Даниель Рэдклифф: Ваш киндер вырос
06.12.2018 15:30
ДаниельЭто был очень грустный день. Дэн стоял, обнявшись с друзьями, и плакал. Слёзы текли ручьём не только у самых главных и самых молодых героев фильма, ревели все:  знаменитые артисты, режиссёры, операторы, костюмеры, водители, бутафоры, осветители… Целых десять лет всех их объединяла общая идея. Десять лет прошло с того момента, как Даниель Рэдклифф попал в волшебный мир книг Джоан Роулинг и в волшебный мир кинематографа. Для него это была целая жизнь, здесь он нашёл дружбу, наставников, первое романтическое увлечение и понимание, что такое настоящая работа. «Чудо-мальчик» – так назвали 13-летнего Дэна, когда в 2001 году на экраны вышел первый фильм о приключениях Гарри Поттера. Но что происходило и происходит в его жизни помимо этого фильма? И как сложится его дальнейшая судьба сейчас, когда съёмки закончились?

Не такой, как сверстники

«Чудо-мальчиков», которые блеснули в ранней юности ролями в блокбастерах, немало. На слуху имя Маколея Калкина – героя первых двух фильмов из симпатичной трилогии «Один дома», Майкла Оливера («Трудный ребёнок», 1990) и ещё множества «вождей краснокожих», терроризирующих взрослых и вроде бы неглупых людей.

Большинство кинематографических «чудо-мальчиков» не выдерживали прессинга. Так или иначе происходили срывы. Неожиданно обрушивающаяся популярность, семизначные суммы гонораров, алкоголизм и наркомания – не лучшие друзья безоблачной юности.

Даниель Рэдклифф, на которого никто не ставил как на большого артиста, оказался другим. Его будущее виделось таким: мальчик-везунчик, который оказался в нужное время и в нужном месте, после «Поттерианы» будет благополучно забыт, а сам «Гарри Поттер» станет очередным прожигателем жизни на бесконечных светских тусовках.
Он действительно мог бы себе это позволить: к 21 году Рэдклифф стал самым богатым британским артистом, который уже сейчас может не работать до конца своих дней. Но Даниель иначе смотрит на своё будущее, совсем не так, как его сверстники. Он оказался на редкость взрослым, мудрым и рассудительным юношей. Он не хочет оставаться в памяти зрителей мальчиком, который летал на метле. Нет, Даниель желает стать настоящим артистом, которому будет не стыдно потом с детьми и внуками пересматривать свои картины.

Конечно, образ Гарри Поттера всегда будет преследовать Рэдклиффа – он это прекрасно осознаёт и, более того, открыто признаётся в том, что сегодня режиссёры интересуются им именно из-за сумасшедшего успеха «Поттерианы». Но Рэдклифф пытается всеми способами сломать сложившийся стереотип, бросаясь с головой в рискованные проекты, особенно в театральные.

Проблема со шнурками

Любовь к театральному делу появилась у Даниеля неслучайно, его родители прививали сыну вкус к театру почти с пелёнок. Единственное чадо, родившееся в ирландско-еврейской семье литературного агента и агента по подбору актёров, впервые вышло на сцену в пятилетнем возрасте в рыжем костюме обезьянки на детском утреннике.

«Я был просто ужасен. Я танцевал на сцене секунд сорок. Надеюсь‚ ни у кого не осталось видеозаписи этого спектакля, потому что сейчас мне очень неловко об этом вспоминать», – скажет Даниель в одном из интервью много лет спустя. Такое ощущение, что и в пять лет он всё хотел делать по-настоящему, как взрослый, а когда это не получалось, то очень огорчался. Наверное, потому, что видел работу всех больших артистов на сцене лондонских театров.

Алан Рэдклифф и Марсия Джейкобсон, родители Даниеля, в силу своей профессии были вынуждены посещать спектакли и кинопремьеры. Алан – чтобы найти новых гениев от литературы, Марсия – в поисках актёрских талантов. Для этого они вместе с малышом Дэном часто выезжали из своего дома в престижном лондонском пригороде.

Даниеля брали не только потому, что хотели приобщить к высокому искусству. Марсия боялась с кем-то оставлять мальчика, потому что он страдал от диспраксии. Это коварное и неизлечимое хроническое заболевание может влиять на любую область развития человека – языковую, интеллектуальную, физическую. Больные не способны правильно выполнять целенаправленные действия, для многих из них простые бытовые действия – подъём по лестнице, нарезание хлеба, чистка зубов – могут стать непреодолимым препятствием. А ещё диспраксики начинают паниковать в экстремальных ситуациях, становясь беспомощными.

