СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Иосиф Пригожин: Не трогайте Валерию, лучше трогайте меня
Иосиф Пригожин: Не трогайте Валерию, лучше трогайте меня
29.04.2019 15:48
ПригожинИзвестный музыкальный продюсер Иосиф Пригожин отметил 50-летний юбилей. На его плечах огромная ответственность – за продюсерский центр, артистов, которые доверили ему свою музыкальную судьбу. За большую семью, в которой «шестеро детей на двоих» – как шутят Иосиф и его жена Валерия, имея в виду, что детей от предыдущих браков они не делят на «своих» и «не своих». Все одинаково родные, все находятся под родительской опекой. О своих взглядах на воспитание детей и современную жизнь нам рассказал Иосиф Пригожин в этом интервью.

– Иосиф, поздравляем вас с юбилеем! Ощущаете груз лет?
– Честно сказать, не понимаю, как число пятьдесят со мной стыкуется. Физически ощущаю себя лет на двадцать пять, ну от силы на двадцать восемь… Сил полно, много планов и идей.

– Помните, как начинали свою деятельность в шоу-бизнесе?
– Я приехал из Махачкалы бедным мальчиком, мне было шестнадцать лет, ни родственников в Москве, никого… Но мне никто и не мешал стать тем, кем я стал. Были трудности. Но я горд и счастлив, что мне довелось работать с такими выдающимися людьми, как, например, Вахтанг Кикабидзе. Мы почти восемь лет с ним сотрудничали. Я благодарен за доверие, которое он мне оказал, когда  мальчишкой – мне было лет двадцать пять – пришёл к нему с двумя телефонами в руках. Он был уже в солидном возрасте, известный человек, а я говорю: «Хочу стать вашим продюсером». Он посмотрел и говорит: «Ну, давай». А в те годы даже слово «продюсер» ещё не очень-то воспринимали. Хотя на самом деле это нормально – иметь продюсера. В одиночку ничего невозможно сделать. И я благодарен всем артистам, с которыми работал, за то, что они дали мне возможность продавать их творчество.

– Артисты не обижаются на такие слова?
– Это звучит немного цинично, а на самом деле у нас прекрасные человеческие отношения со всеми. Вахтанг Кикабидзе – крёстный моей дочери. И очень грустно, что политика нас разделила. Но мы его любим как человека и как артиста. Ещё я много лет работал с Колей Носковым и тоже очень благодарен ему. Это выдающийся исполнитель, его шедевры уже вписаны в историю музыки. У него сейчас непростая ситуация, и я желаю ему скорейшего выздоровления.

– Что вам самому даёт работа в шоу-бизнесе?
– Благодаря работе в индустрии развлечения я познакомился с фантастической плеядой мастеров. Я оказывался в компании великих личностей и видел, что они никогда не испытывали злобы друг к другу. Да, разговаривали с подколками, шутками, но это была не злость. Когда-то я работал первым заместителем генерального директора Кремлёвского дворца, это была очень интересная работа, хотя и продолжалась недолго. А до этого возглавлял компанию, которая выпускала альбомы, в том числе Земфиры, Дианы Арбениной, групп «Сплин», «Король и Шут». У меня очень насыщенная и интересная жизнь. Но, глядя с высоты сегодняшнего возраста, я думаю: если бы не был в шоу-бизнесе, то с удовольствием пошёл бы в политику, потому что…

– …«Политика – вершина шоу-бизнеса». Так ведь называется ваша книга?
– Именно! Но индустрия меня пока держит – благодаря Валерии в том числе.

– Я до сих пор храню диск, который вы выпустили ко дню рождения Валерии, – с лепестками роз внутри. А ещё помню её юбилейный концерт, когда она спустилась на сцену в гигантском шаре!.. Как вам удаётся соединять экономику и любовь? Внутри вас продюсер Валерии не конфликтует с мужем Валерии?
– Вся наша жизнь состоит из мелочей. Я трепетно отношусь ко всем деталям – и как муж, и как продюсер. Понятно, что коммерчески ты эти лепестки и этот шар не «отобьёшь». Но мы изначально установили себе высокую планку и не можем опускать её. Хотя артистов, которые задают тон, у нас много, что очень хорошо. Например, в этом году отметил юбилей Валерий Леонтьев. Я считаю, он – первый человек, который начал делать настоящие шоу в нашей стране. Он поднял эту планку. И мы должны ей соответствовать в духе времени.



