38 попугаев и ещё одно крылышко
04.10.2018 00:00
38 попугаев и ещё одно крылышко«Мультипликационный постмодернистский сериал с налётом интеллектуального абсурдизма для детей детского возраста и взрослых взрослого возраста». Так, суммируя высказывания разных критиков и журналистов можно назвать любимый советский мультик про четырёх друзей животного происхождения. Казалось бы, зачем так всё усложнять? Прекрасный мультфильм, который с удовольствием смотрят и современные дети, и их старомодные родители. Но если вспомнить некоторые диалоги главных героев, например о «горячем привете», или разговор Удава с Мартышкой о том, почему он ни-ко-гда не сможет ходить, то всякие мудрёные слова уже не кажутся нелепыми.

Известный неизвестный

Герои мультфильма будто иллюстрируют основные темпераменты человека. Мартышка – это ярко выраженный холерик, Попугай – сангвиник с задатками предводителя, Удав – философствующий меланхолик, а ведомый флегматик – это Слонёнок с мягким гнусавым голосом.

И есть ещё много всего интересного, связанного с чудесным, светлым и добрым сериалом «38 попугаев», первую серию которого маленький и большой зритель увидел в 1976 году.

…Когда в середине 70-х на студию «Союзмультфильм» тогда ещё никому не известный Григорий Остер принёс свою сказку «38 попугаев», на автора и его творение никто не обратил внимания. Кроме режиссёра Ивана Уфимцева, который наткнулся в сценарии Остера на одну вроде бы обычную фразу: «А куда ты ползёшь?» – спросила Мартышка. «Сюда. Сюда ползу», – проворчал Удав». Уфимцева чем-то это зацепило, и он захотел сделать из написанной сказки  сказку мультипликационную.

Ивана Уфимцева часто спрашивали, как серьёзный актёр и режиссёр, окончивший ГИТИС, мог попасть в мультипликацию. Он прямо отвечал: «Сдуру!» И действительно, когда летом 1963-го в Центральном детском театре, где работал Уфимцев, раздался звонок и незнакомый голос спросил: «Иван Васильевич, вы не хотели бы снять фильм на «Союзмультфильме»?»,  он сильно удивился, но сразу дал согласие,  вероятно, из-за внутреннего творческого авантюризма.

Первый мультфильм Уфимцева с треском провалился, и режиссёра собирались выгнать со студии, но вторая работа сделала из него классика отечественной кукольной анимации. Мультик об алчном Волке «Чьи в лесу шишки?» на международном фестивале во Франции неожиданно получил серебряную медаль. После этого Иван Уфимцев прижился на «Союзмультфильме», где и произошла его встреча с Григорием Остером.

Уфимцев был человеком, фамилия которого ни о чём не говорит большинству из нас, но которого знают все. Именно Иван Васильевич создал яркий образ Суворова в популярном рекламном ролике, произнеся крылатую фразу: «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя! Ждём-с!» А ещё он сыграл много ярких эпизодических ролей в таких фильмах, как «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Влюблён по собственному желанию», «Визит дамы», «Тайны дворцовых переворотов».

Когда руководство дало согласие на создание кукольного фильма «38 попугаев», Уфимцев собрал такую команду, о которой с благодарностью вспоминал до последних дней. Ещё бы! Роли озвучивали Михаил Козаков, Надежда Румянцева, Василий Ливанов и Всеволод Ларионов. Оператором стал Александр Жуковский, который потом работал с Юрием Норштейном над «Ёжиком в тумане» и «Шинелью». Музыку написал Владимир Шаинский. А художником-постановщиком был сам Леонид Шварцман!

Но ведь дело не в наборе имён, а в том, как эти имена сработаются. Они сработались настолько, что после выпуска первой десятиминутки «38 попугаев» не захотели расставаться с героями, да и зрители, сразу же полюбившие мультик, требовали продолжения. Так и случилось, что потом с 1977 по 1991 год появилось ещё девять мини-фильмов о приключениях Мартышки, Удава, Слонёнка и Попугая, которые пользовались бешеной популярностью.

С худым и поджарым Уфимцевым по жизни происходило много забавного. Однажды он гулял по московскому бульвару со своей любимой борзой и вдруг услышал за спиной: «Сам не жрёт и собаку голодом морит!»

Наверное, любовь к животным и, конечно, к детям помогала этому удивительному режиссёру создавать неповторимую атмосферу в его мультфильмах. За последние 10–12 лет никто особо не интересовался, как живёт отошедший от дел Иван Васильевич Уфимцев. Вспомнили о нём только 31 августа 2010 года, когда стало известно о кончине 82-летнего народного артиста России и человека, который подарил нам и нашим детям целый мир радости.

