Вера Ивлева. Смешная до слёз
10.04.2019 17:06
Вера ИвлеваМало кто знает о печальных обстоятельствах раннего и трагического ухода этой актрисы. Вера Ивлева трагически погибла уже много лет назад, но остались фильмы, в которых снималась эта талантливая актриса, и зрители их помнят и любят.

Зачем нужна вторая Чурикова?

Вера Ивлева (в девичестве Кислаева) родилась 18 сентября 1943 года в рабочем посёлке Раменье в Шаховском районе Подмосковья. Семья была большая и бедная – четверо детей, из которых Вера и её брат-двойняшка Александр оказались самыми младшими.

С детства Вера мечтала стать актрисой. Её родители не имели никакого отношения к искусству. Отец, Александр Александрович, был сапожником. Мать, Татьяна Дмитриевна, работала продавцом в сельском магазине.

Актёром мечтал стать и брат Александр. Саша был очень артистичным и прекрасно пел. После школы они вместе отправились поступать в Театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Однако оба провалились. Позже вновь пытались поступать.

К сожалению, Александру стать студентом театрального так и не удалось. А вот Вера с третьей попытки смогла поступить в «Щепку». В перерывах между вступительными экзаменами она работала телефонисткой на АТС, усиленно готовилась, много читала. Как рассказывали очевидцы, ещё во время учёбы она стала знаменитостью среди студентов. Когда Вера сдавала курсовые экзамены в «Щепке», посмотреть на её комедийные монологи и сценки набивались целые залы.

Окончив вуз в 1967 году, Вера Ивлева несколько лет проработала в Московском областном театре драмы, Театре миниатюр «Эрмитаж», массовиком-затейником в Доме культуры города Куркино (сегодня – район Москвы). А в 1973 году её приняли в труппу Ленкома. В этом театре актриса прослужила более двадцати лет.

Однако в Ленкоме творческая жизнь актрисы не задалась. Не обладая эффектной внешностью, она получала лишь роли второго плана и эпизоды. Место «некрасивой героини» в театре прочно занимала Инна Чурикова, актриса масштабная и мощного дарования, ну и зачем труппе нужна вторая артистка подобного амплуа?

За двадцать с лишним лет в активе Веры Ивлевой случилось всего около десятка ролей: королева Мария Тюдор («Тиль» по пьесе Григория Горина), мать Юли («Встречи на Сретенке» Вячеслава Кондратьева), Пирам («Ромул Великий» по Фридриху Дюрренматту). Вот почти и всё.

Смешнее, чем у Ильфа и Петрова

Но в кинематографе ей повезло больше. Вера Ивлева – актриса яркая, характерная. Она начала сниматься в кино в середине шестидесятых годов. Роли её были небольшими, но настолько запоминающимися, что порой её героини затмевали главных персонажей. Актриса выраженного комического дарования, она играла в основном в эпизодах, создавая незабываемые характеры соседок, продавщиц, служанок, тёток.

Её самый первый эпизод в кино случился в фильме Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», где она сыграла мамашу из шестой палаты, родившую девочку. В титрах указана её девичья фамилия – Кислаева. Тогда же, в 1965 году, актриса сыграла инспектора отдела кадров в фильме «Лебедев против Лебедева», но её имя даже не указали в титрах. Тогда так было принято и считалось нормальным.

Следует заметить, что главных ролей Вера Ивлева так и не сыграла, а больше половины из её почти шести десятков героинь даже не имеют в титрах ни имени, ни указания профессии.

Первым заметным появлением Веры Ивлевой на экране была роль Ткачихи в фильме «Сказка о царе Салтане» Александра Птушко (1966). Затем были Нюра («Чёрт с портфелем»), Лидуха («Иванов катер»), Шура («Улица без конца»), Анна-Кайса («За спичками»), Овца («Мама»). Также она участвовала в фильмах «Вакансия», «Прости меня, Алёша», «Жизнь по лимиту», «Процесс», «Облако-рай», «Я свободен, я ничей» и во многих других.

Когда в 1976 году в павильонах «Мосфильма» Марк Захаров заканчивал съёмки четырёхчастного сериала «12 стульев», Остапа Бендера и Кису Воробьянинова играли звёзды Театра Сатиры Андрей Миронов и Анатолий Папанов. А на небольшие роли Марк Анатольевич позвал актёров из родного Ленкома. Он предполагал, что небольшую, но колоритную роль Фимы Собак может блестяще сыграть его актриса Вера Ивлева. Её лицо наверняка помнили многие. Актриса захаровского Ленкома ещё с выпускных экзаменов в «Щепке» собирала полные залы, и однокурсники завидовали её таланту. Кстати, однокурсницей была и Инна Чурикова, которая в те годы лишь мечтала стать такой уникальной комедийной актрисой.

В результате получился один из наиболее ярких эпизодов картины. Фима Собак оказалась едва ли не интереснее самой Эллочки Людоедки (Елена Шанина). Здесь проявилось и мастерство режиссёра Марка Захарова, который придумал весь эпизод так, что он получился смешнее, чем в романе Ильфа и Петрова. Вспомните хотя бы фрагмент с курением Фимой Собак якобы импортных папирос.

