СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Галина Реутова из «особого отдела»: Мы работаем до последней капли крови
Галина Реутова из «особого отдела»: Мы работаем до последней капли крови
24.12.2018 15:23
Галина Реутова из «особого отдела»Перед нами – один из самых опытных сотрудников художественно-постановочной части Московского театра «Современник». Актёры называют эту часть – «особый отдел», потому что без него нет театра. Что за люди трудятся в «особом отделе»? И почему наша собеседница Галина Алексеевна Реутова, перешагнувшая пенсионный рубеж, всё равно с радостью приходит в свою вторую, театральную семью?

– Галина Алексеевна, сколько лет вы трудитесь в этом коллективе, и как попали на работу в театр «Современник»?
– На работу в театр я пришла в 2004 году. Здесь искали человека для уборки сцены. Знакомая, которая уже работала в театре, пригласила меня в свою команду, и я с радостью приняла предложение. Тем более что уже вышла на пенсию, а дома сидеть мне скучно. И теперь я готовлю к вечернему спектаклю сцену, на которой играли и играют такие знаменитые актёры, как Игорь Кваша, Валентин Гафт, Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Чулпан Хаматова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова и многие-многие другие.

– А в чём заключается ваша работа, и как готовят сцену к спектаклю?
– Зритель даже не догадывается, сколько служб трудится на сцене, чтобы полностью подготовить её и сдать помощнику режиссёра, ведущему спектакль. Первой приходит бригада монтировщиков, их у нас в театре двадцать один человек, ребята собирают сложные декорации. Когда всё готово, появляются осветители и трудятся над световым оформлением спектакля. Следом подключаются видео- и звукоинженеры. На сцене мы работаем все вместе, одновременно, не мешая друг другу. Когда монтировка закончена, наша бригада приступает к выполнению своей задачи – протереть декорации, помыть и пропылесосить настил сцены. Затем на чистые декорации расставляют и раскладывают реквизит. Подключаются костюмеры и гримёры, у них тоже свои обязанности. Ещё есть электронная служба, мы называем их «электронщики», они дистанционно заставляют двигаться предметы, а могут вообще включить круг, и тогда двигается вся сцена. Они даже кулисы двигают! Ну а мы называемся «рабочие сцены». Я – старшая, и у меня в бригаде ещё две девочки.

Главное в этой работе – строго соблюдать технику безопасности. Мы понимаем, что от нашей внимательности зависят безопасность и здоровье актёров. Я ведь бывший учитель, а учителя – люди ответственные, исполнительные, делают всё как положено…

И вот когда сцена полностью готова, её принимает помощник режиссёра, который в этот вечер ведёт спектакль, – например, наш знаменитый помреж Ольга Нурматовна Султанова.

– Вспомните, пожалуйста, свой самый сложный или даже опасный спектакль.
– Сложных постановок у нас немало. Например, спектакли, в которых «выпадают осадки», разбрасываются листья, зерно, осколки. Всё это в антракте надо быстро собрать, чтобы никто не поскользнулся. У нас есть спектакль «Осенняя соната», в котором летят настоящие кленовые листья. Вся сцена в листьях! И каждый нужно быстро убрать. Но самый трудный для нас спектакль – «Играем... Шиллера!». Очень сложная постановка по трагедии «Мария Стюарт». В конце первого действия на сцене остаётся много зерна, сена и воды, и всё это разбросано и разлито. За время антракта надо успеть убрать всё, чтобы к началу второго действия было идеально чисто. А на спектакле «Анархия» мы даже убираем искусственную кровь. Причём каждую капельку надо вытереть, потому что во втором акте актриса в обуви на высоченных каблуках выходит на пластиковый настил, установленный под углом к полу. Наступив на кровь, она может поскользнуться и травмироваться. Вот почему мы стараемся убрать все капли до единой. Качество выполненной работы за нами опять проверяет помощник режиссёра. И это только три примера. К каждому спектаклю – свой индивидуальный подход.

alt

– За время вашей работы в театре происходили несчастные случаи по вине работников сцены?
– При мне трагических случаев никогда не было. Все наши службы подходят к своей работе ответственно.

– А какие моющие средства вы используете?
– Самые обычные! Проверенные и не вызывающие аллергию. Представьте, что будет, если у актёра начнётся приступ аллергии во время спектакля.

– А дома вы убираете так же тщательно, как и в театре?
– Про меня можно сказать так: хочешь жизнь всколыхнуть – переставь мебель в квартире! Я вообще люблю порядок и слежу за ним в своём доме. У меня полный марафет, мне нужно, чтобы всё стояло на своих местах.

