Они пытаются понять людей
02.04.2019 19:47
Они пытаютсяТаких людей редко встретишь на экране и не увидишь на обложках журналов. Они не становятся героями светской хроники. Я тоже познакомилась с ней случайно. Вероника Лещинская – волонтёр. Сегодня она работает в Росзаповедцентре Минприроды России, а всё свободное время посвящает животным, которые нуждаются в помощи. Вот уже четыре года Вероника сотрудничает с приютом «Домашний» и является главным другом более пятисот собак.

– Это произошло четыре года назад. Своих собак у меня тогда ещё не было, но проблема бездомных животных в городской среде меня волновала. Однажды по работе мне довелось поговорить с зоопсихологом. Это специалист-кинолог, который помогает адаптироваться животным, взятым из приюта. И вот что я узнала.

Оказывается, сейчас люди стали больше брать брошенных собак. Подчиняются первому порыву, проявляют жалость, доброту… А потом не знают, что делать с животным. В лучшем случае возвращают. Вот в таких ситуациях и нужен зоопсихолог.

Специалист, с которым я поговорила, работала в частном приюте «Домашний», который принадлежит Илоне Броневицкой. Сама хозяйка, Илона, кстати, тоже пришла на встречу. У нас получился душевный разговор. Более того, выяснилось, что приют находится неподалёку от моего дома!

Вот тогда я взяла сына, и мы отправились навещать собак. Так началась моя новая жизнь. У меня появилось много друзей-волонтёров. Теперь этот приют – мой второй дом.

Когда я пришла в «Домашний», там было около двухсот собак. Казалось – это много. А теперь у нас проживает около шестисот животных!

Как получилось, что Илона Броневицкая создала приют? Она просто не смогла пройти мимо. Рядом с её домом находился приют для животных в бедственном состоянии, и она взялась его возрождать. А теперь вот уже шестнадцать лет занимается брошенными собаками.

Есть обывательская точка зрения, что приюты существуют для того, чтобы любой человек мог сдать туда собаку или кошку и навсегда забыть о проблеме. Но это не так.

Например, звонят нам граждане и говорят: мы увидели бездомную собачку или щенков, срочно заберите! Но мы не имеем возможности просто взять животное. Для этого нужно соблюдать определённые процедуры. Сначала жильцы должны написать заявку в управу, и уже она примет меры. По заявлению граждан приезжают ловцы, забирают собак, вакцинируют, стерилизуют и возвращают на то же самое место! Считается, что стерилизованное животное проявляет меньше агрессии, защищая свою территорию. Кроме того, оно не оставляет потомства.

Но государство не справляется с проблемой, ведь она слишком велика! И тогда подключаются добровольцы.

В Москве существует несколько муниципальных приютов, где содержатся тысячи собак, а кроме того, есть много частных заведений. Что касается нашего приюта, то к нам тоже привозят собак с отлова. И если мы видим, что животное в прошлом домашнее, адекватное, тянется к человеку, – то, конечно, делаем всё возможное, чтобы найти ему новую семью, а не отправлять обратно на улицу.

У меня дома живёт собака Тэфи, она тоже в прошлом приютская. Какие-то люди из ложного чувства «доброты» когда-то подкинули коробку с щенками, просто положили под дверь. Из восьми выжило только четверо, ведь они не были привиты, а попали в огромный собачий «коллектив»!

Я сразу полюбила Тэфи. Но проблема в том, что мой муж категорически не хотел собаку. Как только я начала волонтёрить, сразу сказал: «Никаких собак. Даже не думай».

Но не думать было невозможно. Хочется и ту собаку, и ту, и ещё вон ту… Я мужа не уговаривала. Просто рассказывала, какого замечательного щенка сегодня видела. И в один прекрасный момент он сказал: «Бери».

Тэфи тогда было всего полгода. Это моя первая собака, опыта ещё никакого. Мы даже не знали, как её воспитывать. Но Тэфи оказалась так сильно настроена на жизнь в семье, что быстрее понимала нас, чем мы её. В общем, мне досталась идеальная собака. Она на нас смотрит и как будто говорит: «Эх, люди, ну почему вас всему надо учить? Ладно, успокойтесь. Я сделаю всё сама». Теперь она – моя подружка, моя дочка, напарница и собеседник. Я кайфую, когда выхожу с ней гулять.

Сейчас ведётся много споров на тему, есть ли у животных душа. Для меня это несущественный вопрос. Если у Тэфи нет души, неужели я стану хуже к ней относиться? Считаю, не важно, к какой конфессии ты принадлежишь, главное – умеешь ли ты сострадать чужому несчастью. Это и есть настоящая вера. Так что волонтёры – это не какие-то там бездельники, которым больше нечем заняться. Это люди, которые видят перед собой обделённое, травмированное живое существо и делают всё возможное, чтобы ему стало хоть немного лучше.

