Сын нашёл клад
11.02.2019 15:19
Быть таким послушным ребёнком нехорошо

Сын нашёлОт редакции. Ольга Васильевна обратилась за советом к детскому психологу – семилетний внук несколько раз был пойман на мелком воровстве. Бабушка переживает: как отучить мальчика красть и вырастить его честным человеком? («Понравилось быть богачом», №2.)

Испытанное тогда чувство стыда пошло мальчику на пользу

Татьяна Белюченко молодец – подробно разобрала ситуацию, разложила по полочкам. Мне понравилось, что психолог провела параллель со взрослыми, которые тоже иногда воруют и врут, но не считают свои действия предосудительными. А уж с детьми похожих случаев множество! Я сразу вспомнила, как отучила собственного сына брать деньги без спроса.

Когда ему было шесть лет, соседки спрашивали у меня, правда ли, что на чердаке нашего старого дома мы нашли клад. Я отмахивалась, говорила, мол, сын насмотрелся мультиков. Но вопросы мне задавали всё чаще, и вскоре выяснилось, что сын «спонсирует» соседских детей – кому 10 рублей дал, а кому и 50.

Тогда я взяла сына на испуг – сказала, что у нас из дома пропали деньги, которые мы никогда не прятали, и потребовала их вернуть. Дескать, с неба они не падают, нужно много трудиться, чтобы заработать, а клады – дело хорошее, но встречаются редко, в основном в сказках.

И вот тут я вспомнила, что мы с мужем, будучи друзьями с детства, сами когда-то искали клады по-настоящему – залезали в полуразрушенные церкви, в их подвалы. Став взрослыми и создав семью, иногда вспоминали наши похождения вслух при детях. В итоге сын намотал на ус. И «нашёл клад».

Ну, что делать? Пришлось отвести его к друзьям и собрать розданные деньги, а заодно рассказать, почему сын просит назад свои подарки: ведь деньги-то были мамины, взятые без разрешения. Самое интересное, только две соседки вернули – одна десятку, другая 30 рублей, остальные вообще отрицали, что им делали подарки.

Сердце разрывалось от жалости к сыну, но я выдержала это хождение по мукам. Было много слёз и соплей, но испытанное тогда чувство стыда пошло мальчику на пользу, с тех пор подобных случаев не было. Правда, я потом подстраховывалась, прятала деньги.

Поэтому немного не согласна с утверждением психолога, что стыд в данном случае – неэффективное средство. Может, простые беседы, увещевания и не помогут, но вот моё решение оказалось хотя и жёстким, однако очень действенным.

Сын, которому сейчас уже сорок лет, вспоминал тот воспитательный момент с благодарностью, говорил мне, что у него иногда возникал порыв стащить что-нибудь, но он сразу вспоминал последствия того «найденного клада» и сдерживался.

Может, у кого-нибудь из читателей тоже есть опыт использования такой народной педагогики?

Из письма Людмилы

Мне было неинтересно вороват

Психолог пишет, что все дети проходят через воровство. Наверное, я неправильный ребёнок, мне было неинтересно воровать. Как-то раз в гостях понравилась бусинка – повертела в руках, положила в карман. А потом подумала, что это плохо, и вернула на место. Зная, где у нас хранились деньги, иногда брала мелочь на мороженое, но потом обязательно говорила об этом родителям. Никто меня не ругал.

На самом деле не думаю, что это хорошо – быть таким послушным ребёнком. Нет, я не одобряю и воровство, но дети исследуют мир, им интересно жить, это развитие. Просто мудрые родители следят за жизнью своего ребёнка, корректируют нежелательное поведение.

Когда я работала в группе продлённого дня, ко мне приходила девочка, ученица четвёртого класса. Я заметила, что она любила приврать и никогда не стыдилась вранья, будучи уличённой. Например, могла сказать:
– На прошлой неделе моя мама родила двойняшек, девочек. Она обещала, что в честь такого события мы скоро пойдём в аквапарк.

Я позвонила этой маме, поздравила. Женщина сказала – никакого пополнения в семье нет. И не поверила, что эту новость сообщила её дочь. Решила, что я напутала.

