Главные иудеи России
28.11.2018 00:00
Главные иудеи РоссииИудаизм – одна из самых древних религий в мире. На территории нынешней России она появилась одной из первых, ещё в античности. Тогда иудеи населяли Таманский полуостров и прилегающие к нему земли. В Средние века иудаизм исповедовали хазары, жившие в волжских степях и Прикаспии. Хазарский каганат был крепким государством с высочайшим уровнем культуры и науки. До революции в Российской империи насчитывалось почти 50 процентов всех иудеев мира. Однако сегодня эта конфессия далеко не самая многочисленная у нас в стране, но по-прежнему одна из самых влиятельных. Кто стоит во главе иудейской общины в России? Как и по каким качествам назначают её лидеров? И почему главным раввином нашей страны выбрали американского гражданина?

Главное – влияние

За последние годы число евреев в нашей стране сократилось более чем в пять раз. Многие отправились в Израиль, кто-то – в Европу или США. По итогам последней переписи сегодня в России живёт 158 тысяч евреев, всего 0,16 процента населения. Но эта община обладает огромным влиянием как на чиновников, так и на отечественный бизнес.

Стоит только взглянуть на состав Совета Федерации еврейских общин России (ФЕОР), и многое станет ясно. В него входили и входят многие знаменитые олигархи – от Березовского до Абрамовича. А Гусинский в противовес этой структуре в 90-х годах создал Российский еврейский конгресс (РЕК). Впрочем, это лишь светская структура, не имеющая прямого отношения к религии.

А религиозных иудейских структур у нас две. Если до перестройки лидером всех советских иудеев был один человек – главный раввин Советского Союза, то в перестроечные времена иудейская община распалась на несколько, из которых с годами выделились две мощнейшие – ФЕОР и КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России). Соответственно, главных раввинов в России двое: хасидскую ФЕОР возглавляет иностранец Берл Лазар, а традиционную КЕРООР – человек с классическим советским прошлым Адольф Шаевич.

Чтобы понять, что такое иудаизм хасидского толка, нужно прочитать сотни книг. Но, грубо говоря, хасиды – это дотошные исполнители всех законов религии, люди, которые каждый свой шаг делают с оглядкой на Каббалу – тайное знание, содержащееся в Торе.

В СССР подобных иудеев насчитывалось немного, поскольку в советской стране ежесекундно соблюдать религиозные правила, и так непростые, было совершенно невозможно. В результате большинство хасидов отправилось в эмиграцию, в основном они осели в Нью-Йорке, центре мирового хасидизма.

Однако в конце 80-х годов это учение снова активизировалось в нашей стране. И тогда оно вновь прибыло из-за границы вместе с многочисленными проповедниками, в числе которых оказался и молодой американский раввин Берл Лазар.

Приведи с собой еврея

«Ультраортодоксальность – это комплимент. Мы живём ортодоксально, но не замыкаемся в себе, а стараемся распространять наши идеи вне общины. Не хасидский еврей утром молится, читает Тору, идёт на работу, а вечером домой. С точки зрения Закон, этого достаточно, но недостаточно для того, чтобы стать добрым евреем. Хасид думает о том, чтобы ещё один еврей стал лучше. Он не просто идёт в синагогу, но и зовёт с собой другого» – так проповедует лидер российских хасидов Берл Лазар.

Впервые он приехал в нашу страну 23-летним юношей в ноябре 1987 года. По туристической визе посетил Москву, Ленинград, Вильнюс, Тбилиси, Ташкент, Баку, Алма-Ату. Есть версия, что цель поездки была вовсе не туристической – на самом деле Лазар читал в местных еврейских кружках лекции по основам иудаизма.

Спустя год он снова оказался в России, на этот раз уже официально. Теперь Лазар открыто встречался с руководителями еврейских общин. Ещё спустя год приехал в качестве учителя – преподавал в московской синагоге. Вот как он сам рассказывает о своих визитах: «В Россию я приехал, будучи студентом. Меня пригласили по культурно-туристическому обмену, но главная цель была – наладить связи с еврейской общиной, которая в то время существовала подпольно. Тогда запрещали всё – соблюдать заповеди, изучать Тору. Евреям было тяжело, но, несмотря на это, именно здесь я встретил людей открытых и искренних, сохранивших настоящую веру. Думаю, что в недалёком будущем именно от России будет зависеть в мире очень многое и она будет диктовать решения, которые сделают этот мир лучше».

