Ангел осени
28.08.2018 19:55
АнгелДо сих пор трудно поверить в уход Натальи Гундаревой, хотя прошло уже более 13 лет. Актриса была настолько живой, близкой и настоящей… Хотя и тяжело болела в последние четыре года жизни, все верили: она сильная, обязательно выкарабкается. Но долгожданного чуда не произошло: актриса умерла в 56 лет. А 28 августа этого года Наталье Георгиевне Гундаревой исполнилось бы 70 лет.

«Девочка из песочницы»

Когда-то её спросили в интервью: «Наталья, как вы можете быть такой сильной?» Гундарева ответила: «Потому что я слабая. У меня иного выбора нет, как оставаться сильной. Нужно как-то удерживаться внутри себя. Жизнь – это в некотором роде трагедия, поскольку трагичен её исход: мы умираем. Я думаю, что внутри все мы несчастливы и одиноки».

Эти слова звучат как исповедь. Хотя в жизни актриса никогда не жаловалась, надеялась только на себя и много работала.

Её самостоятельность родом из детства. Девочка Наташа из московской коммуналки с Таганки была предоставлена сама себе. Родители – инженеры, работали целыми днями, а значит, маленькая Гундарева сама занималась хозяйством. Рано научилась готовить, убирать, ухаживать за своей одеждой. И это, по её признанию, отразилось на будущем независимом характере. Хотя ребёнок всё равно оставался ребёнком.

Последний супруг Натальи Гундаревой, артист Михаил Филиппов, вспоминает в своей книге «Наташа»: «В Тебе, взрослой женщине, удивительным образом жил ребёнок, маленькая девочка из песочницы, которая с подкупающей доверчивостью рассказывает первому встречному: «А у нас сегодня на обед были котлеты с макаронами и компот». Ты меня смешила рассказом из собственного детства, как однажды ночью объелась вареньем, прокравшись тайком от взрослых на кухню, а потом ужасным шёпотом будила: «Мамочка, милая мамочка, меня рвёт».

В театральную студию она попала ещё школьницей, а в 15 лет уже выступала в Театре юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. Кстати, в своё время там занимались и другие юные будущие звёзды: Людмила Касаткина, Ролан Быков, Ольга Кабо, Эльвира Болгова, Вячеслав Спесивцев, Виктория Толстоганова…

Несмотря на лишний вес, из-за которого юную Наташу поначалу не хотели принимать, она тут же стала ведущей актрисой самодеятельного театра. Конечно, Гундарева уже тогда задумала поступать в театральное училище. Однако, всё ещё сомневаясь, держала экзамены в МИСИ (правда, потом забрала документы) и даже работала чертёжницей у мамы в конструкторском бюро, параллельно готовясь к поступлению в театральное училище. Поступила Наталья в Щукинское училище со второго раза, на курс Юрия Катина-Ярцева, где вместе с ней учились такие будущие знаменитости, как Юрий Богатырёв, Наталья Варлей, Константин Райкин и другие.

– Мне кажется, она уже пришла готовой актрисой, – рассказывает Константин Аркадьевич. – Нам она казалась уверенной в себе, такой состоявшейся. Это у неё от природы, что бывает крайне редко. Да и относилась она к нам как-то… Например, помню, как она называла меня «несчастным сыном гениальных родителей». Знаете, я не могу сказать, что у нас были какие-то совсем близкие, игривые отношения. С ней это невозможно. Она уже тогда была человеком авторитарным. Я её даже побаивался. Могла так сказать, что тут же опускаешься на землю. Помню, когда мы окончили училище, несколько театров брало её в труппу. Но выбрала она Театр имени Маяковского. Я ей говорил: «Ты что, там же Андрей Гончаров! Про него говорят – он так унижает артистов, кричит на них как сумасшедший!» На что она мне ответила: «А я люблю сумасшедших режиссёров». И такая она была во всём, переубедить Наташу в чём-либо было сложно».

Деньги отдавала молодым

В Театре имени Маяковского Гундарева отработала 34 года. И всё это время по-особому уважала режиссёра Андрея Гончарова. Говорила о нём: «Я его всегда любила, не боялась. Даже когда ругались, всё было в рабочем порядке».

Лишь однажды она обиделась на Гончарова. Во время репетиции спектакля «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся», где главную роль Липочки поначалу репетировала Татьяна Доронина, Гундарева находилась в зале. Сегодня эту историю работники театра рассказывают по-разному. Одни говорят, что режиссёр не был доволен Дорониной. Другие – что Доронина сама решила уйти из спектакля. Но кто-то предложил Андрею Александровичу попробовать Наталью Гундареву. На что Гончаров ответил: «Зачем мне нужна жирная купчиха?» Услышав это, Наталья Георгиевна встала и вышла из зала. Правда, потом её всё же попробовали в этой роли, и спектакль оказался первым успехом Гундаревой на сцене Театра имени Маяковского. Говорят, что Доронина тогда обиделась на молодую актрису – мол, «подсидела». И якобы, уже будучи в больнице перед самым уходом из жизни, Наталья Георгиевна попросила супруга передать извинения Татьяне Васильевне за тот случай.

