Пельтцеры и Фрейндлихи: откуда взялись эти фамилии?
31.10.2018 00:00
ФрейндлихУже к концу XII века в русских городах осели многие немецкие купцы, ремесленники, воины, лекари и учёные. Национальный характер немцев отличался многими положительными качествами. В России они быстро добивались успеха, их семьи жили в достатке. Селились они, как правило, компактными колониями на юге Украины, в Крыму, Поволжье. В советское время даже существовала Автономная Республика Немцев Поволжья. Но в первые месяцы войны она была ликвидирована. С тех пор такой народности, как российские немцы, в стране как бы не существует. А этнические немцы Фрейндлихи и Пельтцеры – существуют!

Расплачивался медяками

Основателем династии Пельтцеров в России был Наполеон Пельтцер, пришедший в 1821 году 19-летним юношей пешком в Россию из Рейнской области. Мужчины в этой семье были портными, шили шубы – «пельтцы», отсюда и пошла фамилия.

Вплоть до августа 1914 года, пока не началась Первая мировая война, в семье Пельтцер говорили исключительно по-немецки. Но потом перешли на русский – так безопаснее.

Иоганн Пельтцер всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. В дореволюционные годы он был замечательным актёром антрепризных театров, обладал великолепным комедийным талантом. А в советское время стал первым заслуженным артистом республики. Однако современный зритель лучше всего знает его как отца всеми любимой актрисы Татьяны Ивановны Пельтцер.

Татьяна Пельтцер рассказывала: «Отец мой, Иван Романович Пельтцер, – обрусевший немец, человек бешеного темперамента, неугасимой творческой активности, деятельной фантазии. Он служил в театре Корша, держал антрепризы в разных городах, организовал в Москве частную школу. У него учились многие артисты, ставшие потом известными. Например, Вера Попова и Владимир Володин – известный комик кинематографа и оперетты. Последний учился в тайне от своего отца, содержателя Ивановского трактира, и расплачивался с Иваном Романовичем медяками, которые приносил в мешочке. Помню, на сезон 1915–16 года папаша стал держать Театр миниатюр в Харькове. Были в труппе молодой Утёсов, Смирнов-Сокольский. Дела шли неблестяще. Для поднятия сборов папаша поставил «Белоснежку» и «Красную Шапочку». В этих спектаклях я играла, хотя уже училась в первом классе гимназии».

Иван Пельтцер начал сниматься в кино ещё в 1916 году, продолжил после революции, занял достойное место в советском кинематографе. Он работал практически до конца дней, хотя почти ничего не видел. Самые знаменитые его картины – «Белеет парус одинокий» (дедушка Гаврика), «Большая жизнь» (старый шахтёр Козодоев), «Последняя ночь» (Захаркин-отец). За работу в этом последнем фильме Пельтцер удостоен Сталинской премии. Правда, на сцену он перестал выходить ещё в конце сороковых годов. Его героями всегда были мудрые, озорные старики, любящие жизнь, любящие людей и свою страну.

Невзирая на все передряги, Иван Романович продолжал работать в любых условиях. В голодные годы Гражданской войны преподавал в одиннадцати местах сразу, получал красноармейские пайки. Дети Пельтцера, Татьяна и Александр, играли в различных клубах, поэтому не голодали.

Фюрер произвёл неприятное впечатление

Татьяна наследовала профессию отца, хотя никакого специального актёрского образования она не получила, училась только у своего батюшки.

В двадцатые годы в Татьяну Пельтцер влюбился Ганс Тейблер. Он был немецким коммунистом, философом и по совместительству инженером. В Москву приехал для учебы в школе Коминтерна. За несколько лет до этого юную актрису уволили из театра МГСПС, признав «профнепригодной». Очень уж её внешность шла вразрез с образами героинь, которых нужно было играть.

Ещё до встречи с Гансом Татьяна устроилась работать машинисткой. Чувства к будущему мужу помогли ей пережить болезненный разрыв с театром. Первое время молодая семья жила в Москве, но затем Тейблер уговорил жену поехать на историческую родину. Таня пошла на уступки супругу, сменив советскую столицу на немецкую.

Вернувшись в Берлин уже женатым человеком, Ганс стал полностью обеспечивать свою семью. Денег, которые инженер зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на нормальную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Татьяна учила немецкий язык, общалась с местной театральной богемой и мечтала покорить Берлин как актриса.

