СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ На что жалуетесь Наконец-то увидел, как солнце встаёт
Наконец-то увидел, как солнце встаёт
13.06.2019 00:00
Где у пьяниц находится выключатель?

Наконец-тоОт редакции. Инна из Московской области попросила совета психолога: как ей помочь близкой подруге Лене, которая после трагической смерти мужа стала алкоголичкой («Это похоже на анестезию», №16). С работы женщину уволили, дочь-подростка забрали к себе бабушка с дедушкой. Пробовали лечить Лену у нарколога – безрезультатно. Сама она не признаёт проблемы, а Инна очень переживает за подругу.

Справиться с этим недугом нелегко

Приняла эту историю близко к сердцу. У меня тоже есть приятельница, которая потеряла и единственного сына, и мужа. Сейчас, в преклонном возрасте, осталась совсем одна, никаких родственников. Страдала от одиночества, начала иногда понемногу выпивать, вроде легче становилось. Потом стала искать любой повод, чтобы взяться за рюмку, а сейчас порой пьёт и по нескольку дней. Мы пытаемся как-то на неё повлиять, но получается плохо.

Очень понравились советы психолога, человечные и профессиональные. Легче всего отвернуться от алкоголички и спокойно жить своей жизнью, но автор письма с этим не хочет и не может согласиться. Инна очень сострадательный и ответственный человек, я её понимаю. А болезнь подруги зашла уже далеко: если раньше женщина пила от горя, то теперь уже просто оправдывает свой алкоголизм потерей мужа, она не думает ни о дочке, ни о родителях, и любимая профессия отошла на задний план. Не знаю, что должно случиться, какое потрясение поможет ей опомниться.

У меня сложное отношение к проблеме алкоголизма. Конечно, легко отстраниться, если это чужой человек, а вот когда родной и близкий – почти невозможно. Среди пьющих много талантливых и молодых, сколько актёров и художников погибло от этого.

До сих пор точно неизвестно, передаётся ли алкоголизм по наследству. Но практически все специалисты уверены: генетическая предрасположенность к этому заболеванию имеет место примерно у 60 процентов алкоголиков. Не так уж и мало. При стечении определённых обстоятельств всё и выплывает.

Нашей семье повезло, что у отца родились мы с сестрой, девочки. Он ушёл на войну 20-летним пацаном, был лётчиком. Фронтовые «сто грамм», которые на самом деле далеко не сто, а гораздо больше, им выдавали почти ежедневно. В результате пришёл с войны молодой человек 25 лет, комиссованный из лётного состава по ранению, без гражданской профессии, и давай искать себя в жизни. А поскольку пил почти каждый день четыре года, то понятно, кто из него получился, – практически алкоголик.

Сколько таких было после войны? И ведь их потомки тоже пили. Знаю интеллигентную семью, в которой у истоков семейного алкоголизма стоял отец-фронтовик, умерший очень рано от ранений и водки. Кстати, уважаемым профессионалом в бухгалтерском деле был. Потом пили его сыновья, а у тех пили дети, даже дочь одного из них. Но эта женщина оказалась очень волевой, сумела в критических обстоятельствах остановиться.

Сейчас у неё взрослый сын, тоже пьёт. Лечится, затем держится несколько лет, потом опять запой и снова лечение. Хороший, порядочный молодой мужчина, изо всех сил старается заработать для семьи, платит ипотеку. Дочки у них с женой чудные. Мать и супруга сражаются за него, и есть надежда, что со временем он остановится, победит пагубную страсть.

Не оправдываю пьющих, более того, терпеть их не могу. Но понимаю, что справиться с этим недугом нелегко, и, конечно, многих жаль. Как-то у меня одновременно получается и порицать, и жалеть. Но не всех. Некоторые пьяницы столько пакостей делают родным и всем окружающим, просто прибить хочется.

И вот ещё что. Государства получают много денег в бюджет от продажи спиртного и, видимо, не заинтересованы в сокращении количества пьющих. Иначе, думаю, давно бы уже нашли способ справиться с этой напастью. А пока просто не ставят всерьёз такую задачу перед учёными и медиками.

Из письма Людмилы

Лене нужно найти цель жизни

Алкоголизм – это болезнь, физическая и душевная. Согласна с психологом: Лене нужно найти цель жизни, стимул. А знаете, что такое стимул? Это плётка, которой в древности погоняли скот, чтобы шёл в нужном направлении.

Но я сомневаюсь, что Лена сможет сама осознать свою проблему и решить её. Нужна работа многих людей, которая не обязательно приведёт к результату. Потому что алкоголизм – это не аппендицит, просто так не вырежешь.

Недавно мне рассказали о бывшей однокласснице. Красивая девочка Оля, мать служила в Чехии медсестрой. Оля всегда одевалась лучше всех и гордилась этим. Правда, её мать потом рано сгорела от постоянных пьянок.

Вот и Оля полюбила спиртное. Нашла мужчину, у которого уже умерли от алкоголизма дочка и жена, сын сидит в тюрьме. Сам-то мужчина закодировался и не пьёт много лет, а Оля, выйдя за него замуж, употребляла наравне с его первой супругой. До тех пор пока у неё не отказали практически все органы. Теперь спиртное в неё не лезет, впрочем, как и еда. Видимо, свою бочку она уже выпила.