– Помните ли вы свой первый рабочий день в театре?
– К сожалению, не помню, какой был спектакль, но помню, что именно тогда я полюбила смотреть, как исполнители ролей выходят на поклон к зрителю. У меня даже сердце замирает, потому что актёры становятся такие торжественные! И главное, в каждом спектакле такой момент имеет свои особенности, ведь поклон – часть режиссёрской задумки. Это не просто – вышли и поклонились.

С годами у меня появились свои любимые спектакли. Когда только начала работать, в театре ещё шла постановка «Виндзорские насмешницы». Для меня это – спектакль-праздник, я его хорошо помню, хотя он давно снят с репертуара. А сейчас у нас есть очень красивый спектакль с Константином Хабенским и Юрием Башметом – «Не покидай планету». Это постановка по книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Также у нас есть необычный спектакль-концерт, он называется «Шагает солнце по бульварам». Там играет наша молодёжь, это их подарок старшему поколению актёров «Современника». Я с удовольствием слушаю в их исполнении песни нашей молодости. И сейчас у нас популярен спектакль «Амстердам». Там играют молодой актёр Женя Павлов, которого я очень люблю (он исполнил роль Андрея Вознесенского в сериале «Таинственная страсть», помните?), и Михаил Ефремов. Ну он-то кого хочешь сыграет!.. (Улыбается.)

– Наверное, вы знаете все спектакли наизусть. Например, сколько раз смотрели «Три товарища»?
– Да ведь я работаю на этих спектаклях! «Три товарища» видела много раз и с разным актёрским составом. Потому что к нам в театр каждый год приходят молодые артисты, и Галина Борисовна вводит их в спектакли.

– А кто в театре ваш любимый актёр?
– Я здесь работаю, а значит, они все для меня – коллеги. Я всех уважаю за их творческий труд в развитие культуры.

– Скажите, вы всегда любили театр?
– В молодости я ходила в театр с удовольствием! Любила Театр имени Моссовета и Театр имени Маяковского. Особенно нравились спектакли с Игорем Костолевским и Натальей Гундаревой. Иногда получалось достать билеты и в «Современник». У меня много любимых актёров. А как режиссёра я очень уважаю Галину Борисовну Волчек. Она для меня Человек с большой буквы, история, легенда. Таких людей весьма мало. К этому же поколению относился Игорь Кваша. Как я его любила! Но его, к сожалению, уже нет. Старая школа, шестидесятники – это бесценное, невосполнимое поколение! Таких актёров уже никогда не будет!.. Но мне и молодёжь нравится. Из наших молодых я люблю Илюшу Лыкова. Да они все очень хорошие! Проходят по коридору, улыбаются, и я рада их видеть! Понимаю, что у актёров свой мир, в котором они живут, у них в голове всё время прокручиваются роли. Помните фильм «Театр»? Там актриса даже не могла просто поговорить с мужем, она всегда играла.

А ещё мне нравится смотреть, как рождается спектакль. Знаете, как интересно бывает на репетициях, даже когда актёры ещё без эмоций просто проговаривают свою роль!..

– Вы работали в конструкторском отделе, потом в школе, сейчас трудитесь в театре. В разных коллективах вы поработали. Где интереснее всего?
– В научно-исследовательском институте прошли мои молодые годы. Где молодость, там и хорошо. Советские времена – это совсем другая жизнь, но ведь нам было интересно! Мы были молодые, ездили убирать картошку, дежурили в добровольной народной дружине, ходили работать на овощную базу. Я вышла замуж, появилась семья, в 1980 году мы получили новую квартиру. Сын Саша тогда учился во втором классе, и мне пришлось уйти из конструкторского отдела НИИ технического стекла, потому что было невозможно ездить на другой конец Москвы, да и Саша оставался один на долгое время. И я устроилась в школу, которая располагалась рядом с домом, в ней учился сын. Вела уроки черчения в старших классах. Было ужасно страшно идти на первый урок, но ничего, справилась. Из тишины конструкторского бюро я попала в школьный шум. Иногда приходила домой с больной головой, и мне казалось: если дома что-нибудь упадёт, если сейчас раздастся резкий звук, то у меня буквально голова взорвётся!.. (Смеётся.)

Однако на следующий год я уже занимала должность заместителя директора школы по административно–хозяйственной части и параллельно вела черчение. А сейчас мои ученики – уже взрослые люди. Я их часто встречаю на улице, они по-прежнему живут в моём районе. Рассказывают о своих семьях и детях, иногда делятся проблемами. С коллегами по школе до сих пор продолжаю общаться. Вместе отмечаем юбилеи и другие праздники.

