Мать моя женщина!
01.08.2018 15:39
Мать моя женщина!Вообще-то мы избалованы хорошими музыкальными фильмами. Отечественный кинематограф подарил нам «Карнавальную ночь» и «Трёх мушкетёров». Зарубежный поразил «Звуками музыки» и «Шербурскими зонтиками». Даже перечислять эти киноленты – удовольствие, а если в фильмах снялись замечательные актёры, одно появление которых на экране вызывает бурю эмоций, – то это двойное удовольствие!

Королева танцует

Современные фильмы часто используют сюжеты популярных мюзиклов. Обычно экранизация получается тусклее театральной постановки. Но одному мюзиклу повезло: экранный вариант мюзикла «Мамма мия!» («Мамочка!», или даже «Мать моя женщина!») – ни в чём не уступил по популярности театральной постановке, прогремевшей на весь мир.

Мюзикл на музыку группы «АББА» появился в Лондоне в 1999 году. Позднее он был переведён на 22 языка и поставлен во многих странах мира. Участники постановок стали одной огромной международной семьёй и даже донашивали друг за другом одежду, как это порой происходит по принципу «от старшего к младшему». Например, после тысячного спектакля в Лас-Вегасе все декорации и костюмы были переданы Бразилии. И это – не единичный случай.

Шведская группа «АББА» подарила нам огромное количество хитов, которые исполняются и сегодня. Ну а люди, чьи музыкальные вкусы формировались в 1970–80-х, вообще не мыслят своей молодости без «Ватерлоо», «Деньги, деньги, деньги», «С.О.С.».

Колин Фёрт, известный британский артист, сыгравший одну из главных ролей в киноверсии «Мамма мия!», вспоминал: «В семидесятых я ещё был подростком. И впервые получил по морде на дискотеке под звуки «Танцующей королевы». Эта музыка резонирует с нашими сердцами. Она – о трудностях и разочарованиях, случающихся в жизни».

Популярность «АББА» в Советском Союзе была невероятной. Вот почему «Мамма мия!» стала самым успешным зарубежным мюзиклом, когда-либо поставленным в России. С 2006 по 2008 год этот спектакль сыграли в Москве 700 раз, и его посетило более 600 тысяч зрителей! Спектакль возобновили в 2012-м с изменённым актёрским составом и упрощёнными декорациями, но и эту постановку сопровождал аншлаг.

Добавим, что мужская половина «АББА», Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон, назвали российскую актрису и певицу Наталию Быстрову «лучшей в мире Софи»!

Мечта Тома Хэнкса

Софи, единственная дочь матери-одиночки Донны, собирается выйти замуж за красавчика Ская. Для полного счастья не хватает одного – отца, который поведёт её под венец. Девушка случайно находит старый дневник своей мамы и, конечно, читает его. В результате Софи понимает, что у Донны была бурная молодость и что претендентов на отцовство трое! Софи от имени своей матери отправляет приглашения троим потенциальным папашам, имевшим когда-то мимолётные романы с Донной, и те прибывают на греческий остров, где живут Софи с Донной. Каждый из мужчин подозревает, что именно он – отец Софи. Вскоре Донна понимает – все эти годы любила лишь одного из троих, Софи откладывает свадьбу, чтобы попутешествовать вместе с женихом, зато Донна выходит замуж! Вот и весь сюжет.

В этот сценарий органично вплетено 19 песен «АББА». Историю про Донну, трёх её подруг и троих бывших поклонников придумала сценарист Кэтрин Джонсон. А главным вдохновителем проекта «Мамма мия!» стала продюсер Джуди Креймер, которая до этого работала с «АББА». Джуди всегда любила песни шведской группы и считала, что «они очень подходят для театральной сцены, словно уже составляют готовый мюзикл». И в один прекрасный день она принесла свою идею Бьорну и Бенни.