– Обидно, когда деньги, вложенные в шоу, не возвращаются?
– Это не обида, это печаль и грусть… Западные артисты вкладывают большие деньги в декорации, они с ними путешествуют по всему миру и «отбивают» затраты. У нас подобное сложно – возить по всему миру… И мы вынуждены показывать шоу один-два раза, а потом держать декорации на складе. Но не жалеем об этом. Что лишний раз доказывает: многие вещи мы делаем не ради денег, а ради зрителей. Хочется, чтобы людям в зале было интересно. Хочется разукрасить творчество артиста разными красками. Сотрудничество с режиссёром Андреем Сычёвым, который сейчас работает на шоу «Голос», с дизайнером Игорем Чапуриным, который шил для Валерии костюмы к юбилейному шоу, – разве это не счастье? Шоу стоило сто миллионов! И я благодарен друзьям и зрителям, которые поддержали нас, купили билеты. За счёт этого мы смогли реализовать свои мечты. А как ещё праздновать юбилей? Такой праздник просто не имеет права быть обычным. У артиста вообще жизнь должна быть – как праздник! Тогда он будет делиться этим настроением со зрителями.

– А какие мечты были у Валерии?
– Мы хотели, чтобы Валерия спела с Королевским филармоническим оркестром в лондонском Альберт-холле. Понимали, что вложения в эту мечту никогда не окупятся, – но сделали это! Потому что без мечты жить нельзя! Она артисту выйти на новые рубежи. И вот когда понимаешь это, то циничный продюсер уступает место любящему мужу.

– А что вы как продюсер можете сказать о жене?
– Валерия – чистейший бриллиант российской сцены. Нам просто повезло, что мы вместе. У нас есть общие интересы, мы даже можем выступать в парном катании, хотя обоим по полтиннику! Энергетически остаёмся двадцатипятилетними озорными людьми, которым нравится жить и делать нечто новое. Мы не останавливаемся.

– Конкуренция помогает развиваться?
– Нужно отдать должное: наши коллеги тоже не стоят на месте. Тот же Филипп Киркоров не жалеет денег на костюмы и постановочные расходы. Не на последние средства, наверное, он всё это делает, но ему нравится, это его жизнь. Ани Лорак, Сергей Лазарев, Светлана Лобода вкладываются в яркие шоу. Это делается потому, что такова мечта каждого артиста – показать грандиозное шоу, быть в тренде наряду с мировыми звёздами. Конечно, чтобы вернуть вложенные деньги, нужно дать десять концертов подряд, а это очень трудно. Пока такое удаётся только Филиппу Киркорову – десять концертов, по концерту в день.

– Какие тренды в российском шоу-бизнесе вы как продюсер замечаете?
– Мы ушли в рэп-культуру – это главный тренд. Но эта манера читать с английским акцентом меня убивает, я порой не могу и слова разобрать в таких песнях. Послушали, ничего не поняли, не запомнили, пожевали и выплюнули. На кого в таком случае ориентироваться людям? Ведь им по-прежнему нужны лидеры – в кино, театре, музыке. Недавно отметила юбилей Алла Борисовна Пугачёва. Она долгие годы была ориентирована на людей, на зрителей. И когда я читаю оскорбительные комментарии, когда люди пишут пасквили, ссылаясь на возраст Валерии или Аллы Пугачёвой, я считаю это возмутительным. За это нужно наказывать! У нас не принято задавать женщине вопрос, сколько ей лет. А тут – такие высказывания: «бабки», «стареющие Барби»… Люди потеряли всякие границы. Все эти высказывания свидетельствуют о нижайшем уровне воспитания. И хочется просто надавать по рукам, если честно. В интернете есть один сайт – он, наверно, сводит со мной какие-то счёты. Всё время пишут пасквили в наш адрес, в том числе в адрес Валерии. И я говорю: пишите обо мне что хотите, но зачем вы трогаете Валерию? Она – мать, она – женщина, она не замешана в конфликтах, скандалах, интригах. Я как муж, как министр обороны семьи, защищаю её. И как пёс цепной набрасываюсь на всех, кто пытается оскорбить Валерию.

