В гостях у Аллаха
27.06.2019 19:10
В гостях«Покорность» – так можно перевести с арабского языка слово «ислам». Это самая молодая и, пожалуй, самая простая религия. Верующему следует выполнять всего пять ключевых заповедей: верить в Аллаха и чтить Его пророка, пять раз в день читать молитву, подавать милостыню, соблюдать пост во время месяца Рамазан и, если человек физически на это способен, совершить хадж – то есть паломничество в Мекку. В этом городе был рождён пророк Мухаммад, здесь, как верят мусульмане, был построен первый храм на земле. Однако чтобы совершить хадж, верующим предстоит преодолеть множество испытаний.

«Вот я перед Тобой, Господи!»

Всего пять дней в году даётся мусульманам для совершения хаджа – с 8 по 12 день зуль-хиджа, последнего лунного месяца исламского года. Эти даты постоянно сдвигаются относительно обычного календаря, и в 2019-м хадж выпадает на август.

В эти священные дни в Мекку опять стекутся миллионы паломников со всего мира, чтобы вознести Аллаху хвалы и помолиться. Но хадж начинается не в Мекке, а задолго до путешествия – в сердце каждого мусульманина, который намеревается совершить паломничество.

Обычно российские мусульмане едут в Мекку группами. Но получить разрешение на хадж непросто. Саудовская Аравия – закрытая страна, въезд в неё практически невозможен для немусульман, и даже люди, исповедующие ислам, попадают туда лишь по так называемой хадж-визе. Их выдают по квоте, которую устанавливает Саудовское Королевство. России ежегодно выделяется примерно 20 тысяч разрешений, их получают региональные управления мусульман, которые, в свою очередь, раздают хадж-визы самым достойным прихожанам мечетей, имеющим заграничный паспорт.

Женщины до 45 лет могут совершить хадж только в сопровождении ма2храма – совершеннолетнего родственника или мужа, а также в составе группы под руководством имама. Для россиян поездка в Мекку стоит от 150 тысяч рублей. Эти деньги паломник обязан заработать честным трудом. Запрещено совершать хадж в долг, находясь в долгах или тратя последние семейные деньги, то бишь оставляя родных в бедности.

Обычно в стоимость путёвки входят перелёт в Саудовскую Аравию, переезды внутри страны, проживание в гостинице в Мекке или в палаточных городках, питание, сопровождение руководителя группы. Незадолго до поездки мусульманин обязан сделать прививки от менингита и дифтерии. Прямых рейсов из России в Джидду (аэропорт Мекки) нет, поэтому российские мусульмане добираются на священную землю на перекладных. Самый популярный маршрут – авиаперелёт с пересадками в Стамбуле или Шардже (ОАЭ).

Ещё в полёте, либо во время пересадок, либо уже по прибытии в Мекку паломники облачаются в ихрам. Это слово с арабского переводится как «посвящение», особое состояние духовной и физической чистоты. В ихраме запрещено заниматься мирскими делами, вступать в половые связи, гневаться, обижаться, роптать, причинять вред всему живому – например, нельзя срывать листья с деревьев.

После полного омовения женщины, входящие в ихрам, надевают просторные белые облачения и покрывают голову. Видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины используют два белых покрывала: одно закрывает ноги от бёдер до колен, другое накидывают на левое плечо. Облачаясь в ихрам, верующие повторяют: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество!»

Приглашённые Аллахом

«В аэропорту Джидды, куда мы прилетели, есть специально обустроенные, покрытые красным ковролином подиумы для чтения молитв. Обслуживающий персонал – только мужчины. При подъезде к Мекке наш автобус заезжает в специальную зону, где нам раздают подарки – коробки с сухим пайком, бутылочки с водой», – описывает свой приезд на священную землю хаджи из Казани. (Хаджи2 – человек, совершивший хадж. – Ред.)

«Если бы вы видели этих приветливых арабов! Они нас ждали, они нам были рады, они понимали, что мы вдалеке от дома и нуждаемся во внимании. А теперь представьте, что на хадж приехало более 5 миллионов человек и буквально каждому из них было оказано такое радушие – как самому почётному гостю, гостю Аллаха!» – делится впечатлениями российская мусульманка.

Помощь иностранцам-единоверцам – священный долг каждого саудита, однако делают они это не хаотически, а организованно. Министерство Хаджа в течение года готовит волонтёров к встрече паломников. В Мекке приезжих селят в гостиницах – по несколько человек в одной комнате. А тех, кто не смог оплатить место в отеле, отправляют на окраину города, в долину Мина, где до горизонта простирается палаточный лагерь на 3 миллиона паломников. «Палаток в долине Мина было столько, что они составили огромный город, со своими кварталами и улицами. Обойти его нельзя и за неделю. Если потеряешься, то самостоятельно найти свою палатку уже не сможешь. Все они абсолютно одинаковые», – рассказывает хаджи из Уфы.

Места в многоместных палатках дешёвые, но если у паломника нет средств оплатить и их, он устраивается в захваченном с собой спальном мешке или на арендованном матрасе.

