СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Свободные личности в свободной стране
Свободные личности в свободной стране
10.05.2019 00:00
Хорошие мальчишки «оскорбили» своих девчонок

Свободные личностиЗдравствуйте, любимая газета! Так хочется, чтобы подрастающее поколение только радовало нас. И вели они себя не так, как мои мальчишки из класса, – вот уж учудили недавно. Извините, накипело! Даже с коллегами в школе не хочу обсуждать то, что случилось.

Я – классная руководительница восьмого класса. Эта история произошла накануне 8 Марта, когда ребята должны были вручать подарки одноклассницам.

Сначала всё шло хорошо: конфеты, цветы, поздравления. А после уроков мальчики специально дождались, когда я уйду, и подарили девочкам «главный подарок» от мужской части класса. Об этом я узнала чисто случайно.

Когда дети разошлись по домам, ко мне явилась мама одного из мальчиков – поздравить с праздником и заодно поговорить о сыне, которому очень тяжело даётся учёба. Женщина со смехом сообщила, что в моё отсутствие мальчишки вручили каждой девочке символический подарок: один банан, два мандарина и пачку контрацептивов. Презент «со смыслом». Я возмутилась, а мама слёзно попросила её не выдавать.

До этого случая я считала: дети в моём классе воспитанные и понимающие, а они вон что выкинули! Все вокруг говорят: а что такого, 15 лет, гормоны играют. Если честно, сначала хотела сделать вид, что ничего не знаю, ведь ни одна из девочек мне об этом не рассказала.

С другой стороны, я поняла, что просто не могу это проигнорировать. В голове не укладывается: приличные и хорошие мальчишки оскорбили своих девчонок, а те молча проглотили и даже посмеялись. У меня ощущение, что я не вложила в их головы что-то очень важное.

Никто из родителей мне поначалу не звонил – видимо, дети молчали как партизаны. А мама, сообщившая о «подарочке», так и не увидела в случившемся ничего плохого. Вот так!

О том, что мальчики будут дарить презенты от себя, я прекрасно знала. Спросила у них, что конкретно они приготовили, ответили – фрукты и записные книжки. Я поверила, как оказалось, напрасно. До этого у меня с детьми складывались доверительные отношения, они никогда не обманывали, не выкидывали никаких фортелей. Самый дисциплинированный класс – и вдруг такое.

Появилось острое желание донести до парней: они должны извиниться перед девчонками за свой поступок. Хотя не факт, что до мальчиков дойдёт, какую они сделали гадость. Да и девочки недалеко ушли, они ведь даже не поняли, что их оскорбили. А если и поняли, то не возмутились, у них «всё по приколу». Кстати, мальчикам на 23 Февраля девочки вручили вполне невинные презенты: шоколадная медалька, пакетик сока и стилос – палочка-писалочка для смартфона.

Я узнала, что девочки ничего не рассказали мамам, ни одна не призналась! Но почему? Значит, где-то в глубине души догадываются – подарок «неправильный». Однако они не понимают, что он вдобавок ещё и неуместный, грязный и пошлый.

Твёрдо решила провести с детьми беседу, мне есть что им сказать. Но прежде поделилась этим с директором школы, моей близкой подругой, и сразу пожалела: она пообещала лично разобраться с мальчиками. А мне самой надо разобраться!

Начала раздумывать, как лучше сообщить об инциденте родителям. Перед глазами стояла мама мальчика, сообщившая о подарке «со смыслом». Она со смехом поведала, что покупать резиновые изделия в продовольственный магазин отправили самого тихого и скромного паренька – и тот пошёл. Продавщица, пробивая 14 пачек, пошутила насчёт «полового гиганта», глядя на тихого 15-летнего мальчишку.

Та мама рассказала и о реакции девочек – сын и об этом ей доложил. Юные особы с интересом рассматривали контрацептивы, хихикали, обсуждали, кому какой достался и с каким вкусом. Всё было подобрано «тонко»: к фруктам – «резинки» с фруктовым вкусом. Ни одна не возмутилась, хотя у меня в классе есть и девочки-припевочки. Но и те промолчали. Точно знаю, что лишь одна из учениц рассказала бы обо всём родителям, а её возмущённый папа в тот же вечер отправился бы к директору за объяснениями. Но она тогда отсутствовала в школе.

Я стала планировать беседу. Никаких разносов или нравоучений, орать и размахивать шашкой не буду, попытаюсь помочь детям осознать, что произошло на самом деле. Просто мальчики и девочки должны понять, насколько оскорбительны такие подарки. А если сделаю вид – мол, ничего не произошло, – будет только хуже.

Возможно, мне сильно достанется, но я не этого боюсь. Больше всего обидно, что мои дети не получили представления об элементарных правилах приличия, как мальчики, так и девочки. Ребята прекрасно знали: я их подарок не одобрю, потому и дождались моего ухода. Они понимали, что такие «приколы» в стенах школы, мягко говоря, не приветствуются. Подругу-директора попрошу не вмешиваться. Надеюсь, она поймёт. Родителям на собрании обо всём расскажу, но позже.