– Это входит в обязанности продюсера?
– Одна из обязанностей продюсера – избавлять артистов от унижений. Унижения должны ложиться не на их, а на мои плечи. Например, сегодня на радио практически невозможно поставить новую песню. Это происходит с такими боями и трудами, что порой бывает обидно за музыкантов. Так вот это унижение я как продюсер беру на себя.

– Может быть, оскорбительные комментарии появляются от зависти, которая происходит от низкого культурного уровня?
– Сейчас в любой сфере появилось много случайных людей, которые даже не думают получать специальное образование. А ведь образование – это тоже работа, работа мозга, работа над собой, выработка терпения. Я всю жизнь стремился к самообразованию. У нас в семье не было особых экономических возможностей, но всё же я старался. И сегодня очень важно делать упор на образование, на интеллект.

– Детям это удалось объяснить?
– Самая большая моя инвестиция на сегодня – в моих детей, в их образование. Мы постарались с Валерией дать им ориентиры. Надо стремиться вверх, ввысь… Потрясающая фраза звучит в фильме, взявшем «Оскара» в этом году, – «Зелёная книга». Там герой говорит своему водителю: «У тебя была возможность оказаться там, а ты оказался здесь». То есть каждый сам выбирает себе дорогу.

– Ваши дети выбрали свои дороги?
– Могу поделиться успехами своих детей. Начну с младшей, с Лизы. Она учится в Швейцарии. В двенадцать лет мы её оставили одну в чужой стране. Плакала, скучала по дому, а теперь, получив образование и знание языков, понимает, что перед ней открыт весь мир. Лиза мечтает о кино, она уже написала сценарий сериала, хочет быть кинопродюсером и покорить Голливуд. А почему нет? Культура должна расширять горизонты. Чем больше творческих людей, наших соотечественников, станут показывать успехи, тем лучше для страны, тем лучше сложатся наши отношения с другими странами. Я надеюсь, что Лиза принесёт пользу, нашей стране в том числе.

– Арсений подавал большие надежды как пианист, как у него сейчас складывается карьера?
– Арсений занимается бизнесом, он потрясающий парень. У него действительно много побед в музыке, но на каком-то этапе он бросил ею заниматься, что меня очень расстроило – за него стало обидно. Хоть я не биологический отец Арсения, но люблю его как родного, потому что дело не в крови, а в отношениях. Я с ним провожу приличное количество времени, обсуждая его будущее и настоящее. Он фантастически тонкий музыкант, но порой улица побеждает и становится сильнее, чем родной дом. Однако я надеюсь, мы все ещё станем свидетелями его достижений. Потому что это забыть невозможно. Можно заниматься бизнесом, чем угодно, – но талантом, который тебе дал Бог, нельзя пренебрегать. Как и родителями, которые вложили в тебя столько сил. Шедевральный был сольный концерт Арсения в Доме музыки, на нём присутствовал выдающийся эстрадный деятель Иосиф Давыдович Кобзон, он стоял в очереди с цветами, чтобы поздравить Арсения. Никита Сергеевич Михалков во время съёмок фильма «Солнечный удар» приехал из Нижнего Новгорода, чтобы посетить концерт Арсения и тем самым выразить ему свою поддержку. Я считаю, это дорогого стоит. Поэтому говорю ему: «Ты не можешь этого забыть – ты должен это помнить всегда!» Арсений – в маму. В нём удивительное сочетание таланта и интеллекта. Но его окружает молодёжь, которая не понимает в классической теме, уводит человека в какие-то дебри… Надеюсь, что сейчас он приходит в сознание и скоро вернётся к музыке.

