Как создавали мультфильм «Волшебное кольцо»
11.09.2019 20:10
Как создавалиДиагноз – мультипликатор

Чтобы сделать мультфильм, режиссёру надо кадр за кадром придумать историю, переработав в голове сюжетную основу. Потом создать образ персонажей, прорисовать их в каждом движении, в каждой эмоции. Так работали, когда ещё не было компьютерной графики и технически совершенных приборов. Советские мультфильмы, на которых мы выросли, были штучными, неповторимыми.

«Рыжий, рыжий, конопатый», «Вершки и корешки», «Волшебное кольцо», «Комаров», «Приключения Васи Куролесова», «Mister Пронька» – всё это творения Леонида Носырева, режиссёра-мультипликатора, имя которого почему-то менее известно, чем имена Фёдора Хитрука, Вячеслава Котёночкина, Юрия Норштейна и Александра Татарского. А ведь именно Носырев в качестве режиссёра-мультипликатора нарисовал и оживил Антошку из «Весёлой карусели» – рыжеволосое чудо, мальчишку, который не хотел копать картошку и за это подвергся насмешкам со стороны односельчан: «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»

После «Весёлой карусели» была работа в группе мультипликаторов над легендарными рисованными лентами «История одного преступления» и «Бременские музыканты». А позже художник нашёл свой особый путь, который ввёл мультипликатора Носырева в разряд великих.

Один из самых любимых мультфильмов, который мы цитируем по сей день, – это «Волшебное кольцо», где добрый парень Ваня последовательно спасает из рук хитрющего мужичка кошку Машку, собачку Жужу, «оригинальную, белой масти», и змейку Скарапею.

Настоящих мультипликаторов опознать просто. Если человек сидит и рисует, а потом внезапно подскакивает, размахивает руками, выкрикивает нечленораздельные звуки, скачет по комнате то как лягушка, то как лошадка, – диагноз можно ставить сразу: мультипликатор!

Леонид Викторович как раз из таких. Он не успокоится, пока не поймёт, почему в кадре должно стоять ведро, какая история у этого ведра и как оно оказалось во дворе, пока лично не «проживёт» жизнь этого ведра…

Кем я хочу стать?

Большая загадка, как и почему рождается творческая личность. Иногда вопреки обстоятельствам.

Носырев появился на свет в простой семье, мама работала на фабрике, а папа – поваром на кухне той самой фабрики. Молодые люди познакомились и вскоре поженились. 22 января 1937 года в Ивантеевке Московской области родился сын Леонид, который с ранних лет обнаружил у себя дар замечать красоту вокруг. Деревья, небо, интересную трещину на стене дома… Он был обычным мальчишкой, который любил гонять мяч во дворе с друзьями, но порой замирал, увидев ветку расцветшей сирени.

Семья жила бедно, в коммуналке. В одной из комнат поселился художник-любитель. Мальчик глаз не мог оторвать от его картин и репродукций, развешанных по стенам. Особенно ему нравился запах масляных красок. Когда в школе писали сочинение на тему «Кем я хочу стать?», он написал, что хочет стать художником, как «Репин, Левитан…» – и далее следовал солидный список великих художников, чьи полотна запали в душу мальчишки.

Леонид Носырев – дитя войны. Помнит, как бегали из детского сада в бомбоубежище и обратно. Как размачивал печенье, крепкое, как камень, в кипятке – вкуснотища! Как, став постарше, покупал на один жетон еду в первом в Москве автомате по выдаче обеда: котлету с пюре и двумя кусочками белого хлеба, стакан кофе с молоком. Голодные дети войны будут помнить эти подробности до конца жизни.

Мастерица сказывать

Отличительная особенность Носырева-мультипликатора – это умение преподнести вязкий стиль народного сказа так, чтобы зритель не заскучал, не отвернулся от экрана.
«Волшебное кольцо» – это тоже сказ, ладно сложенный из нескольких вариаций очень старой сказки. Её знают, пожалуй, все народы мира, а уж в России-то в каждой губернии имеется своя история о добром парне, который благодаря чуду получает в жёны царскую дочь.

Легенда советской публицистики Борис Викторович Шергин, посвятивший себя собиранию фольклора народов Русского Севера, записал в одной местности сказку о волшебном кольце. И превратил её в шедевр, расцветив гротескными, сочными деталями. Шергину принадлежат фразы, ставшие крылатыми. Ими так и сыплют герои сказки, а потом и мультфильма: «Я – царь-анператор», «мост анжанернай конструкции из хрувсталя» и «пинжак с карманами».

Борис Шергин был удивительным человеком, любившим родной край и людей, живущих в нём. Он родился в Архангельске в семье морехода и коренной архангелогородки, которая познакомила сына с исконным народным творчеством поморов. Шергин вспоминал, что «маменька мастерица была сказывать. Как жемчуг у неё слово катилося из уст». Ещё в гимназии он стал записывать сказы и былины. А потом сделал своим призванием возрождение народных промыслов в Северном Поморье. Он был фольклористом, художником, писателем, блестящим рассказчиком. Выступал с программами, собирал полные залы.

