Маргарет Тэтчер: «Извините, джентльмены»
26.07.2018 15:49
Маргарет ТэтчерОчень странно, что «железной леди» Тэтчер в нашей стране, в общем-то, симпатизируют. Ладно бы от неё приходила в восторг только либеральная интеллигенция. Но ведь и массы относятся к Маргарет вполне благодушно. А между тем, она всегда была враждебна к нашей стране. Может, дело в чисто женском обаянии бывшего британского премьера? Так не было и этого. Напротив, Маргарет излучала тёмную энергию, и это, кажется, замечали все, кроме русских. Взять хотя бы чутких французов. Президент Жискар д'Эстен говорил о Тэтчер: «Я не нахожу её приятной собеседницей. Она не похожа ни на мужчину, ни на женщину». Другой французский лидер, Миттеран, сказал: «У неё губы Мэрилин Монро, а глаза Калигулы». Можно ли точнее описать внешность хищника?

Плоховато с юмором

Родители Маргарет, бакалейщики по фамилии Робинс, с момента её зачатия и до самых родов мечтали о мальчишке. Отец и мать были настолько уверены в появлении наследника, что заранее приготовили пелёнки голубого цвета. Но 13 октября 1925 года родилась девочка.

Родительские ожидания не прошли даром для формирующегося плода: очень скоро выяснилось, что в девчачьем теле поселилась мужская душа. Юная Марго была очень серьёзным и волевым существом. С детства выигрывала спортивные призы, а в 9 лет, победив в поэтическом школьном конкурсе, в ответ на слова директрисы о том, что ей «очень повезло», презрительно фыркнула:
– Это не везение, это заслуга!

Политические собрания она стала посещать с 12 лет. Нарядами, танцами и прочими девичьими радостями молодая мисс Робинс не интересовалась совершенно. Одноклассники знали, что своими горячими рассуждениями о политике она может испортить любую вечеринку, и поэтому редко звали её в компанию.

Ещё у Маргарет было неважно с юмором. Став публичным политиком, она с помощью имиджмейкеров научилась улыбаться, но не всегда делала это вовремя. Начальник её выборного штаба рассказывал впоследствии, что если на светских приёмах предусматривались какие-то остроты, то Маргарет предупреждали об этом заранее, чтобы она успела вовремя засмеяться. Если предупреждение запаздывало, она могла недоумённо поднять брови и произнести растерянное «О!».

В психиатрии есть термин «эмоциональная тупость». Он вполне подходил к характеру будущей правительницы Британии. Нет, темперамент у неё был, но исключительно политический. Остальной спектр человеческих страстей ей, по-видимому, недоступен.

Без комплексов

Позднее, поступив на химфак Оксфордского университета, молодая лейбористка сменила политическую ориентацию и переметнулась к консерваторам, причём не по идеологическим соображениям. Просто в руководстве университетской Ассоциации молодых консерваторов имелись свободные вакансии, а у лейбористов все тёплые местечки были заняты. Так что, повернись обстоятельства по-другому, мир узнал бы железную Маргарет не как душительницу профсоюзов и сторонницу частной собственности, а наоборот, как пламенного борца за права трудящихся.

Перемена лагеря пошла на пользу. Студентка стала председателем университетской консервативной ассоциации. В политику она теперь играла уже на городском уровне. Правда, на выборах потерпела поражение. Зато познакомилась во время избирательной кампании с однопартийцем Дэнисом Тэтчером, очень состоятельным человеком. Это был шанс, и Мэгги Робинс им воспользовалась, превратившись в миссис Тэтчер. Теперь честолюбивая девушка могла не думать о деньгах, получить второе образование на юридическом факультете и полностью посвятить себя политике.

Замуж она вышла в 1951 году, юристом стала в 1954-м, в 1959-м в первый раз прошла в парламент, в начале 70-х была министром образования. А в 1974-м, когда разразился партийный кризис, Тэтчер выдвинула себя в партийные лидеры и победила. С этого времени и до 1990 года она бессменно возглавляла Консервативную партию, причём с 1979 года эта партия находилась у власти.

