СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Главные женщины в Русской церкви
Главные женщины в Русской церкви
11.10.2018 15:39
Главные женщиныСо времён зарождения христианства Церковью руководят мужчины – епископы и священники. В православной иерархии женщинам традиционно отводятся роли второго плана. Они могут становиться «вторыми половинками» священников и занимать нижние уровни в церковном клире. А высший карьерный предел для женщины – это должность настоятельницы монастыря. Об известных игуменьях и пойдёт наш рассказ.

Ведущая монахиня

В переводе с греческого «игумен» означает «ведущий». А в женских обителях, согласно древней традиции, настоятельниц называют игуменьями.

По древней святоотеческой традиции настоятельница сначала избирается сёстрами монастыря и только потом получает официальное утверждение. Сейчас эту традицию часто нарушают. Однако даже в наши дни епископ перед назначением определяет кандидатуру игуменьи только после совета с насельницами, хотя у него есть право не советоваться и даже назначать настоятеля не из их числа.

Назначенная правящим архиереем и утверждённая Священным Синодом, настоятельница руководит монахинями всех уровней, от инокинь до своих ближайших заместителей – казначеи, благочинной и эконома. Она носит наперсный (нагрудный) крест и благословляет им людей. Однако проводить церковные обряды и таинства не может. Для этого в монастырь приглашаются священники – не обязательно монахи, это могут быть и обычные семейные батюшки.

Многие игуменьи носят мужские имена с женским окончанием. Их небесными покровителями считаются святые отцы или архангелы. Дело в том, что при постриге монах уподобляется ангелу, а ангелы, как известно, не имеют пола.

Православные монастыри вовсе не равны друг другу. Статус монастыря зависит от его популярности, от чудотворных икон и прочих святынь. А также от наличия духоносных священников и старцев. И роль настоятелей тоже весьма различна; она зависит в том числе от личной деятельности. Например, игуменья самого обычного монастыря, принимающая активное участие в церковных управленческих органах, считается более влиятельной, чем менее активная главная матушка широко известной общины.

Впрочем, настоящие духовные руководители всем этим иерархическим условностям не придают значения. Главное – чтобы в монастыре были мир и порядок, чтобы братья и сёстры хорошо молились. Всё остальное – мишура и суета.

Как первые христиане

В негласном рейтинге наиболее активных и влиятельных православных женщин одно из высших мест занимает игуменья московского Зачатьевского монастыря Иулиания (Каледа). Она – единственная монахиня, состоящая в президиуме Межсоборного присутствия. Ещё матушка работает секретарём Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества и входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по тем же вопросам.

Её род славен не только священниками, но и святыми. Отец Иулиании – знаменитый учёный-геолог, писатель и протоиерей Глеб Каледа, принявший сан в 50-летнем возрасте, в безбожное советское время. Много лет он тайно служил в домовой церкви, прежде чем получил приход с храмом. А дедушка по материнской линии, иерей Владимир Амбарцумов, был осуждён как контрреволюционный церковник в 1937 году и расстрелян на Бутовском полигоне. В 2000 году он прославлен как священномученик в составе Собора новомучеников и исповедников Российских.

Родившаяся в 1961 году Мария Глебовна впитала православную веру с молоком матери. Несмотря на гонения, родители никогда не боялись говорить детям о Боге и сами старались оставаться настоящими христианами. Двое братьев Марии стали священниками, а сама она с юности мечтала о монашестве. В 1994 году приняла монашеский постриг, а ещё через год была назначена настоятельницей возрождаемого из руин Зачатьевского женского монастыря.

Когда заходит речь о женском коллективе, даже о монахинях, то невольно возникает вопрос: не возникают ли у них сложности в отношениях друг с другом?

Иулиания признаётся, что в силу своего мягкого характера чуждается конфликтов, не любит властвовать и старается по возможности договариваться с людьми. Управляя монастырём, она учитывает особенности характера каждой из сестёр и находит индивидуальные способы воздействия. Их община напоминает семью. Вместе молятся и обсуждают монастырские и прочие вопросы, каждая сестра имеет право высказать своё мнение и личное видение той или иной проблемы.

Пожалуй, это и есть ответ на наш вопрос. У матушки игуменьи Иулиании сёстры имеют право голоса, поэтому она вполне может заявлять: «Наш идеал, к которому мы по мере сил стремимся, – первые христианские общины, в которых у всех было одно сердце и одна душа».

Закаляется сталь

«Мне до сих пор снится, что я – всё ещё послушница, – признаётся настоятельница одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря Серафима (Шевчик). – Подметаю полы, мою горы посуды и ощущаю вину за непослушание».

Её называют игуменьей с душой послушницы. Серафима – разносторонняя, яркая личность. Она – лауреат премий «Лучший христианский журналист 2006 года» и «Женщина третьего тысячелетия». Матушка написала и издала 15 книг по истории православия и духовной культуры, основала музей «Христианская Одесса». Состоит и участвует в четырёх комиссиях Межсоборного присутствия. Возглавляет синодальный отдел «Церковь и культура». А параллельно даже работает депутатом Одесского горсовета!