Вот с таким недугом столкнулась семья Рэдклиффа. Со временем стало понятно, что болезнь протекает мягко, без особых осложнений: Даниелю трудно справляться со шнурками на ботинках и у него ужасный почерк, из-за чего в школе было немало проблем. Но сейчас он посмеивается над своими недостатками, принимая их как неотъемлемую часть своей сущности.

Мальчик не стушевался

Многочисленные походы в театр сыграли огромную роль в жизни Дэна. Во-первых, он понял, что актёрская профессия – это не блеск и слава, а каторжный труд, и, во-вторых, именно в театре на очередной премьере его заприметил продюсер «Поттерианы».

К этому моменту у Рэдклиффа уже был актёрский опыт. После того как родители не пустили его на пробы для английского сериала «Оливер Твист», мальчик упросил отвести его на кастинг сериала «Давид Копперфильд» по роману Диккенса. На этот раз Алан и Марсия согласились, и Даниель сыграл Копперфильда в детстве. Это было в 1999 году, а в 2001-м мальчик снялся в фильме «Портной из Панамы» вместе с Пирсом Броснаном, Джеффри Рашем и Джейми Ли Кёртис. В том же году спустя 10 месяцев вышел и первый фильм «Поттерианы» – «Гарри Поттер и философский камень». Но, несмотря на то что съёмки последующих фильмов о юном волшебнике велись почти беспрерывно, Рэдклифф нашёл время и на другие проекты.

Природное любопытство и желание постичь что-то новое привели Даниеля в 2004 году на театральные подмостки. Он сыграл в музыкальной постановке под названием «Пьеса, которую я написал», где рассказывалась история жизни и творчества знаменитого английского комедийного дуэта – Эрика Моркамба и Эрни Вайса. Рэдклиффу в тот момент едва исполнилось 15 лет. А вместе с ним на сцене блистали Гленн Клоуз, Давид Суше, Кайли Миноуг, Стинг и другие звёзды первой величины. И, надо сказать, мальчик не стушевался и не затерялся на их фоне.

2007 год стал, наверное, пока самым интересным в жизни Даниеля. Когда съёмки «Поттерианы» на время приостановились, Рэдклифф успел сняться в двух картинах: «Мой мальчик Джек» и «Декабрьские мальчики».

Первый фильм – это биографическая лента, рассказывающая о судьбе сына знаменитого Редьярда Киплинга. Джек Киплинг был юношей с сильным характером и слабым зрением. С началом Первой мировой войны Джек мечтал пойти в армию, но медкомиссия его забраковала. После нескольких попыток молодой человек всё же поступает в военное училище, а потом на фронт, где в первом же серьёзном бою пропадает без вести. Позже сослуживец Джека расскажет Киплингу-старшему, что его сын погиб.

Рэдклифф справился с ролью Джека, создав яркий образ юноши, короткая жизнь которого проносится перед зрителем за мгновение. Эта телевизионная картина нашла своих почитателей, и впервые в Даниеле не увидели Гарри Поттера.

Фильм «Декабрьские мальчики» показал ещё одну грань дарования Рэдклиффа. Здесь он сыграл одного из четырёх сирот-друзей, которые каждый год пытались найти себе семью. Австралийская кинолента не окупилась в прокате, это был скорее авторский фильм с тонкой психологической атмосферой и неплохими актёрскими работами. Играя сироту, Даниель опять-таки не вызвал ассоциаций со «звёздным» сиротой из школы Хогвартс.

Обнажёнка с матерщинкой

Чтобы согласиться на участие в постановке пьесы Питера Шеффера «Эквус», нужна была настоящая смелость, которую не подстрахуешь ни волшебной палочкой, ни плащом-невидимкой. Когда на лондонских улицах появились огромные плакаты, анонсировавшие премьеру «Эквуса», где обнажённый Рэдклифф обнимает белую лошадь, общественность заволновалась. А когда из рекламной кампании стало понятно, что Даниель в спектакле будет курить, а в одной из сцен предстанет в костюме Адама, та же общественность взорвалась, раздираемая противоречивыми эмоциями. Одни говорили, что это здорово, хоть и рискованно; другие клеймили Даниеля за то, что он разрушает идеальный образ Гарри Поттера, и бойкотировали выход новой серии «Поттерианы», не пустив в кинотеатры своих детей. Тут же присоединились и борцы с табакокурением. Действительно, виданное ли дело, чтобы кумир молодёжи подавал такой дурной пример?

Спокоен был только Рэдклифф. Его поддержали родители и продюсеры со студии «Уорнер Бразерс», хоть последние рисковали больше всех: ведь если общественное мнение «развенчало» бы Рэдклиффа, сборы от очередной серии «Поттера» могли резко сократиться.

