Чем недовольны дети
25.07.2019 15:20
Чем недовольны детиЮность прекрасна, и считается, что любой взрослый хотел бы её вернуть. Это неверно. Взрослый человек хочет вернуть силу и бодрость, вкус жизни, а вот интеллектуальный уровень времён своего детства – вряд ли. Кому охота превращаться в юного дебила? Проблема, казалось бы, надуманная, омоложение невозможно. Но это для отдельного человека, а вот народы нередко впадают в детство. И такой откат оказывается не столько весёлым, сколько страшным, кровавым.

Злопамятный народ

Россия – страна серьёзная, и, даже впадая в безумие, она не отдавала себя в руки детишек. А вот некоторые азиатские народы прошли и через это. Например, Камбоджа (Кампучия), где в семидесятые годы детишки поменялись ролями с взрослыми. Вот только они не ставили родителей в угол, а расстреливали их, проламывали головы мотыгами, скармливали крокодилам. Хочется верить, что у нас такое невозможно. Хотя в последнее время, когда наблюдаешь за политически активными подростками, которых дёргают за ниточки взрослые кукловоды, трудно не беспокоиться.

…Что такое Камбоджа сейчас? Маленькая жаркая страна, которую постепенно осваивают наши туристы. Улыбчивые люди. Тёплое море. Знаменитые храмы. Солнце. Дешевизна. Камбоджу называют «страной одного доллара», поскольку именно эту цену просят за большинство услуг. Анджелина Джоли играла в здешних руинах расхитительницу гробниц, а потом усыновила местного сиротку.

Но когда-то камбоджийская земля была более суровой. Здесь десятилетия тянулась гражданская война, и однажды к власти пришло коммунистическое движение «красных кхмеров» во главе с Пол Потом. Пришло и накрыло страну информационной завесой. Почти четыре года мир ничего не знал о Камбодже. А когда занавес поднялся, публика увидела гору скелетов и черепов.

Как так-то? А дело в истории и географии. Основной народ, населяющий маленькую страну, – кхмеры. Тысячу лет назад это был великий народ. Он построил невероятные для своего времени здания и подчинил себе соседние территории, на которых сейчас расположены Вьетнам, Таиланд и Лаос. Потом государство кхмеров пришло в упадок, покорённые народы отделились и обгрызли территории бывшего господина. Позднее почти все они стали Индокитаем – колонией Франции.

После Второй мировой население Индокитая начало бороться за независимость и получило её, разделившись на несколько народов, из которых кхмеры оказались самыми маленькими и слабыми. Но амбиции и память о былом величии у них сохранялись!

Будьте готовы, ваше высочество!

Ещё будучи французской колонией, Камбоджа считалась королевством. А независимости она добилась при короле Нородоме Сиануке. Причём королём Сианук стал в 1941 году, во время японской оккупации, а в 1955-м, вскоре после получения страной независимости, отрёкся от престола, превратился из короля в принца. Поскольку ему хотелось стать премьер-министром, а по конституции король не мог возглавлять правительство.

Это вообще необычный правитель. Увлекался социалистическими идеями – такое тогда было модно во всём мире, а тем более на Востоке с его бедным населением. Ребёнком, в тридцатые годы, родители посылали принца в СССР, где он отдыхал в Артеке и даже был принят в пионеры.

Первые экономические эксперименты в Камбодже начал именно Сианук, объявивший курс на построение «буддийского социализма». Он был в Камбодже всем – главой государства, правительства, правящей партии, молодёжного и профсоюзного движений, редактором ведущих газет и журналов… И даже кино снимал.

При этом независимость стране обходилась дорого. Государственный бюджет был дефицитным. Две трети расходов шли только на армию. Полусоциалистическому правительству требовалось подкармливать бедняков, дотировать буддийские монастыри, строить дороги. Концы с концами сводились благодаря поддержке США. Однако Штаты, давая деньги, пытались давить на принца, встраивая его в свою политическую линию. Но когда начался конфликт между Северным коммунистическим Вьетнамом и Южным, который поддерживала Америка, Камбоджа негласно поддержала северян.

Во-первых, с Южным Вьетнамом у кхмеров имелись территориальные разногласия, ведь на вьетнамских землях жило около полутора миллионов кхмеров. Камбоджа считала эти территории оккупированными. Во-вторых, коммунистические вьетнамцы, воевавшие с Америкой и Югом, снабжали свой фронт через Камбоджу, по Тропе Хо Ши Мина. И хорошо платили за проход по этому пути. США требовали маршрут перекрыть, а когда Сианук отказался, против него организовали несколько попыток переворота.

В результате принц отказался от американской помощи и окончательно качнулся влево, в сторону СССР.

Беда заключалась в том, что американской финансовой помощи замены не нашлось. А эта помощь шла в основном на содержание армии.

Голодная камбоджийская армия взбунтовалась, проамериканский генерал Лон Нол в 1970-м сверг Сианука и объявил Камбоджу республикой.

