Миша с Машей навсегда
01.08.2019 00:00
Миша с МашейУ режиссёра Олега Кузовкова нет ни режиссёрского, ни художественного образования. Зато за плечами школа великого мультипликатора Татарского и работа на студии анимации в США. А то, что дипломы по стенам не развешаны, так это дело несущественное. Существенное дело – это когда дети всей страны вместе с родителями прилипают к экрану телевизора, чтобы увидеть новую серию «Маши и Медведя». И ещё неизвестно, кто получает большее удовольствие и кто громче хохочет, слыша, как пигалица в розовом сарафанчике по-деловому произносит фразу: «Давненько не брала я в руки шашки».

Что бы такого сделать плохого?

Лето 1996 года отдыхающие на одном из ялтинских пляжей запомнили надолго, поскольку были в буквальном смысле истерзаны маленькой бандиткой лет пяти. Девочка ежедневно возвещала о своём появлении весёлым смехом, и весь пляж бросался принимать меры предосторожности. Кто-то, к примеру, успевал уплыть за буйки, кто-то пытался зарыться в черноморскую гальку. А бандитка с розовыми щеками и зелёными глазищами носилась как угорелая, успевала за день без приглашения разделить трапезу со всеми присутствующими на пляже, устроить кавардак в чужих вещах, отобрать игрушки у детей и, порядком притомившись, заснуть на маминых руках, пообещав всем, что завтра снова вернётся.

Непосредственным участником этих событий оказался Олег Кузовков. «Бандитка» была дочкой его старых знакомых. И когда Олег наблюдал, как взрослые дяди и тёти пытаются спрятаться от этого бесёнка, у него родилась идея мультика про Машу и Медведя. Тут же, в Ялте, он сделал несколько сотен набросков и придумал столько же сюжетов. И… положил их на «полочку» в голове, потому что в то время не только отечественная мультипликация – вся страна находилась в кризисе.

За последующие десять с лишним лет Олег Кузовков успел сделать многое. Выпускник геолого-разведывательного института понял, что не сможет продолжить семейную династию геологов Кузовковых, – с детства его тянуло что-то калякать на бумаге, рисовать шаржи и карикатуры. Повинуясь зову души, Олег рискнул пойти к самому Александру Михайловичу Татарскому, который набирал курс аниматоров для своей ныне знаменитой студии «Пилот». Всем пришедшим давали задание нарисовать что-то на определённую тему. Татарский ходил между рядами и посматривал на то, кто и как рисует. Остановившись рядом с Кузовковым, долго смотрел на художества потенциального студента и сказал: «Слушай, ты же совершенно не умеешь рисовать». Кузовков и не думал отпираться.

И всё же Олега приняли. Для своей студии маэстро отечественной мультипликации искал именно таких ребят: с незамыленным глазом, со своим видением рисунка и художественной перспективы.

«До чего ж я хороша!»

Пилотная серия мультсериала «Маша и Медведь» под логичным названием «Первая встреча» появилась в 2009 году. Прослышав о том, что российские аниматоры нарисовали мультик в трёхмерном компьютерном формате, многие морщились: «Да ну, ведь у нас не умеют этого делать, зачем берутся?» А вот те, кто случайно посмотрел «Первую встречу», моментально влюбились в симпатичных героев. И не только в главных, но и во второстепенных – в Зайца со странным выражением морды, кокетливую и ветреную Медведицу, Волков – фельдшеров «скорой помощи», ёжиков, белочек, обитателей Машиного двора. Во всех! Потому что в проект «Маша и Медведь» создатели вложили душу.
А ещё, как это часто бывает, эту радость нам подарило счастливое стечение обстоятельств.

Итак, в 2007 году Олег Кузовков вернулся к мысли создать сериал, который был придуман на пляже в Ялте. Поначалу к этой идее нужные люди не отнеслись с большим энтузиазмом, да и Олег не думал, что сможет вот прямо так сразу воплотить свои замыслы в жизнь – он всего лишь сделал несколько робких попыток. Но иногда попадается на твоём пути человек, который ни с того ни с сего решает помочь.

