Экипаж прощается с вами
18.07.2019 15:13
Экипаж«Морской круиз» – это словосочетание многих заставляет мечтательно вздыхать. Огромный лайнер, плавучий город, нашпигованный всем, что необходимо для роскошного отдыха. Морской воздух, питание по высшему разряду, довольные люди, развлечения на любой вкус. Разумеется, не каждый может позволить себе этот рай. А те, кто может, не думают о риске. Ведь всем известно: круизные суда спроектированы как непотопляемые. Они снабжены самой современной техникой, безопасность продумана до мелочей! Именно так говорили и про печально известный «Титаник». Ирония судьбы: ровно через сто лет после катастрофы «Титаника» «самое безопасное» и самое большое круизное судно «Коста Конкордия» повторило его судьбу.

Итальянский «Титаник»

«Я обязана жизнью мужу. Я не умею плавать, поэтому он отдал мне свой спасательный жилет. Я боялась прыгнуть, и тогда он пошёл первым. Потом прыгнула я. Легла на спину, позвала его, а он прокричал в ответ: «Не волнуйся! Я выберусь». Вода была  градусов семь», – рассказывает 61-летняя француженка  Николь Сервель. Круиз по Средиземному морю ей с мужем подарили дети на 40-летие свадьбы. – Пока я находилась в воде, думала о детях и внуках. Так пыталась выжить. Я плавала долго. Потом вынесло на скалу. И меня забрали люди на шлюпке».

Супруг спастись не смог. Отдав жене спасательный жилет, он подписал себе смертный приговор.

А вот ещё один сюжет. «Мучительнее всего было видеть шлюпки, спасавшие членов команды, а не пассажиров, среди которых было много детей, – рассказывает пассажирка «Коста Конкордии» 38-летняя француженка Исабель Мужин. – Я пыталась сказать членам команды, что беременна, показывала им свой живот, но никто не обратил внимания! В страшной давке я чуть не потеряла ребёнка!»

«Я чувствовала, словно история повернулась вспять: это было ужасно, я находилась в панике. Моя бабушка, которая плыла на «Титанике» ровно век назад, испытала то же самое. И какой злой рок! Я попала в ту же ситуацию!» – рассказывает 30-летняя Валентина Капуано. Её бабушка выжила во время трагедии 1912 года, но плывший с ней в Америку брат погиб.

Сто лет – порядочный срок, чтобы учесть все ошибки предыдущих трагедий. Однако история повторяется.

Храм веселья

«Плавучий храм веселья» – так называли «Коста Конкордию». 15 палуб, 300 метров в длину и почти 40 в ширину, она могла бы вместить в себя несколько футбольных полей. Но вмещала крупнейший фитнес-центр, комплекс спа, сауны, турецкие бани, тренажёрный зал, открытую беговую дорожку, казино, симулятор «Формулы-1», 14 лифтов, 5 ресторанов, 13 баров, театр, кинотеатр, ночной клуб, аквапарк, библиотеку, торговый центр, интернет-кафе и баскетбольную площадку.
1500 комфортабельных кают для почти 4 тысяч отдыхающих, которых обслуживали больше тысячи членов экипажа.

Этот плавучий город стоимостью почти 500 миллионов евро был спущен на воду в Генуе летом 2006 года. Тогда по старинной традиции состоялась церемония крещения судна, которая многих мистически настроенных граждан заставила глубоко задуматься. Крёстная мать «Коста Конкордии», чешская супермодель Ева Герцигова, как и положено, со всей силы ударила бутылкой шампанского о борт, но бутылка отскочила не разбившись. «Дурная примета», – пронеслось в толпе.

– Двадцать первый век на дворе. Только дураки верят в приметы! – весело ответило на это руководство туристической фирмы «Коста Крочере», владевшей лайнером. Под звуки весёлой музыки судно отправилось в путь.

