Иди, моя тревога, лесом
07.02.2019 19:50
Беспечных людей давно съели хищники

ИдиЗдравствуйте, уважаемая редакция газеты «Моя Семья»! Хочу обратиться к вашему психологу с вопросом на очень болезненную для меня тему.

Мне всего тридцать лет, но я очень боюсь умереть и потерять близких. Не знаю почему. У нас в роду все долгожители, проблем со здоровьем у меня нет. Но если муж задерживается на работе или родители не отвечают сразу на СМС, мгновенно начинаю паниковать, представляю ужасные вещи: сбила машина, напали хулиганы и так далее. Если у меня болит голова или живот, сразу думаю – это что-нибудь серьёзное, может быть, даже онкология.

Очень боюсь беременеть, хотя мечтаю о детях. Некоторое время назад у меня случился выкидыш на позднем сроке, мы с мужем тяжело это пережили. Сейчас я полностью восстановилась физически, но после этой беды появилась уверенность, что вырастить ребёнка – почти невозможное дело, ведь есть синдром внезапной детской смерти, всякие болезни, вирусы, несчастные случаи…

Я боюсь водить машину – а вдруг попаду в аварию? Боюсь куда-либо лететь, даже купаться в море, там ведь медузы и опасные рыбы. Боюсь каруселей – вдруг они сломаются? Хотя совершенно спокойно езжу в лифте, и в принципе меня манит высота, обожаю горы. При этом понимаю, что в жизни всего не предусмотришь, в любой момент и возле дома может кирпич на голову упасть. Стараюсь не думать о страшном, но получается плохо.

Меня потрясли недавние страшные трагедии России: авиакатастрофа рейса Шарм-эш-Шейх – Петербург, пожар в торговом центре в Кемерове, взрыв в Магнитогорске. Я осознала, как легко мы все можем умереть, сколько в жизни катастроф и случайностей! Часто задумываюсь о смерти. Что нас ждёт после неё? Я крещёная и верю в Бога, но иногда возникают сомнения, есть ли жизнь после смерти, существует ли Бог вообще или мы просто угасаем и уходим бесследно.

Мои бабушка и дедушка уже старенькие, ясно, что скоро их не станет. Только задумаюсь об этом – уже плачу, так не хочу их терять, хотя понимаю, это неизбежно. Очень часто копаюсь в себе, своей жизни. Иногда даже боюсь ложиться спать, думаю, как это страшно – уснуть и не проснуться. Что если именно это случится со мной? Постоянно тревожусь: вдруг потеряю мужа, родителей? Как же буду жить без них?

Очень боюсь боли – начиталась, как люди мучаются перед смертью от страшных болезней. Ещё пришла к выводу, что шикарные машины и недвижимость, бриллианты и техника, модная одежда мне не нужны, ведь мы все умрём – так какая разница, дорогие или дешёвые у тебя были вещи.

Читала, что мысли материализуются, поэтому нужно думать позитивно. Но как это сделать на практике? Что со мной происходит, почему мне так страшно? Пожалуйста, Нина, помогите разобраться.

Из письма Анны Тачковой,
г. Екатеринбург

Комментарий психолога

Дорогая Анна, я долго не могла приступить к ответу на ваше письмо, потому что сделать это мне было и легко, и одновременно очень сложно. Легко – поскольку хорошо понимаю вас, я сама принадлежу к тревожному типу личности, и весьма многое в жизни меня пугает. А сложно – потому что сама пока не окончательно справилась с этой проблемой и не знаю, могу ли давать советы другим. У меня даже была мысль рекомендовать вам другого психолога, но потом подумала: может быть, мои собственные поиски решения принесут вам больше пользы, нежели техники, которые предложат специалисты.

Прежде всего хочу уточнить: когда у вас появился этот страх всего на свете? Может быть, это произошло после того, как вы потеряли нерождённого ребёнка? Это часто бывает: человек, столкнувшийся лицом к лицу со смертью, потом начинает видеть её проявления везде. Если где-нибудь кольнуло, значит, это рак, если у бабушки поднялось давление, она скоро умрёт. Через некоторое время подобное состояние проходит, но всё же я советую обратиться к врачу, чтобы он выписал препараты против повышенной тревожности – вам сразу станет легче.

Но, возможно, потеря ребёнка только обострила то, что в вас уже заложено. Есть такой тип характера – тревожно-мнительный. Изменить его нельзя, можно лишь приспособиться и сделать ежедневную тревогу более-менее терпимой.

Это, конечно, слабое утешение, но хочу сказать, что нас, трепещущих и дрожащих перед жизнью, очень много. Эволюция отбирала как раз тревожных людей. Именно те, кто всюду видел опасность, даже там, где её не было, – оставались в живых. А их беспечных сородичей ещё в молодости съедали дикие звери.

У тревожных людей рождались тревожные дети. Представляете, сколько в нас накопилось беспокойства, страха перед жизнью за много поколений? Я пишу это, чтобы вы поняли: тревога – не патология, не болезнь. И если женщина, несмотря на страхи, живёт нормальной жизнью – работает, выходит замуж, пытается родить ребёнка, – с ней всё в порядке.

