Рашн фэшн
26.07.2018 15:32
Кто одевает Россию

Рашн фэшнФутбольный чемпионат, как ни странно, привлёк внимание не только к спорту и русской архитектуре. На кадрах из России, которые увезли иностранные туристы, фигурируют наши родные кокошники, сарафаны, шапки-ушанки и даже старинные армяки. Так неожиданно встал вопрос – а что такое современная российская мода?

Правят бал

Понятие «российская мода» загадочно и существует вне мировых правил. Вычислить, по какому принципу выстраивается иерархия отечественных кутюрье и кто у нас тут главный, – задача на для слабых умов. Но зато в России есть свои плюсы. Например, несмотря на то что российских дизайнеров совсем не много, они не враждуют друг с другом. И хотя конкуренция всё же существует, нашим модельерам далеко до западного «гадюшника».

Долгое время на слуху было лишь одно имя – Вячеслав Зайцев. В далёком 1974 году этот советский художник-модельер получил первую медаль «За трудовую доблесть». Дальше пошло-поехало. Ордена, премии, звания, титулы и прочие регалии сыпались на Зайцева буквально год за годом. Вклад Вячеслава Михайловича в отечественную индустрию моды действительно велик. Однако время никого не щадит, и на смену маэстро Зайцеву пришёл Валентин Юдашкин. Именно его в последние годы называют «королём российских подиумов».

В 1986 году Валентин Юдашкин окончил с отличием Московский индустриальный техникум, защитив два диплома – «История костюма» и «Макияж и декоративная косметика». С макияжем дело дальше не пошло, зато первую свою коллекцию одежды он представил уже в 1991 году, причём в Париже! Однако настоящий фурор произвёл показ его коллекции «Фаберже» во французской столице на Неделе высокой моды. Одно из платьев в стиле «яйца Фаберже» позже было передано в Лувр – главный музей Франции.

Карьера преемника Вячеслава Зайцева складывалась весьма удачно. В конце девяностых в Москве открылся первый бутик Valentin Yudashkin. Это стало настоящим событием, и о модельере узнали все.

В 2000-х годах Юдашкин в соавторстве с модельером Игорем Чапуриным разработал форму для военнослужащих Вооружённых сил, после чего Валентин Абрамович был официально зарегистрирован как доверенное лицо Владимира Путина.

Сейчас Дом моды Валентина Юдашкина – один из ведущих в России. Дизайнер ежегодно делает показы в Париже, Милане и Москве, а отдельные его модели становятся экспонатами музеев мирового уровня. А под маркой Yudashkin Jeans («Юдашкин Джинс») производится одежда в стиле кэжуал, которую можно купить в крупных мировых торговых центрах по более-менее адекватной цене.

А-ля рюсс

Отдельная ниша, которую мечтают занять почти все отечественные дизайнеры, – это спорт «на государственном уровне». И очевидно, что с улицы в эту дверь не войдёшь.

Последние пятнадцать лет наших олимпийцев одевал бренд «Боско спорт». Даже члены МОК красовались в их форме на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Ситуация изменилась в прошлом году: у российской олимпийской сборной появился новый дизайнер – Анастасия Задорина и её марка ZA Sport.

Именно Задорина в 2014 году выпустила знаменитую серию футболок с провокационными надписями: «В гробу я видел ваши санкции», «Тополь санкций не боится», «У нас свои приколы без вашей кока-колы» и «Санкции? Не смешите мои «Искандеры». Эти футболки в рамках акции «Модный ответ – санкциям нет» выдавались москвичам в обмен на старую одежду отечественного производства.

У этого дизайнера железобетонная поддержка: Анастасия – дочь президента спортклуба «Динамо», руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России генерал-полковника Михаила Шекина. Кроме того, её «курирует» известный бизнесмен Алексей Хотин. В общем, неудивительно, что возможность одевать наших спортсменов выпала именно ей.

Что касается фишек наших дизайнеров, то их неизбывная страсть – национальные русские мотивы в одежде. И здесь никак не обойти вниманием вышеупомянутого Вячеслава Зайцева. Его платья и жакеты с узорами, аксессуары из меха, бусы и красный цвет как основа – все эти детали популярны среди кутюрье и модников во всём мире.