– Наташа любой своей роли отдавалась полностью, для неё они были как дети, которых в жизни, к сожалению, у неё не случились, – вспоминает актриса Театра имени Маяковского Любовь Руденко. – Помню, сколько раз ей становилось плохо во время спектаклей, она страдала давлением. Делали уколы в перерыве между выходами, и она снова бежала на сцену. Однажды, кажется, в Киеве, она чуть не упала на сцене, вовремя отвели за кулисы и вызвали «скорую». Возникали ситуации, когда она не могла продолжать играть, но такое случалось редко. Она старалась работать до конца. В театре Наташу любили. Вот, например, день рождения у кого-нибудь из молодых артистов. Она протягивает кошелёк: «Берите оттуда, сколько надо, покупайте, что нужно на стол». Если же стеснялись – улыбалась: «Я сама прошла через всё это, знаю, как сложно живётся молодым без денег». Такое редко встретишь у наших маститых артистов.

В середине 1990-х Наталья Гундарева стала депутатом Государственной Думы. В этом качестве она старалась помогать всем, кто к ней обращался. Например, выбивала квартиры артистам театра, а также телефоны и пенсии. А свою депутатскую зарплату переводила в благотворительные фонды.

– Я и мой сын до сих пор молимся на Наталью Георгиевну, – говорит артист Жан Даниэль, который сыграл с ней в одном из последних кинопроектов актрисы «Ростов-Папа». – Это было летом 2000-го, за год до её ухода из профессии. Помню, как увидел Гундареву на киностудии и не узнал – она очень сильно похудела. Съёмки проходили в Ростове. Днём мы снимались, а вечером, бывало, засиживались за столом. Вдруг как-то раз она меня спрашивает: «Жан, что с тобой случилось? Что-то у тебя не то с настроением». А в тот период действительно была плохая ситуация с моим сыном, который только что ушёл служить в армию. Я поделился с актрисой. И она всё решила за пятнадцать минут, кому-то позвонила, попросила. Моего сына перевели в другую воинскую часть. Знаете, некоторые говорят о её строгом характере. Нет, она была требовательной и могла поругать, высказаться, но только по делу. Она вовсе не была капризной. Ездила со съёмок на той машине, которую предоставят, жила в том гостиничном номере, который дают. Не канючила и терпела бытовые неудобства. Но если кто-нибудь не сделал свою работу – то высказывалась!..

«Сладкая женщина»

Первую заметную роль в кино – буфетчицы Надежды – Наталья Гундарева сыграла в фильме «Здравствуй и прощай». Режиссёр Виталий Мельников искал молодую девушку с пышными формами, как он шутил – «деревенскую Венеру». Кто-то и указал ему на Гундареву. И роль у неё получилась. А потом был фильм «Осень», где актриса сыграла Дусю.

– В кадре она настолько была настоящей и правдивой, что я был удивлён, – делится впечатлениями режиссёр фильма Андрей Смирнов. – Помню, как потом приходили ко мне письма, в которых благодарили: «Спасибо, что снимаете в кино не только актрис, но и обычных женщин». Люди не поверили, что Наталья – актриса.

Настоящая популярность пришла к Наталье Георгиевне после выхода фильма «Сладкая женщина». Не секрет, что взять актрису на эту роль режиссёру Владимиру Фетину подсказала его супруга Людмила Чурсина. Поначалу он предложил роль Анны Доброхотовой самой Людмиле Алексеевне, но та засомневалась: «Какая из меня сладкая женщина. Недавно видела на экране одну актрису – Гундареву, она бы подошла». И действительно, эта роль позже стала одной из любимых не только у зрителей, но и у самой Натальи Георгиевны.

– Наташа, конечно, была не сахар. Вспоминаю, как мы встретились с ней на съёмках фильма «Труффальдино из Бергамо», – продолжает рассказ Константин Райкин. – Она уже много снималась, а для меня это была первая главная роль в кино. Так вот она мне сказала, что недовольна моим утверждением на роль. Говорила, тут хорошо бы сыграл Виктор Павлов. Конечно, такое слышать немного обидно. Но Гундарева не была бы Гундаревой, если бы не говорила то, что думает.

Трое ушли из семей

Наталья Георгиевна могла высказаться о своих коллегах и со сцены. Однажды на совместном концерте с Сергеем Шакуровым вдруг сказала: «С ним лучше быть в друзьях, чем во врагах, потому что характер скверный».

