Его высочество в поисках приключений
16.05.2019 17:09
Его высочествоТридцать лет назад Центральное телевидение показало премьеру фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», который сразу же стал народным и до сегодняшних дней остаётся одним из самых любимых как зрителями, так и критикой. Секрет успеха этого фильма в том, что режиссёр Евгений Татарский удивительно точно выбрал жанр и стиль своей экранной работы – иронический детектив. И все актёры превосходно в него вписались.

Прочитал и увлёкся

В основу сценария, написанного Эдгаром Дубровским, были положены два рассказа Роберта Льюиса Стивенсона – «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Надо заметить, что эти произведения неоднократно привлекали внимание кинематографистов. Первая американская экранизация появилась ещё в 1909 году. Есть американский телефильм 1974 года, художественный фильм 2000 года и ряд других картин, однако их художественные достоинства не могут сравниться с советской лентой 1979 года.

В Советском Союзе любили снимать английскую классику. Видимо, камерная, почти театральная атмосфера книг классических британских авторов отлично поддавалась экранизации при минимальных технических затратах. Самые удачные экранизации пришлись на мастеров детектива Артура Конан Дойла и Роберта Льюиса Стивенсона. Чопорная Англия, туманный Лондон с безупречно прямыми линиями улиц и зданий, непоколебимость законов и обычаев, строгие правила, ни в чём не допускающие компромисса, даже в отдыхе и развлечениях…

Символично, что экранизации «Шерлока Холмса» и «Приключений принца Флоризеля» снимались в один год. Фильм с Олегом Далем, Донатасом Банионисом, Игорем Дмитриевым имеет много аналогий с телесериалом о великом сыщике. Мало того что отношения принца Флоризеля и полковника Джеральдина весьма напоминают отношения Холмса и Ватсона, но и образ Ника Николса, он же Председатель, весьма смахивает на образ профессора Мориарти.

Завязка сюжета картины сразу же вовлекает зрителя в запутанные перипетии детективной интриги. Молодой, пресытившийся жизнью принц Бакардии Флоризель в поисках приключений гуляет по Лондону в одежде простого горожанина вместе со своим другом и секретарём полковником Джеральдином. Ночью на набережной они встречают молодого человека с камнем на шее, готовящегося совершить самоубийство. Этот человек оказывается отчаявшимся в жизни художником, которому не хватает денег на вступление в таинственный «Клуб самоубийц». Там за 40 фунтов любой мужчина может умереть «как джентльмен». Заведует клубом загадочный и ужасный Председатель.

Сценарий картины существенно отличается от своей литературной первоосновы. Согласно тексту Стивенсона, Флоризель был принцем не Бакардии, а Богемии, а полковник Джеральдин – молодым человеком. В книге Флоризель – дородный мужчина, причём полковник младше него, чего не скажешь об исполнителях этих ролей Олеге Дале и Игоре Дмитриеве. У «книжного» Флоризеля есть по крайней мере два реальных прототипа – князь Монако Флорестан и тосканский властитель принц Фердинанд IV Габсбург-Лотарингский. Но к кинематографическому принцу всё это отношения не имело.

Режиссёр Евгений Татарский так вспоминал начало работы над фильмом: «Однажды я пришёл в редакцию телевизионного объединения играть в шахматы. Переставляю фигуры, а рядом лежит какой-то сценарий. Мне говорят: «Кстати, возьми почитать. Предлагали одному режиссёру, но ему сценарий не понравился». Я взял и очень увлёкся. Снял пробы, которые тоже никому не понравились, хотя снимал тех актёров, которые потом играли в фильме. Киноначальство заявило, что у Даля пустые глаза, а Игорь Дмитриев уже надоел. Правда, насчёт Баниониса ничего не сказали, он тогда уже был народным артистом, депутатом. Я возразил: «Если вы знаете, кого надо снимать, то берите и сами снимайте». А за мной уже была пара удач: за короткометражный фильм я получил приз на международном фестивале в Мюнхене, вышел фильм «Золотая мина», который был обласкан критикой. Кончилось тем, что мне разрешили снимать».

«Я принц, а не Жоржик из Одессы»

С технической стороны фильм сделан достаточно скромно. Вместо натурных съёмок видов Лондона и Парижа – открытки, а всё остальное снималось в Литве – Вильнюсе и Каунасе. Но зато невозможно не отметить отлично сшитые костюмы Олега Даля и платья Любови Полищук. Они и через 30 лет производят впечатление.

Съёмки начались с экспедиции на Кавказ. Съёмочная группа разместилась в Сочи. Резиденцию и оранжерею принца снимали в сочинском дендрарии. Съёмки истории с драгоценностями проходили в Адлере, походный обед снимали в Гаграх. Декорации американской конторы построили в Пицунде. Правда, вначале сотрудники КГБ приказали всем убираться. Татарский поехал в Пицунду, пришёл к кагэбэшникам, имел с ними полуторачасовую беседу. Подарил сценарий с трогательной надписью. Режиссёру долго объясняли, что здесь находятся правительственные дачи. Но снять эпизод на берегу моря всё же разрешили.