В 1980 году, 17-летней девушкой, Надя пришла в киевский Покровский монастырь. Прежде чем стать монахиней Серафимой, она 14 лет трудилась послушницей. Спала всего 4–5 часов в сутки, с утра до ночи работала и участвовала в службах. Где только ни приходилось трудиться, от просфорни и трапезной – до огорода и туалетов. Но тяжелее всего было, когда из-за скудных средств монахиням приходилось надрываться на тяжёлых строительных работах, которые далеко не всякий мужик вынесет. О том периоде их жизни можно написать женскую версию книги «Как закалялась сталь».

Испытания Серафима с честью вынесла. Она не желала иного пути, кроме монашества. «Служа Христу, ты получаешь от Него необыкновенную радость и благодать, – вспоминает матушка. – Понять это может только верующий человек».

Трудности монастырской жизни скрашивала дружба с другими послушницами. Став в 1995 году настоятельницей, Серафима разрешает монахиням дружить, считая, что это полезно. (Позднее мы увидим, что такие порядки существуют не везде.) И старается никого не обижать и всех одинаково любить. В первый день её прихода в монашество старица обители сказала: «Всегда старайся в течение дня кому-нибудь сделать добро. Очень опасайся причинить боль. И не дай Бог сделать зло – оно вернётся, и его придётся искупать».
Эти слова стали её кредо на всю жизнь.

Прости меня, я не смиренная

Говоря о высокопоставленных женщинах в РПЦ, следует остановиться на игуменье самого известного женского монастыря в России – Новодевичьего.

Настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря Маргарита (Феоктистова) стала инокиней в 2003 году. Позади остались сорок лет успешной и по-своему счастливой жизни. Детство в подмосковном Егорьевске, учёба в мединституте имени Сеченова. Замуж Елена вышла в 19 лет, ещё студенткой, родила и вырастила сына и дочку. Много лет работала эпидемиологом и иммунологом в московских лабораториях. По мирским понятиям, у неё всё было хорошо. Но душа стремилась к чему-то высшему, и она обрела это только после прихода в монашество.

В начальной степени пострига, именуемой «рясофором», ей оставили прежнее имя, а два года спустя она была пострижена в мантию в честь великомученицы Маргариты Антиохийской. В том же 2005 году стала игуменьей Казанского женского монастыря в селе Колычёве её родного Егорьевского района Московской области. А ещё через пару лет Маргариту перевели в Москву – возглавлять Новодевичий монастырь.

Здесь, помимо монастыря и музея, находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, и именно отсюда ведётся руководство подмосковной епархией. Многие сёстры по очереди трудятся в епархиальной администрации.

Кроме обычных служб, существует традиция каждый день проводить крестный ход – монахини обходят с крестом и иконами обитель по внутреннему периметру, поют молитвы и окропляют всё вокруг святой водой. Ведь в монастырь приезжает огромное множество туристов, а снаружи находится большой шумный город. Ежедневный крестный ход помогает отвлечься от суеты, духовно очиститься, и призывает на обитель благодать Божью.

В большинстве монастырей в принципе отсутствуют выходные для монахинь. Новодевичий – приятное исключение из правил. Здесь каждая сестра раз в неделю получает день отдыха от послушаний и даже может пообщаться с родственниками.

Матушка Маргарита признаётся, что большое духовное влияние на неё оказала старейшая сестра обители, неожиданно попросившая у неё прощения за то, что она не смиренная. «Тогда кого же, по-твоему, можно считать смиренным человеком?» – удивилась настоятельница. Ответ впечатлил её до глубины души: «Это тот, перед которым другой человек никогда не чувствует себя виноватым».

«Страшен тот человек, который умело формирует чувство вины у другого, – уверена игуменья Маргарита. – Человека надо просто любить и не давать почувствовать себя виноватым перед тобой. Надо быть готовым отдать свою жизнь за всякого человека: за здорового и больного, за умного и глупого, за того, кого ты любишь, и за обидчика твоего. И выше этого нет ничего!»

Но не во всех монастырях царят такие порядки, как в Новодевичьем.

Всё очень строго

Устав обители и атмосфера во многом зависят от личности и мировоззрения настоятельницы. С хорошей игуменьей монастырскому «кораблю» не страшны никакие бури.

Настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Николая (Ильина) входит в число наиболее известных и авторитетных игумений. Она возродила из руин Черноостровский монастырь, сделав его образцово-показательной обителью. Основала несколько скитов, создала при монастыре приют-пансион «Отрада» для девочек из трудных семей и сирот. За спиной у неё два высших образования и аспирантура – она окончила МИИТ и МИФИ, работала заведующей лабораторией систем искусственного интеллекта. Тогда её звали Людмила. Она была замужем и родила сына, но семейная жизнь не сложилась, и после развода женщина нашла утешение в религии. Новое имя ей дали при постриге в честь Николая Чудотворца.

В 1990 году, в возрасте 39 лет, Николая стала монахиней возрождённого в Шамордине женского монастыря, получив должность эконома. А пару лет спустя возглавила эту обитель в Калужской области. За труды матушка награждена пятнадцатью церковными и государственными орденами и медалями. Более двадцати её монахинь ныне сами стали игуменьями. Однако за всей этой идиллией, возможно, скрывается такое, о чём не принято говорить.