Одноклассница, рассказавшая мне об этом, Олю не жалела. Она жалела ту красивую девочку, которая училась вместе с нами в школе и которой не стало в тот миг, когда Оля выпила свою первую бутылку.

Почему я вспомнила эту историю, прочитав письмо Инны? Потому что Ольга, как и подруга автора, тоже работала учителем, только преподавала не русский язык, а физкультуру. Пока вот так бесславно не закончила свою карьеру.
Жаль Олиных детей. А спасать утопающего в бутылке очень трудно: горлышко узкое, и нырок получается лишь в одну сторону.

Из письма Татьяны

Со светлой головой мне отлично живётся

К сожалению, тема письма до боли знакома. Очень понравился комментарий психолога – простой, понятный, человечный, без обвинений и агрессии.

Когда умерла моя мама, я оказалась не готова к её уходу. А ещё мама перед смертью предъявила мне кучу обвинений. Из-за переживаний у меня полностью пропал сон, от постоянной бессонницы я буквально превратилась в призрак, вырубалась на работе за компьютером.

Откуда пришла мысль пить коньяк перед сном? Сама не знаю, но это помогало и вскоре стало нормой. Продолжалось где-то полгода, я поняла, что меня затягивает, нужно спасаться. Сама нашла для себя специалиста, и он тоже не обвинял, не ругал – просто беседовал. И у него получилось достучаться до меня, развернуть разговор так, чтобы сама сделала нужные выводы. Итог: я полностью отказалась от алкоголя.

Да, есть внутренний страх, что если выпью, снова начну себя жалеть и обвинять, вернутся пьяные слёзы, депрессия, бессонница, самокопание и самобичевание. Пока трезвая – ничего этого нет. Со светлой головой мне отлично живётся, испытывать судьбу не хочу.

Кстати, на всех праздниках, посиделках, в ночных клубах и на прочих мероприятиях, предусматривающих алкоголь, я себя отлично чувствую. Просто внутри стоит такой железный стержень: мне пить не нужно, а другие пусть как хотят.

Из письма М.

Наверное, её бы спасла любовь

Тронуло письмо – видно, что автор в отчаянии и готова ухватиться за любую соломинку.

От алкоголя в 38 лет умерла моя одноклассница Наташа. Дружили три девочки с детского сада, учились в одном классе, а потом и в одной группе. Затем вышли замуж и разъехались по разным городам и странам. Через много лет, когда появился интернет, первым делом стала искать девчонок через социальные сети. Одну, Иру, нашла сразу, она и рассказала мне о судьбе Наташи.

Можно ли оправдать пьянство потерями или другими причинами? Не знаю. Пьяниц ненавижу за ту боль, которую они причиняют родным. Ведь близкие не могут их бросить, уговаривают, борются, плачут, от бессилия ненавидят, а бросить не могут. Всей душой сочувствую семьям алкоголиков, потому что часто их жизнь – настоящий ад.

Так вот, Наташа вышла замуж, а детей у неё не было. Брак распался, потом по этой же причине распался второй. И она потихоньку начала выпивать, никто и не заметил, как втянулась. В итоге её попросили уволиться, она пошла на тяжёлую работу, но, поскольку уже всерьёз пила, могла не прийти, опоздать – выгнали и оттуда.

И все эти годы наша третья подружка Ира пыталась вернуть Наташу к жизни. Уговорила своего мужа взять её на работу. Сколько раз Наташа его подводила, прогуливала, Ирин муж психовал, топал ногами, кричал «Выгоню!». Но жена снова просила за подругу, говорила, иначе та пропадёт… В итоге с квалифицированной работы он её всё же уволил, взял на должность уборщицы.

Прочитала совет психолога: сказать подруге, что из-за алкоголя та стала плохо выглядеть. Ира говорила стремительно спивавшейся Наташе: «Погляди в зеркало, ты ведь красавица, а на кого теперь похожа!» Но алкоголики таких замечаний не слышат, а если слышат – то не верят. Наталья только огрызалась: «Отстань! Со мной всё нормально, на себя посмотри».

Ира рассказывала страшные подробности: зимой Наташа шла домой пьяная и упала, так и лежала. Хорошо, случайный прохожий заметил, иначе замёрзла бы. Но прожила она всё равно недолго, у неё ведь было слабое сердце, даже в школе получала освобождение от физкультуры. Вот сердце и остановилось.

Меня шокировала трагическая судьба когда-то близкого человека. Наверное, её бы спасла любовь, но какому нормальному мужчине нужна пьяница? Говорят, чтобы вылечиться от алкоголизма, нужна мотивация. Но где её взять, если для многих, как и для Лены из письма, не является мотивацией даже собственный ребёнок, дочь любимого трагически погибшего мужчины? И слёзы матери – не мотивация. Какие ещё стимулы можно придумать?

Знаю людей, которые пили много лет, а потом вдруг переставали. Они говорили буквально следующее: «Я вдруг понял, как прекрасна жизнь, увидел, как солнце встаёт, – это чудо. В юности этого не замечал и не ценил, а потом смотрел только на дно бутылки. Но сейчас разглядел красоту природы, доброту людей. Осознал: трезвым быть гораздо лучше». Вот каким-то образом у них включились такие мысли. Только где этот выключатель, как его найти?

Но, к сожалению, знаю ещё больше людей, в том числе и хороших, которые так и не справились с тягой к спиртному.

Из письма Татьяны

Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2019 года