Обойди семь раз

В первый день хаджа верующие идут в главную (Заповедную) мечеть аль-Харам, которая может вместить более миллиона молящихся. «Мы подошли к аль-Хараму ночью, но здесь было светло как днём: территория вокруг выложена белоснежными плитами и ярко освещена. Позднее я увидела, как этот кафель моют шампунем сотни уборочных машин и десятки рабочих вручную досуха, до зеркального блеска, натирают его», – пишет российская паломница.

В аль-Харам входят босыми, с правой ноги, через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к расположенной во внутреннем дворе главной святыне ислама Каабе – первому храму на земле, как считают мусульмане. Они верят, что изначально его построил Адам, изгнанный из Рая. Во время Всемирного потопа храм был разрушен, и спустя века пророк Ибрахим (библейский Авраам) вместе со своим сыном Исмаилом выстроил его заново. Тогда и началась традиция хаджа.

Кааба – это стоящий на мраморном фундаменте гранитный куб со сторонами примерно в 11–12 метров, покрытый снаружи чёрным шёлком. Паломники не входят в Каабу, но семь раз обходят её против часовой стрелки, читая молитвы и стараясь коснуться рукой священного Чёрного камня, вмонтированного в восточном углу на высоте 1,5 метра. Как гласит предание, когда Аллах послал этот камень пророку Адаму, тот был белоснежным. Но почернел, пропитавшись человеческими грехами.

Семикратный обход Каабы можно назвать одним из первых испытаний для паломника. На 50-градусной жаре под палящим солнцем движется плотная толпа. Каждый стремится прикоснуться к Чёрному камню. Но, несмотря на давку, никакой паники.

«Когда мы попали в поток, нас сдавили так, что мне стало страшно: если я споткнусь, то меня раздавят. Поэтому первый круг совершила в каком-то бессознательном состоянии, только твердила без устали «Бисмилляхир-рахманир-рахим» («Во имя Аллаха милостивого и милосердного»), – пишет российская мусульманка.

Обойдя Каабу, паломники затем совершают сай – бег между двумя холмами, расположенными во внутреннем дворе мечети аль-Харам. Расстояние между ними – не больше 500 метров, но в общей сложности приходится пробежать порядка 4 километров. Сначала хаджи поднимаются на холм ас-Сафа, поворачиваются лицом к Каабе, обращаются к Аллаху с молитвой. Затем спускаются с этого холма до столба, установленного у его подножия, и бегут до другого столба, стоящего у холма аль-Марва, поднимаются на этот холм. Там они вновь в молитве поворачиваются лицом к Каабе, после чего возвращаются к ас-Сафе.

Бегая от одного холма к другому, паломники вспоминают предания, связанные с этими холмами. Одно из них гласит, что на этом месте от встававшего у него на пути сатаны был вынужден бегать пророк Ибрахим. В другом рассказывается о жене Ибрахима Хаджар (библейская Агарь). Изгнанная в пустыню с новорождённым сыном Исмаилом, она металась между холмами в поисках воды. Когда бедная женщина уже отчаялась, архангел Джибриль (Гавриил) ударил своим крылом о землю, и из горячего песка забил источник Замзам.

Сегодня это колодец глубиной 30 метров, паломники дважды берут из него воду. Сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног. Чистейшая ледяная вода Замзама, стекающая в него по склонам скал, считается священной и целебной.

Миллионы людей плачут

На следующий день хаджа паломники преодолевают 20 километров пути через долины Мина и Муздалифа, направляясь к горе Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема, и где пророк Мухамма2д произнёс свою последнюю проповедь.

На горе Арафат или у её подножия проводят в молитвах весь день. «Миллионы людей стояли с поднятыми руками, читали молитвы и плакали. Плакали все, и мужчины, и женщины. Все были счастливы, и на душе была такая радость», – пишет российский хаджи.

А после захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа, чтобы там совершить общую молитву. В эту ночь вместе с ними молятся мусульмане всего мира. И лишь пара часов остаётся для сна. «Нам предстояло переночевать под открытым небом, прямо на голой земле, – рассказывает пожилая российская паломница. – Мы расстелили свои спальные мешки и начали укладываться. Когда я легла, мне показалось, что неровности под спальным мешком помешают спать. Но я уснула сном младенца, как будто спала не на земле, а на мягкой перине или в колыбели. Так был сладок и глубок сон в гостях у Аллаха. Если бы мне годом раньше сказали, что я усну на земле под открытым небом, я бы не поверила, потому что дома на дорогущем ортопедическом матрасе сон не приходит ко мне и бессонница мучает до утра. Дорогие мои, это было очередное чудо, дар Всевышнего Аллаха!»

Шайтан будет побит

На 10 день зуль-хиджа паломники идут в долину Мина. Здесь они бросают камни в стену, символизирующую сатану.

Ритуал побивания шайтана камнями – один из самых опасных. В движущейся толпе паломники рискуют задохнуться или быть затоптанными. В 2006 году здесь в давке погибло 346 человек, в 2015-м – почти 2,5 тысячи.