В нашем приюте волонтёров немного. Постоянно работает десять-пятнадцать человек, остальные – по мере возможности. Мы поделили обязанности между собой. Кто-то, сидя дома, просто пишет тексты объявлений, рассказывает о собаках и размещает фотографии в соцсетях, чтобы найти им новых хозяев. Нужно приложить немало усилий, чтобы распространить информацию по сайтам. Ведь люди должны увидеть пса! А если он сидит в клетке, кто о нём узнает?

Некоторые волонтёры умеют профессионально снимать на фото и видео. Ведь без фотографии не получится хорошего пиара для собаки.

Кто-то занимается выгулом. Шестьсот собак постоянно сидят в клетках! Их выводят погулять между вольерами, но это нельзя считать полноценной прогулкой. Однако даже этих нескольких минут свободы собаки ждут с нетерпением, они мечтают, чтобы с ними походили-побегали. Выгул нужен ещё и для того, чтобы животное не отвыкало от человека. Собака должна уметь ходить на поводке, иначе не возьмут в семью. Особенно это касается щенков. Их необходимо социализировать.

Некоторые волонтёры имеют возможность возить собак в клинику, ведь животные тоже болеют.

Вот сын мой Костик – настоящий волонтёр. Ему двенадцать лет. Мы вместе с ним регулярно бываем в приюте. Он тоже гуляет с собаками, ездит со мной на выставки, стоит там целый день с щенками, зазывая потенциальных хозяев.

Мне часто задают вопрос, кусали ли меня приютские питомцы. Да, но всего один раз. Причём в самом начале. Сама виновата. Я не увидела собаку – она гуляла между вольерами и кинулась защищать свою территорию. Это был пёс со сложным характером. Я тогда быстро убежала.

В те дни я ещё не умела обращаться с животными. А теперь научилась «видеть» собаку. Ведь её легко «прочитать». Агрессия, как правило, чем-то вызвана. По поведению можно понять, чего боится собака, на что она реагирует. И важно понимать, что собака в своей жизни перенесла очень много страданий, боли и предательства. И, главное, она тоже пытается тебя понять! Но у неё присутствует недоверие к человеку, вот почему она изначально испытывает страх. Так дай ей понять, что ты не враг!

За годы работы в приюте для меня открылся целый мир взаимодействия человека и животного.

Очень часто у людей срабатывает стереотип: зачем брать собаку из приюта? У неё, скорее всего, тяжёлая судьба, которая обязательно даст о себе знать. Тем более приютские собаки, как правило, беспородные. Но всё это перечёркивается несколькими историями.

Лет пять назад к нам в приют попала сильно травмированная собака. Вероятно, влетела под машину. Мы долго её лечили. Судя по всему, домашней жизни она никогда не знала. Но «девочка» была настолько адекватной, что мы сразу решили её пристроить. Назвали Удачей, однако это не помогло, собака оказалась крайне невезучей. Мы возили её на различные выставки, повсюду распространяли информацию, но желающие её взять не находились. И вроде всё при ней – красивая, рыжая, весёлая. Удачу вообще считали собакой-терапевтом. Если к нам приезжали гости с детьми, то мы обязательно её выводили, ведь маленьких она любила особенно. Почему не берут – непонятно. А собаке уже семь лет!

Мы даже перестали её особо пиарить, потеряли надежду. И вдруг однажды приехала к нам молодая семья с трёхлетней девочкой. Они увидели фотографию Удачи на сайте и решили – хотим именно её. Мы предупредили, что собака никогда домашней жизни не знала, плюс возрастная. Но они не побоялись, взяли. Да, поначалу у животного был стресс. Удача негативно реагировала на назойливое внимание ребёнка, даже рычала на девочку. Но они преодолели первые, самые сложные недели, и теперь это лучшие друзья.

Это к тому, что взрослых собак, которые не знали семейного тепла, тоже можно и нужно брать.

И ещё один рассказ со счастливым концом. Собака тоже была сильно возрастная и имела проблемы со здоровьем. Казалось бы, кто такую возьмёт? Она попала к нам из одного приюта с дурной славой. Фактически это концлагерь для животных.

И вот эта старушечка по кличке Эмма поселилась у нас. Добрейшая собака. Никогда не знала домашней жизни. А в один прекрасный день, как в сказке, приехали люди и забрали именно Эммочку, хотя знали о её болячках и преклонных годах. И у них ни разу не возникло проблем! Она стала полноценным членом семьи.

Главное – настроиться на животное, найти к нему ключ. Собака, попав в незнакомый дом, не знает, как себя вести. Естественно, может что-нибудь порвать, нахулиганить. И таких историй много.

Есть у нас пёс по кличке Псуль. Это друг Удачи, они сидели вдвоём в одном вольере. Мы их называли «муж и жена». Так вот Псуль – настоящий мужчина. У него вид брутальный, серьёзный, но при этом он на удивление ласковый.