И если по пути на партийную верхушку Маргарет бесцеремонно расталкивала конкурентов, то став лидером, установила настоящую диктатуру: зачистила партию от соперников и просто неэффективных работников.

– Это хорошо, что я всю жизнь училась в учебных заведениях для девочек, – объясняла она свои победы. – Почти не знакомясь с мальчиками в детстве, я не приобрела комплексов перед ними и не научилась уступать им только потому, что они мальчики. А когда я стала взрослой – извините, джентльмены, было уже поздно.

Первый срок

Тэтчер была не просто лидером Консервативной партии, но представительницей самого агрессивного её крыла, отличавшегося нетерпимостью к тем, кто не разделял идеалов «рыночной демократии». Тэтчер поддерживала и идею о том, что государством должна управлять элита, имеющая право лепить из народной массы всё, что посчитает полезным. И придя к власти, начала «лепить». По её словам, она «изменила в Британии всё, кроме парламента, вооружённых сил и почты».

Для начала Маргарет выкинула из правительства «мокриц» – бесхарактерных, с её точки зрения, чиновников. Затем пошла на жёсткое ограничение госрасходов, урезала пособия и льготы, резко сократила финансирование науки, устранила госконтроль над экономикой и, чтобы пополнить бюджет, начала широкие раздачи государственных предприятий частному бизнесу.

Эти болезненные меры проводились не от хорошей жизни. Английская экономика начала 80-х находилась в глубоком упадке. Её перегружали многочисленные благотворительные программы, частые забастовки погружали страну в хаос, английские товары теряли конкурентоспособность из-за слишком высокой оплаты труда.

Другое дело, что положительные последствия этой терапии англичане ощутили сильно позже, а вот в первые несколько лет положение только ухудшалось. Что говорить, если свои действия Маргарет начала с отмены бесплатного молока для учеников начальных классов и повышения цен на школьные завтраки!

Популярность консерваторов таяла на глазах, и они бы ни за что не выиграли выборы 1983 года, если бы судьба не послала Англии военный конфликт с Аргентиной. Впрочем, конфликт не был случайным, «руку судьбы» на самом деле направляла Маргарет.

Маленькая победоносная война

Фолклендские острова, лежащие в 13 тысячах километров от Британии, считались её территорией довольно условно. По справедливости они скорее должны принадлежать Аргентине, к берегам которой находятся намного ближе. Вялотекущий спор из-за этих островов между двумя странами шёл много десятилетий, но одно дело, когда Аргентина в начале XX века спорила с могущественной Британской империей, чьи владения были разбросаны по всей планете, и совсем другое – середина 1980-х, когда Англия лишилась всех колоний, кроме этих отдалённых островов.

Претензии Аргентины стали более реальными, тем более что к власти там пришли военные. В принципе, «повиси» острова в воздухе ещё несколько лет, Британия, может быть, и сама бы от них отказалась. Но глава аргентинской хунты генерал Галтьери решил захватить Фолкленды силой. Как сейчас известно, спровоцировала его на это «утечка информации» из британского министерства обороны. А говорили эти сведения о том, что англичане не будут драться за острова ни при каких обстоятельствах. Произошла «утечка» очень вовремя: как раз тогда, когда в Британии всем стало очевидно, что консерваторы проиграют выборы.

И вот в апреле 1982 года аргентинцы высадились на островах, Англия немедленно направила туда свою эскадру. Военную мощь Аргентины и Британии сравнивать, разумеется, нельзя. Через три месяца аргентинская группировка капитулировала. А победа над латиноамериканской страной наполнила сердца англичан таким восторгом, что консерваторы выиграли парламентские выборы с триумфом.

А ещё после истории с «утечкой» секретов Тэтчер поняла, что промыть мозги главе враждебного государства важнее, чем добиться над ним военного превосходства. Эти выводы она в полной мере применит к нашей стране.

