«Теплоход тонет!»
15.08.2019 00:00
Теплоход тонетСолнечный летний день 10 июля 2011 года. Круизный теплоход «Булгария» неспешно движется по Волге из древнего города-музея Булгар в Казань. Недорогой, популярный маршрут выходного дня. На борту – 201 пассажир. В основном семьи с детьми.

Лучшие работники казанского санатория «Ливадия» получили в подарок от предприятия эту поездку как награду за добросовестный труд. 38 семей сотрудников завода, поставлявшего строительные материалы на универсиаду, также были премированы путёвками. Многие поехали отпраздновать на воде дни рождения, юбилеи, семейные торжества. Мамы с детишками, беременные женщины, работяги-папы, пенсионеры, копившие деньги на отдых.

В живых осталось меньше половины. Судно утянуло с собой на волжское дно 122 человека, среди которых 28 детей. В считаные минуты «Булгария» затонула в Куйбышевском водохранилище, в трёх километрах от берега.

Сиринэ Шарапову семейной путевкой на «Булгарию» поощрил родной завод. В путешествие она отправилась вместе с 11-летней дочкой Камиллой и мужем Ниязом. Все трое – спортивные, смелые, активные. «Даже если что-нибудь случится, выплывем», – смеялась Сиринэ перед отходом корабля.

Когда судно начало тонуть, семья находилась в каюте. Муж Нияз схватил дочь за руку, но огромная волна сбила его с ног. Свет в каюте погас, в полной темноте отец искал жену и ребёнка, но вскоре потерял сознание. Очнулся уже на берегу, в окружении тех, кому удалось спастись. Жену и дочку увидел в первой группе погибших, доставленных на берег.

Молодожёны Евгений и Лейсан Терёщины отправились в свадебное путешествие на «Булгарии» вместе с друзьями. Влюблённые ждали пополнения в семье, подбирали имя сыну, любуясь Волгой. Когда теплоход сильно накренился, схватились за руки, побежали по колено в воде по коридору наверх. Вдруг их накрыло водой. «Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её», – вспоминает Женя. Он бросился за женой в темноту, вытолкнул на поверхность ребёнка, снова нырнул, схватил кого-то. Может, Лейсан? На парня в испуге смотрела спасённая им пожилая женщина. Юноша нырял в подводную могилу несколько раз, но жену и не родившегося сына спасти не смог.

Сёстры-близнецы Людмила Сабирова и Татьяна Кочнева поездку на теплоходе получили в подарок на 55-летний юбилей от сыновей. Людмила взяла с собой на отдых пятилетних внуков-двойняшек – Даниила и Никиту. Утонули все четверо. Пластилиновая бабушка Люда, которую сделал маленький Никита незадолго до гибели, так и стоит дома на полочке в квартире его родителей.

Кириллу Чернову это путешествие на пятилетие подарили мама с папой, малыш за неделю стал собирать вещи и игрушки в дорогу, поехал вместе с бабушкой Наташей и дедушкой Колей. «Я пытался спасти его. Я нырял, нырял, но теплоход уходил всё ниже и ниже», – плача, рассказывал потом Николай Чернов. Ни жену, ни внука он спасти не смог.

«Я самый счастливый ребёнок на свете», – сказал перед посадкой на «Булгарию» своей маме Гульнаре 11-летний Руслан Назаров. Во время крушения они находились в музыкальной комнате вместе с другими детьми. Когда Гульнара услышала крики «Теплоход тонет!», схватила сына, побежала за спасательными жилетами. Но они оказались старые, без ремней, – совершенно бесполезные. Теплоход сильно накренился, дети полетели вниз – в открытую каюту. Кто-то открыл окно, вода захлестнула всё вокруг, Гульнара сильно ударилась головой, как выплыла – не помнит, а детей стремительным потоком снесло на два яруса вниз. Лишь спустя несколько дней водолазы нашли их в затопленном трюме, на глубине 20 метров.

У 75-летней Леры Гильмановой на «Булгарии» погибла вся семья – её единственный сын Рустем, сноха Людмила, внуки – четырнадцатилетняя Дианочка и девятилетний Артур. Сейчас бабушка навещает их на казанском кладбище Сухая Река. Жуткая ирония судьбы: на Сухой Реке – несколько семейных могил тех, кто утонул вместе с «Булгарией». На надгробных фотографиях – молодые счастливые люди. И дети.

«Плавучий утиль»

«На «Булгарии» нельзя было возить людей. Это судёнышко едва дышало. Оно дёргалось, то и дело останавливалось. Его ремонтировали на каждой остановке. Оно разваливалось. Кстати, людей всегда на это крайне опасное судно брали больше положенного. Заработать хотели! Люди спали на полу! Там масса нарушений была. Мы облегчённо вздыхали в конце рейсов!» – рассказывал спустя год после трагедии Артём Смирнов, работавший несколько лет аниматором на «Булгарии».

