Комическая старуха
26.06.2019 18:18
КомическаяВ старом русском театре существовало такое амплуа – «комическая старуха». Смешная или нелепая, зловредная или добродушная, эта героиня вызывала смех и оживление публики. Были комические старухи и в советские времена. В отечественном кино одной из самых замечательных из них была актриса Ирина Мурзаева. Зрители запомнили и полюбили её многочисленных бабок, соседок, пенсионерок, вахтёрш, проводниц… Её чудаковатые героини нередко попадали впросак, но никогда не унывали. А Мурзаева умела создать характер за тридцать секунд экранного времени. Всё рассказать одной репликой, одним взглядом.

Принцесса Какао

Родилась Ирина Мурзаева в 1906 году в городе Красноуфимске Вятской губернии (ныне Свердловская область). Её дед работал управляющим на одном из местных заводов, о чём в советские времена, естественно, актриса старалась не упоминать. Отец был художником и преподавал рисование в школе. Мама учительствовала в начальных классах.

После революции семья перебралась в Москву – тогда это не являлось проблемой. Мать стала руководить детским домом на Шаболовке. Там же преподавала и вся родня – отец, тётка и бабушка. Жили здесь же, на первом этаже. Неугомонный папа организовал в детдоме театр теней.

Ира тогда училась в гимназии и параллельно поступила в театральный кружок, чтобы привыкать к актёрской профессии, о которой мечтала с детства. Руководил кружком юный тогда Николай Плотников, будущий народный артист СССР, корифей вахтанговской школы.

Однажды он сказал своей ученице: «Извини, но ты никогда не станешь актрисой». Маленькие глазки-щёлочки, острый лисий носик, губки в ниточку, высокая костлявая фигура – разве с такими данными можно играть героинь? Ирина, конечно, знала, что она некрасива, но верила в свою звезду. Из кружка ушла и сумела поступить в Московский театральный техникум имени Луначарского (ныне ГИТИС). Мало того, параллельно Ирина училась в Литературном институте имени Брюсова. Однако через год оттуда ушла, решив сосредоточиться на актёрстве.

После учёбы был Театр-студия Рубена Симонова, где собрались замечательные люди – будущий хореограф Игорь Моисеев, начинавший тогда режиссёр Андрей Лобанов, мастер художественного слова Дмитрий Журавлёв.

Работали студийцы бесплатно, помещение нашли в Доме Армении. Стипендий им, разумеется, не платили. Артистам приходилось подрабатывать, чтобы прокормить себя и свои семьи. Работала и Мурзаева – нянечкой в детском саду.

Первым спектаклем студии стала забавная по тем временам пьеса «Красавица с острова Люлю». По сюжету, компания капиталистов отправилась на остров дикарей в поисках загадочной принцессы Какао, которую играла Ирина Мурзаева.

Когда студия обрела собственное помещение и была признана официально, Ирина занялась преподаванием, а через некоторое время и режиссурой.

Королева замочных скважин

В 1937 году студию объединили с Театром имени Ленинского комсомола (будущим «Ленкомом»), на сцене которого Ирина Мурзаева выступала до 1956 года.

В театре в те годы правил триумвират: Иван Берсенев (главный режиссёр), Софья Гиацинтова (прима-героиня, жена режиссёра), Серафима Бирман (прима на комические роли). «Тройка» решала всё, от неё зависели репертуар и распределение ролей. Серафима Бирман видела в Мурзаевой конкурентку по комическому амплуа и никогда не давала ей ролей в своих спектаклях.

И всё же в Театре имени Ленинского комсомола проявился комедийный талант артистки. Она с успехом играла сваху в «Женитьбе», Шарлотту Ивановну в «Вишнёвом саде», миссис Уильфер в «Нашем общем друге» Диккенса. Сама поставила два спектакля – «Новые люди» по роману Чернышевского «Что делать?» и «Мужество» по книге Веры Кетлинской.

Тогда актриса была ещё очень далека от кино. Она считала себя нефотогеничной и не любила фотографироваться вообще, даже в ролях. Всё изменил случай.

Подруга Мурзаевой актриса Валентина Серова была приглашена на пробы в фильм «Сердца четырёх» и позвала её с собой за компанию. А накануне Ирина Всеволодовна лечила насморк большой синей лампой и нечаянно обожгла ею нос. Актриса вспоминала: «Моя импровизированная «нашлёпка» на носу была замечена режиссёром Константином Юдиным, и он тут же предложил мне роль маникюрши, этакой любопытной сплетницы, «королевы замочных скважин».