Праздник на «плавучем храме веселья» прервался лишь на несколько месяцев в 2008-м, когда в порту Палермо «Коста Конкордия» врезалась в док. Тогда, к счастью, никто не пострадал, хотя повредилась носовая часть судна. Руководство компании лишь слегка пожурило капитана Франческо Скеттино. «С кем не бывает! – посмеивался начальник компании. – Пятьдесят два раза в год этот парень плавает по одному и тому же маршруту! Глаза замылились».

На тот момент загорелый рослый неаполитанец Скеттино только начал свою капитанскую карьеру, однако на судне он держался настолько высокомерно и уверенно, что пассажиры не задумываясь доверяли ему свою жизнь. Просто так, за красивые глазки.

Кстати, за пару часов до крушения судна, 13 января 2012 года, сделать фотографию на память с общительным красавцем капитаном мечтали все пассажиры. «Капитан – мачо!», «Наш капитан – секси!», «Сладкий итальянец-капитан», «Отважный капитан!» – так восхищённые пассажирки подписывали фотографии в интернете, не зная, что совсем скоро этот «мачо» подвергнет их смертельной опасности.

Неаполитанский авось

Пятница, 13-е, считается «днём неприятностей». В пятницу, 13 января 2012 года «Коста Конкордия» вышла из итальянской Чивитавеккьи в своё последнее плавание.

За несколько часов до отхода техники обнаружили в системе лайнера серьёзные неполадки – замыкания в электропроводке. Доложили о неисправностях капитану. Но Скеттино положился на свой неаполитанский авось. Вечером «Коста Конкордия» неспешно начала свой путь по неспокойному Тирренскому морю, омывающему Италию с запада. На борту – 4229 человек, из них 3206 пассажиров, в том числе 252 ребёнка. Люди из 62 стран, плохо понимавшие друг друга. То же самое можно сказать и о команде – в её составе были гастарбайтеры из самых разных государств, почти не контактировавшие друг с другом из-за языкового барьера. Даже рулевой-индонезиец часто общался с капитаном знаками.

В девять вечера, когда «Коста Конкордия» находилась на расстоянии 11 километров от острова Джильо, Скеттино в приподнятом настроении взобрался на капитанский мостик и неожиданно отдал приказ сойти с курса и подобраться поближе к скалистому берегу. Вслед за капитаном на мостик поднялись его любовница, очаровательная молдавская певица Домника Чемортан, администратор, метрдотель и несколько подвыпивших красавиц-стюардесс. Всем им не терпелось поприветствовать торжественными гудками старого друга капитана, который в то время отдыхал на острове Джильо. Так уже делали не раз, и в тот вечер Скеттино, привычно отключив систему сигнализации, приказал рулевому индонезийцу Якобу Русли перевести теплоход на ручной режим.

Чтобы пройти на минимальном расстоянии от острова, лайнеру предстояло совершить почти акробатический трюк на скорости 16 узлов (30 километров в час), но «сорвиголова Скеттино всегда водил корабль как «Феррари», и никто не смел перечить ему», – скажет о своём капитане спустя несколько дней один из членов команды. Вот и тогда никто не стал спорить с отчаянным искателем приключений.

Скеттино скомандовал рулевому менять курс, расстояние до берега сокращалось, и вскоре достигло предельных 900 метров. И тут сработал жестокий закон мультикультурного общества, где не требуется хорошее знание языка страны. На записях бортовых самописцев слышно, как рулевой переспрашивает Скеттино, тот ругает подчинённого, испуганный индонезиец ещё больше теряется. В роковой момент рулевой с точностью до наоборот понял команду «Право на борт». На корректировку манёвра времени уже не было – «Коста Конкордия» левым бортом врезалась в каменную глыбу рифа Ле Сколе.

Скала проделала в корпусе 53-метровую пробоину. Судно стало тонуть.

Тревога!

«Вдруг – жуткий удар. Каюту перекосило, свет погас. Все выскочили в коридор, побежали к своим. Корабль шатает, и такое ощущение, что чем выше мы поднимаемся, тем сильнее крен. Один момент я запомнил: мы с сыном чуть ли не на карачках карабкаемся вверх по лестнице», – вспоминает 42-летний житель Санкт-Петербурга Михаил Берёзкин, который на «Коста Конкордии» проводил новогодний отпуск с семьёй и друзьями.