Материал, снятый в экспедиции, отправили на проявку в Ленинград. Оттуда руководство студии прислало Татарскому большое разгромное письмо: «Где вы видели, чтобы принцы открывали двери отмычками?» Олег Даль заметил, что режиссёр помрачнел, спросил: «Ты не будешь возражать, если я посмотрю рабочий материал?» Посмотрели, потом вышли во двор, Олег приобнял Татарского за плечи и сказал: «Женюр, по-моему, мы на правильном пути. Не слушай ты никого, пошли они все к дьяволу!»

Игорь Дмитриев, сыгравший полковника Джеральдина, вспоминал другой случай с Далем: «Одну сцену с Олегом мы снимали «восьмёркой». Это когда диалог снимается из-за плеча сначала одного, а потом другого актёра. Уже отсняли Олега и начали снимать из-за его плеча меня. Обращаюсь к нему: «Принц, я должен отомстить за смерть брата». А Олег при включённой камере мне говорит: «Игорь Борисович, вы купили что-нибудь нам на ужин? А то съёмка закончится, нам же жрать будет нечего!» – «Стоп! Замечательно!» – кричит режиссёр. «Что замечательно? Вы не слышали, что сказал Олег?» – спросил я. «Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз… вы иначе никогда бы это не сыграли», – лукаво ответил Даль».
Вообще-то Олег Даль был сложным, замкнутым человеком, в его разговорах постоянно звучала тема приближающейся смерти. Как-то в Вильнюсе мимо актёрского автобуса проехал траурный катафалк с возницей в чёрном цилиндре. Даль печально заметил: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве. А меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно!»

На съёмках присутствовала жена артиста Елизавета Даль. Однажды она пришла на площадку, а там какая-то странная обстановка: все дёрганые, нервничают. Её отвёл в сторону Евгений Татарский, сказал, что Даль сидит в автобусе, капризничает, попросил как-то на него повлиять.

«Вхожу в автобус, – вспоминала Елизавета, – Олег сидит серый. Сделать ничего нельзя. Спрашивать – тоже нельзя. Он возвращается на площадку, и всё делается ясным: костюм спереди на булавке, сзади горбится. И это принц Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе! Даль пытался объяснить: костюм должен быть таким, чтобы, посмотрев на него, зрители на следующий же день переняли эту моду. Такого принца в реальности не было, эпоха неизвестна, фантазируй сколько хочешь. Вместо этого всё из случайного реквизита студии, старые, пыльные, «играные» вещи, не всегда по размеру. На помощь пришла Бела Маневич, художник-постановщик «Ленфильма», много работавшая с Олегом. Она хорошо чувствовала фактуру Даля, освободила его от зажатости в неуклюжих, неинтересных и громоздких вещах. Успокоившись, Олег начал шутить: «Вы что, хотите, чтобы я принца играл или Жоржика из Одессы?»

Странная группа

Среди своих любимых ролей Донатас Банионис всегда называет Председателя. Предложение Татарского о съёмках в этом фильме стало для него неожиданностью, артист играл в основном положительных героев. «Но всё было очень интересно. Замечательные съёмки в Сочи, море, солнце. С Евгением Татарским работала уже слаженная команда, поэтому снимали быстро, без проблем. В работе над ролью Председателя я вспоминал историю доктора Джекила и мистера Хайда, тоже описанную Стивенсоном, старался представить её наоборот. Когда вспоминаешь этот фильм, возникает ощущение радости, веселья. Там снимались чудесные актёры! Олег Даль – звезда мирового класса».

В «Флоризеле» у Татарского снимался и Михаил Пуговкин. По приезде его спросили, где бы он хотел остановиться. Узнав, что Банионис живёт в гостинице «Приморская», Пуговкин сказал, что тоже поселится там. Днём за актёром заехал Татарский и они отправились в Адлер на съёмку, которая закончилась через три часа. Неподалёку от съёмочной площадки было две палатки: в одной продавалось пиво, в другой – холодное молоко. Практически вся киногруппа стояла за молоком. Михаил Иванович говорит режиссёру: «Странная группа у вас. Обещали встретить – встретили. Стали предлагать гостиницы на выбор. Сказали, что в два поедем на съёмки, – поехали. И вот теперь все пьют молоко. И это после таких-то съёмок!»

В эпизодических ролях фильма снялось много хороших актёров. Даже поэт Илья Резник отметился в картине – сыграл преступника в инвалидной коляске. Он вспоминал: «Мне лишь однажды сделали предложение сняться в фильме, «Приключения принца Флоризеля», да и то потому, что я к этому фильму два романса написал. Я говорю: «Бандита?» – «А давай!» Вообще-то внешность у меня всегда была не советская, поэтому особенно никуда не брали: ни в Союз писателей, ни в кино. А эпизод со мной, между прочим, всем запомнился!»

Вячеслав Васильев, сыгравший в фильме одну из самых ярких эпизодических ролей – мистера Мальтуса, по профессии был врачом и не имел актёрского образования. Несмотря на это до «Приключений принца Флоризеля» он успел сыграть ещё в нескольких фильмах.

