Главные мусульмане России
22.11.2018 00:00
ГлавныеИслам – вторая по численности религия и во всём мире, и в России в частности. 14,5 миллиона мусульман (10 процентов всего населения) – это лишь коренные жители России. А если считать вместе с приезжими из стран СНГ, то их наберётся более 20 миллионов. Первая мечеть на территории современной России появилась в Дербенте в VIII веке. Сегодня их в стране более семи тысяч, и число продолжает стремительно увеличиваться вместе с ростом количества верующих. Кто же наставляет всех этих людей? А наставляет их высшее исламское духовенство, то есть муфтии.

Москва – центр ислама

В исламе не существует посредников между Богом и человеком, поэтому муфтий не на-делён правом решать судьбу прихожанина. Но на его плечах лежит забота об образовании, воспитании мусульман и распространении ислама как религии мира, добра, чистоты и скромности. В каждых области, крае, республике есть свой региональный муфтий, но первыми уже много лет считаются двое – председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Два очень разных человека, посвятивших себя служению одной религии.

Лишь в последние годы Москва стала одним из мировых центров ислама. В столице построены огромные и очень красивые мечети, которые конкурируют с самыми известными мусульманскими храмами. Но исторически центрами ислама в России были столицы мусульманских регионов, поволжских и кавказских.

В конце XX века наметилась тенденция «сближения с центром». Ислам стал перебираться в Москву. Мусульманские храмы здесь строились ещё с начала XVIII века. Историческая мечеть на Большой Татарской улице была в те времена религиозным и культурным центром мусульман Москвы. А в 1902 году купец Хабибулла Акбулатов и мещанин Сабирзян Бакиров инвестировали деньги в строительство мечети в Выползовом переулке. Сегодня на её месте выстроена высочайшая в Европе Московская соборная мечеть, рядом с ней – комплекс самых разных зданий, в числе которых Московский высший исламский духовный колледж, Московский исламский университет, Совет муфтиев России и резиденция муфтия Равиля Гайнутдина.

Именно под его руководством на месте небольшой старой мечети вырос целый мусульманский городок, где по пятницам собирается до 10 тысяч верующих. Равиль-хазрет («досточтимый Равиль») – так полагается обращаться к муфтию – человек активный, современный, любопытный, называющий ислам «религией прогресса». Главной своей задачей он считает проповедь миролюбия и терпимости. Однако мало кто знает, что в жизни этого человека было немало соблазнов и страстей. Но, как часто повторяет сам муфтий, «Аллах испытывает того, кого искренне любит».

Всё пошло от бабушки

Равиль Гайнутдинов родился в августе 1959 года в маленькой деревушке Шали, что в Татарской АССР. Простая семья. Отец работал в райпотребсоюзе, мать шила на дому. О религии мальчик узнал от бабушки. Она очень любила внука и передавала ему свои знания – простой, но глубокий духовный опыт.

– Есть два вида молитв: намаз – молитва как земной поклон, и молитва-мольба, которая совершается и стоя, и сидя, и в любой момент. Вот такой молитве-мольбе на арабском языке меня научила бабушка, мне было тогда пять-шесть лет. Молитв было несколько, и я читал их перед сном, – вспоминает Равиль Исмагилович детские годы.

В советской стране религиозные обряды не поощрялись, но в сельской местности старики старались их соблюдать.

– Я родился и вырос в татарской деревне, а именно в деревнях вера была сохранена. Если рождался ребёнок, то обязательно совершался обряд имянаречения. Если человек уходил из земной жизни, совершали поминальную молитву. По праздникам, если власти не разрешали открывать мечети, люди собирались на кладбище и там совершали намазы. А по пятницам на богослужения собирались у кого-нибудь дома, – рассказывает муфтий.

Несмотря на наставления бабушки, обычная жизнь для деревенского пацана оказалась куда притягательнее, чем религиозная. Учась в школе, романтический юноша Равиль влюбился в театр. Пьесы татарских, русских, французских, английских драматургов, в том числе Шекспира, знал почти наизусть, не пропускал ни одного телеспектакля.

– Я очень любил татарский театр и помню, как в деревне семьями собирались у тех, у кого был телевизор, когда показывали татарский спектакль. Мы были влюблены в наших актрис! Мы хотели подражать нашим артистам, быть похожими на них! Это очень свойственно юности, так ведь? – сегодня муфтий лишь улыбается, вспоминая увлечения молодости.

Живя в деревне, Равиль занимался художественной самодеятельностью, а после школы отправился в Казань учиться на актёра. Поступил в театральное училище, окончил его с отличием.