Поймала себя на мысли: а что если и мамы-папы считают выходку оболтусов смешной и совсем не гадкой? Кстати, до хихикавшей мамаши я уже донесла свою позицию, и она со мной согласилась. У родителей могут возникнуть два мнения. Первое: ничего страшного не случилось, не влезайте, это просто неудачный подростковый прикол, просто забудьте. Второе: обязательно нужно поговорить с детьми и объяснить им, что так поступать – себя не уважать.

Я придерживалась второго мнения. Ситуация возмутительная, а я всегда говорю с детьми о том, что меня искренне огорчает в их поведении, впрочем – как и радует. Скажу им, что подобный презент может показаться унизительным и оскорбительным и нужно хотя бы иногда думать. Коснусь культуры дарения, уместности приколов. Скажу парням, что они продемонстрировали не чувство юмора, а глупость. В общем, найду, о чём с ними поговорить.

Дальнейшие события развивались стремительно. Мне позвонила мама одной из девочек, которая всё же набралась смелости и рассказала дома о подарке одноклассников на 8 Марта. Мама оказалась адекватной, не кричала, не возмущалась, не твердила, что это я во всём виновата и запустила класс. Но попросила обязательно поговорить с мальчиками и девочками. Её дочь так и сказала: мальчишки из класса – дураки. Также я узнала, что пикантные подарки большинство девочек не решились взять, их отдали одной ученице из класса, по её же просьбе.

Затем произошёл долгожданный разговор по душам. Я не стала делить класс на мальчиков и девочек, беседовала со всеми сразу. Многие улыбались, но потом им стало уже не так смешно. Сначала мальчики не сознавались, уверяли меня, что подарили всего лишь фрукты. Когда же я заявила, что у них хватает смелости только на пакости, всё-таки признались в содеянном. Никто со мной в полемику не вступал.

На вопрос «Зачем вы это сделали?» ответили, что просто дураки, не подумали. Однако оговорились – не имели в виду ничего плохого. Попросили у девочек прощения, но, по-моему, их «покаяние» вышло чисто формальным, показушным. Нашёлся всего один мальчишка, который накануне вручения девочкам «резинок» говорил одноклассникам, что эта задумка кошмарная и дарители просто идиоты. Разумеется, умного молодого человека никто не послушал. Кстати, этого ученика не было в классе во время вручения подарков.

Я старалась говорить с детьми спокойно, но это не совсем получилось. Моё эмоциональное, негативное отношение к поступку всё-таки передалось детям. Я назвала их выходку дебильной. Тем не менее у меня сложилось ощущение, что ребята так ничего и не поняли. Они просто сконфужены тем, что их прикол раскрыли: «Ах, какая досада! В следующий раз надо быть осторожнее». Но может быть, я и ошибаюсь.

Подруга директор, приняв мои уверения, что никто из родителей никуда не позвонит с жалобами, согласилась не применять к нарушителям методы административного воздействия, и это очень хорошо. Знаете, сколько мам и пап иногда по всяким пустякам звонят во все инстанции и почём зря ругают школу?

Вскоре все родители были извещены об инциденте. Узнавали разными путями. Нескольким мамам рассказали дочери, другим – мама, которая первой мне обо всём сообщила. Один мальчик признался, что поделился с папой и получил от того словесный нагоняй. Но потом они вдвоём решили ничего не сообщать маме, чтобы её не расстраивать.

А мама мальчика, который являлся вдохновителем «резиновой» идеи, написала мне сообщение, что извинилась перед родителями девочек и своего сына обязательно заставит попросить прощения. Я ответила ей: ребята уже сделали это публично перед одноклассницами в школе, а то, что она сама извинилась, – хорошо, но это её личное дело.

Иногда меня терзает мысль: а стоит ли вообще проводить с подростками воспитательные беседы? Не являются ли эти разговоры всего лишь бестолковым сотрясанием воздуха? Но если считать, что не стоит, совсем руки опустятся. А здесь хотя бы двое-трое что-то поняли, и это уже хорошо.

В последнее время несколько раз слышала от некоторых подростков рассуждения, что они «свободные личности в свободной стране». Кажется, они не совсем верно понимают, что такое свобода.

Говорить с ребятами всё-таки нужно. По крайней мере, подростки должны чётко осознавать, что можно, а чего нельзя. Возможно, потом ребята пошли в какое-нибудь кафе, чтобы посмеяться над ситуацией без взрослых. Но даже если это и так, они всё равно поняли: им не всё дозволено. И вряд ли они ещё решатся на подобный поступок. Хотя бы чего-то я достигла своей беседой.

Из письма Нины Васильевны
Имя изменено
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2019 года