Леди-киборг

Между прочим, прозвище «железная леди» прилепилось к Тэтчер довольно замысловатым путём. Сначала одна из немецких газет, писавшая о том, как английская премьерша расправляется со своими политическими противниками, назвала её «железной девой» – по аналогии со средневековым орудием пыток. Это прозвище использовала в передовице советская «Красная звезда», но при переводе смысл исказился: вместо железного ящика с гвоздями получилась женщина со стальным характером. Это сравнение дошло до британцев и страшно им понравилось: вроде бы ругают Советы нашу Маргарет, но уважительно. С тех пор эта метафора часто обыгрывалась в английской прессе. Некоторые журналисты даже ямочки на щеках премьер-министра называли стальными.

…Второй срок железной Маргарет отмечен двумя крупными победами: она разгромила шахтёрские профсоюзы у себя в стране – это раз, и она подобрала ключик к новому Генеральному секретарю ЦК КПСС – это два.

Англия 80-х годов сильно зависела от угля, профсоюзы угольщиков были очень влиятельны. После того как Тэтчер начала закрывать убыточные шахты, профсоюзы объявили ей войну. Началась всеобщая забастовка шахтёров, в результате которой города сидели без света, а английскую экономику едва не хватил паралич. Впрочем, «железная леди» подготовилась к такому варианту: в разных странах, и прежде всего в СССР, были закуплены стратегические запасы угля и нефти.

Началась война на измор. Шахтёры ждали, когда у правительства кончатся деньги на закупки зарубежного топлива. А правительство ждало, когда иссякнут запасы профсоюзов (шахтёры ведь не бесплатно ходили на митинги, им за это «отстёгивали»). СССР только выигрывал от такой ситуации! Мало того, что в тяжёлую ситуацию попал вековой геополитический противник России, так этот противник ещё и поддерживает нашу экономику валютными вливаниями. Идеально!

Чтобы сохранить такое положение вещей, в советской стране даже собирали «добровольные» взносы с наших горняков в поддержку зарубежных собратьев и по различным каналам переправляли их английским профлидерам. Суммы были миллионными, но британские закупки сырья окупали всё многократно. Продлись такое положение ещё несколько лет, и в подсаженной на нашу угольно-нефтяную иглу Британии, возможно, вспыхнула бы революция. Однако талантливая шахматистка Тэтчер сделала неожиданный и дерзкий ход, в результате которого ситуация диаметрально изменилась. Англия устояла, а у нас началась перестройка.

«Англичанка гадит»

Соперничество между Российской и Британской империями берёт начало в XVIII веке, когда наша страна настолько укрепилась и расширилась, что её интересы стали сплошь и рядом пересекаться с английскими.

Ещё при Петре I англичане вмешались в наш конфликт со Швецией и пригрозили ввести свой флот в Балтийское море, если мы не остановим наступление на Стокгольм. В начале XIX века убийство императора Павла I было организовано агентами тогдашнего британского премьера Пита. Всё потому, что русский царь склонялся к союзу с Наполеоном и подумывал о походе в Индию – «жемчужину британской короны».

В XIX веке, когда наши войска сражались на Кавказе и в Средней Азии, они везде сталкивались с противодействием англичан. Тогда и родилась среди наших военных и политиков присказка «англичанка гадит» – тогда она относилась к английской королеве Виктории. В 80-х годах XX века эта поговорка вновь могла бы стать актуальной, но историческая память советской элиты оказалась слишком короткой.

Это при том, что Тэтчер не скрывала своих людоедских взглядов, заявив в одном из радиовыступлений, что в России экономически оправдано проживание лишь 15 миллионов человек. Ведущий не поверил своим ушам и переспросил её: наверное, вы имели в виду 150 миллионов? Нет, именно 15, подчеркнула премьер-министр. То есть ровно столько, сколько требуется для обслуживания идущих на Запад трубопроводов.

