Когда весна придёт, не знаю
29.11.2018 14:10
Когда веснаНедавно на Первом канале состоялась премьера фильма, снятого 55 лет назад. Речь идёт о цветной версии ленты «Весна на Заречной улице» – одной из самых популярных картин советской эпохи. История непростой любви сталевара к молодой учительнице вечерней школы, снятая режиссёрами Марленом Хуциевым и Феликсом Миронером, только за год собрала в кинопрокате СССР более 30 миллионов зрителей.

Кино для дедушек

Киновидеобъединение «Крупный план» восстановило картину и осуществило её колоризацию. Только для подготовки к восстановлению понадобилось больше года. Колоризация старой изношенной ленты обошлась примерно в миллион долларов. Но, помимо колоризации, специалисты ещё качественно отреставрировали звук и саму плёнку, с которой убраны царапины, разрывы и грязь. В общей сложности через руки мастеров прошло сто двадцать тысяч кадров! Интересно, что руководил трудоёмким процессом, длившимся полтора года, не кто иной, как сам режиссёр картины Марлен Хуциев.

У зрителей существуют неоднозначные мнения по поводу «раскрашивания» старых советских фильмов. Кто-то возмущается – «испортили картину!», а кто-то, наоборот, доволен. Бывший директор Киностудии имени Горького, на которой были сняты «17 мгновений весны» и «Офицеры», Станислав Ершов считает, что качественное «раскрашивание» фильмов только повышает их рейтинг. Ведь молодые зрители зачастую воспринимают чёрно-белые фильмы как «кино для дедушек». Цветной вариант – это не только новая жизнь киноленты, но и новая эстетика.

Киновед Кирилл Разлогов, в свою очередь, полагает, что колоризация советских фильмов вполне закономерна. Подобная практика удачно применяется в Голливуде и на европейских студиях. Эльдар Рязанов отмечает в качестве положительного момента то, что раскрашивание сопровождается тщательной реставрацией негатива, а дальше каждый зритель волен выбирать, какой из вариантов смотреть.

Чтобы песня не пропала

«Когда весна придёт, не знаю. Пройдут дожди, пройдут снега… Но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога». Бесхитростные слова поэта Алексея Фатьянова, положенные на музыку Бориса Мокроусова, стали своеобразными позывными для всех, кто любит это фильм.

Оказывается, в России свыше четырёх тысяч Заречных улиц. Но, конечно, самая известная из них – та, о которой в 1956 году был снят кинофильм. По сюжету действие происходит в Запорожье. Но на самом деле улица Заречная в Запорожье появилась лишь спустя два года. Так и во многих других городах Советского Союза Заречные улицы появились уже после выхода фильма. Несмотря на это, советские люди, жившие на Заречных улицах в разных городах страны, всё равно ассоциировали себя с главными героями фильма – молодой учительницей Татьяной Сергеевной и ударником труда Сашей Савченко. И это происходило далеко не из-за названия улицы, а потому что такая история могла произойти с обыкновенными людьми на любой советской улице. Потому и песня была близка каждому советскому человеку.

Интересно, что известная теперь всем мелодия Мокроусова была написана вовсе не для этого фильма. Она использовалась в спектакле театра имени Вахтангова «Макар Дубрава» по пьесе А. Корнейчука о шахтёрах, но с другим текстом. Спектакль сняли с репертуара, и песня оказалась «бесхозной». Тогда кому-то пришла мысль использовать её в новом фильме. Алексей Фатьянов написал новые слова, которыми поначалу был недоволен.

Как-то раз он приехал на съёмки и был расстроен: «Всё в песне есть – и любовь, и дружба, а вот профессии нет». Долго мучился, не мог найти нужные слова. И однажды ночью его вдруг осенило, родились знаменитые строки: «Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».

Как известно, песню спел сам Николай Рыбников, а на гитаре исполнил оператор Пётр Тодоровский.

Заречная или Кремлёвская?

Создание фильма начиналось весьма прозаически. Для того чтобы заработать какие-нибудь деньги, Феликс Миронер написал одноактную пьесу про сталеваров. Из неё получился сценарий. Запуститься группа смогла на только что возродившейся после войны Одесской киностудии. Им предлагали на выбор несколько металлургических городов, где могли бы проходить съёмки. Запорожье оказалось первым по дороге.

Работа над фильмом началась ещё в 1953 году. Съёмки шли с большими перерывами. Выпустили «Весну» только в 1956-м. Как и следовало ожидать, в идеологическом отделе ЦК долго и страстно возмущались клеветой на рабочий класс и искренне не понимали, как это передовик-сталевар пьёт водку, ухаживает сразу за двумя девушками и лазает в школу через окошко. Такого в жизни не бывает и быть не должно.

Зато жители славного города Запорожье до сих пор с гордостью показывают всем приезжающим места съёмок фильма. И только бесконечно спорят: съёмки проходили на Заречной или на Кремлёвской? Вот было бы название для фильма – «Весна на Кремлёвской улице»!

За полвека фильм успел обрасти легендами. В Запорожье в те времена не было Заречной улицы, но местные жители уверяют, что была, и даже показывают место. Также все почему-то уверены, что подобная история на самом деле случилась у них в городе, и называют прототипов. На самом же деле весь сюжет от начала до конца придумал Феликс Миронер.

