Как победить американцев
05.06.2019 17:40
Как победитьСпорт любит далеко не каждый, а вот фильмы о спорте любят почти все. Не стала исключением и российская картина «Движение вверх» с Владимиром Машковым. Кинолента посвящена драматической истории победы советской баскетбольной сборной над «непобедимыми» американцами в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года. Тогда результат встречи решился на последних трёх секундах матча. Счёт был 50:49 в пользу американцев, но феноменальный бросок Александра Белова через всю площадку принёс победу советским спортсменам. Однако фильм говорит не о спорте. Авторы фактически попытались ответить на вопрос, сумеем ли мы когда-нибудь превзойти американцев. Не только в спорте.

Двадцать второй вариант

Сценарист Николай Куликов рассказывает: «Сначала я долго отказывался участвовать в проекте, поскольку уже писал сценарий спортивного фильма («Легенда №17». – Авт.) и спортом не особенно интересуюсь. В жизни от начала до конца я не видел ни одного баскетбольного матча… Но продюсер Леонид Верещагин очень настойчиво посоветовал мне прочесть книжку Сергея Белова «Движение вверх», а потом рассказал, как он представляет себе историю. Я увидел в этом пространство для мощнейшей и сложно устроенной драмы. И каким-то чудом написал первый вариант сценария за тринадцать дней. А после этого ещё два года переписывал. В итоге в работу запустили двадцать второй вариант».

Консультантами съёмок выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова Александр, который исполнил небольшую роль игрока сборной СССР Геннадия Вольнова и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.

Подавляющее большинство игроков в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютировавший в кино баскетболист Александр Ряполов полтора месяца занимался актёрским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова. А все исполнители главных ролей в рамках подготовки к съёмкам тренировались по много часов в день на протяжении нескольких месяцев.

«С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актёр Кирилл Зайцев. – Посвящал баскетболу всё свободное время. Начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо на высоте три метра от паркета. Я смотрел много видео: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают сложным элементам. И просто много играл – неважно с кем, неважно где, – я играл в баскетбол. В таком режиме тренировок провёл восемь месяцев. Когда меня утвердили, я уже набрал какой-то уровень и продолжил заниматься».

«Подготовку к работе я начал с внимательного многократного ознакомления с документальной съёмкой той игры. Я её пересмотрел раз пятьсот, не шучу, – признаётся режиссёр картины Антон Мегердичев. – И понял, что смотреть её интересно, что даже в таком документальном виде она прекрасна! Потом я начал думать, как перевести игру на язык блокбастера. В ней этот потенциал очевиден, оставалось только адаптировать её для кинематографа. И месяца два я посвятил тому, что подробно расписывал игру, превращая в третью серию картины. Этот вариант сценария потом читали продюсеры, актёры, и материал, к счастью, их зажёг».

«Баскетбол оказался крайне киногеничным видом спорта, что стало для нас сюрпризом: приступая к съёмкам, мы об этом даже не подозревали, – говорит продюсер Леонид Верещагин. – Но картина не о баскетболе. Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством».

Ещё на этапе утверждения сценария начались сложности: вдовы тренера Владимира Кондрашина и Александра Белова, а также Юрий, сын Кондрашина, не могли смириться с тем, в каком свете выставили их родственников. По их мнению, авторы фильма вторглись в частную жизнь, включив информацию о ней в сценарий без их согласия. Они подали в суд, но проиграли дело. Авторы фильма настаивали, что имеют право на художественные отступления, в конце концов это же не хроника. Всё же фамилию тренера пришлось сменить на Гаранжина, но у игроков остались подлинные фамилии.

«Всё не так, ребята…»

По словам авторов картины, они умышленно пошли на то, чтобы ряд сюжетных линий и эпизодов не соответствовал реальности или происходил в другое время. Всё ради яркого и эмоционального сюжета.

Показанный стиль игры более близок к современному и разительно отличается от того, как играли в 1972 году. В частности, броски из-под ноги, «гвозди» сверху и многое другое появилось гораздо позже, их не использовали в то время.

То, каким мы видим тренера в фильме, далеко от настоящего характера Кондрашина – об этом говорят все, кто лично был с ним знаком. Немного угрюмый, замкнутый и молчаливый, Кондрашин выполнял всё, что от него требовалось. А в кинокартине скорее показан собирательный образ советского тренера. Гаранжин копит деньги на операцию сыну Шурке, приторговывая валютой. В реальности этого не было, как не было и передачи командой премиальных тренеру на операцию сыну. У сына Кондрашина действительно был полиомиелит, но вылечить его не удалось.

В эпизоде на таможне у одного из спортсменов изымают виниловые диски группы «Дип Пёрпл» с альбомом, который вышел только в 1974 году (действие происходит в 1972-м).

Особо интересен в фильме Модестас Паулаускас. Пожалуй, характер этого баскетболиста перекроили сильнее всех. Выставив его злобным прибалтом и русофобом, сценаристы приписали Модестасу желание сбежать из Советского Союза. Это очень далеко от правды. Паулаускас никогда не отличался антисоветскими настроениями, и более того – он до недавних пор ездил в Калининградскую область тренировать молодых ребят, ему хотелось побыть среди русских, которые полюбились ему с советских времён.

По сюжету фильма Алжан Жармухамедов, страдающий близорукостью, узнаёт о существовании контактных линз на выездной тренировке в США. В фильме их представляют как новейшую разработку, которой якобы ещё не существовало в СССР. В действительности линзы производились в СССР с 1927 года. По словам самого Жармухамедова, в мюнхенском матче он играл ещё без линз, а носить их начал позже, к тому же его зрение было минус 2,5, а не минус 4, как утверждается в фильме.