Вера Ивлева обладала очень своеобразной внешностью. Говорить о красоте не приходилось даже в самом иносказательном смысле. Зато эта женщина сражала обаянием! В ней было очень много доброты и детской наивности. Именно этим она и покоряла зрителей. Даже в эпизодических ролях её запомнили. Она не боялась выглядеть старой, некрасивой. Вот почему снималась у самых маститых режиссёров – Леонида Гайдая, Сергея Колосова, Евгения Ташкова. Её партнерами по фильмам были Анатолий Папанов, Надежда Румянцева, Людмила Гурченко. Она не была зациклена на известности, не жаждала славы. Просто любила кино, свою работу.

Самая большая любовь

Первым мужем актрисы стал офицер Дмитрий Ивлев. Вера взяла фамилию мужа, родила дочку Олю. Правда, Дмитрию быстро разонравилось, что его вторая половина занимается лицедейством. Он хотел, чтобы жена занималась семьёй. И однажды поставил жёсткое условие: или семья, или работа. Актриса выбрала работу и ничуть не пожалела.

Вскоре на съёмках Вера познакомилась с художником-гримёром Наумом Маркзицером, на два года моложе её. Он был настолько очарован талантом Верочки, что предложил жить вместе. Она согласилась и на следующие семь лет стала гражданской женой Наума.

«Маркзицер разглядел в Вере красоту и уникальность, – рассказывает подруга Ивлевой актриса Людмила Лисова. – Сама-то она считала себя дурнушкой, к тому же выглядевшей старше своих лет. Но Нёма сумел убедить её, что это не так».

Дочь Ольга тоже была без памяти от отчима гримёра и считала его своим вторым папой. Но в 1980-е, на волне массовой эмиграции евреев, Маркзицер решил уехать из СССР. Собирая документы, уговаривал и Ивлеву с дочерью последовать за ним. Обе наотрез отказались.

Актриса считала себя патриоткой и не смогла даже ради любимого человека бросить Родину, маму и театр. Маркзицер несколько раз прилетал из Америки в надежде убедить Ивлеву изменить решение, но она твёрдо стояла на своём.

А потом до новоиспечённого американца дошли слухи, что Вера нашла в Москве новую любовь – юного Яшу Левитана, внука сестры легендарного диктора Юрия Левитана. Яша был на много лет моложе своей подруги. Новый роман получился мучительным. Они не жили под одной крышей, а просто встречались, редко и нерегулярно. Наступили лихие девяностые. Яков всё чаще уходил в запои, и актриса с ним порвала. Хотя своей близкой подруге Людмиле Лисовой призналась, что Левитан – самая большая и яркая любовь в её жизни, которая, увы, так ничем хорошим и не закончилась.

Третий раз под колёсами

Кажется, будто актрису преследовал злой рок – и в личной жизни, и в работе. В страшные девяностые Ленком лихорадило, как и всю страну. Вера Александровна, достигшая солидного возраста, всё реже получала новые роли, лишаясь хоть какого-то заработка. А однажды сгорели декорации спектакля «Тиль», в котором блистала Ивлева. И Марк Захаров закрыл постановку.

В 1995 году из-за недостатка финансирования худрук и вовсе решил устроить большое сокращение, предлагая некоторым артистам написать заявления «по собственному». В их число попали и Ивлева со своей подругой Лисовой.

«Я тут же подписала бумаги, – вспоминает Людмила Ивановна, – а Вера сомневалась – ей-то всего год до пенсии оставался. Но вслед за мной тоже подмахнула заявление и перешла на договор. И вскоре её в первый раз сбила машина. Однако травмы были лёгкие, отделалась испугом».

Через несколько месяцев Ивлева снова оказалась под колёсами. По пути на работу неудачно перебежала дорогу. Теперь её уже доставили в больницу с многочисленными травмами и сильным ушибом головы.

«Захаров любил повторять: артист должен быть сильным и здоровым, – говорит Лисова, – но теперь Верочка совершенно не соответствовала этому требованию. Поняв, что Ивлева больше не в фаворе у Захарова, один за другим от неё стали отворачиваться коллеги. Они боялись даже сесть с ней рядом на общих собраниях труппы: а вдруг Марк Анатольевич подумает, что они её поддерживают! Помимо неприятных последствий аварии, у Веры вдруг стало проявляться нервное заболевание, дали себя знать астма и малокровие».

Ивлева всё чаще жаловалась на дочку, которая вышла замуж и привела супруга в квартиру матери. Тёща и зять часто конфликтовали. Вера Александровна даже пыталась получить себе комнату в общежитии театра, чтобы съехать от молодых, но ей отказали.

За актрисой смерть будто следовала по пятам. И в начале 1999 года произошла трагедия. В Рождество, 7 января, Вера Ивлева, жившая в Химках, отправилась в церковь. Домой она не вернулась. Её тело нашли лишь в марте, когда сошёл снег.

По данным следствия, актриса была сбита машиной, водитель которой, чтобы замести следы, закопал свою жертву в снег в лесополосе. Преступник так и не был найден.

Похоронили актрису рядом с братом Александром на Машкинском кладбище в Химках. Хоронили Веру Ивлеву в закрытом гробу. Тело два месяца пролежало в лесополосе, и его сильно обглодали животные. От Ленкома на похоронах были только актёры Людмила Лисова и Игорь Фокин.

Лишь спустя 13 лет после загадочной гибели королевы комедии Веры Ивлевой на её могиле появилось надгробие, поставленное благодаря усилиям активистов «Общества некрополистов» и материальной помощи Фонда Михаила Ульянова. Выступая с прощальным словом, известный актёр Ленкома Виктор Раков сказал: «Верочка была чудесным, светлым человеком, удивительной актрисой, очень любившей жизнь».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №14, апрель 2019 года