– Я не жалею о том, что поступил в театральное училище, более того, горжусь своим первым образованием, – размышляет муфтий. – Сегодня оно очень помогает мне в профессиональной деятельности богослова и проповедника. Я чувствую зал, знаю, слышат ли меня, понимают ли меня, верят ли мне, я вижу глаза людей, чувствую дыхание зала.

Актёрская техника, несомненно, помогает муфтию в работе и понимании людей. Но, возможно, ещё больше ему помогает второе образование – режиссёрское. Профессию режиссёра Равиль Гайнутдинов получил, учась заочно в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). А параллельно работал на казанском телевидении выпускающим режиссёром информационных программ. Профессия, требующая огромной стрессоустойчивости и быстрого ума, ведь в то время программы шли в прямом эфире, приходилось быстро принимать решение, даже когда его не было.

В это же время Равиля увлёк ислам. Он штудировал Коран, зубрил арабский язык, учил законы шариата. И в итоге между театральными подмостками, кинолентами и кафедрой в мечети выбрал последнее. Вместе с молодой женой отправился учиться в Бухару. Там у семьи Гайнутдиновых родилась первая дочь.

Получив третье, на этот раз религиозное, образование, в 1987 году Равиль стал имам-хатыбом Московской соборной мечети, а затем – президентом Исламского центра Москвы и Московской области. В 1994-м избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России, а спустя два года – председателем Совета муфтиев России.

Так татарский деревенский мальчик стал тем, о ком сегодня единоверцы говорят: «благородный человек, истинный интеллигент». Люди его уважают в первую очередь за противостояние волне исламофобии, распространяемой нечистоплотными журналистами.

– Мусульманином может быть и простой школьник, и студент, и инженер, и учёный, и ветеран труда, и ветеран Великой Отечественной войны. Недопустимо осуждать ислам за то, что какой-то мусульманин совершает преступления. Ведь в обществе нет практики осуждать другие религии, представители которых нарушают закон. Исламофобия возникает, когда политики и СМИ пытаются навязать обществу мнение о «правильности» какой-то одной религии и «чужеродности» остальных, – эту мысль муфтий Равиль Гайнутдин повторяет чуть ли не в каждой своей проповеди.

Кстати, его проповеди – образец ораторского искусства. Они читаются на татарском и русском языках. Муфтий говорит с верующими о простых вещах, но таким ярким и красивым языком, что невозможно не растрогаться. Главные темы, которых он касается, – это:
1. уважение к представителям других религий;
2. помощь беднякам;
3. скромность и недопустимость кичливости, демонстрации своего богатства и прочего превосходства;
4. неприемлемость насилия.

А ещё он отстаивает права гастарбайтеров из мусульманских стран. «Они не пьянствуют, они дисциплинированны, трудолюбивы; если зарплату получают, то отправляют её домой, чтобы накормить свои семьи», – уверен мусульманский лидер.

Славить Бога и растить детей

Если Равиля Гайнутдина можно назвать столичным муфтием, то его коллеге Талгату Таджуддину подошёл бы титул «провинциальный муфтий». Но только в том случае, когда провинция – это не глубинка, а огромная часть нашей страны, удалённая от центра власти.

Талгат Таджуддин – старейший российский алим (мусульманский учёный) и один из умнейших людей нашей эпохи.

Сан муфтия он получил ещё в Советском Союзе. В далёком 1966 году начал свою религиозную карьеру, учась в бухарском медресе «Мири Араб». Затем – в исламском университете аль-Азхар в Каире, который окончил в 1973 году, после чего стал имам-хатыбом Казанской соборной мечети аль-Марджани. В 1980-м избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которое традиционно находится в Уфе.

Стоит отметить, почему историческим центром официального российского ислама оказалась столица Башкирии. Именно в Уфе в 1788 году по указу Екатерины II была создана первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание (Уфа тогда входила в состав Оренбургской губернии). Также была учреждена должность главы российских мусульман – муфтия, который избирался мусульманами, но утверждался императором. Так что обитание Верховного муфтия России в Уфе – это и дань истории, и вековая традиция.

Талгату Сафичу Таджуддину, в отличие от его младшего, но более влиятельного коллеги Равиля Гайнутдина, было суждено родиться в центре большого города Казани, в семье просвещённых татар. До революции Тадзетдиновы славились своей любовью к знаниям, чтению книг, а также деловитостью.

Дед Талгата, истовый мусульманин, в послереволюционные годы был раскулачен и репрессирован – стал спецпереселенцем. Отец работал водителем грузовика, мать трудилась на заводе. Воспитанием мальчика занималась бабушка Магира-апа, женщина образованная, хорошо знакомая с религией, соблюдавшая обряды и традиции. Среди её предков суфийские шейхи – приверженцы мистического направления в исламе. Именно бабушка рассказала маленькому Талгату о мусульманской религии, вложила в него основные религиозные знания.