Его забрали, он прожил в доме с хозяином два года. Однако хозяина посадили в тюрьму, и пёс вернулся в приют. Потом его взяли другие люди, у них он тоже прожил несколько лет. И вдруг они возвращают его со словами «по семейным обстоятельствам». Что за обстоятельства могут заставить отдать домашнюю собаку в приют, я не представляю. Бог им судья.

Псуль очень любим сотрудниками и волонтёрами. Его водят к гостям, которые приезжают к нам впервые, настолько он обаятельный и симпатичный.

А вот история щенка Евы. Она попала к нам с улицы в очень плохом состоянии. Рентген показал, что в неё стреляли из пневматического оружия. Одна пуля прошла навылет, вторая повредила позвоночник, и щенок перестал чувствовать задние лапы.

Такие дорогостоящие обследования мы можем делать только благодаря добрым людям, которые присылают средства.

Щенка нельзя было оставлять в приюте. Но нашлась девушка, наш постоянный волонтёр, которая взяла его на передержку. Она занимается собакой, пытается её восстановить. Но вердикт врачей таков: Ева всё равно не встанет на лапы.

Вопрос серьёзный: что с этим щенком делать? Это молодая «девчонка» – активная, любопытная. Ей всего пять месяцев. Ребёнок, который никогда не встанет на четыре лапы… Но собаки – такие существа, что, если их любят, они не замечают свои физические недостатки! Принимают жизнь такой, какая она есть. И это прекрасно.

Мы решили поставить её на инвалидную коляску. Несколько лет назад в Питере я видела девушку, которая гуляла по центру города с маленьким пёсиком. Он на колясочке передвигался так быстро и ловко, облаивая всех прохожих, что приятно было посмотреть. Ведь жизнь превыше всего! И даже если собака травмирована, нужно сделать всё возможное, чтобы она могла существовать. Наше общество не ставит крест на таких животных.

Как в любом сообществе, в нашем приюте много историй любви и нелюбви. Большая ответственность за правильную «рассадку» лежит на сотрудниках. Порой бывает, что в одном вольере живут до пяти питомцев. Посадить в общую клетку животное, которое явно настроено на конфликт, – значит обречь всех остальных на драки и ранения.

Есть у нас собака по кличке Жена. Она считалась супругой огромного, невероятной красоты пса по кличке Башка. У них была большая любовь. Башка, когда был моложе, так охранял свою даму, что к нему никого не подсаживали. Он всем видом показывал: вот это моя квартира, а это – моя жена. К сожалению, пёс уже старенький. Сейчас он на передержке, потому что с его болячками в приюте жить нельзя, ведь вольеры у нас не отапливаются. И Жена теперь одна, она очень грустит. Всё как у людей.

Порой наши животные уезжают за границу. Мы очень благодарны волонтёрам, которые живут в других странах. Они показывают фотографии, рассказывают людям истории, и если кто-нибудь хочет взять нашу собаку, мы организуем перелёт.

Наши питомцы нашли себе хозяев в Нидерландах, Швейцарии, Германии. А в Америке работает постоянный волонтёр по имени Саманта. Она сама когда-то взяла собаку у нас в приюте. Рекс был весь переломан, так что лечение заняло около полугода. Теперь это толстый колобок, который бегает на своих четырёх лапах. А Саманта взялась пристраивать других животных и многим помогла.

У нас собаки вакцинированные, с паспортами, поэтому проблем с транспортировкой нет. Главное – найти попутчика. Оплачиваем всё сами, нужен только сопровождающий. От него ничего особенного не требуется – просто прийти на стойку регистрации со своими билетами и документами на животное. На месте его встретят. Вот таких людей бывает очень сложно найти. И собака сидит, месяцами ждёт рейса к своему хозяину.

В российских семьях редко держат сразу несколько питомцев, а за границей это нормальная практика. Вот недавно наш пёс Шарп поехал в Германию. Он получил такую кличку, потому что чем-то напоминает шарпея. И оказался третьим псом в доме. Замечательно прижился, нашёл контакт со всеми.

…Часто приходится слышать разговоры о недостатках беспородных собак. Сейчас в обществе господствует стереотип: мол, чистокровный лабрадор – это хорошо, а обычная дворняга – плохо.

В приюте породистых собак мало. Есть несколько хаски. Это очень активная порода, они, к сожалению, часто убегают. Попадаются овчарки, алабаи. Есть парочка кавказцев – отказников. Тот случай, когда люди заводят собаку серьёзной породы, но не занимаются ею и не воспитывают. Потом возникают проблемы, и они возвращают собаку нам, потому что не смогли найти с ней контакта.

А ещё бывает, что питомцы теряются. И ваш любимый пёс тоже может попасть в приют, причём в лучшем случае, хотя для него это колоссальная трагедия. Но мы, как правило, находим хозяев, распространив информацию. Однако если вы любите свою собаку, лучше повесьте ей на ошейник табличку с адресом.

Записала
Нина МИЛОВИДОВА
Фото: vk.com/vyberimenya

Опубликовано в №13, апрель 2019 года