Вредный Остёр

Отец пятерых детей Григорий Остер родился в Одессе, но с годовалого возраста жил в солнечной Ялте. Когда Остер работал в детском журнале «Весёлые картинки», кто-то то ли случайно, то ли специально под одним из рассказов подставил две точки над буквой «е» в фамилии Остер. Так Остер на какое-то время превратился в Остёра, пользуясь этой опечаткой в качестве псевдонима, который подходил ему как нельзя лучше. Григорий Остер остёр на язык и обладает острым умом.

В наше время только двоих детских авторов можно назвать успешными – Эдуарда Успенского и Григория Остера. Сам Остер признаётся, что считает Успенского своим учителем – не литературным, а «бюрократическим». В своё время Успенский, который известен яростной борьбой за свои авторские права с помощью судебных исков, доходчиво объяснил более молодому собрату по перу, что если молчать в тряпочку, когда тебе садятся на шею, не выплачивают гонорары и печатают миллионными тиражами «пиратские» экземпляры твоих книг, то никогда детскому писателю в России никаких денег на себя и свою семью не заработать.

Остер оказался талантливым учеником, он научился жёстко общаться с чиновниками-бюрократами. Очередной «вредный совет» от Остера таков: «…Скандал было важно начинать сразу – не сходя, так сказать, с места». Речь идёт о разговоре в кабинете чиновника, который не пускает к изданию очередную книгу.

Средство оказалось действенным. Сегодня Григорий Остер – один из самых популярных писателей, книги которого покупаются и читаются. «Вредные советы», например, были выпущены общим тиражом 12 миллионов экземпляров, в то время как у других авторов выходило 400 тысяч экземпляров максимум. А «остеровская» борьба с бюрократизмом произвела такое впечатление на высоких чиновников, что писателю было предложено разработать текстовое наполнение интернет-сайта Владимира Путина «Президент России – гражданам школьного возраста».

В далёком 1976 году тогда ещё просто Гриша Остер – молодой и талантливый парень – удачно вписался в команду Ивана Уфимцева и с удовольствием придумывал новые и новые истории из жизни героев «38 попугаев». Наверное, самое главное, чему учились ребятишки, смотревшие эти мультики, – это мыслить нестандартно, что было крайне важно в заскорузлые 70-е.

По мнению специалистов-литературоведов, эстетика Григория Остера отличается «стилистической эклектикой, подтекстом, цитированием, игрой, иронией, пародией и стилизацией». В переводе на русский это означает, что автор «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котёнка по имени Гав» и «Обезьянок» – блестящий литератор, который любой простой сюжет может превратить в шедевр, понятный каждому.

Однажды Григорий Остер, наконец, раскрыл свой секрет: его вдохновение приходит всегда после хорошего обеда, особенно после большой и вкусной котлетки.

Заслуженный Лёля

За любым – нарисованным, слепленным, сшитым или вырезанным из бумаги – мультперсонажем всегда стоят три человека: сценарист, художник и прототип придуманного героя.

Леонид Аронович Шварцман – маэстро мультипликации, великий выдумщик и рисовальщик, по эскизам которого делались гениальные куклы: Чебурашка, Шапокляк, Крокодил Гена, четверо друзей из «38 попугаев» и множество других.

С 1948 по 2001 год Леонид Шварцман работал на «Союзмультфильме». В фильмографии художника более 50 рисованных и кукольных лент, что немыслимо много для мультипликатора. Шварцман был художником-постановщиком, наверное, самых ярких и талантливых советских мультфильмов: «Снежная королева», «Золотая антилопа», «Аленький цветочек», «Дядя Стёпа – милиционер», «Варежка», «38 попугаев», «Крокодил Гена», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки»…

И сегодня нам посчастливилось жить рядом с живой легендой советского и российского искусства – народным художником России Леонидом Шварцманом. Ему так и не дали ни Ленинской, ни Сталинской премии, но зато у художника есть удивительная хрустальная награда «Голливуд – детям».

Человек крайне скромный, Шварцман изменил своё первоначальное имя – Израиль, когда на карте мира появилось одноимённое государство. Леонид Аронович посчитал, что это уж как-то чересчур – носить имя целой страны. Художник давно живёт на свете, с 1920 года, но до сих пор говорит своей первой и единственной супруге: «Ты знаешь, я до сих пор расту…»

Шварцман впервые увидел на большом экране диснеевский мультфильм «Бэмби», когда приехал в Москву поступать во ВГИК. Это стало для него настоящим потрясением. Вообще подобных мультфильмов никто из советских граждан никогда не видел, зрители просто не понимали, что они смотрят. Многие искренне удивлялись: как это можно так выдрессировать животных? Тогда Шварцман понял, что реализм может быть нарисованным. Такие работы диснеевской студии, как «Бэмби», «Книга джунглей», «Пиноккио» и «Белоснежка и семь гномов», определили окончательный выбор профессии будущего мультипликатора.