Спустя всего три года после своего первого визита в нашу страну этот хрупкий юноша, не говоривший ни слова по-русски, стал раввином московской синагоги в Марьиной Роще. В 1995-м он занял пост Председателя Объединения раввинов СНГ, а в 1999-м стал главным раввином России по версии ФЕОР.

Берл Лазар – потомственный раввин, его отец также работал в синагоге, только в Милане, где в 1964 году и родился будущий лидер российских иудеев.

Детство Лазара проходило мирно и комфортно, он вырос в окружении любящей семьи и друзей. Кумиров у него было двое – любимый отец и любимый литературный персонаж, сыщик Шерлок Холмс. Маленький Берл читал Конан Дойля с таким же усердием, что и Тору, и мечтал стать сыщиком. Но любовь к религиозной истине победила: в 1978 году, окончив общеобразовательную еврейскую школу, 14-летний Берл поехал в США учиться в раввинском колледже Нью-Джерси. Затем была учёба в высшем религиозном учебном заведении Нью-Йорка, который Берл окончил в 1988 году.

Незадолго до своей первой командировки в Россию он женился на юной американской учительнице, дочери раввина из Питсбурга, Ханне. За почти тридцать лет жизни в России у пары родилось 14 детей. Но первая девочка, Хайя, умерла в 6-летнем возрасте. Сейчас у иудейской четы пятеро сыновей и восемь дочерей. Дети в совершенстве владеют тремя языками – русским, английским и идишем. Хотя, конечно, в школе учат иврит.

А вот их отец – полиглот, владеющий шестью языками, – на русском до сих пор говорит с акцентом.

Кстати, сын Берла Лазара, Йехезкель, пошёл по стопам отца и деда – в прошлом году стал главным раввином Симферополя. «Мы здесь будем жить до тех пор, пока все евреи не уедут в Израиль, когда придёт Машиах (Мессия)» – так ответил молодой рав Йехезкель на вопрос, долго ли он и его семья намерены работать в России.

Хотя дети Берла Лазара родились в Москве, они являются подданными США. А вот у самого главного раввина России – двойное гражданство, российское и американское. Как любой религиозный человек, он не любит распространяться о своём внутреннем мире и личных делах, поэтому сложно понять, какую страну Берл Лазар считает своей родиной, где он чувствует себя дома. Но тысячи российских иудеев считают его своим, и это главное.

«Раввин – учитель, который может что-то объяснить, показать, ответить на вопросы. Он не милиционер Б-га, не адвокат Б-га, он – пиар-агент Б-га», – любит повторять Берл Лазар.

Несмотря на проблемы с языком и интеграцией, этот человек, напрочь лишённый русского менталитета, сумел очень быстро обрести доверие и уважение не только у иудейской общины, но и у руководства страны. «С Путиным на дружеской ноге», – говорят о нём прихожане синагоги в Марьиной Роще. «Раввин Путина» – называет его зарубежная пресса. Берл Лазар не скрывает своей симпатии к президенту, причём он проявляет её это не только на встречах в Кремле, но и за границей. Например, в 2008 году на выступлении в Оксфорде сказал: «Никогда ни один руководитель России или СССР не сделал для евреев так много, как Путин».

«За Берлом Лазаром стоит мощное финансовое обеспечение, денег немерено, – объясняет причину молниеносного карьерного взлёта Берла Лазара другой главный раввин России, Адольф Шаевич. – Они потихонечку перекупали разные общины по всей стране. Наши евреи из глубинки в жизни не встречали раввина, а тут – еврей в чёрной шляпе, с бородой. Он им говорит: «Я раввин!» Находит старого еврея: «Сколько пенсия? Сто рублей? Вот тебе ещё сто, будешь у меня председателем общины, найди десяток старых евреев, каждому к пенсии буду приплачивать». Появляются школы, в субботу стол накрыт – можно бесплатно поесть. Если проблема у тебя – раввин ещё пятьдесят рублей даст. Основная масса сохранила советское халявное мышление: дают – бери. Принцип – где дают, туда и нужно прислониться. Всё очень и очень просто».

В своём интервью изданию «Газета», как и во многих других публикациях, Адольф Соломонович придерживается непримиримой позиции по отношению к «конкуренту».

Советский раввин

У старшего поколения столичных евреев есть частушка о Лазаре и Шаевиче: «Готов ответить за базар, задета честь не девичья. Раввин кремлёвский – Берл Лазар, а я люблю Шаевича».