На нынешней Заречной стоит голубятня, с которой якобы любимец народа Николай Рыбников, размахивая кепкой, гонял голубей. И зареченцы сожалеют, что именно этот кадр не вошёл в фильм. А хата, где за большие деньги снимала комнату молодая учительница, цела. Её хозяйка тётушка Лариса была ещё школьницей в те годы. Дом она специально, из любви к фильму, не перестраивает.

Для сцены в парке во время грозы нужны были зелёные насаждения. Приличного парка тогда в Запорожье попросту не нашлось, и эпизод пришлось снимать в Одессе.

В тот год зимой в Запорожье снега не было. А Хуциеву надо было снять эпизод, когда учительница диктует текст диктанта, а за окном класса идёт снег. Снарядили специальную команду, которая должна была отправиться в Москву, а потом в Новосибирск, чтобы там снять заснеженные пейзажи. Вечером группа уехала, а утром в Запорожье посыпал огромными хлопьями снег. И за один день сняли несколько сцен.

Любимец публики

Голос настоящей лаборантки «Запорожстали» Нины Яковенко звучал в тех кадрах, что снимались в мартеновском цеху. Лаборантки, побросав все свои экспресс-анализы, сбегали в цех смотреть на самого популярного тогда артиста – Николая Рыбникова. И, конечно, жутко в него влюблялись. Только любовь, как обычно, мешала производству, и начальник смены по фамилии Шор переходил на ненормативную лексику, пытаясь вернуть влюбленных девушек на рабочее место. А сам актёр приходил к лаборанткам по весьма уважительной причине – подремать хоть пару минут. Ведь в роль Рыбников вживался, что называется, полностью. Наравне со всеми обливался потом в цеху. Нина Ивановна Яковенко вспоминает: «Как-то разгорячённый стал в цехе под мощный, полтора метра в диаметре, вентилятор, холщовую куртку распахнул, так его чуть с ног не сбило…»

А однажды Рыбников просто влетел в лабораторию: «Девчата, живо собирайтесь на танцы в ДК Горького!» Дело в том, что его герой Савченко должен был танцевать вальс в сцене вечера отдыха, а актёр танцевать не умел. Он попросил Ниночку, которая до сих пор помнит свою обновку – юбку-шестиклинку, учить вальсировать, и не быстро, «а то я сам себе на ноги наступаю».

Тихо лились каждый выходной девичьи слезы: Рыбников улетал в Москву к Алле Ларионовой. О том, что у них любовь, лаборантки знали, а вот грусть оттого, что так и не удалось попасть в кадр с любимым актёром, осталась навсегда.

Нормально, Григорий!

Хотя фильм снимали долго и медленно, без киноляпов всё же обойтись не удалось. Помните первую сцену, когда Татьяна Сергеевна едет с вокзала? Вроде бы идёт сильный дождь, но прекрасно видно, что светит ярчайшее солнце – тени большие и контрастные. Кстати, солнце отражается и в мокрых крыльях машины.

Вероятно, из-за больших перерывов между съёмками в «роли» машины Юры Журченко (Владимир Гуляев) снялись два грузовика: один с номером 85-41, а другой – 14-95. В отличие от некоторых зрителей помрежи этого не заметили.
В финальном эпизоде весенний ветер разметал экзаменационные билеты. Саша Савченко помогает их собирать. Обратите внимание на рукава его рубашки: они  то закатаны, то спущены. Хотя кадры идут в хронологической последовательности.

Войти в образ сталевара Саши Савченко исполнителю роли помогал Григорий Пометун, сталевар «Запорожстали», ставший в 28 лет Героем Социалистического Труда. Тогда, в 1954-м, его вызвали в партком, познакомили с Марленом Хуциевым. Режиссёр попросил сталевара помочь молодому актёру войти в образ металлурга. А от заданий партии не отказываются.

Когда через неделю приехал Рыбников, оказалось, что они похожи как родные братья. И не только характерами, но и внешне. Сразу перешли на «ты». Съёмочная группа и жила по соседству – в ста метрах от нового дома Пометуна. Его жена, которую Николай называл ласково Шурик, защищала актёра от супруга, когда тот уж особенно рьяно брался делать из друга передовика- производственника. У Рыбникова никак не получалось правильно орудовать лопатой. Шурик даже предлагала в кадре снять спину мужа. Но обманывать зрителей нельзя, и актёр всё сделал сам. После выхода фильма Рыбников пачками получал письма от мальчишек, просивших его, Сашу Савченко, научить их профессии сталевара.

В середине 70-х супруги Пометун отдыхали в Ялте. После пляжа Григорий Константинович, понятное дело, захотел пивка. Стали в очередь. И тут слышат знакомый голос: «Кто крайний?» Сталевар обернулся и увидел Рыбникова. Их трогательную встречу наблюдала ещё одна отдыхающая – известная ведущая популярного тогда цикла передач «От всей души» Валентина Леонтьева. Это был прямо готовый сюжет для передачи, и не воспользоваться им было невозможно. Потом вся страна переживала, наблюдая за их встречей в студии.