«Не преувеличивай, Фэйри!»

Один из самых колоритных героев сериала – попугай принца по кличке Фейри, роль которого «играл» молодой попугай ара Вака. Владелец попугая Ростислав Рахт рассказывал: «Мы с Вакой жили в гостинице и каждый день ездили к месту съёмок. Пока ждали автобуса, птица грелась на солнышке. Однажды вокруг собралась толпа отдыхающих, и один холёный толстяк спросил: «Сам петуха красил?»

Зато киношники попугая любили. Там же в Сочи с Вакой сфотографировались почти все артисты, операторы, гримёры – в общем, участники съёмочной группы. С ним тогда подружился и Олег Даль. Сначала он прикармливал его орешками и печеньем с ложечки, потом уже и с руки начал еду давать.

Артистов же на площадке тогда кормили плохо – мало и не очень вкусно. И вот однажды в перерыве Рахт и Даль решили сбегать пообедать в соседний ресторанчик. Представляете картину – по улицам города идёт компания: Даль в шикарном костюме принца Флоризеля, а рядом Рахт с красно-зелёным арой на плече. Когда они пришли в ресторан, поглазеть на них выбежали все официантки и повара.

Интересно, что Вака сделал неплохую артистическую карьеру. Правда, говорить он не умел, учить его было уже поздно. Так что на самом деле он почти не мог подражать человеческой речи, знал только несколько слов. Однако после телевизионных передач с его участием многие зрители считали, что Вака на самом деле редкостный умница и умеет говорить не хуже человека.

На самом деле его озвучивал актёр, а чтобы попугай шевелил клювом, ему давали кедровые орешки, которые тот с удовольствием жевал в кадре. Хотя в фильме «Приключения принца Флоризеля» попугай действительно заговорил. Ему нужно было разоблачить шпиона и закричать: «Ползёт, ползёт, ползёт!» Ростислав Рахт за пару дней обучил попугая этому трюку, и на площадке Вака сам произносил эти слова. Хотя при озвучании их всё-таки переписали человеческим голосом.

Удивительно, но попугай жив и сегодня. В последние годы Вака обитает в юннатском кружке при доме детского и юношеского творчества в просторной клетке. Рахты отдали его сюда, потому что самим им уже трудно ухаживать за большой птицей. В последние годы Вака успел сняться в сериалах «Убойная сила» и «Фаворит», рекламе автомобилей и новогоднем шоу.

Как в старой доброй Англии

Очень удачно вписался в картину закадровый комментарий, который с ироническими интонациями читает Игорь Дмитриев. Этим «Приключения принца Флоризеля» выгодно отличаются от других картин этого жанра. Любопытно, что идея с «голосом» возникла из-за претензий киноначальства: картину поначалу не хотели выпускать на экраны без «объяснений». Мол, не нужен нам принц – положительный герой.

Кто-то посоветовал режиссёру попросить Зиновия Гердта прочитать закадровый текст и развенчать Флоризеля. Но однажды Татарский услышал радиопередачу со знакомым голосом Игоря Дмитриева. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица полковника Джеральдина. За два часа Татарский написал текст ко всем трём сериям. Озвучание закончили быстро, но картина вышла на телеэкраны только через год с лишним.

Первоначально фильм назывался «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», но цензуре оно показалось слишком мрачным, и лента вышла на телеэкраны под названием «Приключения принца Флоризеля». Изначальное название вернули лишь в 90-х годах.

Как водится почти во всех картинах, во «Флоризеле» не обошлось без накладок. В фильме регулярно демонстрируется один из знаменитых лондонских пейзажей – Тауэрский мост. Во время, когда происходит действие фильма, он ещё не существовал, так как произведения Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи» датированы 1878 годом, а мост открыли только в 1894 году. То же самое относится к парижской базилике Сакре-Кёр. В третьей серии её показывают мельком как достопримечательность, которой любуется один из персонажей, однако окончательно построена она была в 1910 году.

Когда сыщик Крафт стоит в водолазном костюме, готовясь опуститься на дно, он дважды обращается к сыновьям, причём в первом случае на нём нет шлема, а во втором – шлем уже надет. Но голос Крафта при этом никак не меняется – что в шлеме, что без него.

Взнос в 40 фунтов в «Клуб самоубийц» и вообще все денежные расчёты в фильме производятся почему-то в долларах (фигурируют купюры в 20, 10 и 1 доллар). В Англии второй половины XIX века полковник Джеральдин регулярно расплачивается явно долларовыми бумажками, довольно загадочными по дизайну.

…Рассказы Стивенсона полны иронии, хотя тон их серьёзнее, чем в фильме. Но фильм тем и хорош, что сумел передать истинный внутренний настрой стивенсоновской прозы. Кое в чём создатели картины пошли дальше оригинала и сделали это на удивление органично, вполне в духе эпохи, точнее, наших романтических представлений о старой доброй Англии. «Приключения принца Флоризеля» – отличная экранизация не самого лучшего произведения Стивенсона. Редкий случай, когда можно уверенно сказать, что фильм получился гораздо интересней книжного оригинала.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №47, ноябрь 2011 года