Сейчас некоторые утверждают, что МИ-6, британская разведка, специально двигала Михаила Горбачёва в генеральные секретари. Ничего фантастического в таком предположении нет, учитывая запутанную ситуацию с советским престолонаследием. Это не значит, что «Горби» был агентом британской разведки. Просто изучив характер молодого члена Политбюро, на него могли сделать ставку на Западе и косвенно содействовать его продвижению.

Однако то, что он при первой же встрече с Тэтчер сразу занял подчинённое положение, совершенно очевидно.

Встреча эта произошла в октябре 1984-го, в самый разгар «угольной войны». Ещё жив Черненко, но Англия уже начинает налаживать контакты с его преемником. Свидетели рассказывают, что прибывший в резиденцию на Даунинг-стрит Горбачёв имел при себе подробную инструкцию министра иностранных дел Громыко, какую линию проводить в беседе с противником. Немаловажное место в инструкции занимали требования о гуманном отношении к английским забастовщикам, против которых уже применялись армейские части. Однако после часового разговора с волевой англичанкой Горбачёв стал похож на загипнотизированного. Будущий глава советской империи показал Маргарет секретную бумагу и тут же разорвал её, продемонстрировав начало «нового мышления».

С этого момента помощь британским шахтёрам прекратилась. Наши союзники были отданы на съедение «железной леди».

Коррозия металла

В конце концов авторитаризм Тэтчер надоел не только англичанам, но и её однопартийцам. Главным расхождением между ней и большинством консерваторов стало то, что «железная леди» категорически не хотела объединения Европы и тем более участия в этом своей страны.

Маргарет буквально выдавили с должности главы партии, сначала убрав её верных заместителей, а затем вынудив написать прошение об отставке.

Но из большой политики Тэтчер не ушла, оставшись членом Бильдербергского клуба. Это закрытая организация, объединяющая примерно полторы сотни миллиардеров, редакторов ведущих СМИ и известных политиков, как действующих, так и отставных. Поговаривают, что на заседаниях клуба координируются действия правительств, регулируются финансовые потоки и вообще решается судьба планеты.

Вскоре после отставки «железная леди» выступила на заседании клуба с речью, которая наводит нас на грустные размышления.

В этой речи, произнесённой в ноябре 1991 года, Маргарет сказала, что Советский Союз представлял для Запада вовсе не военную, а экономическую угрозу, добившись очень высоких экономических показателей. Прирост ВВП в СССР почти до конца 80-х годов был вдвое больше, чем у любой капиталистической страны. С учётом огромных ресурсов, которые контролировала страна Советов, у неё «были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков», – сказала Тэтчер. Далее она подробно объяснила, что именно сделало её правительство для недопущения такой ситуации. Советских лидеров сначала обольстили торжественными приёмами на Западе, а затем стравили друг с другом.

«Таким образом, де-факто распад СССР уже произошёл, и я вас уверяю, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении этого распада», – подытожила «железная» Маргарет.

И действительно, вскоре были подписаны Беловежские соглашения.

«Того немца зовут Альцгеймер»

Сейчас Маргарет Тэтчер 85, и о политике она давно не говорит. Всё из-за болезни Альцгеймера. Первые симптомы появились десять лет назад, когда из памяти «железной леди» стали выпадать имена и даты.

При этом, оставаясь знаковой фигурой для миллионов англичан, старуха не могла просто уйти на покой. Её постоянно возили на торжественные мероприятия, чтобы она просто постояла перед камерами или выполнила какую-нибудь несложную операцию вроде вручения диплома или возложения цветов. Но после того как на дипломатическом приёме почётная генеральша стала хихикать и петь детские песенки, пришлось отказаться и от этого.

Символично, что тот же самый Альцгеймер сожрал мозг и другого «железного» человека, участвовавшего в уничтожении нашей страны. Умерший в 2004 году Рональд Рейган успел до своей кончины пройти все стадии умственной деградации – от шаловливой обезьянки до овоща. Всё-таки мудра блатная русская поговорка: «Бог не фраер».

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2010 года