О чём же эта пьеса со странным названием «Эквус», которая ещё до премьеры наделала столько шума? Драматург Питер Шеффер никогда не считался «простым». Все его произведения строятся на психологических хитросплетениях, которые выворачивают наизнанку человеческие взаимоотношения во всех их проявлениях. Вот и в «Эквусе» (по латыни – «конь») рассказывается о взаимоотношениях доктора и пациента. Провинциальный эскулап выступает в роли психотерапевта, а его молодой пациент – в роли психопата, который за одну ночь жестоко ослепил шесть прекрасных лошадей. Вот это чудовище и сыграл милый голубоглазый мальчик Даниель Рэдклифф. На тот момент ему было 17 лет.

И всё в спектакле было оправдано: и курение, и сцена в стиле ню, и даже матерщина. Герой Рэдклиффа был настолько одержим страстью к лошадям, что, переживая свой первый сексуальный опыт с красивой девушкой на конюшне, вдруг осознал, что хочет обладать не ею, а богом лошадей, который приходит к нему во снах наяву. Потому-то он и не мог позволить, чтобы лошади в стойлах это видели…

Согласитесь, такая роль требовала актёрской отваги, ведь сцена не прощает дилетантизма. Это не съёмочная площадка, здесь нет права на ошибку, здесь только один дубль. Даниель выдержал испытание, коллеги и зрители были поражены профессиональной и психологической зрелостью Рэдклиффа. Он всё же немного лукавил, когда говорил, что ничуть не волновался. Конечно, волновался. И по поводу сцены с полным обнажением, несмотря на то что она была полностью оправдана самой пьесой, и по поводу того, как воспримут «Эквус» поклонники «Поттерианы». Но волнение улеглось. А после одного из спектаклей Даниель увидел, что его поджидает толпа фанатов у служебного выхода «Гилгуд-театра»; они требовали расписаться на программках и кричали, что полностью поддерживают своего любимого Гарри Поттера. Тогда Рэдклифф окончательно успокоился и понял, что рискнул не напрасно.

Риск заключался ещё и в том, что многие помнили более раннюю постановку «Эквуса», где главную роль гениально сыграл Энтони Хопкинс. Возможно, Даниелю помогло и то, что его партнёром по сцене был актёр Ричард Гриффитс, с которым юноша давно знаком. Именно Гриффитс сыграл в «Гарри Поттере» жирного дядьку Гарри Дурсля. Спектакль оказался настолько успешным, что после четырёхмесячных аншлагов в Лондоне он переехал на Бродвей, где шёл до февраля 2009 года.

Поттер в Питере

Сегодня Дэн Рэдклифф штурмует новые высоты и делает это с большим удовольствием. После окончания съёмок саги о «Гарри Поттере» он успел сняться в малобюджетном фильме «Фотограф-любитель», а теперь усердно берёт уроки хореографии для участия в мюзикле «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая» об амбициозном мойщике окон, который решил сделать головокружительную карьеру.

Параллельно Даниель проводит долгие часы с психологом, специализирующемся на помощи отцам-одиночкам. Нет-нет, Рэдклифф не попал в щекотливую ситуацию – эти беседы нужны для подготовки к новой роли в фильме «Женщина в чёрном», который выйдет в октябре этого года. Здесь Даниель сыграет 24-летнего адвоката и отца-одиночку, попавшего в мистическую и запутанную историю.

За всеми этими профессиональными свершениями как-то совсем растворяется Дэн-человек, а между тем он заслуживает не меньшего внимания, нежели Дэн-актёр.

На удивление, звёздная болезнь обошла парня стороной. Он хочет дружить и любить, жевать хот-доги и кататься на американских горках с утра до вечера. Только вот времени на все эти земные удовольствия никак не хватает. Общественный долг отнимает и те минуты, которые Дэн мог бы провести с друзьями или девушкой.

Он участвует в работе такого количества благотворительных организаций, что одно их перечисление заняло бы большую часть биографии Рэдклиффа. Он поддерживает секс-меньшинства и детей, страдающих аутизмом. Он дарит вещи для аукциона в память о жертвах холокоста и начитывает диски для релаксации больных детей. Он просит всех своих поклонников не дарить ему подарки, а перечислять деньги в благотворительные фонды.

Вот только 23 июля 2010 года, в день своего официального совершеннолетия, когда ему исполнился ровно 21 год, Дэн решил, что теперь ему можно всё! Для того чтобы попробовать это «всё», он приехал не куда-нибудь, а в Россию, точнее в Санкт-Петербург, где в одном из ночных клубов устроил шейк-шоу на стойке бара, упросив бармена научить его делать разноцветные алкогольные коктейли. Очевидцы утверждают, что та ночь удалась на славу. Что ж, Даниель имел на неё полное право. Только вот кажется, что ему надо почаще надевать тот самый рыжий костюм обезьянки, который вернёт его в детство. Туда, где не было слов «Камера, мотор!».

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №14, апрель 2011 года