Мужчины-«аббисты» не очень поняли замысел и отнеслись к идее Джуди с прохладцей, но препятствовать не стали. Помимо мужчин, в «АББА» пели ещё две очаровательные женщины – Агнета Фельтског и Анни-Фрид Лингстад. Бывшие солистки с гораздо большим воодушевлением отнеслись к инициативе Джуди Креймер, а Анни-Фрид даже вложила в постановку ощутимую сумму.

Ещё одной дамой, которая приложила руку к успеху мюзикла, стала режиссёр Филлида Ллойд. До этого она никогда не бралась за мюзиклы, предпочитая постановки более серьёзных жанров – опера и балет. Но всё-таки не устояла, когда прочитала сценарий.

В 1999 году в Лондоне состоялась премьера мюзикла «Мамма мия!» – женская история, созданная женщинами.

Джуди Креймер после первых же постановок в Лондоне и на Бродвее стали осаждать кинопродюсеры с просьбой продать права на экранизацию. Особую прыть проявляла кинокомпания, которую возглавляет Том Хэнкс, эти ребята предлагали за «Мамма мия!» приличные деньги. Сам Хэнкс так вспоминал о лондонской премьере: «Я поймал себя на том, что уже на двенадцатой минуте стою и пою вслух».

Однако Джуди не спешила продавать лицензию на экранизацию, поскольку хотела продлить жизнь театральной постановки. Она всякий раз категорически отказывала, оставляя все права за собой. Но в 2005 году стало очевидно, что киноверсия вдохнёт свежесть в эту историю, и творческая группа создателей «Мамма мия!» почти в полном составе перешла со сцены на киноплощадку.

Мечта Тома Хэнкса исполнилась. В 2008 году на экраны вышел фильм «Мамма мия!».

Пьяное караоке

Неужели кто-нибудь сомневается, что Мерил Стрип способна сыграть в любом фильме любую роль и быть одинаково блистательной в комедии, трагедии, крупным планом и в небольшом эпизоде?

Главный талант Стрип – невероятная естественность в любых обстоятельствах. Сыграв роль Донны, той самой матери-одиночки, немного взбалмошной, но очень самостоятельной женщины, Мерил подняла этот образ на новую высоту. Очень удачную характеристику к фильму написал один из критиков: «Лучшая в мире актриса снялась в дорогой экранизации самого кассового мюзикла, созданного на основе песен одной из самых успешных в истории поп-групп».

После сложных драматических ролей («Выбор Софи», «Дьявол носит «Прада») актриса с удовольствием взялась за образ Донны, где требовалось петь, плясать и немного хулиганить. Стрип с юности любит петь, хотя и не особо умеет. На публике она старается не демонстрировать свои скромные вокальные способности, однако в «Мамма мия!» – и это обязательное условие – все артисты должны петь сами.

Стрип, которая при подготовке к съёмке долго и упорно занималась с педагогами по вокалу, волновалась как девочка, когда наступила пора запеть в кадре. «Я тряслась как заяц – боялась опозориться, но режиссёр меня убедила, что если я не запою – вся затея потеряет смысл». Сама же Филлида Ллойд добавила: «Мы мечтали о том, чтобы Мерил согласилась сыграть Донну. В ней сочетаются все качества, которые нужны для этой роли. Она – одна из тех уникальных актрис, которые могут смеяться и плакать за весь мир».

После выхода в прокат критики назвали «Мамма мия!» «мюзиклом не поющих и не танцующих артистов». Больше всех досталось Пирсу Броснану. Бывший Джеймс Бонд сыграл роль главного возлюбленного Донны. Пение Броснана называли «ослиным мычанием», сравнивали со звуками, которые может издавать только пьяный енот. Когда на кинопремьере Броснан запел знаменитую аббовскую песню «С.О.С.», зал начал хохотать. Сам артист был готов к подобной реакции и с юмором отреагировал на всеобщее веселье.

