СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Человеческая совесть не чиста
Человеческая совесть не чиста
17.10.2019 14:45
Человеческая совестьЕсли знаменитый и когда-то очень красивый человек доживает до глубокой старости, смотреть на него, разумеется, больно. Невозможно забыть юное божество. С другой стороны, вместе с телесной красотой со звезды спадает всё наносное, вырывается на поверхность душа. И эта душа иногда оказывается прекрасной. Как у 85-летней Брижит Бардо. Секс-символ пятидесятых и шестидесятых годов, игравшая своенравных стерв и милых простушек, сегодня она стала совсем другим человеком. Говорит всё, что думает, режет правду, наплевав на политкорректность и не стесняясь запретных тем. А главное, героически борется за права и жизнь несчастных животных. И ещё она является большим другом нашей страны и вообще поклонницей всего русского.

Молодая, наивная

Говорят, в детстве Брижит была не слишком привлекательна. Брекеты на кривых зубках, близорукие глаза, прыщики и аллергические пятна, растёкшиеся по лобику и щекам. А потом как начала расцветать!

В пятнадцать лет уже позировала для журнала мод. Рано начала сниматься, пусть и не в перворазрядных фильмах. В 1954-м, в возрасте двадцати лет, стала всемирно знаменитой, показавшись на набережной кинофестивального города в бикини, после чего этот немыслимо смелый для того времени купальник стал модным во всём мире. Ходила шутка, что бикини являлось рабочей одеждой Бардо.

Почти все фильмы, в которых она снималась, так или иначе использовали её красоту. Актрису показывали в открытых купальниках или даже голенькой, хоть на полминуты. То девушка лежит кверху попкой на столе и болтает ножками, то моется в душе, то в образе древней римлянки принимает ванну из молока.

Наш зритель впервые увидел её в комедии «Бабетта идёт на войну», где наивная молодая француженка во время войны пришла наниматься на работу, а попала в публичный дом, который эвакуируется из Парижа в связи с немецкой оккупацией. Потом героиня фильма переходит в разведку.

Классическая фраза из «Бабетты», которую со смехом повторяли советские зрители: «Если немцы и положат нас на лопатки, пусть не думают, что сделают это бесплатно». Для наших людей лёгкая комедия, пронизанная эротикой, звучала очень необычно. Мы познакомились с французским взглядом на войну. Для русских-то война – это трагедия, на подорвавшая и генофонд, и экономику. А тут другое ощущение. Война – это не трагедия, а скорее неприятность. Немножко неприличная, чуть-чуть грустная. В общем, «а в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо».

Наши люди не обиделись и не разозлились. Бабетту-Брижит полюбил весь Союз. Если бы наши люди знали, что на родине Бардо прозвали Бе-Бе, по её инициалам, то и мы бы с удовольствием повторяли это прозвище. Но до СССР подобная информация не доходила.

Экс-Бебе

Карьера Бебе складывалась прекрасно. Она снималась в фильмах с лёгким привкусом скандальности. Например, картину «И Бог создал женщину», где актриса танцует на столе, запретили к показу в Техасе, чтобы «не вызвать излишнего возбуждения темпераментных чернокожих зрителей». Была лицом фирмы «Кристиан Диор». Кроме моды на бикини, ввела в широкий оборот клетчатые юбки из «шотландки», ярко-чёрную подводку для глаз и причёску бабетта. Сделала сверхпопулярными несколько курортов, на которых отдыхала.

В то же время Бардо уже в начале творческого пути признавалась, что терпеть не может актёрскую профессию. О славе говорила, что она «нравится тебе только первые полгода, самое большее год. А дальше ты уже сыта ею по горло».

И вот в 1973 году, когда ей ещё не исполнилось и сорока лет, Бардо объявила о завершении кинокарьеры: «После сорока будет пятьдесят лет, затем шестьдесят. И я не хочу расстраиваться из-за того, что в этом возрасте не предлагают новых ролей, и вздыхать о прошлом. Я ухожу потому, что если я не оставлю кино, кино оставит меня… Мне осточертело всё это кривлянье, мне стало понятно, что я пленница, отрешённая от настоящих жизненных ценностей. Моё занятие всегда казалось мне ничтожным, ненужным, никчёмным, достойным осмеяния. У меня только одна жизнь, и я должна прожить её по-своему!» – заявила Бардо.

Ей давно хотелось заняться действительно интересным и полезным делом.

Во время работы над последним фильмом, который снимали в деревне, Бебе купила козочку Николетту, чтобы спасти её от убоя, и привела в свой номер в отеле. Разгорелся скандал. Ни персонал гостиницы, ни киногруппа не поняли странного каприза звезды. А она заявила, что животное имеет такое же право находиться рядом с хозяйкой, как ребёнок или друг.