Попался он и Кузовкову. Потом нашлись инвесторы. И они тоже оказались умными, порядочными людьми, которые не хотели, как это обычно у нас бывает, вложив деньги сегодня, получить их вчера. И пошла работа.

Сегодня студия «Анимаккорд», художественный руководитель которой тот же Олег Кузовков, – это мощная структура с прекрасным техническим оснащением. Здесь работают не просто профессионалы, которых, кстати, днём с огнём не сыщешь, а коллектив единомышленников, сплочённый общей идеей и любовью к своему делу. И это очень хорошо чувствуется в каждой серии мультика, где современные технологии сочетаются с традициями советской мультипликации. В итоге получается прекрасный результат.

Сериал «Маша и Медведь» стал популярным – сотрудники «Анимаккорда» поняли это, когда помимо их воли по стране стала распространяться так называемая вирусная реклама. Есть такой забавный термин в современном мире интернета. Это аналог «сарафанного радио», когда один пользователь сети передаёт другому информацию и ссылки на что-нибудь интересное, тот, в свою очередь, кому-то ещё, и так далее. Когда в программе «Спокойной ночи, малыши» показали первую серию «Маши и Медведя», в интернете было зафиксировано три миллиона обращений, содержавших название мультика. То есть люди искали продолжение.

Команда аниматоров, а это без малого сорок человек, ликовала.

Кузовков радовался тихо, помня о том, что ничто не вечно под луной. Он вообще человек сдержанный, не любит шумиху вокруг своей персоны, с большим трудом соглашается на интервью. Потому что считает, что говорить особо не о чем. Вот выйдет новая серия – смотрите и оценивайте. Олег Кузовков, конечно, личность неординарная, говорят, что Мишка чем-то напоминает своего автора манерами и жестами. Сам Олег утверждает: он столько раз показывал аниматорам, как должен двигаться медведь в кадре, что поневоле перенял его походку и движения.

Команда, без которой нам не жить

Деревенская девочка Маша и циркач на пенсии Мишка – это собирательные образы ребёнка и как бы «воскресного папы». Конечно, эти два героя – полные противоположности друг другу. И если Маша – заводной пострелёнок с очень занимательными речевыми оборотами, то степенный Медведь изъясняется исключительно междометиями. И неизвестно, кому сложнее: Алине Кукушкиной, которая озвучивает Машу, или Борису Кутневичу – Медведю.
Алине было всего шесть лет, когда её в 2009 году заметили на кастинге. Она была самой тихой и неприметной на фоне шумных сверстниц, которые очень хотели озвучивать Машу. Но случился перевёртыш: самых бойких «переклинивало», как только их приглашали к микрофону. Алина же, напротив, из тихони превратилась в самую настоящую Машу.

Эту девочку все очень полюбили за разумность и доброту. Между собой они называют её «наше чадушко». Вот только беда – растёт это чадушко не по дням, а по часам. И начинает «басить», как выражается режиссёр Кузовков. Так что, к огромному сожалению, Алину Кукушкину в ближайшее время придётся заменить другой девочкой. А сделать это будет очень сложно, потому что Алина исключительно талантлива. У неё от природы удивительная интонационная органичность, прекрасный слух (она сама поёт все песенки Маши) и заразительный смех, который сразу поднимает настроение. Но пока Алина – звезда, на её страничке в соцсети нет отбоя от желающих стать другом «Маши». Воспитанная девочка всегда и всех за это благодарит, но честно предупреждает, что она просто не в состоянии отвечать такому количеству народа.

Что же касается Бориса Кутневича, то он – профессиональный артист с большим опытом работы. Однако попадание в образ Мишки далось ему с трудом, что неудивительно, ведь сделать выразительным бессловесный персонаж – дело очень трудное. Но Борис Кутневич блестяще с ним справился.