Продюсер и режиссёр прекрасно понимали, как сильно рисковали, но были уверены: именно такое несовершенство исполнения знаменитых песен позволит непоющим артистам продемонстрировать душевность, драматизм и непосредственность, а это очень важно для прямого диалога со зрителем. Между прочим, многие песни в фильме начинаются с «живого звука» непосредственно со съёмочной площадки и лишь после первых фраз переключаются на студийную запись (например, «Победитель получает всё»).

Меньше всех досталось от критиков Мерил Стрип и Аманде Сейфрид (Софи). Аманда вообще единственная во всём фильме поёт профессионально.

Но в итоге критики сошлись на том, что всеобщее «пьяное караоке» добавило весёлой атмосферы этому светлому и доброму фильму.

Зрительские симпатии тоже разделились. Ярые поклонники творчества «АББА» уговаривали не смотреть киноверсию именно потому, что там песни шведского квартета звучат недостойно для такой великой музыки. Простые же зрители получили массу удовольствия от панорамных съёмок Греции, синего моря, прекрасной музыки, замечательных артистов и весёлой комедии положений. Одним из самых смешных и запоминающихся эпизодов фильма большинство зрителей посчитало танец молодых мужчин в плавках и ластах на пирсе под песню «Отдай мне всю свою любовь».

Дом старого козла

Актёрский состав фильма идеально подходил для создания лёгкой анархии и бесконечного веселья на съёмочной площадке. К Мерил Стрип и очаровательной Аманде Сейфрид присоединились Кристин Барански (Таня) и Джули Уолтерс (Рози). Они сыграли старинных подруг Донны, участниц вокально-инструментального ансамбля. Когда-то эта троица «зажигала» на дискотеках 1980-х, исполняя песни обожаемой «АББА». Именно таким мастерским образом сценарист вписала в сюжетную канву возможность исполнять мелодии шведского квартета.

Барански и Уолтерс – талантливые характерные актрисы, у которых имелся опыт работы в мюзиклах. Кристин Барански пела и плясала на Бродвее, снялась в мюзикле «Чикаго», а российскому телезрителю актриса хорошо знакома по роли деспотичной матери-психолога Леонарда Хофстедтера в сериале «Теория большого взрыва». Джули Уолтерс в 1989 году сыграла в знаменитом криминальном музыкальном фильме «Мэкки-Нож», а сегодня больше известна по роли Молли Уизли в фильмах о Гарри Поттере.

Мужской актёрский состав тоже не подкачал. Помимо Пирса Броснана (Сэм) двух предполагаемых отцов Софи сыграли Колин Фёрт (Гарри) и Стеллан Скарсгорд (Билл). И если о Броснане и Фёрте известно многое, то о шведском артисте Скарсгорде – почти ничего. А ведь он был заметен в пяти фильмах Ларса фон Триера, снялся в таких значительных киноработах, как «Невыносимая лёгкость бытия», «Танцующая в темноте», «Умница Уилл Хантинг» и даже в «Пиратах Карибского моря»!

Трое незнакомых мужчин впервые встречаются на берегу, затем на яхте добираются до нужного острова, а уже там Софи прячет их от матери в сарае, известном как «Дом старого козла» (Old Goat House, в русском дубляже название неверно переведено как «старый сарай для коз»).

Помимо таланта актёрский состав подбирался ещё и по личным качествам. Было важно, чтобы съёмки проходили в непринуждённой обстановке и все чувствовали себя комфортно, как в хорошей компании во время летнего отпуска. И это удалось. Артисты потом шутили, что готовы были сами доплатить за такие восхитительные каникулы на греческом острове!

