тётки, наполнены историями с животными.

Посёлок расположен в тундре, его разделяет река, через которую перекинут подвесной мост. Для нас это оказалась главная достопримечательность, и мы могли ходить по нему бесконечное число раз, туда и обратно. В посёлке был конезавод, и лошади свободно гуляли где хотели. В том числе и по мосту. Однажды мы с сестрой пересеклись здесь с тройкой лошадей.

Как обычно, глазели на речку через перила и болтали, ветерок чуть раскачивал мост. Не отвлекаясь от созерцания волн, заметили, что мост стал качаться как-то иначе, ритмичней. Обернувшись, я увидела трёх лошадей, степенно вышагивавших друг за другом. Мы с сестрой вжались в сетку ограждения и во все глаза смотрели на процессию. Я лично молилась всем богам, чтобы мост не обвалился. Но всё обошлось.

Потом тётя сказала, что кони очень умные и табуном никогда не зайдут на мост. А троих подвесное сооружение легко выдержит.

Кони-то умные, а мы с сестрой – не очень. Вторая история тоже связана с лошадьми.

Сидели мы как-то на крылечке дома, глиняные фигурки лепили. Надо сказать, что в посёлке не принято было ставить заборы. Сразу за тёткиными сараями начиналась тундра. Вот из-за сарая и вырулил неземной красоты коняшка. Недолго думая, мы с сестрой сгоняли в дом за хлебом и давай его прикармливать, к крыльцу подманивать. Конь спокойно хлеб жуёт и за нами идёт.

Дошёл до крыльца, последнюю корочку схрумкал, поднялся на крыльцо и спокойно зашёл на веранду. А поскольку там у тётки в тазах лежали сушёные сухари, конь продолжил трапезу и без нас. Мы с сестрой были просто в истерике, не зная, как избавиться от гостя. Хорошо, дядька на обед пришёл, коня выгнал, провёл с нами воспитательную беседу и заставил убирать то, что выпало у коня из-под хвоста.

На другом берегу реки жило несколько ненецких семей. Некоторые – в домах, а парочка семей – в настоящих ярангах. Для нас это диво дивное. А у яранги – пара оленей и загон для ездовых собак. Вот уж приключение было – оленя погладить!

Конечно, ненцы нас к своим животным во двор не пускали, и приходилось ждать праздника – Дня оленя, который традиционно проходил в начале августа. Что-то вроде нашего Дня города или Масленицы. Конкурсы, национальные блюда, чай с баранками. Для нас, детей, – просто восторг! Тогда можно было покататься на оленьей упряжке, на лёгких летних нартах, погладить животное по тёплым замшевым рогам.

А однажды праздник совпал со встречей экспедиции с Северного полюса. Мы впервые видели настоящую экспедицию, ездовых собак, запряжённых в лёгкие таратайки на колёсах. Когда собаки хорошенько отдохнули, нам разрешили прокатиться. На всю жизнь запомнилось.

А ездовые собаки местных ненцев!.. Настоящие лайки и самоеды, содержащиеся в просторных вольерах по шесть-восемь особей. Хозяева не разрешали нам их гладить и вообще подходить к вольеру. Но мы ведь лёгких путей не ищем – чем труднее, тем интереснее.

Пробрались как-то в отсутствие хозяев к вольеру и стоим, любуемся. Некоторые собаки были равнодушны, некоторые дружелюбны. Ну мы и осмелели. Подошли вплотную к сетке и наглаживаем их, сколько рука пролезет сквозь ячейки. Сестра моя совсем растаяла: стоит, самоеда за ухом чешет. Тот встал на задние лапы, к сетке прижался и то одно ухо подставит, то другое.

Даже рабочая собака ласку ценит. А для местных они были средством передвижения, не более.

Из письма Натальи,
Москва
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №05, февраль 2018 года