Слова в сериале заменяет музыка композитора и гитариста Василия Богатырёва, который долгое время работал со многими звёздами отечественной эстрады, включая Софию Ротару. Мелодии Богатырёва тоже относят зрителя к самобытным традициям нашей мультипликации, когда музыка – это не фон, а действующий персонаж. Брат Василия – замечательный клоун, один из основоположников одесской школы клоунады, который выступал даже в Цирке дю Солей. Видимо, от брата Василий перенял способность моментально подхватывать всё смешное и переводить это на язык нот.

Вообще вокруг «Маши и Медведя» и Олега Кузовкова собрались люди особенные и харизматичные. Например, Вадим Жук, ставший при жизни легендой. Этот петербургский актёр, сценарист, поэт и писатель, который прославился своими текстами для знаменитых питерских театральных капустников, пишет слова Машиных песен.

В сериале засветился даже сам Эдуард Васильевич Назаров – знаменитый мультипликатор, который продолжает дело, увы, ушедшего из жизни Александра Татарского. Сегодня Назаров возглавляет студию «Пилот», а в «Маше и Медведе» он «сыграл» роль Деда Мороза.

История прихода на проект классика современной российской анимации Олега Ужинова вообще весьма забавна. Он появился после того, как образ Маши окончательно сложился и она стала такой, какой мы её сегодня видим. А надо сказать, что по первоначальному замыслу Кузовков хотел показать зрителю не столь обаятельный персонаж. Маша задумывалась как «смесь поросёнка и лягушонка». Но тут на режиссёра насели продюсеры: «Ты что, кто ж такую полюбит?» Олег не устоял под натиском, и начался процесс «осимпатичивания» Маши: появились огромные зелёные глаза и общая миловидность.

И вот когда образ Маши был утверждён, Олега стали спрашивать, не боится ли он обвинений в плагиате? Оказывается, в 2006 году Олег Ужинов сделал мультфильм «Жихарка», где девчушка, похожая на Машу и внешне, и по характеру, мучает бедную Лису. Кузовков «Жихарку» посмотрел, и чтобы пресечь дальнейшие разговоры о плагиате, взял и пригласил Ужинова работать над «Машей и Медведем». И не ошибся. Именно Олег Ужинов придумал, как оживить трёхмерную графику, как сделать, чтобы персонажи в кадре были не приглаженными, а как бы немного «взъерошенными», настоящими.

Ещё много замечательных людей работает в «Анимаккорде»: Ольга Баулина, Марат Кедров, Алексей Михалко, Алексей Борзых, Елена Чернова и другие, которые горят на работе и хотят сделать всё от них зависящее, чтобы проект жил долго и чтобы каждый эпизод оказался интересным.

Кузовкову нравится его команда, но есть одна проблема: художники так хотят, чтобы всё было идеально, что на любую мелочь тратят уйму времени. Например, на то, чтобы распушить волокна на верёвке, которая служит Маше леской на рыбалке. Или на то, чтобы как можно ловчее пустить по глади реки следы от водомерок. И это всё бы хорошо, только вот производственные сроки не позволяют развернуться. Даже в простых, на первый взгляд, сюжетах, где за основу взяты клоунские гэги, создатели столкнулись с неожиданной сложностью: предсказуемое поведение Маши заставляет придумывать ей непредсказуемые выходки. Пока получается.

«А от меня ведь не уйдёшь!»

После того как сериал «Маша и Медведь» завоевал огромную популярность, в студию «Анимаккорд» рекой потекли письма. В большинстве своём – с благодарностью за мультфильм. Но режиссёр и представить не мог, насколько изощрённой может быть фантазия некоторых зрителей. Особенно потрясло Кузовкова письмо, автор которого отметил, что на следующий день после показа серии «Раз, два, три, ёлочка, гори!», где Маша, играя, перевела железнодорожную стрелку и Дед Мороз заехал в тупик, произошло крушение «Невского экспресса». Автор вопрошал: «И как после этого режиссёр может спать спокойно?» Ну что тут ответить?