– Расскажите, пожалуйста, о сыновьях.
– У меня двое взрослых сыновей, они родились с разницей в семнадцать лет. Когда первый сын, Александр, отучился в школе, появился второй, Николай. А в 1992 году трагически погиб мой муж… (Пауза.) С ним я познакомилась в десятом классе, мы учились в одной школе. Потом он ушёл в армию, служить на финской границе. Вернулся, и через полгода мы поженились. А после его трагической смерти я осталась с двумя детьми одна. Правда, моими помощниками были родители мужа – Татьяна Александровна и Иван Павлович. Иван Павлович – это вообще человек-история, ветеран Великой Отечественной. Прошёл с маршалом Георгием Константиновичем Жуковым всю войну, служил у него в охране. А после войны – у Сталина. К сожалению, Ивана Павловича с нами уже нет. Мой старший сын обожал и деда, и бабушку. Иван Павлович его многому научил в жизни. Сын гордился им, даже в школе рисовал его портрет. Он и сегодня с любовью их вспоминает.



У старшего сына Александра сейчас большая и дружная семья, двое детей – сын Максим, который учится в восьмом классе, и дочь Ксения, у неё теперь тоже своя семья. Недавно она подарила мне правнука. Первого января ему исполнится два года!
Младший сын, Николай, окончил университет и сейчас работает ведущим инженером в учреждении, которое отвечает за состояние автомобильных дорог в Москве. Когда у сыновей есть свободное время, с удовольствием приходят в «Современник» посмотреть спектакли.

– Галина Алексеевна, а своё детство вы часто вспоминаете? Оно было счастливым?
– Не могу так сказать. Я родилась в Московской области, в городе Волоколамске, и прожила там до двенадцати лет. Уехать из родного города пришлось из-за очень грустного события: мои родители разбились в автокатастрофе. С тех пор у нас с братом вся жизнь перевернулась. Нашим опекуном стал дедушка, брат остался с ним и бабушкой в Волоколамске, а я уехала в Москву учиться, здесь поступила в седьмой класс. Наверное, с тех пор и стала самостоятельной, сама привыкла решать все вопросы. Мне помогали бабушка с дедушкой – очень сильные люди. И брата вырастили хорошим человеком. Проходя службу в армии, он играл в военно-духовом оркестре. И до сих пор играет на трубе в оркестре Волоколамского дворца культуры. По-прежнему живёт в Волоколамске, построил для семьи огромный дом. А дом бабушки и дедушки тоже сохранился, мне принадлежит его часть, где я отдыхаю летом, как на даче. Там же выросли мои внуки, Ксюша и Максим. Своим дедушкой я всегда гордилась. В память о нём мы каждый год в День Победы участвуем в шествии «Бессмертного полка», держа в руках его портрет.

– Галина Алексеевна, вы и по старому, и по новому стилю уже перешагнули пенсионный рубеж. Никогда не возникало мысли о заслуженном отдыхе?
– Я даже не представляю, как это – не работать. Дома сидеть мне очень грустно. Я знаю, люди старшего возраста ходят на экскурсии, на концерты и в театры, но я так не могу, и билеты в театр мне не нужны. Я в театре работаю. Мне надо каждый день кому-нибудь улыбаться и чтобы мне улыбались в ответ! Вот есть женщины ещё моложе, чем я, и им интересно сидеть на лавочке. А я всё время думаю, что ещё многое могу сделать. Мне всё интересно! Помимо работы, успела окончить компьютерные курсы по программе «Связь поколений». Научилась пользоваться компьютером и завела профили в социальных сетях. Стараюсь быть активным гражданином, часто посещаю общественные мероприятия. И мне очень интересно общаться с молодёжью. Я поздно родила второго, и теперь у меня есть молодой сын. Тут не состаришься! Я люблю узнавать, что близко молодёжи, как они проводят свободное время, общаться с друзьями сына и их родителями. Дети – это, конечно, главное в моей жизни.

– Скоро Новый год. Уже решили, как будете праздновать?
– Так я же работаю тридцать первого декабря! У нас спектакль! А дома на праздник приготовлю новогодний пирог с монетками. Один пласт раскатываем, покрываем вареньем, затем берём монетку, моем её, заворачиваем в пергаментную бумагу, прячем в пироге. Выпекаем в духовке прямо с монеткой, получается прекрасный новогодний пирог всего за полчаса! Кому попалась монетка, тому будет счастье. Больше всего таким пирогам радуются внуки.

– Галина Алексеевна, вспомните, пожалуйста, самый счастливый день вашей жизни.
– Счастливых дней у меня два – это даты рождения моих сыновей. Я их обоих очень люблю. Они мне отвечают тем же.

– Что помогает вам сохранить такой позитивный настрой и оптимизм?
– Моя работа в театре – вот что создаёт позитивный настрой в жизни. Со мной рядом находятся замечательные люди – артисты и работники постановочной части, с которыми интересно общаться. Вот почему я ценю то, что у меня есть.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Марина ЯВОРСКАЯ

Опубликовано в №51, декабрь 2018 года