Его коллега Максим Веселовский вспоминает: «Из-за маленькой скорости эта развалюха проплывала некоторые остановки. Из-за этого сокращалось число экскурсий. Права пассажиров нарушались постоянно. А ведь многие пассажиры, пенсионеры и инвалиды, копили деньги на эти круизы!»

Путёвка на двухдневное путешествие – от Казани до Булгара и обратно – стоила от 1200 до 5000 рублей, в зависимости от комфортабельности кают. Именно невысокая цена для многих становилась решающей в выборе летнего отдыха. Экономили и не обращали внимания на то, что даже невооружённым глазом были видны десятки неисправностей и чудовищных нарушений техники безопасности.

Если посмотреть на фотографии теплохода за несколько месяцев до трагедии, видно, что судно сильно кренится на один бок. На борту в качестве питьевой пассажиры пили забортную воду. По всем правилам эксплуатации, «Булгария» должна была вмещать не больше 150 пассажиров (а не 201), да и срок годности этой посудины давно подошёл к концу. Однако Минтранс заявил, что теплоход прошёл проверку 15 июня 2011 года и был признан технически годным. «Хозяева этого плавучего утиля продавали билеты, заранее зная, что катастрофа реальна», – скажут потом эксперты.

Двухпалубное судно «Булгария» была построена в середине прошлого столетия. Конкретно – в 1955 году, на чехословацкой верфи. Тогда этот дизель-электроход был назван в честь союзной республики – «Украина». В 1986 году, как и 12 аналогичных судов, «Украина» использовалась в качестве плавучей гостиницы для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и строителей саркофага над аварийной станцией.

После окончания работ из-за сильного радиационного заражения большинство таких гостиниц было затоплено на месте их стоянки на Днепре. Но некоторые, «менее заражённые», вернули в эксплуатацию. В их числе была и «Украина», которую в 2001 году переименовали в «Булгарию» в честь древнего государства на территории современного Татарстана.

Плохая примета – переименовывать судно. С тех пор «Булгария» приобрела среди речников нехорошую славу, да и неприятности с ней происходили постоянно: то на мель сядет, то задержится в рейсе. Несколько лет не работали один из главных двигателей и осушительная система, возникали проблемы с радиооборудованием, отказывал насос, топливо команда носила вёдрами.

В 2007 году во время сильного шторма судно чуть не пошло ко дну, были затоплены нижние кубрики, лишь счастливая случайность помогла тогда «Булгарии» спастись. Но сколько можно ждать милости от судьбы? Предчувствуя трагедию или осознавая все риски, в день катастрофы, незадолго до отхода с пристани «Болгары», капитан теплохода Александр Островский позвонил субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной, требуя отменить рейс.

«Билеты проданы. Нужно плыть. Только после поездки дизель-электроход встанет на ремонт, а экипаж получит зарплату» – эти слова Инякиной Островский передал своей команде и был вынужден продолжить маршрут.

Три минуты

10 июля к обеду погода испортилась, начался дождь, поднялся ветер. Кто-то отдыхал в каютах, кто-то гулял по палубе, около 30 детей собрали в музыкальном салоне. «Аниматор велела построиться по цвету глаз – от самых светлых до самых тёмных. Дети вдруг растерялись. Оказалось, почти у всех глаза голубые, как на подбор», – вспоминает Наталья Макарова, мама 10-летней погибшей Юли.

Вдруг – сильный порыв ветра с левого борта. Трагическое стечение обстоятельств: именно в этот момент «Булгария» входила в левый поворот, а значит, приобрела дополнительный динамический крен на правый борт.

Оплошность команды или ещё одна трагическая случайность: иллюминаторы правого борта были открыты! Во время крена всего за одну минуту в отсеки судна поступило 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан лёг курсом «на ветер», но в результате крен лишь увеличился, количество поступающей в отсеки воды достигло 125 тонн в минуту. Главная палуба мгновенно оказалась под водой.

Всего за пять последующих секунд крен увеличился до 20 градусов, «Булгария» опрокинулась на правый борт и стала тонуть. Всё произошло в течение трёх минут! Не успели даже подать сигнал бедствия.

Люди в панике прыгали в воду – под работавшие винты. Многих в пучину затягивало тонувшее судно, ведь образовывалась воронка, выбраться из которой практически невозможно. «Вода подошла моментально, корабль накренило так, что меня чуть холодильником не придавило – он поехал прямо на меня, – вспоминает работница кухни Алёна Лебедева. – В другом отсеке женщину придавило мебелью. Её нашли погибшей. Я выплыла практически последней. На поверхности огляделась в поисках детей. Сына и доченьку увидела. А мужа не нашла. Он погиб».

Муж Алёны, Сергей, работал на судне боцманом, 17-летний сын Саша помогал отцу.