Большие глазищи Маши тоже не оставили равнодушными странных людей, которые участливо спрашивали: «Не больна ли Машенька, нет ли у неё базедовой болезни?»

А в прототипах Маши, оказывается, ходит полстраны. Мамы присылают на студию фотографии своих дочерей, многие из которых действительно похожи на Машу, и спрашивают каждый раз, не с их ли девочки рисовалась главная героиня мультфильма?

Особенно удивительным стал тот факт, что социологические опросы показали: после детей сериал больше всего любят 45-летние мужчины. Олега Кузовкова этот факт неожиданно огорчил. Он считает, что мужчины такого возраста по вечерам должны не «Спокойной ночи, малыши» смотреть, а совсем другим делом заниматься.

Но вот тут можно и поспорить. Кузовков, которому самому за сорок, вложил в детские уста своего анимационного персонажа тексты, которые могут в полной степени оценить люди как раз среднего поколения. Ведь совершенно очевидно, что сегодняшние дети не знают, откуда всё это: «На границе тучи ходят хмуро», «Эй, вратарь, готовься к бою», «А я иду, шагаю по Луне», «Эх, прокачу!» Ребятня воспринимает эти фразы просто как забавные слова Маши, а вот папы, мамы, бабушки и дедушки понимают, что цитаты оттуда, из советского прошлого. А это – большая разница.

Но несмотря на огромный зрительский интерес к проекту, над ним всё время висит проклятый финансовый вопрос: когда выйдет следующая серия, хватит ли ещё терпения у инвестора, который пока не получает никакой прибыли? Вложит ли он дополнительные средства на дальнейшее, очень затратное производство?

Да, с 2009 года студия пытается заработать на бренде «Маша и Медведь»: выпускаются дивиди-диски, разработаны обучающие игры с этими персонажами, учебные пособия, проданы права на эксплуатацию ростовых кукол с героями мультфильма, которые используются в детских театрализованных представлениях. Но все эти попытки приносят лишь копейки, потому что пиратский рынок, с которым практически невозможно бороться в нашей стране, съедает больше 90 процентов тех доходов, которые могли бы получить авторы.

Доходит до смешного, но от этого хочется плакать. Новую серию по традиции показывают в «Спокойной ночи, малыши». Россия – страна огромная. Первыми видят новый мультик детишки Дальнего Востока, потом идут Сибирь, Урал и так далее. И пока серия доходит до Москвы, она уже выложена в интернете до эфира, а на дальневосточных рынках продаются нелицензионные диски. И что с этим делать? «Пираты» работают настолько оперативно, что за ними не поспеть.

В 2010 году произошёл вопиющий случай, когда один калужский предприниматель, не имея на это никаких прав, сделал ростовые куклы Маши и Медведя для своего шоу. Студия «Анимаккорд» подала в суд по статье «Нарушение авторских и смежных прав». Суд признал предпринимателя виновным и приговорил его к лишению свободы на два года условно и к штрафу в 50 тысяч рублей! Ну ведь действительно смешно. Думается, если бы тюремные сроки в нашем законодательстве за подобные правонарушения были прописаны не условные, а реальные, а штрафы исчислялись миллионами, может, тогда кое-кто и призадумался бы лишний раз: воровать или не воровать.

Но режиссёры и художники продолжают делать своё дело. И если поначалу на одну серию усилиями одного творческого цеха уходило пять месяцев работы, то сегодня в «Анимаккорде» есть уже четыре цеха, а это значит, что новые серии «Маши и Медведя» будут появляться чаще, и это очень радует. Возможно, создатели когда-нибудь замахнутся и на «полный метр».

Хочется пожелать этому доброму, трогательному, умному фильму долгой счастливой жизни. Здорово, что у нас появились такие замечательные мультипликационные сериалы, как «Маша и Медведь» и «Смешарики», которые тоже заслуживают отдельного рассказа. Значит, не всё так плохо, значит, жизнь налаживается.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №7, февраль 2012 года