То, что окружающие считают животных неполноценными существами, обидело и разозлило актрису. «Я отдала людям молодость и красоту, а свои мудрость и опыт теперь отдам животным», – сказала Бебе.

Решение поменять шоу-бизнес на служение зверушкам – это воспринималось как уход в монастырь.

Цвет Бардо

Стала ли жизнь звезды менее яркой? Ни в коем случае. Наоборот. Брижит создала Фонд защиты животных, в который вложила несколько миллионов, продав собственные драгоценности. Вдобавок отдала под приют свою виллу в Сен-Тропе. После чего начала брать под крыло всех бездомных или пострадавших от жестокости зверушек. Сначала в ближайших окрестностях, потом расширила свою деятельность на всю Францию, а затем создала филиалы в семидесяти странах. Эмблемой фонда стали голубые силуэты кота, собаки, лошадки и моржа на белом фоне.

Здесь не только кормят и лечат бездомных зверей, но и оказывают юридическую помощь в случаях жестокого обращения. Выкупают животных из рабства, занимаются психологической реабилитацией пострадавших. На вилле создан буквально звериный рай.

Между прочим, свои зоозащитные убеждения она проявляла и на пике карьеры. Отказывалась рекламировать меха («Шуба – это кладбище! Настоящая женщина не будет рекламировать кладбище»). А в рекламе духов «Диор», например, клала себе на голову котят, подносила их к лицу и поднимала перед камерой, так что временами возникало сомнение, чей аромат рекламирует эта прекрасная весёлая девчонка.

Бывшая звезда занята не только благотворительностью. Она активно теребит политиков, бизнесменов и соседей, требуя помощи и осуждая их за жестокие действия в отношении фауны. Так что вскоре её жизнь превратилась в непрерывную борьбу, временами переходящую в открытые войны.

Гурманы и охотники

Почти любая попытка зоозащитников помешать устоявшемуся зверству вызывает взрыв ненависти.

В 2002 году, во время Чемпионата мира по футболу в Южной Корее и Японии, бывшая актриса призвала бойкотировать продукцию корейского производства, потому что в этой стране едят собак и кошек. После этого она получила несколько тысяч писем с угрозами смерти. «Все они писали, что собакоедство является частью их культуры», – горько констатировала Бардо.

Однажды в Испании Брижит отобрала у мальчишек щенка, которого те мучили. Пацаны закидали её камнями.

Борьба против медицинских экспериментов на зверушках или хотя бы за ограничение этих испытаний вызвала ненависть научного сообщества. А выступления Бардо против традиционной охоты оказались для неё самыми опасными. Охотники-то – люди вооружённые.

Да и с арабами-мигрантами связываться было небезопасно. Наша героиня резко критиковала их за то, что режут баранов публично, в общественных местах. И вообще понаехали во Францию, где теперь навязывают свои обычаи. Фанатики её за это не зарезали, но французский суд присудил актрисе штраф в 15 тысяч евро, усмотрев в словах Брижит расизм и нетолерантность.

Но есть и победы. Например, запрет торговли мехом морских котиков во многих странах мира является достижением Бардо.

Ехали цыгане

К сожалению, западная пресса обычно пишет о Брижит Бардо в ироническом тоне. Да и у нас в стране многие считают её чуть ли не сумасшедшей. Ведь настоящий защитник природы – это Грета Тунберг, которую выдвинули на Нобелевскую премию. Грета – гигант, она выступала в ООН и обвиняла взрослых в том, что те украли её детство. А что полезного сделала Брижит?
Вот один пример.

Лет пятнадцать назад Бардо увидела передачу, рассказывавшую о болгарских цыганах, которые водят медведей на цепях и устраивают с ними представления. В программе говорилось в том числе о зверских методах цыганской дрессировки. Чтобы научить зверя танцевать, его запирают в клетку с железным полом, который накаляют докрасна, и когда бедный мишка начинает подпрыгивать, бьют в бубен, вырабатывая условный рефлекс. А ещё животным прокалывают ноздри, чтобы вставить кольцо. Иногда удаляют когти.

Узнав об этих ужасах, Бардо начала писать и звонить болгарскому президенту Стоянову, требуя принять меры к садистам. Президент дал понять, что Болгария свободная страна, а медведи – частная собственность, конфисковать которую невозможно.

Пришлось Брижит лично лететь в Болгарию и договариваться с цыганами о выкупе пленников. Сторговались на 5 тысячах евро за каждого из 24 мишек. Звери были выпущены в специально созданный заповедник «Парк танцующих медведей». Где и вдохнули воздух свободы рваными ноздрями.

Котов душили, душили…

Сейчас главные бои фонда Бардо идут на австралийском фронте, потому что правительство этой страны решило истребить 2 миллиона диких кошек к следующему году.

