СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Папа, за что мне такое детство?
Папа, за что мне такое детство?
11.04.2012 00:00
Графа «родители» изменена

Папа, за что мне такое детство?Обращающиеся ко мне в передачу «Найти человека» верят, что я смогу разыскать потерявшихся людей. Но порой сообщают истории, которые состоят из сплошных загадок, а я не Ванга и не умею читать между строк. Однако всегда есть надежда, что читатели, увидев заметку в газете, вдруг догадаются, о ком и о чём идёт речь, и помогут найти хоть какую-то ниточку.


Михаил Васильевич Фоменко написал мне, буквально моля о помощи. Уже много лет он ищет своего отца. Куда они с дочерью уже только не писали. Тщетно. И всё-таки вдруг кто-то сможет подарить Михаилу Васильевичу такое счастье – встречу с папой.

Мама Михаила, Тамара Степановна Степанова, родилась и выросла в деревне Сирмапоси в Чувашии. В возрасте 16 лет вместе с подругой Ритой они познакомились по переписке с двумя военными, проходившими службу на одном из полигонов Волгоградской области. Вроде ребята были офицерами или учились на офицеров.

Один из них пригласил Тамару к себе, и она сбежала из дома к нему в Волгоградскую область. Через некоторое время у них родилась дочь Наталья, но в возрасте трёх лет умерла от ДЦП. Потом родился Михаил.

Жили они в большом доме. Бабушка Михаила по отцу была очень строгих нравов. Михаил помнит, что в доме был кабинет, в котором стояло чучело совы. Отец постоянно уезжал в командировки. С ребёнком иногда сидела няня – значит, мать где-то работала. От образа отца в памяти сына осталось немногое: он был высоким, статным мужчиной с густой растительностью на груди. Кажется, у него росли усы. Любил носить шляпу.

Когда Михаилу было около трёх лет, мать быстро собрала его и сбежала от отца. Они переехали в Северо-Казахстанскую область, в село Явленка – якобы потому, что там жил родной брат матери Валерий Степанов, приехавший туда поднимать целину.

Спустя какое-то время мать сошлась с Василием Васильевичем Фоменко. Так на новом месте у Михаила появился отчим. Мать заставляла мальчика называть его отцом. Сколько боли это доставляло ребёнку! За то, что звал отчима дядей Васей, мать сильно била. Пришлось покориться.

Мать часто плакала, сидя на кухне и глядя в окно, как будто что-то вспоминала. Когда Михаил совершал какую-нибудь шалость, она злобно его избивала, буквально ломала о сына палки. Мальчик забивался под кровать, а она говорила:
– Ненавижу тебя, ты так похож на него! Ты его сын!

У матери родилось ещё четверо детей, все девочки, и при них Михаил состоял нянькой. Уходя на ферму, где работала дояркой, мать будила его в четыре. Мальчик готовил сёстрам еду, умывал их. Вечером мать с отчимом шли в кино, а он сидел с сёстрами до глубокой ночи, укладывал спать. Вечерами тоскливо и с завистью смотрел в окно на игры других детей и плакал.

Отчим часто и много пил, орал на пасынка и тоже иногда поднимал на него руку. О родном отце Михаил и спрашивать не смел – боялся быть избитым.

Время шло. Михаил вырос, ушёл в армию. А вернувшись, в один из дней застал мать в слезах, разглядывавшую его армейскую фотографию. Подняв заплаканные глаза на Михаила, она сказала:
– Знал бы ты, как похож на него на этой карточке!

Всё это время Михаил ужасно хотел найти родного отца, обнять его и просто спросить: «Папа, за что мне досталось такое детство? Почему тебя не было рядом?»

…15 лет спустя Михаил занялся активными поисками отца. Он был уже взрослым 40-летним мужчиной, уважаемым человеком, но, как и в детстве, на него накатывала тоска: как выглядит его отец? жив ли? есть ли ещё дети?

Перед сном Михаил много раз прокручивал в голове такую картину: вот он нашёл отца (тот ещё не знает об этом), приехал к нему, на улице вечер. Михаил заходит в дом. Отец сидит за столом, старый и седой.
– Здравствуй, отец! – говорит сын.

И тогда Михаил понял, что это его главная мечта, и решил во что бы то ни стало разыскать отца. Не получив ответа от разных телепередач, начал действовать сам. Для начала послал запрос в Волгоградскую область, получил запись акта о своём рождении. И что же там увидел? Что до трёх лет его звали Витей! Был он Виктор Викторович Степанов. Значит, отца, скорее всего, звали Виктором, а фамилия его, возможно, Степанов, если только это не девичья фамилия матери.

Видимо, сбежав от отца, мать на новом месте пошла в сельсовет и сделала новые документы, объяснив это, например, тем, что переехала из другого города и документы у неё украли. В новом свидетельстве о рождении уже другие имя и отчество, а в графе «родители» записан отчим.

Об отце же у Михаила больше никаких сведений нет: ни отчества, ни года рождения. В записи акта о рождении Михаил прочитал, что родился в Краснозвёздинском сельсовете Среднеахтубинского района Волгоградской области. В графе «родители» – загадочная запись: «У», «О», НЛ 976794, 11 февраля, 80.

Тупик. Михаил знает, что у матери в её родной деревне была подруга Рита, та самая, с которой они вместе познакомились с молодыми военными. Может, она жива до сих пор? Может, коллеги отца по части, где он служил, живы и узнают эту историю? Кто-то же что-то знает о его отце!

Мать не говорит Михаилу о нём вообще ничего. Когда сын заводит об этом разговор, замыкается в себе и плачет, хотя сын и пытается объяснить, что не собирается отказываться от отца, который его вырастил, просто хочет найти родного.

Причём Михаил помнит из детства, что отец тоже искал его: однажды в военкомат в Явленке, где они жили, пришёл запрос. И мамин брат пришёл к ней с новостью, что отец их ищет. Тогда она приказала дать ответ, что такая тут не живёт.

И ладно бы такое скрытное поведение матери касалось только отца – мало ли что могло произойти между мужчиной и женщиной. Но Михаила шокирует то, что у матери где-то в Волгограде похоронена дочь от первого брака, его старшая сестра. Мать ни разу не съездила к ней на могилу, просто вычеркнула из памяти.

Сейчас Михаилу Фоменко уже 48, и больше всего в жизни он боится, что никогда не найдёт отца, а если найдёт, то будет уже слишком поздно, ведь тот уже немолод, ему, должно быть, лет 65–70. Может, судьба в лице кого-то из читателей подарит Михаилу счастье: наконец, обрести родного отца?

Андрей КУЦАЕВ,
г. Знаменск, Астраханская область
Автор ведёт проект «Найти человека» на «Радио России. Астрахань»