Однако пробы оказались неудачными, а репетиции – и того хуже. Посмотрев рабочий материал на экране, Мурзаева пришла в ужас от резкости, преувеличенности своих движений, жестов, мимики. Ей не сразу удалось уловить разницу актёрской игры перед камерой и на сцене. Но Юдин терпеливо работал с ней, и роль «пошла».

Многие оценили незабываемую фразу героини Мурзаевой: «Вас к телефону… приятный мужской голос». И до сих пор помнится эпизод, когда, сидя на телеге, слащавая маникюрша с зонтиком театрально бросает кучеру: «Трогай!» Каким-то непостижимым образом Мурзаева сумела превратить свои физические недостатки в достоинства. Не боялась быть смешной, рисовала выпуклый образ сочными красками, создавала образы-карикатуры. И при этом оставалась психологически точной и достоверной.

В годы войны Мурзаева снялась в экранизации чеховской «Свадьбы», поставленной режиссёром Исидором Анненским. Начинающая артистка не затерялась на фоне знаменитых Алексея Грибова, Фаины Раневской, Эраста Гарина, Осипа Абдулова, Сергея Мартинсона, Зои Фёдоровой. Но удивительно: все знаменитые завидовали на съёмках именно Мурзаевой: её героиня в сцене за столом съедала настоящую котлету! В суровые дни войны все «угощения» на столе были бутафорскими, и всем нестерпимо хотелось есть, так что это казалось непозволительной роскошью.

В относительно молодом возрасте Мурзаева сыграла в кино лишь три роли и затем надолго исчезла с экрана. Но через двадцать лет вернулась в кино уже в возрастном амплуа комической старухи. Она сумела его углубить и расширить, соединив комизм с тонким психологизмом. И к каждому, пусть незначительному образу актриса придумывала особые штрихи, отыскивала характерные детали, приспособления.

И пусть её роль на экране длится лишь несколько секунд – забыть это невозможно. Как, например, сварливую Дьячиху из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Бабушка-моржиха

На съёмках «Железного потока» актриса очень органично вошла в образ жительницы казачьей станицы, где раньше никогда не бывала. Кубанские станичники, участники массовок, гутарили с Мурзаевой, как со своей. Некоторые даже недоумевали, почему эта простая баба большую часть съёмок сидит на телеге, тогда как они лишены такой привилегии. Но Мурзаева не умела обращаться с домашней скотиной, и тут сельчане поняли, что она действительно артистка и городской житель.

В картине «Простая история» Мурзаева играла мать Саши (Нонна Мордюкова), которую выбирают председателем колхоза. Старушка напутствует нового руководителя советами: «Перед народом не возносись и себя не роняй. Держи себя сурьёзно!» Простая русская женщина, она сурово отчитает Сашу, когда та решит слегка подкраситься, – схватит тряпку и отхлещет взрослую дочь. «Не забывай, что ты вдова!»

Мордюкова после съёмок в «Простой истории» говорила о Мурзаевой: «Это была наша отрада, чудо из чудес! Бывают же такие люди – безвозрастные. Иногда она напоминала девушку – красная, скромная. Но тут же могла послать матом. Она безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощённый, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса».

Героини Ирины Мурзаевой разные, хотя большей частью комические. Они не похожи одна на другую, даже если это целый ряд деревенских бабушек. Какая-то из них глуповата, какая-то мудра, одна шустрая и озорная, другая – спокойная и нерешительная. Сколько образов – столько характеров. Конечно, Мурзаева далеко вышла за пределы амплуа «комической старухи», углубила его. А иногда режиссёры просили актрису просто появиться в кадре, понимая, что для пробуждения улыбки у зрителей достаточно показать лицо Ирины Мурзаевой. И она охотно на это шла, понимая, что от профессии никуда не денешься. Хотя как актриса была достойна большего.

В сатирической комедии «Опекун» (1970) Ирина Мурзаева с блеском играет пенсионерку Антонину Ивановну. Этот очень смешной фильм имел большой успех в советском прокате.