«На детском празднике все смеялись. Но вдруг пол дёрнулся и закачались стены. Рояль покатился в сторону детей. Все закричали», – вспоминает единственный ребёнок, выживший в музыкальной комнате, Динар Абдурахманов. Мальчика спасло то, что он стоял рядом с разбитым иллюминатором, сразу бросился в воду, не растерялся, отплыл на большое расстояние от воронки. А вот мама Динара, Рошания, утонула.

Выжившие говорят: чудо, что 79 человек спаслось в этой катастрофе. Они вспоминали, как вода всех утягивала в затопленные каюты, а сверху ещё падали другие люди. Победить смерть могли лишь сильные мужчины. Многие из них – члены экипажа, из 33 человек команды спаслось 23. А из 201 пассажира – только 50. Плюс шесть не зарегистрированных на судне «безбилетников».

Тела капитана «Булгарии», 55-летнего А. Островского, и его жены водолазы нашли на капитанском мостике.

Мимо уходившего под воду теплохода с людьми, мимо плотов с пассажирами, мимо тонувших детей и женщин прошли сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский-66». Их капитаны Юрий Тучин и Александр Егоров не помогли погибающим. Как оправдывался один из них на суде, «не могли задержаться в пути, потому что нужно было вовремя доставить груз к месту назначения».

И лишь капитан проходившего мимо круизного теплохода «Арабелла» Роман Лизалин отдал команду провести спасательные действия. Выживших пассажиров «Арабелла» взяла на борт.

А затем 16 дней продолжалась операция по подъёму «Булгарии» со дна Куйбышевского водохранилища и поиску тел погибших. Многие водолазы, которые проникли в игровую комнату с мёртвыми детьми, вернувшись на поверхность, долго не могли говорить.

Кто разрешил?

«Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, безалаберность, алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности. Как могло получиться, что компания работала без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов? Кто разрешил? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Где были Ростехнадзор, Ространснадзор?» – эти вопросы задавал, прибыв в Казань спустя четыре дня после трагедии, глава правительства Владимир Путин членам комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы.

Вскоре были названы основные причины крушения – сильный износ судна, перегруженность пассажирами, грубые нарушения в эксплуатации, недостаточная оснащённость спасательными средствами. Уголовные дела возбуждены, к реальным срокам приговорены пятеро виновных – директор ООО «АргоРечТур», субарендатор теплохода «Булгария» Светлана Инякина, эксперт Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», Яков Ивашов, начальник отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев, инспектор Ространснадзора Владислав Семёнов и выживший в катастрофе старпом капитана судна Рамиль Хаметов.

К 2018 году все осуждённые вышли на волю. Сначала сроки им скостила амнистия в связи с 70-летием Победы, затем – новый закон, согласно которому день пребывания в СИЗО засчитывается за полтора дня в обычной колонии и за два – в колонии-поселении. Владелец «Булгарии», держатель 99,9 процента акций ООО «Камская судоходная компания» и холдинга «Antonov Group-F.Z.E», зарегистрированного в Объединённых Арабских Эмиратах, Михаил Антонов не выразил соболезнования родственникам погибших. Они рыдали от возмущения во время оглашения приговора.

«Освобождение Ивашова – новый шок для всех нас и, извините, плевок в душу», – не скрывал слёз отец погибшего на «Булгарии» Ивана Игнарина, Геннадий. «Считаю, что на скамье подсудимых, помимо старпома, должны сидеть и другие члены экипажа, те, кто имел отношение к управлению судном», – уверена Мавлия Исмагилова; её 23-летняя дочь Айгуль на «Булгарии» погибла за месяц до своей свадьбы.

«Страшно, что такие, как Инякина, могут допустить новую трагедию, что чиновники поставят подпись под очередным документом и подвергнут жизни людей риску, – говорит мама погибшего Руслана Гульнара Назарова. – Я постоянно ходила в суд. Сидела рядом со стариками, у которых тоже была надежда на справедливый вердикт. Мы бередили раны, слушали, как нас поили волжской водой, как доставали тела наших детей. Да, мы всегда говорили, что нас не устроит любое судебное решение. Но если б всем дали реальные сроки, мы поворчали бы и разошлись, а сейчас вообще не осталось веры. Мы сыновей и дочек никогда не увидим. Среди нас есть те, кто вообще остался в одиночестве. Только могилы на кладбище».

Некоторые семьи стали сокращаться уже после трагедии. Не пережил её Булат Ахмадеев, в одночасье лишившийся пятерых родных – матери, тёти, дяди и племянников. Не дожила до оглашения приговора Антонина Рогова, мама Татьяны и бабушка 8-летней Оленьки, погибших на судне. Маршида Усманова, похоронившая 11-летнюю внучку Камилю, также ушла из жизни. Многие приходят на кладбища как домой, потому что там лежит большая часть семьи.

Научило ли это нас хоть чему-нибудь? Снятся ли погибшие дети владельцам теплоходов, начальникам летних лагерей и чиновникам, которые подписывают незаконные разрешения? Доходят ли до них проклятия?

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №32, август 2019 года