Я начала присматриваться к девочке и одновременно с проявлениями её буйной фантазии заметила: у других детей стали пропадать булки и сладости, купленные в буфете, потом – деньги. Никто не ловил девочку за руку, но я подозревала, что это её проделки. Она постоянно находила повод улизнуть с прогулки или из спортивного зала, зайти в пустой класс.

Перестала ей доверять, давать ключи, постоянно держала в поле зрения. Всякий раз, когда мы разбирали очередной случай воровства, она не менялась в лице, не краснела, как будто к ней это не имело никакого отношения. Тем не менее когда девочка отсутствовала в группе продлённого дня, краж не случалось.

Я пошла к школьному психологу, чтобы та помогла разобраться в ситуации. О воровстве умолчала, потому что доказательств не было, а про постоянное враньё рассказала. Психолог ответила мне так:
– Представляю, какой скучной жизнью живёт этот ребёнок. Ей не хватает внимания, ярких событий. Отсюда фантазии.

Я аккуратно начала собирать сведения о семье девочки. Многодетная, не очень благополучная; дочке уделяли не слишком много внимания. Если бы мама отнеслась ко мне с доверием, я бы рассказала ей подробнее о ситуации. Но, как выяснилось, она не желала во всё это вникать, посчитав бредом. Мне всё же хочется верить, что девочка повзрослеет и перестанет постоянно подкрашивать свою жизнь фантазиями.

В нашей семье произошло нечто похожее. Моя сестра училась очень хорошо, все считали её поведение примерным. Но ей было скучно, в ней жил дух авантюризма, не зря она так любила роман «Три мушкетёра». А ещё сестру привлекали девочки, которые учились плохо и свободно гуляли по городу.

Однажды родителям позвонили из детской комнаты милиции. Бедная мама, она не могла предположить такого даже в самом страшном сне! Сестра и её подруги находились в отделении, их поймали на воровстве в магазине школьных принадлежностей. Там продавались карандаши, ластики, линейки – девочки незаметно клали мелкие вещи в карманы и выходили.

Наша семья жила небогато, но мы и не бедствовали, всё необходимое у нас было. Наверное, я лучше всех понимала сестру: конечно, ей требовались не ластики, а приключения, её манила яркая жизнь. Когда родители отсутствовали, она постоянно убегала со двора, каталась на автобусах. Пробовала и меня заманить, но я была слишком послушной и правильной. Сестра поглядывала на меня с лёгким презрением: маменькина дочка.

Мама очень расстроилась, решила, что в этом эпизоде воровства виноваты подруги-двоечницы. Но ведь сестра сама их выбрала! У неё были и подружки-отличницы, так ведь с ними оказалось неинтересно.

Разумеется, мама сразу понеслась в детскую комнату милиции. Не знаю, какой уж там состоялся разговор, но она убедила не ставить сестру на учёт. Поручилась, что больше такого не повторится. И правда, этот случай оказался единственным.

Мама начала уделять сестре больше внимания, переключила её на дополнительные занятия. Сестра стала ездить во Дворец пионеров, увлеклась политикой, даже участвовала в детском политическом движении. Когда приезжали коммунисты из разных стран, она входила в юношеские делегации, встречалась с ними. Вот такой необычный человек.

А ещё помню случай, произошедший, когда я училась в третьем классе. Из кошельков родителей моей одноклассницы начали пропадать крупные суммы. Эта девочка была общительной, к ней домой часто приходили друзья из школы, правда, я среди них не числилась.

И вот её родители решили, что крали одноклассники. Разразился скандал, долго и неприятно разбирались. Но в итоге выяснилось, что деньги брала сама девочка, а не её гости. Она покупала сладости, разные вещи и дарила приятелям. Видимо, добивалась популярности. Родители были в шоке, узнав, что воровкой оказалась их дочь. Не знаю, как они наказали её, но подобное не повторялось.

Думаю, проблема вот в чём: дети не понимают, каким трудом порой достаются деньги их мамам и папам. По моему мнению, взрослые должны не прятать кошельки, а учить ребёнка финансовой грамотности, обсуждать денежные вопросы и давать детям на карманные расходы.

Считаю, из детского воровства не надо делать трагедию, но и закрывать глаза на эту проблему тоже нельзя. Нужно стараться понять, зачем дети это делают, – и менять с ними отношения.

Из письма Н.

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №6, февраль 2019 года