Так сошлись звёзды, чтобы пересеклись судьбы именно этих людей – Бориса Шергина, Юрия Коваля и Леонида Носырева.

Юрий Коваль – известный детский писатель, которому мы обязаны появлением двух фильмов – «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пёс Алый». По его произведениям сняты эти замечательные киноленты. А читателю Коваль известен прежде всего по многократно переизданной книге «Приключения Васи Куролесова».

Членом Союза писателей СССР Юрий Коваль стал по рекомендации Бориса Шергина, чьими книгами, в свою очередь, зачитывался Леонид Носырев. Благодаря чудесным совпадениям переплелись творческие пути этих людей – и всё ради того, чтобы мы увидели мультфильм «Волшебное кольцо» и услышали: «Мама, вы пошто ужика обижаете?»

Корону сюды!

Юрий Волынцев, артист Театра Вахтангова, пан Спортсмен из «Кабачка «13 стульев», подарил свой голос главному герою мультфильма – добряку Ване. Режиссёр специально дописал сцену, где персонаж плывёт на лодке с кошкой Машкой и собачкой Жужей и поёт: «Из-за острова на стрежень». Потому что Леонид Носырев знал: Волынцев очень любит петь. Дать возможность артисту показать всё, на что он способен, даже в закадровой работе, – это особый режиссёрский талант.

Какие артисты работали на озвучке советских мультфильмов! Небожители, которые не выбивали себе баснословные гонорары, а создавали своими голосами бессмертные шедевры!

«Волшебное кольцо» озвучивали Евгений Леонов, Юрий Волынцев, Мария Виноградова, Клара Румянова, Анатолий Баранцев, Борис Новиков, Татьяна Васильева и Анна Каменкова. И каждый из них добавил неповторимую интонацию. Чего только стоит фраза, произнесённая Васильевой: «Ваня, я ваша навеки!» Или диалог между кошкой Машкой и собакой Жужей:
– Ванька-то каку гангрену за себя взял.
– Ох, чует моё сердце, покажет она себя!

Мария Виноградова – королева эпизода, которую зритель видел во множестве ролей скандальных старушек. Она озвучила в «Волшебном кольце» сразу два персонажа – кошку Машку и маманю Вани. Два абсолютно разных характера, но телезрители так и не поняли, что это работа одной актрисы.

Непревзойдённый Евгений Леонов выступил здесь рассказчиком. Работать с Леоновым мечтали многие режиссёры в кино и театре. А советскую мультипликацию вообще сложно представить без Леонова. Даже если бы он озвучил одного лишь Винни-Пуха, уже можно было бы закрыть эту страницу его многогранного творчества. Но Евгений Павлович, к счастью, успел куда больше.

У Леонова был потрясающий дар перевоплощения. В своё время Хитрук утвердил его на роль Винни-Пуха сразу после того, как артист склонил голову набок, готовясь произнести первую реплику персонажа. Так и Носырев не сомневался в том, что именно Леонов должен вести неспешный рассказ о злоключениях Вани, который поверил царёвой дочке Ульянке, за что был ограблен и брошен в тюрьму.

«Маленький смешной человек, который всегда читал книги» – так коллеги по театральному цеху описывали Анатолия Ивановича Баранцева. Он был прекрасным артистом, которого все знали в лицо. Играл в эпохальных фильмах «В начале славных дел» и «Россия молодая», но больше известен по фильмам-спектаклям, которые были очень популярны в советское время. Артист Театра имени Моссовета, Анатолий Баранцев не понимал, когда его спрашивали, какая роль у него любимая. Все роли любимые. А когда Баранцев играл шута в спектакле «Король Лир», то зрители приходили смотреть именно на него.

Человек, которому были подвластны все амплуа, стал для Леонида Носырева царём в трёх мультфильмах – «Волшебное кольцо», «Mister Пронька» и «Архангельские новеллы». В «Кольце» Баранцев перевоплотился в царя-анператора так, что до сих пор слышится его голос:
– Маремьяна! Бросай квашню! Корону сюды! И пальто сюды! Я пойду пошшупаю. Бывает ещё оптический обман здрения.

Это в эпизоде, когда царь проверяет, настоящий ли хрустальный мост построил Ванька за ночь.

Все рыжие и конопатые

По сюжету спасённая змея Скарапея, озвученная мелодичным голосом Анны Каменковой, оказалась дочкой змеиного царя и подарила Ванюше волшебное кольцо. Если надеть колечко на палец, то появляются три молодца, которые спрашивают «Что, хозяин, надо?» и выполняют любое желание. Коварная Ульянка после свадьбы кольцо у мужа выкрала, перенесла хоромы с мостом «анжанернай конструкции» в Париж, поближе к заграничному любовнику, а Ваньку бросили в тюрьму за «кражу» моста. Вот тогда-то Машка и Жужа отправились кольцо возвращать, чтобы Ванятку из тюрьмы вызволить и на его добро добром ответить.