А новое поколение наших дизайнеров с удовольствием подхватывает традиции, заложенные мэтрами. Например, спортивные костюмы с росписью под хохлому прославили Дениса Симачёва – выпускника Московской государственной текстильной академии. В самом конце девяностых Симачёв получил сразу несколько престижных модных премий и вскоре стал авторитетным дизайнером. В хохломских костюмах, недавно придуманных им, теперь ходят жители разных российских городов – за хлебом и даже пивом.

Анастасия Романцова, владелица и художественный руководитель марки «А-ля Рюсс», желая проявить свои патриотические настроения, пошла совсем прямым путём и сделала коллекцию под названием «Гордость России». В её одежде фигурируют цветовые решения всех русских флагов – от Андреевского бело-голубого до нынешнего триколора, а также символы, обыгрывающие наши исторически важные события. Главная фишка – аксессуары в имперском стиле. Каждый художник воспринимает патриотизм по-своему, и запретить это ему никто не может и не должен.

Однако авангардный российский дизайнер Кирилл Минцев в одном из интервью заявил: «Недопустимо делать купальники или нижнее бельё с изображением флага».

Когда-то Минцев был художником в московском театре «Гоголь-центр», а в последнее время занимается дизайном одежды. Он пытается найти связь между XXI веком и русскими корневыми традициями. В частности, делает ажурные кокошники. На родительское собрание в таком головном уборе, конечно, не сходишь, а вот на подиуме и в
сессиях это смотрится великолепно!

Задумки Минцева покорили даже самых неожиданных клиентов: в его чокере ходит Диана Шурыгина, а в кокошниках от Минцева снялись для новогоднего календаря сирийские женщины.

Павловопосадские платки, принты а-ля хохлома и гжель, шапки-боярки, красные кожаные сапожки, кокошники – всё это вновь на пике популярности. Даже такие монстры мировой моды, как Карл Лагерфельд, Кензо, Валентино и Дольче и Габбана с удовольствием используют в своих коллекциях русские мотивы.

Ну и, наконец, пара слов о вездесущих лампасах как неотъемлемом символе российской военной мощи. Знаете ли, кто их продвинул на подиумы всей планеты? Наш родной российский дизайнер Гоша Рубчинский. В 2016 году этот человек попал в список пятисот самых влиятельных представителей мира моды. И хотя многим одежда, которую делает Георгий, кажется не слишком симпатичной, всё же именно Рубчинского принято считать самым ярким отечественным дизайнером, работающим в формате «уличной моды».

Особо важные кутюрье

Дивой современной российской моды можно смело назвать Алёну Ахмадуллину. Она окончила Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, после чего неоднократно становилась обладательницей различных престижных премий и титулов. C 2005 по 2009 год бренд Alena Akhmadullina был бессменным участником Парижской Недели моды.

Алёна – один из самых уважаемых на мировом уровне российских дизайнеров и любимица наших глянцевых журналов. Её одежду можно купить в Москве, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Женеве, Лондоне, Праге, Пекине и многих других городах мира. Однако каждая вещь этого бренда обойдётся в копеечку. В 2008 году Ахмадуллина создала костюмы для гастрольного тура певицы Земфиры, а в 2010 году разработала форму для участников церемонии открытия Олимпийских игр в Ванкувере. Тогда же она наряду с Ральфом Лораном, Марком Джейкобсом, Полом Смитом и другими именитыми модельерами придумала уникальный дизайн матрёшки.

Ахмадуллина – истинная леди, она отличается строгим нравом и не любит давать интервью. Скандальных подробностей о её жизни не найти, при этом популярность дизайнера с каждым годом становится всё выше.

Из мужчин ведущие позиции в одежде класса люкс, безусловно, принадлежат Игорю Чапурину. В частности, Чапурин занимался гардеробом первых леди России – Людмилы Путиной и Светланы Медведевой. Родом из Витебска, он окончил тамошний технологический техникум по специальности «конструктор женской одежды». Чапурина можно назвать почти что продолжателем династии: оба его родителя работали на трикотажной фабрике, создавали эскизы, оригинальные ткани и одежду. Первый успех пришёл к дизайнеру в 1992 году, когда он, представляя Россию, победил на конкурсе молодых модельеров компании «Нина Риччи». Именно Чапурин разрабатывал стиль для многих наших звёзд и даже самой Аллы Демидовой.

Уникальным явлением в мире российской моды считается Александр Терехов. Он одевает многих представителей российского бомонда: Ренату Литвинову, Светлану Бондарчук, Сати Спивакову, Полину Гагарину, Равшану Куркову, Сергея Шнурова и других звёзд. А ведь ничто не предвещало подобного размаха.

