Шрек – это луковица, в которой много слоёв
11.07.2018 19:02
ШрекПрогресс радует нас не всегда. Например, в один прекрасный день на смену двухмерным любимым с детства мультфильмам, где плоские разноцветные фигурки Волка и Зайца гонялись друг за другом, пришли полноценные трёхмерные анимационные картины. Но их приняли не все, посчитав, что искусство мультипликации отныне убито обезличенными компьютерными технологиями. «Всё, умерла настоящая мультипликация». Но что же пришло ей на смену?

Страх и ужас

В 2001 году вышел «Шрек» – трёхмерный мультфильм, впервые в истории получивший премию «Оскар». И сейчас мы вынуждены признать, что год за годом анимационное кино только укрепляет свои позиции, выпуская настоящие шедевры. Анимационное кино – это синтез мультипликации и игрового кино, где смоделированные компьютерные персонажи существуют в кадре как живые артисты.

«Шрек» – это история жизни и любви огромного уродливого огра, великана-людоеда, героя западноевропейских сказок. Для этого масштабного и амбициозного проекта были собраны лучшие творческие силы. И первым в этом списке стоит Уильям Стейг – американский писатель, мультипликатор, график, карикатурист и скульптор.

Он писал детские книжки, и в одной из них поведал о необычном огре, который спокойно жил у себя на болоте, никого не задирал и тем более не сжирал, в отличие от собратьев, которые бродили по лесам и горам, круша всё на своём пути, а костями жертв украшали свои жилища. Стейг часто говорил: «Необходимо всегда помнить, что пишешь для детей, иначе можно написать «Войну и мир».

В 1990 году автору стукнуло 80 лет, и именно тогда на свет появилась небольшая иллюстрированная книжка «Шрек!». Имя героя в переводе с языка идиш означает «страх, ужас». В той же книге, иллюстрации к которой создал сам Стейг, присутствовал и болтливый ослик.

Вот к этой парочке – огр и ослик – присмотрелись продюсеры студии «Дрим Ворк Энимейшн». Они решили, что произведение Уильяма Стейга может стать интересной основой для сценария.

И закипела работа. Продюсеры привлекли не самых именитых, но неординарно мыслящих сценаристов, чтобы те в буквальном смысле переосмыслили мировую культуру. В итоге получилось то, что сами авторы назвали «постмодернистское развлечение для взрослых», то есть некое произведение, которое стёрло различие между элитарным и массовым зрителем. Проще говоря, «Шрек» предназначался для самой широкой аудитории, и любой человек мог найти для себя либо тонкие намёки на известных персон или исторические события, вызывающие улыбку знатока, либо грубые шутки, над которыми можно от души поржать.

Французский Ангел

Нарисованный Стейгом Шрек совсем не похож на экранного – сохранилась лишь кожа зелёного цвета. Говорят, что прототипом образа стала интереснейшая личность – Мори2с Тийе2, профессиональный французский борец-реслер, по некоторым данным родившийся на Урале. Когда он был мальчиком, за прекрасный облик его окрестили Ангелом. Но с возрастом у Мориса стала развиваться редкая болезнь – акромегалия, доброкачественная опухоль гипофиза, которая провоцирует непропорциональный рост костей, особенно в лицевой части. Сегодня это заболевание достаточно просто лечится с помощью лучевой терапии, но тогда, в 1940-х…

При росте 170 сантиметров Тийе весил 122 килограмма, и не за счёт жировых отложений, а из-за больших и тяжёлых костей. Морис был образованным и интеллигентным человеком. Он учился на адвоката, знал более десяти языков, был добрым и тихим человеком. Но отталкивающая внешность не позволила ему получить образование и жить в общепринятой социальной среде.

«Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Чтобы скрыться от насмешек, часто уходил на пристань и всё свободное время проводил у воды…»

К счастью, Морис встретил человека, который убедил его попробовать силы в реслинге – спортивной борьбе с элементами акробатики и театрализованного шоу. Так Тийе стал знаменитостью. Он выступал в Европе и США под псевдонимом «Французский Ангел», с большим юмором относился ко всему, что с ним происходило, даже с удовольствием позировал, когда с него лепили фигуру неандертальца для палеонтологического музея.

Вот такой удивительный человек подарил Шреку свои внешние данные и черты характера. И теперь понятно, почему зеленолицый огр получился настолько обаятельным и «многослойным, как лук», как он сам о себе сообщает.

Как движется грязь

Доставляет истинное удовольствие следить за остроумными и неожиданными находками создателей фильма, которые обыграли и переосмыслили сюжеты знаменитых сказок, известных голливудских блокбастеров и популярных американских телешоу.