На бумаге этот сказочный сюжет умещается в одном абзаце, но ведь совсем иное дело, когда следишь за всеми перипетиями как зритель, которого должен направлять голос рассказчика. И голос Леонова ведёт нас. Артист очень удачно «поймал» особенности северного говора: «Анператор с семьёй чай пьють. Самовар матёрущий, артельный. У кажного прибору ситного фунта по три. Харчей много!» И про Жужу с Машкой: «И пошли до города Парижа. Бредут лесами тёмныма. Идут степями широкима. Лезут горами высокима. Ну, по пути в городах концерты давали с большим успехом. Ну, вот так до Парижа и добрались».

И вроде всё несерьёзно, с шуточками-прибауточками, а в итоге рисовалось крупное лубочное полотно, где всем место нашлось.

Леонид Носырев всегда выступает за простоту – сюжета, рисунка, мысли. Он считает, что именно простотой и интересна мультипликация, ведь у зрителя всегда остаётся пространство для воображения. Леонид Викторович порой сетует, что современные анимационные фильмы стремятся к максимальному реализму, но зачем? В чём же тогда значение мультфильма как жанра искусства?

Кто-то захочет оспорить мнение мэтра, но Носырев в молодости раз и навсегда «заболел» искусством Древней Руси и в каждом своём фильме использует эту стилистику. А древнерусские иконы и фрески отличаются именно простотой, за которой – бездонная глубина. И «Волшебное кольцо» начинается не просто так, а с заставки по мотивам древней фрески.

Носырев окончил знаменитое училище миниатюрной живописи в Федоскине, где учился мастерству росписи шкатулок. Затем поступил на курсы художников-мультипликаторов и в 1961-м сразу был принят в штат студии «Союзмультфильм».

Наверное, Носырева можно назвать самым «солнечным» режиссёром, в его мультфильмах преобладают оранжевый, красный и жёлтый тона. Многие герои рыжеволосы и конопаты. Этот фейерверк ярких цветов сразу создаёт атмосферу праздника. И принципу «простой» мультипликации, когда нечто самое важное остаётся за пределами кадра, Носырев никогда не изменяет.

Мама Малыша

Каждый мультфильм – это командная работа, и здесь ни у кого нет второстепенной роли. У Леонида Носырева всегда была очень крепкая команда актёров, художников, администраторов.

Многие помнят этот титр: «Директор картины – Л. Бутырина». Эта фамилия появлялась в доброй сотне советских мультфильмов, мы относились к ней, как к привычной заставке «Союзмультфильма». Но о носительнице фамилии ничего толком не знали.

Любовь Васильевна Бутырина – директор более половины мультфильмов, которые мы пересмотрели в детстве. «Дед Мороз и лето», «Винни-Пух», «Маугли», «По следам бременских музыкантов», «Дарю тебе звезду», «Комаров», «Простоквашино»… Ни одна из этих картин не обошлась без Любови Бутыриной – женщины-легенды. Кстати, помимо своей основной работы на «Союзмультфильме», она сделала нам ещё один неожиданный подарок.

Её мужем был Юрий Александрович Бутырин, великолепный художник, много лет работавший в «Союзмультфильме». Он участвовал в создании Волка и Зайца, Винни-Пуха, Карлсона, котёнка по имени Гав, Голубого щенка. В молодости прямо на студии познакомился с Любовью Васильевной и влюбился. Она ответила взаимностью, молодые люди поженились, и у них родился сын Кирилл.

Этот мальчик и стал прототипом Малыша из мультфильмов о Карлсоне. Так что Любовь Бутырина – мама Малыша.

К сожалению, Юрий Александрович ушёл из жизни несколько лет назад, а вот Кирилл Юрьевич стал кинооператором, делал репортажи из горячих точек, был ранен и награждён медалью «За мужество».

Вот что такое семья Бутыриных, вписавшая свою фамилию в историю отечественного телевидения и советской мультипликации.

Ещё один верный человек в команде – художник-постановщик Вера Кудрявцева. Она стала супругой Носырева и сильно повлияла на его режиссёрский почерк. Леонид Викторович рассказывал, что при работе над одним из мультфильмов руководство даже отстранило Веру Дмитриевну от работы, чтобы не «разводить семейственность». Это было обидно и несправедливо. Кудрявцева – заслуженный художник России, её взгляд на творчество всегда помогал супругу. И большинство мультфильмов Носырев сделал с ней – своей соратницей и музой.

…Путь «Волшебного кольца» к зрителю был тернист. Когда Носырев и Коваль принесли сценарий в Госкино, то чиновники зарубили его, утверждая, что некоторые словечки северного диалекта народ не поймёт – «глупый он у нас». Поначалу авторы пытались протестовать, но потом от безысходности Коваль переписал диалоги «деревянным» языком, и тогда чиновники приняли текст благосклонно.

Во время рабочего процесса Носырев, конечно, вернул первоначальный вариант, и «Волшебное кольцо» стало одним из самых любимых мультфильмов советских ребятишек и их родителей. Даже сегодня эта картина представляется феноменальным образцом современного искусства, где каждый диалог – это законченная сцена-анекдот.

– Мужичок, вы пошто животно мучите?
– А я что, кажну соплю спрашивать буду?
– Продай котейку!
– Пожаласта! Вам всю свесить?
– Всю! Подарю маме на аменины.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №36, сентябрь 2019 года