Я должна «доить» родителей
10.05.2012 00:00
Опытные учителя захватили себе детей начальников

Я должна «доить» родителейЗдравствуйте, уважаемая редакция! Меня задело письмо «Им нужны живые деньги» (№9), в котором женщина пишет о бесконечных поборах со стороны воспитателей детсада, куда ходит её сын. Я никогда не работала в детском саду, но 25 лет трудилась учителем в школе, поэтому и решила написать о том, что знаю об этой проблеме.


Три года отработав в деревне, тогда так было принято, я переехала в город. С первых дней работы в городской школе была поражена тем, что, оказывается, я должна «доить» родителей своих учеников.

Это были времена тотального дефицита. Так вот, выяснилось, что именно родители должны доставать гардины, шторы (тогда более привычным было слово «достать», а не «купить»), поскольку школа новая – должны её оформлять, делать стенды и так далее.

Когда учеников делили по классам, опытные учителя захватили себе детей разных начальников, продавцов, завскладом и прочих ценных кадров. Мы же, молодые учителя, получили классы с детьми из неполных семей, из семей с пьющим отцом. Матери наших ребят работали техничками, уборщицами, разнорабочими – что они могли достать?

Ну и началось! Со стороны администрации школы на нас посыпались требования и претензии:
– Заставьте родителей оформлять кабинет!
– Не умеете работать с родителями!
– Пусть родители вам достают!

Никаких материалов для стендов администрация нам не давала. Объясняли это так:
– На это сверху не выделяют никаких средств.

Кстати, эту фразу я и потом много раз слышала от других директоров, в других школах. А как учитель может проверить, правда это или нет? Не знаю, как сейчас, но тогда никакой прозрачности бюджета школы не было.

Мы, молодые учителя, были «мальчиками для битья» на каждом педсовете. Я по своему предмету работала очень старательно и добросовестно. А с классом вообще очень любила работать: проводила и классные часы, и пионерские сборы, составляла сценарии праздников, программы для КВНа, ходила с детьми на экскурсии, то есть делала всё, чему меня учили в институте.

Но у нас хвалили только тех учителей, кто умел выбивать из родителей всё нужное для школы. Оказывается, самому главному-то в институте меня не научили!

А ремонт кабинета в конце учебного года? Даже вспоминать всё это не хочется.

Наступили перестроечные времена, я уже работала в другой, более элитной школе.

И вот школа готовится к юбилею, так себе круглая дата, не 25 лет, не 50. Каждый класс должен (разумеется, не ученики, а их родители) испечь что-нибудь шикарное для гостей, 5–6 штук пирожных или какого-то другого вида выпечки и принести в школу. Кроме того, нужно написать хвалебную статью о школе и чтобы её обязательно напечатали в какой-нибудь солидной газете (3–4 публикации). А ещё собрать деньги всем классом для очень солидного подарка школе.

Идёт педсовет. Директор по очереди поднимает классных руководителей:
– А статьи готовы? Где будут печатать? Какой подарок готовите? Разве это подарок? Неужели не можете собрать побольше с родителей? Какое меню у вас? Заказывайте в ресторане, если от родителей толку нет!

И дальше в том же духе – отчитывает учителей, словно провинившихся детей. Одна учительница отважилась, сказала, что в её классе родители небогатые, есть и матери-одиночки, поэтому она им несколько «снизила планку». В ответ прозвучала любимая фраза директора:
– Не хотите работать – увольняйтесь!
Да ещё вскочила директорская «шестёрка».
– Почему в своём классе я могу собрать столько-то, а вы не можете? Значит, вам наплевать на юбилей школы!

Прекрасно знаю, что есть учителя, которые сами (без нажима сверху) любят доить родителей. Только кто их научил-то всему этому? Начало-то где?

А ещё меня очень удивила фраза автора письма «Им нужны живые деньги» о том, что в детсадах работают люди, которым надо накормить своих детей за счёт её ребёнка. Так пусть в детсад на работу берут других!

Но, видимо, проблема как раз в том, что других желающих попросту нет! Разве что с Луны или с Марса таковых пригласить. Или заставить дать обет безбрачия тех, кто идёт в педучилища и в педвузы.

Из письма М.Г.,
г. Альметьевск, Татарстан