Кстати, о личной жизни актрисы и тогда, и сейчас ходит много слухов. Ей приписывали романы и с Райкиным, и с Шакуровым, и с Александром Михайловым. На самом деле у Гундаревой было три официальных супруга и один гражданский. Если не брать во внимание первую любовь с будущим артистом Владиславом Долгоруковым, с которым она играла в Театре юных москвичей. Молодым людям даже прочили свадьбу, но родители юноши были против этих отношений. Дескать, зачем нам какая-та артистка. Тем более тогда юноша и девушка поступили в разные театральные вузы и их пути разошлись.

Первым мужем актрисы стал режиссёр Леонид Хейфец, который был на 14 лет её старше. Они встретились на съёмках телеспектакля «Обрыв». Из-за вспыхнувших чувств Леонид Ефимович ушёл из семьи. Гундарева даже забеременела, но родить ребёнка не получилось. Говорят, из-за этой трагедии актриса и режиссёр охладели друг к другу. В браке они прожили шесть лет.

Вскоре у актрисы случился роман с актёром Виктором Корешковым, который был младше её на четыре года. Он тоже ради Гундаревой бросил супругу – актрису Наталью Хорохорину. Но и тут брак вскоре развалился – Виктор ушёл к молоденькой певице.

Были отношения у Гундаревой с актёром Сергеем Насибовым, который ради Натальи Георгиевны разорвал брак с Екатериной Дуровой (дочерью Льва Дурова). Однако и тут не сложилось.

В 1986 году Театр имени Маяковского два месяца гастролировал в Челябинске и Перми. И вот тогда у Гундаревой начался роман с артистом Михаилом Филипповым. Причём окружающие удивлялись: много лет они играли в одном театре, дружили, и никаких отношений не предвиделось. Но вскоре в Москве артисты расписались. Вместе прожили 19 лет. У них даже появилась «дочь».

В окружении электростанций

Дело в том, что однажды Гундарева пожаловалась коллегам, что не успевает работать с документами, читать сценарии и пьесы, ибо полдня проводит за рулём. «Вот если бы нашёлся кто-нибудь, чтобы меня возить, а я работала бы в салоне машине, не отвлекаясь на дорогу…» – размышляла актриса. Кто-то посоветовал некую Ирину, у которой имелся опыт работы персональным водителем. Со временем Гундарева и Филиппов привыкли к девушке и, сначала в шутку, а потом уже с любовью, называли её дочкой. Филиппов пишет в своей книге: «Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли, человеческого детёныша, – Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали – она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы. Энергией она разве что чуть-чуть уступала Тебе, так что я жил в окружении двух маленьких электростанций. Страстная автолюбительница, профессиональный водитель, человек, развивающий кипучую деятельность, меняющий ежесекундно решения, привязанности, влюблённости и оправдывающий некоторые издержки характера рождением под знаком Близнецов. А когда с нами случилась беда, она просто и естественно посвятила Тебе всю себя».

Беда случилась в жарком, душном июле 2001 года. Находясь одна на даче в подмосковном Дедовске, Наталья Гундарева упала на кухне. Впоследствии диагностировали обширный ишемический инсульт. Два часа пролежала актриса на полу, прежде чем дождалась супруга. Как потом пояснили врачи, если бы её сразу привезли в больницу, то можно было успеть сделать операцию и избежать осложнений, которые произошли потом. Но в данном случае делать операцию врачи побоялись.

Сначала Гундарева лежала в Институте имени Склифосовского, а потом муж перевел её в больницу Святителя Алексия. В газетах и по телевидению много рассуждали, почему же случилась такая трагедия. Среди причин называли и большую занятость актрисы – дескать, запустила здоровье, перенапряглась… Также вспоминали резкое похудение актрисы из-за жёсткой диеты, а ещё – пластические операции на лице и перенесённую липосакцию.

Но актриса и супруг слухи не комментировали. Почти четыре года отчаянно боролись с болезнью. Иногда возникали улучшения, иногда – ухудшения. Но в мае 2005 года сердце Натальи Гундаревой не выдержало медицинских нагрузок.

Михаил Филиппов несколько лет не давал интервью журналистам. Да и сейчас чаще предпочитает молчать. Но не так давно выпустил книгу воспоминаний, где в каждой строчке чувствуются боль и благодарность супруге.

«Ты была ребёнком, сказал я, но Ты была грустным ребёнком, в Тебе жила никому не ведомая печаль. Ты, открытая всем радостям мира, как никто переживала и страдала из-за несправедливости, хамства и чужого, не Тебе принадлежащего горя. А может, печаль в Тебе жила с рождения, Ты родилась в конце августа, на пороге осени – поры грусти и увядания. Ты была ангелом осени».

Пётр АЛОВ
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №34, август 2018 года