Большая компания питерцев собралась отметить старый Новый год в каюте на первом этаже. «Открыли шампанское. И тут этот страшный удар. Земля резко ушла из-под ног. Полетели бутылки, стаканы, вещи – ведь каюта была ровно над тем местом, где пробоина. Возникло ощущение, что мы сейчас завалимся на бок, так как пошёл резкий крен в левую сторону», – рассказывает друг Михаила, Вадим Вылкост.

Москвича Руслана Сиразитдинова, отдыхавшего на «Коста Конкордии» с женой, катастрофа настигла в ресторане. Вот как он вспоминает этот момент: «Корабль накренился, посуда со столов начала падать. В общем, всё как в «Титанике»: все со своих мест вскочили, дети стали плакать, дамы – кричать. Все кинулись врассыпную. Ресторан на третьем этаже, а на седьмом в каюте осталась моя жена. Я и лифт вызвал, хорошо, что не сел в него. Потом мне сказали: если что не так, лифты блокируются. Наверное, в них немало людей осталось».

Скала вырвала из левого борта два крупных фрагмента обшивки, повредила четыре отсека лайнера, в которых размещалась энергетическая установка. В течение минуты вышли из строя все жизненно важные узлы и агрегаты. Вода затопила машинное отделение. На борту погас свет, неуправляемая громадина двигалась по инерции, удаляясь от берега. Через рваную пробоину длиной в полсотни метров забортная вода поступала внутрь судна со скоростью 22 тонны в секунду. Из-за отсутствия слаженности в команде экипаж не понимал, что делать. А капитан по громкой связи призывал сохранять спокойствие и оставаться в каютах. Заявил, что проблема скоро будет решена, запретил команде подавать сигналы бедствия и запрашивать помощь.

Однако объявление Скеттино никого не успокоило. Лайнер кренился на бок, на пол валилась мебель, люди не могли устоять на ногах, кто-то бежал в каюты за спасательными жилетами, другие на ощупь по тёмным коридорам и лестницам разыскивали своих родных.

«Иностранцы впечатлительные такие – даже в обморок падали. Мужчина средних лет – брык, упадёт, брык, упадёт», – рассказывает ещё один русский пассажир, Игорь Николаенко.

«В лоб врежу!»

Первыми тонувшее судно покинули капитан и его компания. «В то время как на борту разверзся настоящий ад и десятки людей прощались с жизнью, была разработана операция для быстрого спасения привилегированного меньшинства», – сообщила спустя год на суде любовница Скеттино, молдаванка Домника.

Призвав пассажиров оставаться в каютах, красавец неаполитанец сменил капитанскую форму на обычный костюм, повёл своих друзей в спасательную шлюпку и в таком ВИП-составе отбыл с тонувшего лайнера.

Руководить эвакуацией взялся штурман Симон Канесс, но через 15 минут и он вместе со своим помощником покинул лайнер в шлюпке. Лишь спустя час после столкновения с рифом раздался сигнал общей тревоги – семь коротких гудков и один длинный. По нему, согласно инструкции, все пассажиры должны надеть спасательные жилеты и пройти на пункты сбора на шлюпочной палубе.

Но на «Коста Конкордии» никакого предварительного инструктажа для пассажиров не было! Поэтому многих сирена ввела в заблуждение. В темноте и панике бегая по накренившемуся лайнеру, люди ломали ноги и руки, на шлюпочной палубе возникла смертельная давка. Больше 4 тысяч человек – дети, женщины, старики, мужчины и экипаж – дрались за место в шлюпках. Члены команды выхватывали у женщин оранжевые жилеты, предназначенные для пассажиров, надевали их, первыми занимали места, ногами отпихивая стариков.

