СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Какое невероятное богатство!
Какое невероятное богатство!
26.03.2018 16:21
Синдром Плюшкина бывает у стариков, а тут – ребёнок

Какое невероятное богатство!Здравствуйте! Нужен совет детского психолога, а также опыт родителей, столкнувшихся с подобной проблемой.

Моему сыну девять с половиной лет и примерно два месяца назад он начал таскать домой всякий хлам с улицы. Во дворе нашего дома находится площадка с мусорными контейнерами, вот оттуда примерно через неделю после Нового года он притащил ёлку, мишуру, сломанный вентилятор. Однажды отец увидел, как сын пытался дотащить до подъезда сломанный телевизор, отругал, сказал ни в коем случае это «добро» в дом не тащить. Тот пришёл расстроенный и начал возбуждённо рассказывать, что нашёл телевизор, который наверняка можно отремонтировать, а такой-сякой папа не позволил принести его в дом.

Нужно видеть, как горят глаза сына, когда рассказывает о своих находках. И всему пытается найти применение, например, ёлку пробовал укоренить. Принёс с улицы песок, высыпал в кашпо, воткнул туда деревце, поливал его, ещё и нарядил! Долго объясняла, что это бесполезно, но он упорно продолжал – ждал от ёлки чуда.

Вентилятор сын собирается отремонтировать вместе с дедом; если не получится, говорит, дед разберёт устройство на запчасти.

Последней каплей, заставившей меня написать вам, стал сегодняшний случай. Сын шёпотом, чтобы не слышал отец, рассказал, что нашёл на «мусорке» пластиковый меч, принёс его и спрятал в холле. Спросила, зачем он ему, ответил – пригодится.

Не является ли такое поведение признаком какого-либо расстройства? Есть же синдром Плюшкина, хотя он чаще встречается у людей в возрасте. А тут ребёнок – и такие фокусы.

Раньше сын собирал коробочки, упаковки от игрушек. Чтобы их выбросить, нужно было долго убеждать его, что это не нужно, это хлам. Причём отец зачастую молча выкидывал коробки, из-за чего сын очень расстраивался. Я так не поступаю, поскольку считаю, если вещь принадлежит ребёнку, он и должен ею распоряжаться. У ребёнка должно быть личное пространство, личные вещи, и это его дело, как он их употребит. Естественно, раскидывать вещи по всей квартире я сыну не позволяю. У него есть свой шкаф, свои полки, вот там может хранить что хочет, конечно, в пределах разумного.

И ещё, для полноты картины. В последнее время у нас с сыном случаются конфликты, если можно так сказать. Думаю, из-за этого у него может быть стресс.

Суть в том, что ребёнок стал плохо учиться. Он никогда не был отличником, но сейчас очень слаб по русскому языку, для третьего класса просто жуть как безграмотен. Зная правило «жи-ши», продолжает писать через «ы», игнорирует знаки препинания и заглавные буквы. Переписывая слова, пропускает в них буквы или не дописывает их. Вместо «я», «ё» и других букв, передающих два звука, пишет как слышит – «йа», «йо» и так далее. Сколько ни талдычу правила, всё равно продолжает.

При этом я всегда вместе с ним делаю уроки, постоянно напоминаю о «жи-ши», точках, запятых, заглавных буквах. Сделать домашнюю работу по русскому языку – для него каторга. Вслед за русским стало хуже и с другими предметы, где нужно читать.

Ко всему этому есть проблема с речью: букву «р» сын не выговаривает, глотает или заменяет на «л», шипящие тоже не выговаривает. «Ло» произносит как «во», например, «саво» вместо «сало». Хотя сын может говорить правильно – ходили к логопеду, и при ней, после её объяснений, выговаривал хорошо.

Кроме того, специалисты, к которым мы обращались, все твердят в один голос: как только сын начнёт правильно говорить, он перестанет делать ошибки и в письменной речи. Мы стараемся уже третий год, но ощущение, что топчемся на месте.
А теперь ещё и этот хлам. Как нам бороться с этим стремлением притащить в дом мусор?

Из письма Ирины

Комментарий детского психолога

Уважаемая Ирина, прочитала ваше письмо и улыбнулась. Представила горящие глаза ребёнка, попавшего на развал невероятного богатства, которое в просторечье именуется помойкой. И ещё вспомнила замечательные стихи Якова Хелемского:
Из чего же, из чего же из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки.


Конечно, у вашего мальчика нет никакого психического заболевания, связанного с интересом к старым вещам. Такого рода интерес скорее позитивен, он даже может привести к необычной профессии – например, антиквара или археолога.

В Европе каждый мало-мальски приличный городок регулярно устраивает блошиные рынки, которые привлекают множество туристов. Чем не помойка? Как-то раз прочитала историю семьи, которая зарабатывает тем, что, путешествуя по Европе, покупает вещи на барахолках и перепродает их в России. Думаю, эти взрослые люди в детстве тоже интересовались всяким хламом.

Когда мы видим увлечение ребёнка, вызывающее у нас недоумение, стоит задуматься: какое творческое направление оно символизирует? Было бы расточительной роскошью выбросить воодушевление ребёнка «на помойку».

Как это ни странно, я увидела таинственную связь между первой проблемой и второй. Вы пишете о катастрофической безграмотности сына, проблемах с чтением. Эти состояния называются «дисграфия» и «дислексия». Первое – нарушение процесса письма, второе – нарушение процесса чтения. При таких проблемах общая способность к обучению не страдает.

Ирина, вы напрасно тратите нервы и время, «талдыча» правила правописания. Это не поможет. Правила существуют для того, чтобы проверить себя уже после написания. Ведь когда пишете, вы же не думаете ни о каком правописании. Вот если слово режет глаз, тогда можете вспомнить правило и поправить себя. А ваш ребёнок не видит перепутанных букв.

Эта проблема – особенность устройства коры головного мозга. Около 15 процентов детей в той или иной степени страдают дисграфией. Таким деткам могут помочь логопеды или нейропсихологи, с ними и надо заниматься. Чем старше ребёнок, тем труднее ему помочь, так что не теряйте времени!

Трудности при чтении и письме говорят о том, что ваш сын вряд ли выберет гуманитарную область. Скорее всего, мальчик – ярко выраженный «технарь», ведь он уже сейчас интересуется механизмами и устройствами. Некоторые взрослые могут припомнить детский интерес к начинке бытовой техники. Будучи ученицей младших классов, я с удовольствием разглядывала устройство лампового телевизора, с которого была снята крышка, и даже кое-что смекала. Во всяком случае, могла настроить телевизор лучше, чем кто-либо из взрослых. Я и теперь иногда чиню технику сама, это же интересно!

Возможно, у вашего сына уже сейчас золотые руки или станут таковыми в перспективе. Поддерживайте его интерес, помогите заглянуть в зазеркалье технического мира. Может быть, он вместе с папой или дедушкой разберёт вентилятор. Или вы запишете его в технический кружок. Я вижу множество маленьких детей, с восторгом изучающих окружающий мир, тогда как старшим школьникам уже отбили охоту интересоваться сутью вещей. Обычная история: их ведут к психологам на профориентацию в поисках утраченной профессии, они уже не знают, кем хотят быть, интерес к жизни погашен, остается только интерес к потреблению, то есть лишь к приобретению новых вещей.

Ирина, я желаю вам найти мирное русло для поддержания интереса сына к старой технике. Ну и, разумеется, терпения для воспитания мальчика.

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №12, март 2018 года