В дальнейшем герой и исполнитель не теряли связи друг с другом. Рыбников часто приезжал в Запорожье, а День металлурга стал и его профессиональным праздником. К этому торжеству Рыбников в обязательном порядке приурочивал свои посещения Запорожья.

В последний раз они виделись осенью 1986 года. Рыбников снимался в крошечной роли генерала и прямо в мундире явился к Пометунам. Ещё и смеялся: «Смотри, Шурик, я на повышение пошёл, не только Гришка!» Ещё и сфотографировались, что называется, на добрую память. Оказалось – на вечную. Смерть Рыбникова в 1990 году стала для их семьи большим личным горем.

Влюблённая камера оператора

Марлен Хуциев вспоминает: «Мы снимали этот фильм как будто в шутку, играючи. Но теперь я точно знаю, что всё искреннее, свежее, радостное и вечное создаётся только в молодости. Эта удивительная атмосфера чего-то светлого, нового, которая есть в картине, рождалась прямо на съёмочной площадке. Мы все – и режиссёр, и операторы, и сценарист, и актёры – были примерно одного возраста, одного статуса и поэтому вели себя как друзья, раскованно и свободно. Первые кадры фильма снимали с бутылкой шампанского. Впрочем, каждый вечер у нас была гитара, водка и разговоры до трёх часов ночи…»

Николая Рыбникова в роли Саши Савченко утвердили не сразу, потому что у него была неудачная проба. Кинематографическое начальство настаивало на приглашении другого актёра, более высокого и плечистого. Хуциев возмутился и настоял на второй пробе: «Мы сняли сцену признания в классе, и в материале я увидел такой взгляд Коли… В нём было нечто такое глубокое, что я вскрикнул: «Слава богу, идёт». И пошло».

Исполнительницу роли учительницы Нину Иванову режиссёр нашёл случайно. Он увидел её в учебной работе во ВГИКе. Причёску Татьяны Сергеевны – знаменитый завиток у виска – нарекли потом «локоном страсти». Модницы нещадно жгли волосы, чтобы только его повторить. Они не знали, что у актрисы Нины Ивановой непослушные кудряшки от природы. «Татьяна Сергеевна в «Весне» была так красива потому, что камера смотрела на неё влюблёнными глазами оператора Радомира Василевского», – говорили создатели картины. После «Весны» Радик с Ниной поженились и переехали жить в Одессу. Письма Ивановой шли мешками со всех концов страны.

Роль учительницы русского языка и литературы Татьяны Сергеевны Левченко стала лучшей в кинокарьере непрофессиональной актрисы. Ещё была у неё большая роль в «Киевлянке», а потом Нину приглашали только на эпизоды. В середине 60-х она стала учиться на режиссёрских курсах при студии имени Горького. Работала вторым режиссёром, снимала сюжеты для «Ералаша». Но режиссёрская карьера не заладилась. В 80-е, когда всё развалилось, ушла работать медсестрой в поликлинику. Ни с кем из бывших коллег она не поддерживает отношений.

Геннадий Юхтин, игравший инженера Крушенкова, к которому и ехала Таня после окончания института, снимается до сих пор. Одна из его последних заметных ролей – в сериале «Петербургские тайны».

К сожалению, давно уже нет уже в живых Юрия Белова, сыгравшего роль ученика вечерней школы Ищенко, написавшего цитату из Пушкина на классной доске и не знавшего правил грамматики русского языка.

Без всякого секса

Несколько лет назад появились сообщения о съёмках в Запорожье фильма об истории создания картины «Весна на Заречной улице». По местам съёмок прошёл Марлен Хуциев, рассказывая о фильме и о людях, которые его создавали. А вот снять новый художественный фильм, как изначально планировалось, не удалось – уж слишком человечным был тот, старый. Попасть в ту же ноту душевности так же невозможно, как дважды войти в ту же реку.

Магия старого отечественного кино на первый взгляд необъяснима никакой логикой. Ну что может быть интересного в камерной, всего с одним поцелуем на морозе и, уж конечно, без всякого секса, истории любви сталевара к учительнице литературы, случившейся в середине прошлого века в отдалённом от столицы, насквозь продымлённом металлургическом городе? Но в душе каждого, кто видел эту удивительно человечную картину (а видели её, наверное, все), начинает звучать та самая незамысловатая песенка про весну, которая придёт ли, нет ли, но душа ждёт её на родной улице.

Песня стала неофициальным гимном многих металлургических заводов СССР. Мелодия из фильма и сегодня звучит в Запорожье «в исполнении» Часов влюбленных на главном проспекте города. Ни один праздник металлургов не обходится без неё. А лестницу, на которой сталевар Саша Савченко признавался в любви своей учительнице, нарекли «лестницей любви».

В 1956 году фильм «Весна на Заречной улице» занял девятое место в прокате. И с тех самых пор простые слова про «заводскую проходную» легли на душу народу. А душу народную, как известно, не обманешь.

По независимым опросам фильм «Весна на Заречной улице» вошёл в сотню лучших российских фильмов.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №12, март 2011 года