В начале 1930-х годов в Германии рвалась к власти нацистская партия. Молодой Татьяне Тейблер даже удалось побывать на одном собрании и вживую увидеть Гитлера. Фюрер произвел на неё неприятное впечатление, отчасти подтолкнув к решению вернуться домой, в Москву.

Мысли о возвращении в Союз стали одолевать молодую актрису всё чаще. И Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Хотя и поговаривают, что причиной развода супругов могла стать измена юной Татьяны.

В начале войны с Германией все местные власти СССР получили указание: выявлять всех лиц немецкой национальности и высылать. Татьяну Ивановну предупредили: «Высылать собираются всех немцев, независимо от заслуг». Это означало, что даже 70-летнему лауреату Сталинской премии Ивану Пельтцеру не на что было рассчитывать.

Однако папаше всё-таки удалось получить справку о том, что он был женат на дочери главного раввина Киева (что правда), а значит, матерью Татьяны является еврейка. Именно эта бумага, а не чьё-то заступничество, и спасла их от депортации. Быть евреем в СССР оказалось проще, нежели немцем.

Долгие годы Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер уцелел, перебравшись в Швейцарию, что у него новая семья, жена и ребёнок. Бывшим супругам удалось повидаться почти через 40 лет на Кинофестивале в Карловых Варах.

По воспоминаниям подруги Пельтцер, актрисы Ольги Аросевой, встреча Татьяны Ивановны и Ганса прошла тепло и непринуждённо. Эти люди не были друг другу чужими и, возможно, пронесли своё чувство сквозь долгие годы разлуки. А после Карловых Вар Татьяна и Ганс стали часто видеться. Впоследствии у Пельтцер гостил внук её немецкого мужа.

В Театре Сатиры, которому актриса посвятила около 30 лет своей творческой жизни, у неё случился служебный роман. Но к браку он не привёл. И делиться своей личной жизнью Татьяна Пельтцер не любила.

В кино она дебютировала довольно поздно, ей было около пятидесяти лет. Но, сыграв непутёвую Лукерью Похлёбкину в спектакле, а потом и в фильме «Свадьба с приданым», проснулась знаменитой. А затем Татьяна Пельтцер стала главной кинематографической бабушкой всего Советского Союза.

А Иван Романович чуть ли не в 80 лет женился второй раз. Его супругой оказалась молодая актриса по фамилии Супротивная. Он по-прежнему был энергичен, молод душой, галантен. До последних дней обожал кататься на подножке трамвая. Частенько захаживал в ресторан Дома актёра. Оставался самым строгим критиком и настоящим другом для своей дочери.

Сын Ивана Романовича, Александр Пельтцер, стал инженером, конструктором и испытателем первого советского гоночного автомобиля.

Умер Иван Романович Пельтцер в 1959 году в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В 1992 году рядом с ним похоронили Татьяну Ивановну Пельтцер.

Демоническое обаяние

Род Фрейндлихов в России стал известен несколько столетий назад, когда император Пётр I пригласил из Германии опытного стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, после чего остался жить в Санкт-Петербурге вместе с семьёй. Матерью ленинградского актёра Бруно Фрейндлиха стала немка Шарлотта Фридриховна Зейтц, отцом – Артур Иванович Фрейндлих. Фамилия на немецком звучит  «Фройндлихь» и переводится как «дружелюбный».

Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера стеклодува не состоялась. Вскоре он устроился на работу в обувной магазин немца Вейса, который тогда поставлял обувь императорскому двору. Недолго проработав там, он решил открыть собственное дело: закупил нужное оборудование, снял помещение и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха». Однако его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

Бруно Артурович Фрейндлих родился в 1909 году. В двадцатые годы увлёкся самодеятельностью. Удивительно, но, проработав на сцене Александринского театра много лет, Бруно Артурович никогда не получал специального образования. Однако он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.

В 1931 году актёр поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Ксения Фёдорова была родом из Пскова, играла в театре, потом переехала в Ленинград и на курсах познакомилась с Бруно Фрейндлихом. Вскоре пара расписалась, а в декабре 1934 года появилась на свет дочь Алиса – это вариант немецкого имени Элиза, Эльза. Алису, когда она родилась, записали русской, на этом настояла её мама Ксения, что и спасло впоследствии девочке жизнь.

В начале войны Бруно Артурович вместе с театром эвакуировался в Ташкент. А в Ленинграде начались преследования потомственных немцев. Не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актёра Артур со своей супругой, а также другие родственники. Ксения Фёдорова и Алиса Фрейндлих благодаря отъезду Бруно Артуровича смогли пережить годы блокады.