…Когда началась работа над мультфильмом «38 попугаев», Шварцман, как и Уфимцев, собрал свою команду, куда вошли молодые аниматоры-кукольники. Одним из них был Юрий Норштейн, которому Леонид Аронович преподавал классическую живопись. Шварцман сразу увидел в Норштейне что-то такое, что вызывало глубокое уважение. К мнению Норштейна прислушивались, а одной из первых идей ученика было коренное изменение образа Попугая. Изначально он был сделан с длинным хвостом и на достаточно высоких ножках. Но как-то не складывалось. С Мартышкой, Удавом и Слонёнком работать было удобно, а вот Попугай не вписывался: то с пальмы падал, то лапки неуклюже ставил. Норштейн предложил укоротить ножки и полностью убрать хвост: «Зачем он нам? Хвост и ему, и нам мешает!» Мэтр прислушался к мнению молодого дарования, и бесхвостый Попугай «ожил».

Ещё один интересный мультипликатор работал над несколькими сериями «38 попугаев» – Ирина Собинова-Кассиль. Помимо того что она была очень талантлива, Ирине Львовне посчастливилось родиться внучкой великого певца Леонида Собинова и дочкой писателя Льва Кассиля.

Ученики обожали Шварцмана, но почему-то так повелось, что никто и никогда не называл учителя по имени-отчеству. Для всех он был просто Лёля. И по сей день тот же Норштейн называет Шварцмана на «вы», но «Лёлей».

Шварцман всегда предпочитал кукольную мультипликацию рисованной, потому что считает, что кукольные «актёры» лучше играют, хотя и признаёт тот неоспоримый факт, что рисованный мультик дети смотрят с большим удовольствием, поскольку в нём присутствуют скорость и динамизм.

Иван Уфимцев дал прочитать Шварцману сказку Григория Остера, и Леонид Аронович сразу «загорелся». Он часто ходил в зоопарк, присматривался к животным, делал наброски, потом возвращался домой и долго-долго пытался найти точные человеческие черты в образах персонажей.

Обычно, когда Шварцман думал о своём новом герое, он искал что-то общее с кем-то из близких знакомых или известных личностей. Так и получилось, что Попугай обрёл внешнее сходство с директором студии Боярским, а замашками и речами походил на Владимира Ильича Ленина. Мартышку Лёля срисовал с Кати Уфимцевой, дочки режиссёра Уфимцева (впоследствии она стала театроведом и известной телеведущей в программах «Театр+ТВ» и «Приют комедиантов»). Долго мучился с Удавом. Ну никак не удавалось найти в хладнокровном пресмыкающемся что-то симпатичное. И только когда художник удлинил Удаву голову, пририсовал брови и веснушки,  стало понятно, что образ найден!

И в других мультиках Шварцман использовал своих знакомых в качестве прототипов. Шапокляк – это сборный образ двух знакомых женщин (зловредный характер от одной, а внешние черты – от другой), мама из «Варежки» – женщина-мультипликатор из студии, а самого себя Леонид Аронович «увековечил» в образе худощавого бандита в мультфильме о многострадальной маме-обезьянке, с трудом справляющейся с десятком своих отпрысков.

Шварцман никогда не прибегал к техническим ухищрениям в работе над любой из своих картин: всё только руками, всё по старой школе. А надо сказать, что в процессе работы над десятиминутным фильмом каждой кукле придаётся по 150–200 тысяч поз! Как ребёнка, ровно 9 месяцев «вынашивали» каждую серию «38 попугаев». Наверное, по-другому и нельзя, иначе не стали бы эти мультфильмы любимыми на многие десятилетия. А любимыми героями самого художника стали персонажи из «Варежки» и дружная четвёрка из «38 попугаев». «Они все добрые», – говорит Шварцман.

В квартире у Леонида Ароновича собралась целая коллекция фигурок из уже отснятых мультфильмов. Больше всех ему дорог Чебурашка – маленький, умещающийся на ладошке. А длина Удава, между прочим, намного меньше, чем 38 попугаев. Иначе бы он в кадр не поместился. Но ходят слухи, что рост самого Леонида Ароновича как раз и составляют те самые 38 попугаев и ещё одно крылышко…

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №11, март 2011 года