По рекомендации своей знакомой бездельник и тунеядец Мишка Короедов (Александр Збруев) оформляет опекунство над одинокой престарелой женщиной, владеющей домом и большим садом в курортном городе. Но ожидания Мишки вскоре обрести шикарное наследство не сбываются. «Ветхая старушка» вовсе не собирается умирать. Антонина Ивановна изнуряет Короедова работами в саду и по хозяйству, а сама занимается купанием в ледяной воде. Она нарочно выбрала себе в помощники отчаянного лодыря, чтобы перевоспитать его трудом.

Не менее удачна и одна из последних ролей Ирины Всеволодовны – старушка Анна Христофоровна из кинокомедии «Женатый холостяк». Её героиня – специалист по добрым услугам. Она вызывается помочь молодому симпатичному шофёру создать семью, и тут начинаются невероятные приключения, недоразумения, всевозможные казусы, что приводит к искреннему смеху зрителя.

Странная женщина

Первый брак у Мурзаевой случился в ранней юности. Об этом никаких сведений не сохранилось. Второй раз она вышла замуж за коллегу, актёра Николая Толкачёва. В 1938 году родился сын Борис. Но и этот брак был недолгим. Мурзаева не простила мужу измены и ушла, забрав сына.

Воспитывала мальчика одна, разрываясь между домом и работой. Устраиваться в жизни она не умела. Когда, вернувшись из эвакуации, Ирина Всеволодовна обнаружила в своей квартире семью беженцев, тут же перебралась к родне на Шаболовку, оставив дом совершенно чужим людям.

Мурзаевой интересна была только её творческая профессия. Она абсолютно не разбиралась в быте, ничего не понимала в так называемых рыночных отношениях. Её легко было обмануть.

Однажды увидела, как соседи повезли сдавать целый мешок пустой посуды, а обратно вернулись с новым телевизором. Услышав ответ, что телевизор получен на сданную стеклотару, актриса поверила. Сама она ненавидела магазины и предпочитала ходить туда пореже. Также не любила заниматься домашним хозяйством. Когда её сын, конструктор, человек с техническим образованием, подходил к телевизору, который перестал работать, она восклицала: «Не трогай! Мало ли что!»

Единственным хобби актрисы было вязание. За спицами она могла просидеть весь день, а если не находилось другого занятия, брала книгу и уходила в парк. Киношные тусовки и прочие мероприятия не посещала. Предпочитала общество подруг, которые остались у неё ещё с гимназических времен.

За эти годы у неё появилось лишь две подруги – актриса Нина Алисова и писательница Вера Кетлинская. Для Алисовой Ирина Всеволодовна ставила концертные номера. Работала на эстраде и с Сергеем Михалковым: поставила по его произведениям литературную композицию. Она практически не отдыхала, ей было скучно сидеть, ничего не делая.

Она много работала для детей: самые яркие её кинороли случились в выпусках «Ералаша», где ей были предназначены бесконечные бабушки, сторожихи, пенсионерки и вахтёрши. Со временем она прекрасно освоила специфику малых форм и была неподражаема в короткометражках.

Как ни странно, в жизни Ирина Мурзаева была совсем иным человеком. Ничего общего с экранными героинями у актрисы не наблюдалось. Серьёзная, интеллигентная, замкнутая, мало приспособленная к жизни. Она даже не справлялась с житейскими обязанностями бабушки: посидеть с внуками, сводить их в кино, уложить спать…

Её закрытость от всего лишнего была удивительна: она никого не помнила и не знала по фамилиям. Когда на киностудии ей улыбались и здоровались, она мило отвечала на приветствия, но понятия не имела, кто все эти люди. Даже если это были актёры, с которыми она снималась.

Энергичная и подвижная, в последние годы жизни она начала сдавать. Стало ясно, что это давно уже старая женщина, имеющая проблемы со здоровьем. Но такой её видели совсем недолго.

Она умерла даже без звания заслуженной артистки. То ли своей неказистой внешностью не угодила киношным властям, то ли просто никто вовремя не похлопотал за неё.

Великое советское кино поначалу даже не заметило её отсутствия. Только потом стало ясно, что вместе с ней из кинематографа уходит второй план – костяк сюжета.

Она скончалась 3 января 1988 года в Москве, сохранив в нашей памяти образ весёлой, бойкой, жизнелюбивой бабушки. Захоронен прах Ирины Всеволодовны Мурзаевой в колумбарии Донского кладбища.

Ирина Мурзаева прожила большую творческую жизнь, за которую не получила ни одной награды, ни одного звания. Для неё это оказалось неважно. Она была любима народом, который помнит её и сейчас.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №25, июль 2019 года