Смертельная болезнь сердца у Александра Белова была обнаружена только в 1976 году, а не во время подготовки к Олимпиаде. Вольность с появлением девушки Белова, Александры, на Олимпиаде – лирическое отступление для усиления драматизма. Исторически женский баскетбол появился на Олимпийских играх только в 1976 году, а родные или друзья не могли сопровождать спортсменов во время игр. Так что Александры там не было.

У Сергея Белова, автора мемуаров (оба Белова – просто однофамильцы), согласно фильму – больные колени. Да, это правда, но опять же, они стали таковыми уже после Мюнхена. На самом матче баскетболист был абсолютно здоров.

Игры2 в Гарлеме с чернокожими жителями Нью-Йорка в действительности не было, это фантазия сценаристов.

В СССР прямой трансляции матча с США не проводилось. А в фильме матч по телевизору якобы смотрят не только председатель Госкомспорта (Сергей Гармаш), но даже колхозники в грузинском селе – там и телевизоров тогда ещё не было.

Во время Олимпиады действительно случилась трагедия: палестинские террористы убили 11 членов израильской национальной команды. После трёхдневной неопределённости в связи с терактом существовал риск отмены соревнований. В фильме об этом сказано как-то мимоходом. Но в данном сюжете нельзя было акцентировать драматизм на этом событии – иначе сместится «центр тяжести» картины.

Как это делалось

Для фильма была создана система клонирования массовки, позволяющая работать с огромной виртуальной массовкой, не приглашая для этого тысячи людей. Причём технология позволяет снимать даже крупные кадры болельщиков. Для этого в компьютер загружали фотографии реальных людей, а программа делала их лица живыми. Но всё-таки в реальности количество участников массовки достигало порой 500 человек.

Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шили из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».

Специально для фильма пошили более 500 костюмов – обычных и спортивных комплектов. Участники массовки были в стилизованной одежде конца 1960-х – начала 1970-х годов. Для главных героев создали по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные и повседневные костюмы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.

Для картины заказали более двадцати «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований, и мягких, использовавшихся во время трюков.

На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссёр производили тестовые съёмки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. Оператор-постановщик Игорь Гринякин даже пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. Снятые таким образом сцены потом вошли в фильм.

Игру снимали шесть операторских команд на шесть камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и «географию» спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым игроком» на поле. Третья работала на крупные планы, четвёртая снимала исключительно соперников  советской сборной. Ещё одна камера отвечала за рост и ракурс. И наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, ведь вся драма сосредоточена на нём.

Финальный матч – кульминацию картины – репетировали шесть месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссёр и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съёмки финальной игры продолжались месяц.

Говорит Владимир Машков, исполнитель роли тренера Гаранжина-Кондрашина: «Насколько я попытался для себя открыть его, человек он был собранный. В то время, когда особенно никто ничего не знал и не интересовался, он на последние деньги собирал информацию о мировом баскетболе. Конечно, брал в игру лучшее, что существовало в тот момент. В этом состоит его новаторство, в отличие от Гомельского. Действительно, он пришёл возглавить машину, работа которой уже отлажена, ему нужны были достижения. Он же был небольшого роста для баскетбола – метр семьдесят пять. Меня поразил один случай. Когда Кондрашин служил в армии, проходили какие-то внутренние соревнования. В перерыве военнослужащие развлекались и стали бросать в кольцо штрафные. Есть свидетели, которые говорят, что он забросил сто семнадцать раз подряд. Это невероятно, но подтверждённый факт. Я, конечно, не баскетболист, но с большим интересом смотрю баскетбольные соревнования и восхищаюсь игрой этих больших людей. И когда мне нужно было в кадре бросить мяч… Причём я не должен был забросить его, но так получилось, что в этот дубль я попал в кольцо – это не компьютерная графика!»

Три «золотые» секунды

Фильм «Движение вверх» – история о легендарном триумфе. О великом тренере Кондрашине, который совершил невозможное. У него была мечта – сделать нашу сборную по баскетболу самой сильной командой в мире, и он это осуществил. Его вершиной стали эпохальные три секунды и золотые медали сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Никто даже подумать не мог, что такое возможно: впервые за 36 лет «непобедимая» команда США была побеждена.

В те времена, когда проигрыш означал поражение страны, великий тренер отдал всё, чтобы помочь своим спортсменам взять верх над противником. Ведь он знал, что создал самую сильную команду на планете. И сначала заставил поверить в это своих игроков, а затем и весь мир.

«Сложнее картины у меня не было, – признаётся режиссёр Антон Мегердичев. – Апофеозом стал эпизод «три секунды». Это самый серьёзный вызов в моей карьере. И в драматургическом отношении, и в отношении технологий. В фильме эпизод длится семь-восемь минут, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображавшую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать её адекватной тому, что происходило во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа».

Лента «Движение вверх» стала самым кассовым российским фильмом в истории современного российского кинопроката. Этот фильм – возрождение темы патриотизма, которая в нашем кино, к сожалению, забыта. Первой картиной такого толка была «Легенда №17», где всё просто и понятно: наши круче всех, и если только мы напряжёмся, то победим американцев. Клюшками закидаем. Однако «Движение вверх» предлагает гораздо более сложную версию.

Да, может, и победим. Но сначала будем упорно готовиться, преодолевать себя, учиться у тех же американцев. И тогда на последних трёх секундах, возможно, вырвем свою победу.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №22, июнь 2019 года