Основная история, роман Шрека и Фионы, строится на классическом сюжете сказки «Красавица и чудовище» («Аленький цветочек»), только наоборот. Линия романтической Драконихи, влюбившейся в Ослика, носит пародийный характер и оттеняет отношения главных героев. Второстепенными, но также важными персонажами становятся известные сказочные герои: Пиноккио, Серый Волк, три слепые мышки из английской народной песенки, пряничный человечек… В кадре мелькают Красная Шапочка, Питер Пэн, три поросёнка, три медведя, Золушка, Белоснежка и семь гномов, Спящая красавица, Волшебное зеркало и многие-многие другие.

Даже первое появление Ослика, которого пытается за гроши продать злая старуха, – это отсылка к сказке «Джек и волшебные бобы».

Чтобы подчеркнуть, что этот анимационный фильм больше всё же рассчитан на взрослого зрителя, создатели поднимают и достаточно серьёзные темы. Например, когда коротышка лорд Фаркуад решает избавиться от всех волшебных существ и обещает вознаграждение за донос, тут же выстраивается очередь: Джузеппе легко сдал Пиноккио, а Питер Пен – фею Динь-Динь…

Очень органично вписались в «Шрека» пародии на фильмы, которые были лидерами проката в разные годы.

В одном из самых первых эпизодов Шрек чистит зубы перед зеркалом и улыбается своему отражению, но зеркало не выдерживает такой «красоты» и разлетается на осколки. Эта сцена – прямая отсылка к шпионской комедии «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил». И здесь присутствует двойной подтекст. Остина Пауэрса сыграл Майк Майерс, который озвучил Шрека.

Когда Шрек, Фиона и Ослик сбегают от Драконихи, то виснут гроздью на ветхом сломанном мостике над бушующей внизу лавой. В киноленте «Индиана Джонс и храм судьбы» герои оказались в такой же ситуации, только зритель видел не раскалённую лаву, а реку, кишевшую голодными крокодилами.

В лесу, когда Фиону пытается «спасти» от зелёного великана неоднозначный Робин Гуд, хрупкая девушка демонстрирует боевые приёмы и зависает в воздухе, как Нео в знаменитой «Матрице». А ещё аниматоры признались, что в боевой технике отважной Фионы присутствуют элементы, подсмотренные у Джеки Чана и в китайском фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

Художники-аниматоры подошли к своей работе с фанатизмом и были готовы на любые жертвы. Перед тем как приступить к эпизоду, где Шрек принимает грязевой душ, они сами прошли через это испытание: художникам было важно прочувствовать, как движется вязкая грязь по телу, чтобы потом анимационный герой выглядел наиболее достоверно.

Создатели прошлись и по популярным телепрограммам. Например, это «Игра в свидания» (аналог «Давай поженимся»), когда Волшебное зеркало предлагало лорду Фаркуаду на выбор потенциальных невест.

Досталось и великим художникам. Над кроватью Фаркуада можно заметить картину Боттичелли «Рождение Венеры», где вместо прекрасной девы красуется он сам.

Огорчённая Фиона

В «Шреке» смешалось всё и вся. Герои говорят то высокопарным стилем, то современным сленгом. Пользуются деревянными ложками, но снимают домашнее видео на какую-то непонятную камеру.

Создатели не стесняются и чёрного юмора. Когда Фиона ранним утром гуляет по лесу и поёт вместе с птичкой, повторяя эпизод диснеевской «Белоснежки», то берёт высокую фальшивую ноту, от звука которой пернатое создание просто взрывается. Как оказалось, птичка собиралась стать мамой и высиживала три симпатичных яйца. И вроде бы огорчённая Фиона должна позаботиться о невылупившихся птенцах… Что она и сделала: пожарила яйца на завтрак Шреку и Ослику.

Романтика показана тоже весьма сомнительным образом. Шрек и Фиона поочерёдно надувают жабу и змею до состояния воздушных шариков, а потом отпускают несчастных животных в небо на волю судьбы. Кого-то, возможно, и передёргивает при просмотре этих эпизодов, но каждая подобная деталь составляет образы главных героев. Ведь, в конце концов, и Шрек, и Фиона – дикие огры!

Говорят, не видя друг друга

«Шрека» мы с удовольствием пересматриваем уже почти 20 лет. И дело не только в картинке, важен ещё и звук. Речь об артистах, которые подарили персонажам свои неповторимые голоса.

Уже упоминалось, что в оригинальной картине главного героя озвучил Майк Майерс. Но он был не первым. Шрек должен был заговорить голосом Криса Фарли, артиста, известного нам по комическим ролям в фильмах «Увалень Томми» и «Ниндзя из Беверли-хиллз». Добродушный толстяк как никто другой подходил на роль Шрека, но жизнь распорядилась иначе. Во время работы над фильмом о зелёном великане Крис в возрасте 33 лет умер от передозировки наркотиков. Коллеги любили Фарли, но съёмки пришлось продолжить. Тогда-то и был приглашён Майерс. Данью памяти его предшественнику стал любимый жест Криса Фарли – «кавычки пальцами», который Шрек делает в одном из диалогов.