Джинн в бутылке

Хотя переворот внешне был демократическим, отменившим монархию, народ его, в общем, не поддержал. Крестьянские массы считали Сианука по восточной традиции не просто властителем, а богом. Против бога идти нельзя! Да и сновавшие по Тропе Хо Ши Мина вьетнамцы покупали у камбоджийских крестьян рис по очень выгодным ценам, в то время как генерал Лон Нол отбирал его чуть ли не даром.

Но сами по себе крестьяне не оказали бы сопротивление новому режиму. Для гражданской войны нужна организация. И она нашлась. Ей оказалась коммунистическая партия Камбоджи, так называемые «красные кхмеры». Они много лет жили в джунглях, скрываясь от того же Сианука, который их преследовал.

Глава «красных кхмеров» Салот Сар давно хотел захватить власть и ждал момента. Он со своими соратниками томился много лет. Коммунистический Вьетнам подкармливал их организацию, но слабо. Держа как бы про запас. Люди годами сидели в маленьком лагере в джунглях. Такая варка в собственном соку душевному здоровью не способствует. Оторванные от мира, вооружённые автоматами и томиками Маркса-Ленина, бойцы превращались в секту.

А когда новая камбоджийская власть заняла антикоммунистическую позицию, Вьетнам тут же оживил законсервированную организацию «красных кхмеров», влил в них деньги, снабдил оружием и благословил на войну, которая продолжалась пять лет и закончилась победой Салота Сара и его ребят.

Принц Сианук «переобулся в воздухе», номинально возглавил это движение, хотя настоящей власти над боевиками у него не было.

Вы все – предатели

Салот Сар и его ближайшие помощники были людьми грамотными. Все получили хорошее образование во Франции. Там же познакомились с марксизмом и вступили во французскую компартию. Организацию они создали надёжную и законспирированную. Деньги брали у вьетнамцев и даже у китайцев, но при этом спонсоры не знали настоящих имён тех, кого поддерживали. И даже захватив власть, верхушка «красных кхмеров» оставалась засекреченной, народ не знал их имён и лиц. Назывались они просто «братьями». А для отличия были пронумерованы. Брат №1, Брат №2, №3 и так далее, в зависимости от места в партийной иерархии.

Братом №1 был как раз Салот Сар. Другой его псевдоним – Пол Пот – гораздо известнее.

Пол Пот родился в зажиточной крестьянской семье, а поскольку его двоюродные сёстры входили в гарем короля, у крестьянского сына открылся путь к образованию и карьере. Как перспективного юношу его послали учиться в Парижский университет, но работать по специальности он не захотел. Захотел быть революционером. И стал им.

…Когда в апреле 1975 года «красные кхмеры» вошли в столицу Камбоджи Пномпень, население страшно радовалось. Революционеров забрасывали цветами, народ танцевал. Верхушка армии и правительства бежала, но солдаты и офицеры добровольно перешли на сторону повстанцев. Все считали, что настал конец гражданской войне. Военные были очень злы на американцев, которые втянули их в противостояние, а потом не оказали достаточной поддержки. По сути, бросили. Так что лояльность населения к «красным кхмерам» была чуть ли не стопроцентной.

Однако революционеры этих настроений не разделяли. Выглядели они странно, похожи на сектантов. Мрачные, на приветствия отвечают сквозь зубы. Треть из них невероятно молоды. Многим явно нет и семнадцати лет. Попадаются и настоящие дети – лет двенадцати, но все вооружены и агрессивны.

Как выяснилось позже, эта крестьянская молодёжь, несколько лет проведшая в джунглях, голодавшая, попадавшая под американские бомбёжки, подрывавшаяся на минах, считала всех горожан предателями.
Партия «красных кхмеров» объявила, что всё население теперь делится на три части.

Старые люди – это крестьяне и воевавшие партизаны, они хорошие.

Люди 17 апреля – жители городов, не принимавшие участия в борьбе, а значит, сотрудничавшие с антинародной властью и американцами. Их следовало проверять на предмет предательства и перевоспитывать.

Ну и старая интеллигенция, офицеры – эти уже почти наверняка враги, подлежащие тщательной проверке и, возможно, уничтожению.

Между прочим, едва не расстреляли персонал советского посольства. Даже к стенке ставили и целились. Но, попугав, просто вывезли к таиландской границе вместе с дипломатами других посольств.

Через день началась массовая эвакуация горожан в сельскую местность. Новая власть считала города на данный момент ненужными паразитическими образованиями, которые страна, разрушенная гражданской войной, содержать не может.

1975 год объявили нулевым, с него начиналась новая жизнь. Страшно интересная.

Деревня дураков

Камбоджа была страной нищей, почти без промышленности. Лишь текстильные фабрики и производство каучука. А главным продуктом, кормившим население и шедшим на экспорт, был рис. Лучший в мире.