Терехов родился в маленьком городке Вязники Владимирской области. Отец Александра – военный, изначально он не поддерживал тягу мальчика к шитью и желанию наряжать кукол. А вот мама помогла сыну осуществить мечту, отдала его в художественную школу. Когда пришло время поступать в институт, они вместе отправились в столицу. Но Александр не прошёл в Институт дизайна и моды – оказалось, что по московским меркам он рисует недостаточно хорошо. Тогда Терехов стал брать частные уроки и через какое-то время всё же поступил на факультет «Дизайн костюма», причём на бюджетное отделение. Потом была стажировка в Париже, после которой Терехов и начал создавать сценические образы российским звёздам шоу-бизнеса. Первой, кто доверился вкусу и мастерству дизайнера, была певица Алсу. А вскоре его одежда и аксессуары стали продаваться в Милане. В платьях дизайнера красовались даже мировые звёзды, например, Анджелина Джоли и Селин Дион.

Мода для народа

Есть у нас и дизайнеры-универсалы. Они регулярно показывают свои коллекции на подиумах, но и про народные нужды не забывают. Лидирует здесь Султанна Французова. Когда-то она начинала с «Лаборатории моды Славы Зайцева». Потом училась в Милане. Госпожа Французова никогда не стремилась к формату ВИП, а пыталась найти решения в рамках демократичного стиля. Сейчас её платье на каждый день можно купить по цене от 1,5 тысячи рублей, вечернее – от 3 тысяч.

Вот как дизайнер формулирует свои принципы: «Мы будем работать не «вширь», как раньше, а «вглубь». То есть развивать коллекции, работать над качеством, внедрять новые линии. Делать всё, чтобы радовать девушек. Работать для тех, кто любит и любим, для тех, в чьи планы входит срочно влюбиться, потерять голову и обрести счастье. Потому что мои героини – чувственные и стремительные, притягательные и неуловимые, воплощение искушённости и здравого смысла, и для них самое красивое движение – это движение вперёд!»

Один из самых молодых, но уже именитых «народных» дизайнеров – Кира Пластинина. Её вещи можно купить во многих ТЦ по всей России. На распродажах – совсем недорого. Платье обойдётся в полторы тысячи рублей, а топ и вовсе в 500–600.

Эта девушка – типичный представитель «золотой молодёжи». Бренд Kira Plastinina – детище её отца, вложившего в это дело большую сумму. Эта одежда ориентирована на женскую подростковую и молодёжную аудиторию. Однако в магазинах этой марки нередко можно встретить и даму за сорок, правда, исключительно не полной комплекции. Дизайнер утверждает, что придумывает и запускает в производство только те модели, которые с радостью носила бы сама.

В 2007 году в рекламной кампании бренда приняла участие сама Пэрис Хилтон. Есть информация, что американская фотомодель и актриса получила за это гонорар в 2 миллиона долларов. Годом позже Кира показала свою коллекцию на Неделе моды в Милане. После этих событий магазины бренда стали расти как грибы по всей России. Ходят слухи, что в прошлом году компания обанкротилась, однако многие магазины Kira Plastinina до сих пор работают, и не остановлены продажи через интернет.
Мужчины тоже могут купить себе дизайнерскую одежду по смешным ценам, если вдруг есть такая потребность. Об их интересах позаботились создатели линий одежды для сильного пола.

Например, дизайнер Артём Шумов. Выпускнику Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Шумову посчастливилось когда-то работать с Татьяной Парфёновой и Викой Газинской – дизайнерами с мировым именем. В 2012 году Артём создал собственный бренд одежды, которую сейчас можно приобрести в Санкт-Петербурге и Москве. Всё, что мужской душе угодно: брюки, рубашки, костюмы и верхнюю одежду. На распродаже вы вообще купите вещи из прошлых коллекций Artem Shumov почти даром: футболку – за 500 рублей, брюки – за тысячу, а плащ или куртку – за полторы–три.

В среде российских дизайнеров постоянно появляются новые имена, иногда весьма и весьма талантливые, поэтому не будет преувеличением сказать: в недалеком будущем наша страна блеснёт на мировом подиуме новым русским Лагерфельдом, Версаче или даже Шанель. Мы верим!

Маша ТУРГЕНЕВА,
стилист

Опубликовано в №29, июль 2018 года