Окончив школу в 1963 году, юноша поступил в профтехучилище, вместе с этим изучая ислам, которому решил посвятить свою жизнь.

Сегодня, знакомясь с проповедями Верховного муфтия, понимаешь: жизнь постоянно меняется, меняется человек, и даже религиозные традиции могут приобретать новые очертания. Но Таджуддин с юности был открыт всему незнакомому. Его привлекали новейшие идеи, теории, учения. Так, несколько лет назад он проникся теорией булгарского происхождения татарского народа и до сих пор всячески отстаивает её. Булгары – это тюркские племена, населявшие с Раннего Средневековья степи от Северного Причерноморья до Каспия, а позднее мигрировавшие на Балканы и в Среднее Поволжье. Именно булгары дали имя государству Болгария.

– И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары… А болгары – это ближайшие родственники булгар. Просто одни остались на Волге, а другие ушли дальше, на Дунай, и смешались со славянами, – заявил Талгат Таджуддин будучи в 2001 году на Международной конференции в Софии.

Эти слова в Болгарии восприняли с удивлением. Но в Татарии идею булгарского происхождения татар поддерживают, отреставрированы остатки древнего города Болгар. Здесь по инициативе Верховного муфтия ежегодно, начиная с 1989 года, собираются мусульмане России и отмечают годовщину  принятия ислама волжскими булгарами. Праздник называется «Изге Болгар жыены» («Собрание в Священном Болгаре»).

Таджуддин славен сотрудничеством с представителями других конфессий. Если взглянуть на его расписание, то можно понять, что для него крайне важно взаимодействие с православием, иудаизмом, буддизмом, причём часто муфтий не исключает и взаимопроникновения одной религии в другую. Так, например, в 1992 году по инициативе Талгата Таджуддина в мечети Набережных Челнов на витраже помимо полумесяца были изображены крест и звезда Давида.

– Если бы Всевышний одних другими не удерживал, то тогда и синагоги, и церкви, и мечети бы порушились. Противовесы должны быть, то есть многополярный должен быть мир или хотя бы двухполярный. Вот смотрите, Божья милость: в Северном полушарии зима началась, а в Южном – весна, у нас день, а в Америке ночь. Так и в отношениях людей – хотя бы два полюса должны быть. И люди должны искать взаимопонимание, – уверен Верховный муфтий.

70-летний мудрец в последние годы всё чаще говорит о любви к Отчизне, о единой российской нации.

– Национальная идея России – славить Бога и растить детей, – повторяет он.

У самого Верховного муфтия 5 детей, 15 внуков и 2 правнучки. Все живут в Уфе. Сыновья Талгат-хазрета работают в Управлении мусульман под началом своего отца.

Кнопочка должна звенеть

Мусульманская умма России переживала самые разные времена. И сейчас, как утверждают многие верующие и исследователи, отечественный ислам развивается в направлении гармоничного сосуществования с другими религиями. В этом немало «повинны» два совершенно разных человека – два российских муфтия.

«Какие вы есть, такими будут и ваши правители», – писал исламский богослов Хасан аль-Басри. «Какое ведро, такая и крышка», – говорится в татарской пословице. От лидера в любом обществе зависит немало. Отвечать перед Богом каждому придётся самому, но вывести на правильный путь способен только хороший учитель.

– У каждого человека должна быть такая кнопочка – совесть, и она должна звенеть у него, когда он ошибается. Если её потеряешь, тогда очень опасно. Человек должен всегда вовремя осознать, остановиться, покаяться. Никогда не должен забываться. Потому что Господь – Воздающий. И так всю жизнь. Ангел справа записывает добрые дела моментально, а ангел слева – ждёт семь часов. (Записывает плохие поступки, но даёт время исправиться. – Ред.) Это наша возможность услышать «звонок» совести и осознать ошибку, – говорит Талгат Таджуддин.

К сожалению, в последние годы задачей многих прогрессивных и просвещённых мусульман стала «реабилитация» своей веры, как ни странно это звучит. Муфтии Равиль Гайнутдин и Талгат Таджуддин сделали многое для того, чтобы доказать всем: отечественный ислам – религия добрососедства, равенства и мира. Многовековая история существования российских мусульман, христиан, иудеев, буддистов и представителей других вероисповеданий в прочном мире – уникальна! Нет на планете другого примера, чтобы разные конфессии и народы так дружили, как у нас дружат русские, татары, евреи и люди ещё более 200 национальностей! Именно эту мысль неустанно проповедуют с минбаров (кафедр) мусульманские лидеры – муфтии России.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №46, ноябрь 2018 года