И вот Брат №1 вместе с другими братьями, среди которых были и доктора наук, решили начать восстановление экономики с сельского хозяйства. Всех горожан превратить в крестьян, поднять с их помощью урожайность, продать выращенное за границу, а на эти деньги начать индустриализацию. Совершить «большой скачок» по примеру Советского Союза и Китая.

Перед выселением из городов новая власть приказала всем торговцам снизить цены в 100 раз под страхом смерти. Естественно, население подчистую выгребло дармовые товары. После этого магазины и рынки были закрыты «навсегда». А деньги объявлены недействительными. Центральный банк взорвали, то, что от него осталось, отдали под свинарник.

Личную собственность, кстати, тоже отменили, кроме самых мелких вещей. Зубную щётку иметь можно. Велосипед – нет.

Под угрозой казни запрещены охота и даже индивидуальный сбор грибов. Потому что всё народное. А хочешь есть – работай в поле!

Горожан погнали в деревни. Там влили в кооперативы – колхозы, разделили на бригады, а бригады на семьи. Причём настоящие семьи часто разъединяли и составляли новые по выбору начальства. Детей отбирали и отправляли в особые группы, которые возглавляли партийные воспитательницы. Всё ради того, чтобы максимально раздробить и перемешать людскую массу, а потом лепить из этого теста то, что нужно. Костюмы приказано сдать. Вместо них выдавалась одинаковая форма – фуражка, чёрные мешковатые штаны и роба, широкий клетчатый шарф и сандалии. Эта одёжка сильно смахивала на ту, что носили клоуны в наших юмористических скетчах про Деревню дураков.

Работали в рисовых кооперативах по 12–15 часов, причём во время отдыха не полагалось отлёживаться. Надо было выполнять какую-нибудь «лёгкую» работу, вроде плетения корзин. Или слушать политинформацию. Вознаграждением за труд была еда – 200 граммов риса в день. То есть примерно 700 килокалорий. В нашем климате такой порции недостаточно даже для бездельника. Но в Камбодже тепло.

И весь этот ад проходил под аккомпанемент поучений о пользе труда. Вот, например, что говорил Пол Пот в одной из радиопередач:
– Вы симулируете болезнь, чтобы побольше спать; у вас всего лишь судорога в ноге, но вы кричите, что сломали лодыжку. Когда у вас лёгкая болезнь, вы утверждаете, что серьёзно больны. Товарищ, сохранять вас – не приобретение, избавиться от вас – не потеря!

Дрожи, буржуй

Избавлялись от неправильных товарищей изобретательно. Тем более что народные патроны следовало экономить.

Провинившимся проламывали головы мотыгами, перерезали горло острыми листьями пальмы, подкладывали рядами под бульдозер, скармливали крокодилам. Хотя последнее – не очень рационально. Трупы всё же должны удобрять почву, повышать урожай.

Надсмотрщиками и палачами часто выступали несовершеннолетние. Детишки быстро впитывали идеологию и не сентиментальничали. А родители-крестьяне с радостью отдавали потомство «красным кхмерам». Кормить ребёнка тяжело, а работниками малолетки были ещё неважными.

Считается, что за время правления Пол Пота семимиллионное население Камбоджи уменьшилось на полтора миллиона человек. Большую часть убили не пытки и мотыги, а голод, истощение, эпидемии.

Власть «красных кхмеров» рухнула через четыре года. Всё это время нарастало напряжение между ними и вьетнамцами, вспыхивали пограничные конфликты. Последний разгорелся, когда на спорных территориях между Камбоджей и Вьетнамом обнаружили нефть. Кхмеры попытались захватить нефтяные земли, рассчитывая на поддержку Китая, но китайцы всерьёз помогать не стали, зато мощная вьетнамская армия заняла камбоджийскую столицу за две недели и установила новое правительство.

Что интересно, большая часть стран мира не признала это провьетнамское правительство. И двадцать лет в ООН интересы Камбоджи представляли «красные кхмеры» во главе с вездесущим Сиануком. Который в конце концов вернулся на трон.

Пол Пот долго скрывался в джунглях, контролировал крупные сельские районы и в конце концов умер своей смертью. Местные крестьяне его могиле поклоняются. Им вообще нравилось, как покойный обращался с городскими бездельниками.

А современные камбоджийские горожане относятся к прошлому спокойно. В музее, посвящённом репрессиям, висела карта страны, собранная из черепов убитых. Недавно её решили убрать из экспозиции. Чтобы не отпугивать туристов.

Пол Пот давно издох, но желание использовать подростков в политической борьбе не исчезло. И сегодня на митингах во многих европейских городах, включая Москву, можно видеть сопливых детей, страшно недовольных действиями правительства. Кто стоит за ними? Братья №1, 2, 3…

Новые Пол Поты хорошо усвоили уроки своего учителя.

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №29, июль 2019 года