Такой геноцид для данной страны – обычное дело. На австралийском континенте привычных нам хищников изначально не водилось, а европейские переселенцы их завезли. Ну и экологическое равновесие как нарушилось в XIX веке, так по сию пору никак не восстановится. То змеи начинают усиленно плодиться, и для борьбы с ними завозят мангустов. То привезённые мангусты, почувствовав приволье и обилие корма, увеличивают свою популяцию до катастрофических размеров, и приходится начинать их избиение. Теперь вот одичавшие кошки, ушедшие в леса, ловят и пожирают всё что движется, от попугаев до молодых кенгуру. Так что местные «крокодилы Данди» будут их истреблять недрогнувшей рукой.

Брижит, естественно, против такого зверства. Она написала австралийскому министру по охране природы гневное письмо: «Этот геноцид животных бесчеловечен и нелеп. В дополнение к жестокости, убийство этих кошек абсолютно бесполезно, так как остальные будут продолжать размножаться. Ваша страна запачкана кровью миллионов невинных животных, поэтому, пожалуйста, не добавляйте кошек в этот печальный список».

По мнению Бардо, кошек надо отлавливать и стерилизовать, тогда через несколько лет проблема рассосётся, а человеческая совесть останется чистой. Кстати, именно так решают проблему в цивилизованных городах Европы, где бездомных животных давно не стало.

Есть и другой вариант: вывезти котиков подальше от австралийских садистов, туда, где они могут прижиться. Фанатиков-котолюбов, скажем, очень много в Японии. Но беда в том, что Япония маленькая, лишнего пространства для гостей там нет.

Зато большая ниша имеется в Китае! В некоторых регионах этой страны котов ещё недавно пожирали. Но Китай огромными шагами идёт к цивилизованности и гуманизму. И кроме того, там хорошо работают программы по ограничению рождаемости, вследствие чего резко изменилось отношение к котам. Молодые китайцы пристрастились часами гладить питомцев и нюхать их животики, вместо того чтобы заводить семью и детей. «Я старый нюхатель котов, и если не получу свою дозу, то чувствую себя совершенно ужасно», – признаётся один из любителей животных.

Поэтому не исключено, что 20 миллионов диких австралийских котов можно спасти от истребления и перевезти в Китай, как евреев в Палестину.

Хоровод президентов

Политические убеждения Бардо скорее консервативные. Она была замужем за членом французского Национального фронта и высказывала симпатии к Ле Пену и его дочке. Однако главным критерием для неё является то, как политик относится к зверушкам, помогает ли им. За свою долгую жизнь Брижит повидала восьмерых президентов Франции и о большинстве из них отзывается не слишком хорошо.

Жоржа Помпиду кинозвезда называет «сердечным, любезным, забавным и совершенно не напыщенным». Говорит, что тот наверняка не отказал бы в помощи её фонду, но в годы правления Помпиду Бардо ещё не занималась зоозащитой.

Следующий президент, Валери Жискар д’Эстен, поддержал её дважды: прекратил поставки во Францию шкур бельков и запретил тестирование автомобильных ремней безопасности на обезьянах.

Франсуа Миттеран, по словам Бардо, пообещал ей содействие, имея при этом «надменный и осторожный» вид, однако за этим «ничего не последовало».

Актриса вспоминает, что Жак Ширак называл её своей «маленькой ланью», «немного ухаживал» за ней и говорил, что она очень мила, но ничем не помог.

Николя Саркози тоже разочаровал Бардо.

Зато Франсуа Олланд по настоятельным просьбам актрисы запретил ввоз и продажу слоновой кости, что уменьшило спрос на этот товар и, как следствие, сократило убийство слонов.

С нынешним же президентом Макроном отношения не складываются. Собственно, ещё на выборах Бардо агитировала против Макрона, называла его жестоким и нечутким мужчиной. Но когда Макрон всё же победил, защитница зверей скрепя сердце обратилась к нему. Это случилось накануне Нового года. Попросила о рождественском чуде для животных – ограничить охоту, выделить средства на приюты и установить видеонаблюдение на бойнях, чтобы забой скота проводился гуманно.

В результате, по словам актрисы, «он пообещал, но не сделал ничего. Ничего. Ничего. К тому же на следующий день он предоставил охотникам беспрецедентные права вопреки французским законам и законам Европейского союза. Поэтому я очень зла на Макрона».

К российскому президенту, кстати, наша героиня относится гораздо лучше. Упоминала, что он сделал для животных «больше, чем все наши президенты вместе взятые».

Одно время Брижит даже грозилась принять российское гражданство по примеру Депардьё. В тот момент она была очень обижена на французское государство за то, что усыпило Непала и Беби – больных туберкулёзом слонов, вместо того чтобы назначить им лечение. Но потом по каким-то причинам передумала становиться россиянкой.

Может, это и к лучшему. Её требованиям трудно соответствовать, а разочаровать святую женщину можно легко.

Павел БУРИН

Опубликовано в №41, октябрь 2019 года