Западный лоск и аристократизм, немногословность, некоторая снисходительность и загадочность Берла Лазара привлекает молодых столичных евреев, представителей бизнеса и политики. А вот старая советская еврейская диаспора предпочитает ходить на проповеди к Шаевичу. Он для многих – свой, понятный, проверенный. И иудаизм, который проповедует, – традиционный и привычный. Без жесточайших хасидских запретов и трудновыполнимых требований.

Судьба равви Шаевича – это судьба тысяч евреев СССР. Его мировоззрение впитало в себя все вехи российской истории. Он – представитель не только еврейского народа, но и – советского народа-интернационалиста.

«Мы все родились и жили в СССР. В то время религия в стране в определённой мере притеснялась. Но советский народ воспитывался на высоких моральных принципах, которые соответствовали принципам православия, ислама, буддизма и иудаизма. Мы воспитаны в духе уважения к иным религиям. Ибо Бог един, а люди верят в него по-разному. Поэтому между священниками всех основных религий в России существует солидарность. У нас общая цель – служить Всевышнему и крепить нашу Россию», – говорит рав Шаевич сегодня. И нет сомнений, что это его жизненная позиция.

Он родился в 1937 году в Хабаровске в еврейской семье. Вскоре после появления сына на свет Шаевичи переехали поближе к родственникам в Биробиджан.

«В детстве и юности представления о еврействе у меня были крайне смутными. Конечно, в новообразованную Еврейскую автономную область в тридцатые годы приезжали люди, мечтавшие о создании на Дальнем Востоке если не еврейского государства, то культурной автономии. В тридцатые-сороковые годы по местному радио один раз в час передавали новости на идише, пели еврейские песни. В Биробиджан переехала часть труппы театра Михоэлса, выходила газета «Биробиджанская звезда» на идише, и на неё буквально заставляли подписываться. Но основная масса, в том числе и евреи, прибывшие из Польши, Франции, Аргентины, была ближе к коммунистической идее, нежели к сионистской, и довольно быстро ассимилировалась». Мацу ели с салом, иудаизм изучали по антирелигиозным книжкам, а вместо синагоги посещали коммунистические демонстрации.

После окончания школы юный Адольф два года работал в целинном совхозе, поднимал советское сельское хозяйство в отдалённых областях, затем поступил в Хабаровский политех, по окончании которого, вплоть до 1972 года, честно работал механиком в управлении механизации Биробиджана. Именно тогда он вдруг понял, что оставаться в этом городе ему больше нельзя, потому что превращается в алкоголика.
«Из развлечений там были только спиртное и женщины. Я просто испугался, что сопьюсь, и решил уехать», – вспоминает он то время.

Адольф направился в Москву. Поначалу буквально бомжевал, скитался, пока однажды приятель не предложил ему поступить в религиозную школу при синагоге, где давали прописку на время учёбы. «Для меня это был просто способ зацепиться в столице», – признаётся сегодня главный раввин России.

Но учёба увлекла молодого человека, он втянулся и, закончив обучение в Москве, продолжил его в раввинской семинарии в Будапеште. Затем – в Иешива-университете в Нью-Йорке.

Вернувшись на Родину, Адольф Соломонович практически сразу стал раввином при Московской хоральной синагоге. На дворе стоял 1980 год. Как рассказывают старожилы, за священнослужителями тогда тщательно присматривали спецслужбы. Но Шаевичу удалось гармонично сочетать в себе религиозную деятельность и советскую официальную идеологию. «Писали, что он агент КГБ. Но это не так. Обычный советский еврей», – судачат о рабби Шаевиче прихожане синагоги.

В 1989-м на съезде Всесоюзного совета еврейских религиозных общин его избирают главным раввином Советского Союза. А в 1993-м на Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) – главным раввином России.

Несмотря на преклонный возраст (81 год), Адольф Соломонович продолжает служить в Московской хоральной синагоге, что в Спасоглинищевском переулке, ведёт активную общественную жизнь. Как и шестьдесят лет назад, болеет за «Спартак». Любит выпить с друзьями, среди которых сливки нашего общества – деятели культуры, бизнес-элита, политики.

Его жена и двое взрослых сыновей живут в Венгрии, свою жизнь с религией прочно связывать не собираются.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №47, ноябрь 2018 года