Вот что вспоминают русские пассажиры: «В нашей шлюпке уже явный перегруз, думаю, не меньше ста пятидесяти человек набилось. Шлюпка отодвинулась на несколько метров от борта и стала опускаться вниз. Но поскольку был крен, она со всего размаху ударилась о борт и давай раскачиваться!»

«Невменяемый в шлюпке был рулевой. То полный ход вперёд, то полный ход назад, чуть обратно в эту «Конкордию» не долбанулись. Все кричали, визжали. Начинаем причаливать к берегу, нам кидают верёвку, а он врубает полный задний ход, и мы опять отплываем в море».

Как потом установило следствие, все русскоговорящие пассажиры, в отличие от паниковавших французов и итальянцев, вели себя мужественно. Некоторые наши мужики сами бросались на помощь: «Тут очень много стариков выбежало – японцы, немцы. А филиппинцы их в шлюпки не пускают – команды не было. Ну, мы с питерцами немножко газанули – дали подзатыльника этому бедуину, расчехлили лодку, и давай людей в неё запускать», – рассказывает И. Николаенко.

Другой наш соотечественник, Александр Хороших, спас с борта тонущей «Коста Конкордии» восемь немецких детей, чьи законопослушные родители ждали команды «надеть жилеты» и не предпринимали никаких действий. Когда супруги Хороших вместе с немецкими детьми устремились на незатопленную палубу, дорогу им преградила филиппинская команда. Александр, как он сам говорит, «прибегнул к старому русскому методу»: «Сказал им: «В лоб врежу!»

Спасая детей, россиянин сорвался с палубы и улетел в море. Перелом ребра, ушиб грудной клетки, отнялись ноги, на берег его вытащили итальянские рыбаки.

Последних оставшихся в живых пассажиров эвакуировали с лайнера уже под утро катера береговой охраны. Но 32 человека спасти не удалось. Среди них старики, женщины, один ребёнок, два официанта, два музыканта и стюард. Большинство погибших водолазы нашли спустя несколько дней в затопленной части судна. Вода настигала людей на лестницах, в коридорах, ресторанах, каютах.

Всех выживших пасажиров приняли жители острова Джильо. Расселили в своих домах, в церкви, школе и здании муниципалитета, приносили пострадавшим чай, одеяла, тёплую одежду, медикаменты. Утром эвакуированных стали забирать с острова на паромах. 108 россиян спустя четыре дня вернулись на Родину. Как сообщили наши соотечественники, туристическая компания «Коста Крочере» лишь частично покрыла им расходы на авиаперелёт.

Суд да дело

Почему судно подошло так близко к берегу, почему за четыре часа так и не был включён сигнал бедствия? Эти вопросы в первую очередь интересовали следователей. Капитан Франческо Скеттино и его первый помощник Чиро Амброизио обвинялись в причинении смерти по неосторожности, халатности, нарушении правил судоходства, оставлении в опасности более 300 человек.

Скеттино обвинения отрицал, утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом перекладывал на рулевого, а своё бегство объяснял так: «Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок».

Скеттино приговорили к 16 годам лишения свободы. Также виновными признаны ещё 5 членов экипажа, но они отделались условными сроками. Судоходную компанию «Коста Крочере» оштрафовали на миллион евро, а аварийную «Коста Конкордию» отбуксировали в Геную, к месту утилизации.

Журналисты до сих пор пытаются разобраться в причинах крушения лайнера. Говорят, на нём перевозили тонны наркотиков, и капитан, будучи членом наркомафии, не подавал сигнал бедствия, боясь разоблачения.

Использование дешёвой рабочей силы на корабле, коррупция в европейском круизном совете, безалаберность членов экипажа – всё это, несомненно, также можно назвать причинами трагедии. Но в случае с «Коста Конкордией» бесспорно одно: капитаном на судне был человек, очаровывавший пассажиров своим внешним видом, но абсолютно непригодный профессионально. 16 лет в итальянской тюрьме для него, по мнению специалистов, это насмешка над европейским правосудием.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №28, июль 2019 года