Главные герои, кроме невесты и жениха, на момент съёмок находились уже в солидном возрасте, но с каким же удовольствием они играли, пели, смеялись, подавая пример молодым коллегам! А Мерил Стрип, которая прекрасно понимала, какое впечатление производит своим присутствием, старалась создать атмосферу полного равноправия, чтобы никто из молодых артистов не чувствовал себя неловко. Вообще для Стрип «Мамма мия!» стала своеобразным профессиональным вызовом. Помимо пения, ей пришлось поработать и каскадёром: «Мне сказали, что я должна взобраться на крышу «Дома старого козла» и петь при этом «Мамма мия»… Я спрашивала себя: интересно, какая высота у этого здания? А потом оказалось, что это и не крыша вовсе, а всего лишь стена. Мне пришлось исполнить трюк в духе Человека-паука, и я подумала: «М-да, надо бы почаще тренироваться…»

Благодаря съёмкам Мерил пришла в отличную физическую форму и позднее подшучивала над своими взрослыми детьми, которые возвращались после вечеринок с измождённым видом.

Это чистый сюр

Фильм отдаёт дань уважения Швеции – стране, которая подарила миру «АББА». В качестве поющей и пляшущей массовки в «Мамма мия!» снялся кордебалет из стокгольмской постановки мюзикла. Участие Стеллана Скарсгорда говорит само за себя, а когда его герой прибывает на остров, то на яхте можно заметить развевающийся шведский флаг.

Первый показ фильма в Стокгольме состоялся 6 апреля. Именно в этот день 25 лет назад «АББА» победила на «Евровидении». А благодаря картине произошло ещё одно небывалое событие: на премьере впервые за 20 лет вновь собрались вместе все участники группы «АББА»!

Кроме шведских мотивов, в фильме, конечно, очень много Греции. Натурные съёмки происходили на греческих островах Скопелос и Скиафос – их выбрали после того, как создатели осмотрели 21 остров. Вообще подготовительный период оказался очень трудоёмким, ведь многие эпизоды начинаются в студийных декорациях, а заканчиваются на природе.

Греки – замечательный народ, гостеприимный и дружелюбный. Местные жители с большим энтузиазмом помогали киношникам перевозить грузы, строить декорации и, конечно, повсеместно приглашали в гости на стаканчик домашнего вина. Съёмочная группа состояла из 210 человек, которых надо было как-то разместить на маленьких островах, а ещё – помочь справиться с тучами насекомых, которых в тех местах летом в изобилии. Греки достойно справились с приёмом многочисленных гостей, в том числе именитых.

Важную роль в «Мамма мия!» сыграла работа художника по костюмам, по совместительству матери известного артиста Тима Рота, – Энн Рот. Она хотела достичь в кадре определённой театральности, но при этом создать реальный мир, в котором живут реальные люди. Однако главной задачей считала создание яркого мюзикла. Вот почему некоторые эпизоды изобилуют пёстрыми, красочными костюмами, как, например, эпизод с песней «Супер-трупер» («Прожектор»).

После успеха мюзикла на сценических подмостках лидеры «АББА» Бенни и Бьорн с большим воодушевлением согласились поработать над киноверсией «Мамма мия!». Они делали новые аранжировки к старым песням, занимались с артистами. Бенни Андерссон как-то сказал, аккомпанируя на рояле дуэту Фёрта и Броснана: «Это чистый сюр! Я смотрю, как мистер Дарси и Джеймс Бонд поют «Ватерлоо»!» Авторы бессмертных песен получили истинное удовольствие от киносъёмок, поражаясь, сколько в мире талантливых людей.

При затратах в 52 миллиона долларов «Мамма мия!» собрала по миру почти 610 миллионов. Только в Греции фильм в течение одного уик-энда собрал 1,6 миллиона! Мерил Стрип получила «Золотой глобус», так же как и сам фильм. А Филлида Ллойд признана лучшим дебютантом в кинорежиссуре за 2008 год.

«Мамма мия!» рассказала нам историю о реальных чувствах людей, не отвергающих свой возраст, о том, что в любой период жизни можно «перепрограммировать» себя и вырваться за пределы обыденности.

Совсем скоро в прокат выйдет вторая часть «Мамма мия!», где будет много музыки, красок и неожиданных сюжетных коллизий.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №30, июль 2018 года