Но, безусловно, пребывать в таком состоянии каждый день очень трудно. Самая главная наша проблема – это недоверие к жизни. Она представляется нам полной опасностей, и эти страхи заслоняют то хорошее, что в ней есть.

Да, человеку ежедневно многое угрожает. Но вы заметили, Анна, что наши тревоги оправдываются всего процентов на двадцать, а то и меньше? Муж опаздывает с работы не потому, что его сбила машина или напали бандиты, а потому, что начальник задержал или пробки на дорогах. В животе кольнуло не потому, что это опухоль, а потому, что съели более жирное или острое блюдо, чем обычно.

Посмотрите, Анна, на маленького ребёнка, который учится ходить. Сколько опасностей его подстерегает! Но только единицы получают серьёзные травмы, а большинство, несмотря на шишки и синяки, благополучно вырастает в здоровых, нормальных людей. Да, малышу угрожают микробы, вирусы, несчастные случаи, но как-то же человечество выживает. Да, бывают катастрофы, пожары, землетрясения, но всё же это исключительные события, они случаются не каждый день, правда?

Когда смотришь на всё это, невольно возникает мысль: некто или нечто оберегает нас от гибели на каждом шагу. Может быть, это ангел-хранитель, может, силы природы или наша собственная интуиция. Но что-то явно есть, иначе бы мы не доживали до глубокой старости. Вот найти подходящее для себя объяснение и поверить, что вселенная не враждебна к нам, – это очень важно. Предлагаю вам утром подойти к окну и сказать про себя или вслух: «Я доверяю жизни. Мир добр ко мне. Неведомая сила хранит меня». И постараться сохранить такое состояние в течение дня. Это во-первых.

Во-вторых, надо смириться с тем, что все мы когда-нибудь умрём. Вероятнее всего, сначала уйдут бабушки-дедушки, потом родители, потом и мы сами. Да, терять близких людей страшно. Но ещё хуже – представлять, как это будет страшно. Когда такое событие происходит, что-то даёт нам силы его пережить. Опять же, только единицы навсегда погружаются в депрессию после смерти близкого человека и медленно умирают сами, а у большинства людей после полугода невыносимой тоски остаётся лишь светлая грусть от того, что рядом нет дорогого человека.

Когда страх нашей собственной смерти заполняет душу, надо себе сказать: да, я тоже умру. Может быть, сейчас, а может, лет через шестьдесят-семьдесят. Я постараюсь оттянуть это событие, но оно неизбежно.

Анна, когда мы сопротивляемся тревоге, она растёт. Но если открываем ей двери, она как-то скукоживается.

Что касается невыносимых смертных мук, то наши страхи и тут преувеличены. Бывают мгновенная смерть, смерть во сне или тихое угасание без особых страданий. К тому же сейчас у медицины всё-таки есть средства, облегчающие боль. И наконец, если страдания невыносимы, сознание просто отключается и человек ничего не чувствует.

Существует масса техник, помогающих справляться с тревогой. Очень важно найти свой метод, такой, который поможет именно вам. Поделюсь своим.

Я запретила себе думать о будущем в мрачных тонах. Иногда кажется, будто наши размышления о том, как всё будет плохо и страшно, безобидны. На самом деле они пускают очень глубокие корни и возвращаются к нам в виде свободно плавающей тревоги. Это когда тебя трясёт, и ты сам не знаешь почему. Поэтому все негативные мысли о будущем надо выпалывать, как сорняки. Если вы веруете в Бога, представьте, что эти катастрофические идеи вам посылают лукавый или его подручные. Они питаются нашими страхами, тревогой, недовольством жизнью. Поэтому мрачным мыслям надо поставить заслон.

Когда у меня начинаются страхи «а что если…», «а вдруг…» – я говорю: «А, это ты, моя тревога. Спасибо, что заботишься обо мне, но пока иди себе лесом». И тут же заменяю страшную мысль на приятную. Например, какие цветы посажу весной у дома, какую стильную сумку можно сшить из старых джинсов, как было хорошо на море прошлым летом. Знаете – помогает, на душе становится более-менее спокойно.

И, конечно, универсальное средство борьбы с тревогой – это быть включённой в какую-нибудь деятельность. Пусть это будет работа, или хобби, или отношения с любимым человеком. Когда вы «пристёгнуты» к какому-нибудь процессу, тревога отступает. Многие женщины с нетерпением ждут весны, когда начинаются работы на дачном участке. Физический труд гасит тревогу. Если вы чувствуете, что не справляетесь со своими страхами, постирайте что-нибудь вручную, устройте внеплановую уборку квартиры, переставьте мебель.

Когда тревожимся, мы сконцентрированы на себе. Работа, физический труд, любимое дело переключают нас на другое, и тревога отступает.

Я желаю вам, Анна, научиться управлять своими страхами. Верю, что вы успокоитесь, родите ребёнка и будете счастливы. Успеха вам!

Нина РУСАКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, февраль 2019 года