– А Артемий чем занимается?
– Он живёт в Швейцарии и там не только следит за младшей, Лизой, но и стал главой звукозаписывающей компании в Монтрё. У него много проектов. Сейчас он работает с нашим артистом Леонидом Руденко, а также с немецкими и английскими музыкантами. Один из них попал на британский проект «Голос». У Артемия много интересных историй, и он сам – цельный, мощный. У него три высших образования! И деньги на это образование потрачены не зря. Он даже объявил, что намерен вернуть наши инвестиции в его обучение. И такой подход очень ценен. Ну а мы счастливы, что у нас была возможность помочь ему стать специалистом такого уровня.

Пригожин– Аня, насколько известно, выбрала творческую профессию?
– С Аней у нас даже был контракт, который мы впоследствии расторгли. Я первый разглядел её творческую натуру и потенциал, поверил в неё, начал инвестировать деньги. У неё есть молодой человек, рэпер… Нет, это не диагноз, это жанр. (Смеётся.) Хороший парень, Серёжа Слэм. Они встречаются уже четыре года, вместе делают музыку. И однажды она пришла и сказала, что сама хочет писать музыку, делать аранжировку, снимать клипы. «Я хочу двигаться вперёд. При этом не хочу, чтобы вы обвинили меня в том, что вложили в меня деньги, а я не оправдала ваших надежд», – так она нам сказала. А ещё: «Пусть мне будет тяжело, трудно, но я не хочу, чтобы меня сравнивали с мамой, – мы абсолютно разные. Я хочу, чтобы ты меня отпустил». Конечно, я дал Ане возможность развиваться в творчестве. И я горжусь ею и тем, что мне хватило мужества отпустить её на свободу. Послушайте её песни – она выступает под именем Шена. Её песня «Анархия» – очень крутая! Жанр, который она выбрала, неформатный в прямом смысле этого слова, но я считаю, что и такие песни должны звучать. А если их нет – это преступление против творческой личности.

– Вы помогаете детям деньгами?
– У меня здесь позиция жёсткая: тот, кто вылетает из гнезда и считает себя самостоятельным, живёт за свой счёт. Поэтому почти все наши дети ушли с «дотаций». Не считая Лизы – она ещё учится.

– Как у вас складываются отношения с детьми от предыдущих браков?
– С Даной, дочкой от предыдущего брака, у меня неплохие отношения. Они не такие, какими я бы хотел их видеть, но они есть, это очень ценно. Со старшим сыном Дмитрием у меня сложные отношения. Ему в этом году исполняется тридцать, живёт он в Ставропольском крае, занимается бизнесом, редко со мной общается – в связи с определёнными скандальными событиями. Мне бы хотелось, чтобы мы общались с ним ближе, я его люблю и думаю, что время всё расставит на свои места. Но сегодня это самая болезненная точка, которая меня беспокоит. Однако я всем дал образование, я не отказывался от своего отцовства, всегда стараюсь быть ядром притяжения и всегда приду на помощь. Вот такое положение дел на сегодня в моей семье.

– Мама Лизы дружит с Валерией? (Лиза – дочь от второго брака. – Ред.)
– Мама Лизы является продюсером, она моя коллега, мы познакомились в студии «Союз», как раз мы вместе с ней выпускали альбом Вахтанга Кикабидзе. У нас с ней прекрасные отношения. Она дружит с Валерией, и мне приятно, когда Лиза называет нас тремя родителями. Вот тут у нас очень хорошие человеческие отношения.

– Чем займётесь после юбилея?
– Мы все будем продолжать активно работать, искать новые интересные творческие решения. Я открыт к сотрудничеству с молодыми талантливыми людьми. У меня есть сайт, страница в «Инстаграм», меня легко найти, чтобы рассказать о себе. Я готов работать с каждым, кто хочет быть личностью, а не «продюсерским проектом».

Расспрашивала
Мария ЕГОРОВА
Фото: Вадим ТАРАКАНОВ

Опубликовано в №17, апрель 2019 года