«К месту побивания шайтана камнями мы шли больше часа, ни на минуту не переставая повторять слова молитвы, мужчины – громко, женщины – вполголоса. Но это было так решительно, так величественно, так торжественно, что мы не сомневались: шайтан будет побит и унижен. Увидев места побивания камнями, куда громадными потоками с разных сторон стекались миллионы мусульман, мы перешли на бег – и в этом стремительном беге тоже была решимость побить шайтана. Когда я бросила семь камушков, руки и ноги дрожали: ощущение такое, что я лично победила шайтана», – пишет паломница.

В этот же день начинается важнейший мусульманский праздник, которым заканчивается хадж, – Курбан-байрам, по-арабски Ид аль-Адха, праздник жертвоприношения.

Покорность и мужество

Согласно Корану, общий предок арабов и евреев пророк Ибрахим, родившись в языческом Вавилоне, с детства искал истинное единое божество. И Аллах наградил его знанием. Уверовав во Всевышнего, Ибрахим стал рассказывать о Нём своему народу, но люди изгнали пророка. По велению Господа тот сначала отправился в Ханаан, затем с женой Сарой в Египет. Уже тогда Ибрахим, моля Бога о сыне, дал обет – своего первенца он посвятит Аллаху.

Но Сара была бесплодной, поэтому однажды она привела к Ибрахиму свою служанку, египтянку Хаджар, которая и родила пророку долгожданного первенца – Исмаила. Из-за ревности Сары Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с младенцем в безводную пустыню в районе современной Мекки и оставить их там одних. Ибрахим часто навещал сына, а когда мальчик достиг совершеннолетия, отец остался с ним в Мекке.

Однажды ночью Ибрахим увидел сон, в котором Аллах приказал ему принести собственного сына в жертву. Вспомнив о своём обете, пророк решил исполнить его. Страшно представить, что испытывает любящий отец, вынужден-ный казнить единственного ребёнка.

Подросток сам взял верёвку и нож и пошёл на заклание, словно ягнёнок. Но когда Ибрахим занёс нож над сыном, голос Свыше остановил его, ведь он доказал свою готовность отдать Господу самое ценное. На жертвеннике вместо сына появился ягнёнок.

Мусульмане уверены: поступок Ибрахима – образец подчинения Богу, поэтому они ежегодно повторяют обряд жертвоприношения. Обычно специальные саудовские службы по заказу паломника режут барана, верблюда или быка. Большую часть мяса отправляют в голодающие страны Африки, остатки мусульмане делят между собой.

После жертвоприношения женщины отрезают прядь волос, а мужчины обривают волосы на голове. Этот обряд символизирует полное очищение.

Жара и болезни

В последующие праздничные дни паломники не торопятся возвращаться домой. Снова в долине Мина бросают камни в стены, символизирующие шайтана, вновь обходят священную Каабу и лишь 14-го зуль-хиджа заканчивают все обряды хаджа – выходят из ихрама и обретают титул хаджи.

Некоторые остаются в Мекке ещё на пару дней, но это пребывание сложно назвать отдыхом или развлечением. Чтобы ничто не отвлекало от веры, саудиты разрушили 95 процентов всех местных исторических памятников. Нет ни кинотеатров, ни концертных залов, заблокированы все соцсети и мессенджеры. Рестораны и кафе не отличаются разнообразием. Полное отсутствие роскоши и излишеств мусульмане считают торжеством равенства всех перед Аллахом.

Во время хаджа все переживают одинаковые испытания, о которых нужно сказать особо. Прежде всего это жара, под палящим солнцем паломники проводят почти весь день, постоянно передвигаясь от одной святыни к другой, шагом или бегом. Кроме того, это болезни, о которых российские хаджи пишут так: «Первые три-четыре дня мы продержались, но затем все слегли с одинаковыми симптомами: воспалилось горло, начался кашель, поднялась температура».

«Здесь всем нам пригодилось умение терпеть, терпеть и ещё раз терпеть. Подчас воспитание и здоровье подводили». «Два врача, которые ежедневно утром делали обход паломников, прописали нам курс антибиотиков и предупредили, что за первой вспышкой болезни последуют вторая и третья». «На третий день вечером у меня случился сердечный приступ. Болело сердце, не хватало воздуха. Страх сковал сердце. Я начала читать суры из Корана, и потихоньку боль отпустила. К концу чтения было ощущение, что сердце мое успокоилось, да так, что я даже не чувствовала его биения! Вот как быстро доходит мольба в Мекке! И таких чудес там было очень много». «У чеченской бабушки опухли ноги, она не могла передвигаться, поэтому другие паломники носили её на руках или вместе с остальными стариками возили на автобусах с места на место».

Если заболевшему требуется госпитализация, его везут в клинику. Операции и сложные процедуры для паломников в дни хаджа саудиты проводят бесплатно.

Хадж – это не турпоездка, а испытание, любят повторять мусульмане. Господь посылает трудности, но в награду укрепляет в вере. «Возобновление» – так можно перевести с арабского слово «хадж». Вернувшись домой, хаджи на всю жизнь сохраняет осознание того, что он и его жизнь в ­руках Господа и принадлежит только Господу.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №25, июнь 2019 года