Недавно вышла книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Бывшая подопечная Николаи, прожившая в её монастыре несколько лет, подробно и красочно описала обстановку монастырской «диктатуры» и «культа личности» игуменьи. И привела многочисленные примеры.

Порядки в монастыре якобы напоминают тоталитарную секту. Как утверждает Мария, здесь процветает и поощряется доносительство, из-за любой ерунды можно подвергнуться репрессиям и унижениям. Послушницы и монахини обязаны письменно исповедоваться Николае даже о своих помыслах. Им категорически запрещается дружить и общаться – якобы начитавшаяся сомнительных духовных книг игуменья уверена, что человеческая дружба мешает единению с Богом. И что, кроме Него, у настоящего монаха не может быть иных друзей и подруг. Кормят насельниц скудно, им порой приходится есть просроченные продукты. Сама же настоятельница якобы питается отдельно от всех, ей готовит лучшие деликатесы личная повариха.

Тяжелее всего в обители – послушницам с детьми. Девочек отдают в монастырский приют с «казарменными» порядками, а матери практически без отдыха вкалывают на самых тяжёлых послушаниях с 7 утра и почти до полуночи.

Насильно в монастыре никого не держат, но насельницы панически боятся покинуть обитель, веря, что за этим последуют самые ужасные Божьи кары. Терпят. Из-за хронического недосыпания и стрессов немало сестёр, как пишет Мария Кикоть, доходит до нервных и психических расстройств.

Уйдя из монастыря, Мария нашла в себе силы восстановиться и начать нормальную счастливую жизнь в миру. А работа над книгой была для неё своего рода психотерапией и помогла морально возродиться.

После выхода скандальной книги пятнадцать игумений написали гневное письмо в защиту настоятельницы, обвиняя автора в клевете, духовном терроризме и попытке подорвать православные устои. В то же время немало православных поддержали Марию, признав, что описанные ею проблемы реально существуют. Ещё одна бывшая послушница Черноостровского монастыря, Регина Шамс, недавно дала интервью крупной столичной газете, где поведала не менее удручающие факты своих злоключений. А на интернет-страницах появляются всё новые откровения бывших воспитанниц: «Я прожила в приюте монастыря 12 лет, это сущий ад! В тюрьмах, наверное, и то лучше живётся…»

Но было бы несправедливо во всём обвинять настоятельницу. Дело в том, что многие послушники сами желают себе трудностей и даже готовы на унижение. Пожив под началом доброй игуменьи, они заявляют: «У вас слишком мягкий устав, настоятельница мягкая, а я хочу подвизаться как мученица ради Христа. Мне нужен монастырь, где всё очень строго». И они действительно находят такие суровые монастыри и даже чувствуют себя счастливыми.

Судьба решена

Успенский Пюхтицкий ставропигиальный монастырь располагается в селении Куремяэ на северо-востоке Эстонии, в 30 километрах от границы с Россией. «Пюхтица» в переводе с эстонского означает «святое место». Холм, на котором построена обитель, считался священным с дохристианских времен, а в летописях XVI века описывается чудо, когда пастухи увидели стоящую на его вершине Богородицу и нашли в месте Её явления чудотворную икону. В конце XIX века по благословению Иоанна Кронштадтского здесь построен монастырь, который с тех пор никогда не закрывался.

Игумения Филарета (Калачёва) родилась в 1968 году в Самаре, в православной семье, духовником которой был местный епископ, будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Именно благодаря ему, окончив в 1992 году биологический факультет Самарского университета по специальности эмбриолог и генетик, Ксения Калачёва ушла в монастырь.

Как рассказывает сама матушка, в юные годы она ходила в храм скорее из уважения к любимой маме, чтобы её не обидеть. Но встречи с владыкой сотворили в её душе переворот, благодаря которому она обрела искреннюю веру. Вместо привычного отдыха на море она решила провести студенческие каникулы в паломничестве и приехала пожить трудницей в Пюхтицкий монастырь. После чего уже не сомневалась в выборе жизненного пути.

Доучившись и получив диплом, летом 1992 года Ксения стала послушницей. В начале девяностых обитель пережила тяжёлые времена, но сёстрам под руководством игуменьи Варвары (Трофимовой) удалось всё наладить. Ксения трудилась на строительных и хозяйственных работах, в монастырской гостинице, пела на клиросе, фотографировала и готовила к публикации книги по истории монастыря. В 1993 году она стала инокиней, а девять лет спустя – пострижена в мантию с наречением имени в честь святителя Филарета, митрополита Московского. 16 лет она была келейницей настоятельницы, а после её смерти в 2010 году возглавила монастырь.

Круглый год Пюхтицкая обитель принимает тысячи паломников, туристов, школьников и студентов со всего мира, обеспечивая их проживанием и питанием. Даже невоцерковленные люди ощущают здесь особую благодать. И это не случайно, ведь монастыри всегда были для простых людей маячками среди бурного житейского моря и указывали личный путь к спасению.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №40, октябрь 2018 года