В войну брак Ксении Фёдоровой и Бруно Фрейндлиха распался. По окончании войны артист возвратился в Ленинград с новой супругой и дочкой Ириной. Бруно Артурович постарался сделать всё, чтобы не терять связь с Алисой, порой встречаясь с ней тайком от новой жены – та была против связи с бывшей семьёй. Именно поэтому дочери Фрейндлиха Алиса и Ирина долгое время вовсе не были знакомы. Актёр организовал их встречу спустя много лет, и сёстры смогли стать друг для друга близкими людьми.

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ, но там служил недолго. Спустя два года оказался в Ленинградском театре драмы имени Пушкина (сегодня Александринский театр). Этой сцене он отдал несколько десятилетий.

Позднее из-за болезни у Бруно Артуровича развилась глухота. Слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля, но даже тогда профессионализм артиста позволял ему доиграть до конца. Проблемы со слухом в дальнейшем привели Фрейндлиха к вынужденной отчуждённости – даже простое общение по телефону становилось очень сложным делом. Артист просто не слышал, что ему говорили.

Что же касается кинематографа, то Бруно Артурович появился на экране лишь в 40 лет. Артисту с ярко выраженным отрицательным обаянием и какими-то «безумными» глазами чаще всего предлагали играть героев отрицательных: главарь банды Никитский («Кортик»), коварный герцог («Дон Кихот»), карьерист от науки Блинов («Два билета на дневной сеанс»), Колчак («Гроза над Белой»), Врангель («Бег»). И даже в его положительных героях – Кораблёв («Два капитана»), композитор Рощин («Разные судьбы») – порой проглядывало что-то демоническое.

Бруно Артурович прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 92 лет. Его похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища.

«Ты такая мелкая...»

Когда началась война, Алисе Фрейндлих было 6 лет. Маленькой девочке, её матери и бабушке пришлось пережить все ужасы войны, находясь в блокадном Ленинграде. Через всю жизнь Фрейндлих пронесла эти воспоминания. Она до сих пор не может выкинуть ни крошки хлеба, ведь когда-то на человека в день выдавалась норма в 125–200 граммов. И это сокровище следовало растянуть на целые сутки, иначе ждала неминуемая мучительная смерть. Позже Алиса Бруновна вспоминала: «Главное впечатление моего детства – война, блокада. Хорошо помню, как напряжённо смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдёт до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка – и потому мы выжили».

На второй год блокады по карточкам начали выдавать дуранду – подслащённый жмых от прессованных семечек, это было самое вкусное лакомство для маленькой Алисы, она ела его и мечтала, как после войны сможет наесться всласть. Фрейндлих утверждает, что из-за голода во время блокады её желудок не вырос до нужных размеров, благодаря этому она оставалась и остаётся стройной на протяжении всей жизни.

Бруно Фрейндлих во многом определил жизненный выбор своей дочери. В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный. Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы».

Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала: «Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству. И когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов».

В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали в основном небольшие роли и эпизоды. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую главную роль – в киноповести «Анна и Командор» в паре с Василием Лановым.

По-настоящему же открыть талант Фрейндлих для экрана смог режиссёр Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму «Служебный роман». До этого она пробовалась у режиссёра на главные роли в фильмах «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи», но по разным причинам не снималась. Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с её героиней: из строгой некрасивой начальницы она превращается в очаровательную жизнерадостную женщину.

Кстати, в «Служебном романе» актриса смогла проявить не только прекрасные актёрские данные, но и певческие способности.

Актриса до сих пор считает эту героиню своей любимой. А вскоре она сыграла одну из лучших ролей – королеву Анну в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе, – признаётся Алиса Бруновна. – Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы».

Алиса Фрейндлих трижды была замужем. Первый её брак – студенческий, с Владимиром Карасёвым она прожила недолго. Второй раз Алиса Фрейндлих вышла за театрального режиссёра и актёра Игоря Владимирова, который был старше её на 16 лет. В этом союзе у них в 1968 году родилась единственная дочь – Варвара Владимирова, сегодня тоже актриса. Третьим мужем Алисы Фрейндлих был талантливый художник-самоучка Юрий Соловей, он младше её на 15 лет. Со всеми мужьями Алиса Фрейндлих оставалась в дружеских отношениях и свои браки считает успешными. Тем не менее в пятьдесят лет решила, что замужеств с неё хватит, лучше потратить время на внуков.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №43, октябрь 2018 года