Майерса не очень устраивала манера речи Шрека, в которой работал Фарли, и он предложил продюсерам попробовать шотландский акцент. Идея понравилась, и ради переозвучивания студия увеличила бюджет на 5 миллионов долларов!

Случайно родился и эпизод, когда утончённая Фиона испускает смачную отрыжку, чтобы Шрек не чувствовал себя неловко. Оказывается, Кэмерон Диас, озвучивавшая Фиону, действительно случайно рыгнула во время записи, и этот звук оказался столь выразительным, что под него придумали новую сцену.

Чьим голосом заговорит Ослик, решили сразу. Конечно же, голосом Эдди Мёрфи! И этот выбор оказался прямым попаданием и в экранный образ длинноухого болтуна, и в сердца зрителей.

Джон Литгоу («Скалолаз», «Третья планета от Солнца», «Декстер», «Восстание планеты обезьян») озвучил лорда Фаркуада. Кстати, образ этого коротконогого заносчивого субъекта срисовали с одного из боссов конкурирующей студии «Уолт Дисней».

Литгоу сетовал, что в студии звукозаписи так ни разу и не встретился со своими коллегами, а он очень хотел пообщаться с Кэмерон Диас, Эдди Мёрфи, Венсаном Касселем! Оказывается, работа по озвучению была построена таким образом, что актёры вообще не видели друг друга. Когда Майк Майерс в образе Шрека признавался в любви Фионе, то произносил трогательные слова своей жене Робин, которая в тот момент находилась в студии.

Красавчик Венсан Кассель, знаменитый французский киноактёр и бывший супруг Моники Беллуччи, был приглашён на роль Робин Гуда. И хотя по преданию благородный разбойник родом из Англии, французский акцент добавил метросексуальному Гуду особый шарм.

Ещё один интересный артист принимал участие в «Шреке». Его имя мало знакомо публике, но вот голос… Конрад Вернон – гений озвучки, особенно когда речь заходит об анимационных проектах. Его голосом говорили многочисленные герои в «Мадагаскаре», «Пингвинах из Мадагаскара», «Монстрах против пришельцев», «Кунг-фу Панде» и «Боссе-молокососе». В «Шреке» Вернон озвучил милого пряничного человечка, на хрупкое тельце которого валятся многочисленные неприятности.

По мере того как велась работа над мультфильмом, персонажи приобретали черты артистов, которые их озвучивали. Ослик – яркое тому доказательство: глаза, улыбка, ужимки. Всё это досталось ему от Эдди Мёрфи!

Уютное болото

Работа над «Шреком» велась с финансовым, идейным и юридическим размахом. Перед выходом в прокат маститые юристы покадрово просматривали весь фильм, выискивая то, за что на «Шрека» могла бы подать в суд конкурирующая и очень агрессивная студия «Дисней». Действительно, в истории о великане-огре присутствует зашкаливающее количество персонажей из мультфильмов и фильмов этой студии. Чего стоит, например, эпизод, когда Шрек с ужасом обнаруживает во дворе своего дома на уютном болоте скопище сказочных существ – их там более тысячи! Тогда-то Шрек произносит, ставшую крылатой, фразу: «Не будьте как дома, вам тут официально не рады. Это факт!»

Несмотря на то что создатели «Шрека» весьма вольно обошлись с диснеевскими персонажами, ни одного иска подано не было.

Бюджет «Шрека» составил более 60 миллионов долларов, общий сбор от мирового проката превысил 480 миллионов. Проект оказался настолько успешным и популярным, что Шрек удостоился именной звезды на Аллее славы не как фильм, а как персонаж. Конечно, такой успех нужно было срочно закрепить, и началась работа над следующими частями. Второй фильм про Шрека вышел в 2004 году, «Шрек Третий» – в 2007-м и «Шрек навсегда» – в 2010-м.

Российский зритель увидел «Шрека» сразу после премьеры. Наш вариант дубляжа оказался настолько удачным, что спустя три года в рамках премьеры фильма «Шрек-2» на Каннском кинофестивале был признан лучшим среди других дублированных вариантов. Главных героев у нас озвучили Алексей Колган (Шрек), Вадим Андреев (Осёл) и Жанна Никонова (Фиона).

В 2014 году фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди жителей России о популярности мультфильмов. Первое место занял «Ну, погоди!», второе – «Маша и Медведь», а третье место разделили трилогия «Трое из Простоквашино» и «Шрек».

Именно первый «Шрек» во многом проложил дорогу другим интересным анимационным полнометражным фильмам – «Рататуй» (2006), «Рапунцель: Запутанная история» (2010), «Храбрая сердцем» (2012), «Холодное сердце» (2013)… И вскоре зрители всего мира влюбились в эти трёхмерные мультфильмы, сопереживали героям и воспринимали их как живых!

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №27, июль 2018 года