Тайное оружие
14.11.2019 00:00
Как правильно выбирать парфюм

Тайное оружиеКогда мы говорим о волшебной химии, соединяющей сердца, то имеем в виду в первую очередь запах. Интригующий, манящий, заставляющий терять голову, отдаваться чувствам. Но в мире не существует ничего совершенного, и крайне редко встречаются люди, способные одним запахом сводить с ума. Однако на помощь приходит парфюмерная индустрия. Свойства этих ароматов невероятны, ведь правильно выбранный парфюм даёт шарм всему образу, расширяет коммуникативные способности, добавляет уверенности в себе. Как говорила Великая Мадемуазель, «это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар». Как же выбрать свой аромат, где его купить, какие парфюмы нынче в моде и как именуются типичные запахи? Будем разбираться.

Музыка запахов

Современный парфюм производится большей частью на основе этилового спирта. Правда, сейчас идёт новая волна – с Востока, – и рынок завоёвывают масляные композиции. Сама же ароматическая составляющая такова: 4–10 процентов (туалетная вода); 10–20 процентов (парфюмерная вода), 25 процентов и выше (духи).

Есть ещё дезодоранты и мисты. С дезодорантами всё понятно – мы знаем, что смешивать их с парфюмом не следует, а потому выбираем те, что не пахнут или почти не пахнут. А вот мисты (дымки) – продукт в косметике довольно новый. Это спреи для лица, тела и волос. Кроме термальной воды и полезных косметических ингредиентов, они содержат ароматические компоненты. Не отличаются стойкостью, но приятно и ненавязчиво пахнут. Сейчас их часто можно встретить в линейках известных марок, например у «Шанель».

Любой аромат состоит из трёх групп нот. Верхняя – самый летучий запах, который мы чувствуем при первой встрече с парфюмом и перестаём ощущать минут через десять. Средняя («сердце») – определяет суть композиции, «слышится» позже и сохраняется часа три. Нижняя (базовая или шлейфовая) – держится до восьми часов, и именно она отвечает за стойкость аромата.

Это отнюдь не бесполезные теоретические знания, а руководство к действию. В парфюмерных магазинах многие сталкивались с ситуацией, когда пробный аромат, предложенный консультантом, производил самое хорошее впечатление, а вот купленный парфюм оказывался совсем иным.

Всё дело в том, что, ограничиваясь десятиминутным знакомством с ароматом – неважно, тестер это в магазине или туалетная вода подруги, – мы способны оценить лишь верхние ноты.
Выбирая духи, не доверяйте первому «нюху», дождитесь, пока запах раскроется, походите с ним, нанеся на тыльную часть кисти и за уши, и только после этого принимайте решение. Роже Дав, знаменитый «профессор парфюмерии» сказал с французской откровенностью: «Покупка духов – как выбор любовника. Вы должны сначала провести с ним ночь, и только потом станет ясно, подходите ли вы друг другу».

В каком вы классе?

Понятно, что парфюмерная продукция широкого потребления стоит много дешевле, чем элитная (селективная, люксовая). Но и там встречается приличный и многими любимый парфюм – например, в компаниях «Эйвон», «Бенеттон», «Зара», «Ив Роше». Ведь цену аромата далеко не всегда определяет его качество. Тут главные роли играют долгая красивая история или, как говорят маркетологи, «легенда бренда»; тираж, затраты на рекламу, упаковка.

Что же касается элитарной парфюмерии, то это особые ароматы. Некоторые из них способны менять своё звучание более десяти раз за день! Такой аромат выпускается ограниченным тиражом, иногда прямо на заказ, на дорогом и редком, чаще натуральном сырье. И придумывается не командой, а конкретным парфюмером. И, кстати, вообще не рекламируется – компания не афиширует запуск.

Это самый дорогой товар на рынке, маленький флакончик может стоить от 15 до 100 тысяч рублей. Но и среди элитарных парфюмов есть доступные духи. Так, 30 миллилитров «Монталь» или «Серж Лютен» можно купить за 3000 рублей. Однако не обольщайтесь, чудес не бывает, и если в каком-нибудь месте вы видите «элиту» по низкой цене, стоит усомниться в подлинности аромата.

Виды ароматов

Великое множество ароматов парфюмеры делят на несколько групп. Вот основные, классические.

Цветочные. В основе звучания чаще всего запахи розы, жасмина, гардении, гибискуса, магнолии и ландыша. Это лёгкие ненавязчивые ароматы, пригодные для любого времени суток, хороши для тёплой поры. Но цветочных композиций очень много, поэтому найти свою идеальную бывает довольно сложно. К тому же в прохладную погоду эти ароматы раскрываются слабо. Больше подходят юным девушкам, а на зрелых дамах обычно «выглядят» бедно.

Цитрусовые. С нотками апельсина, лимона, грейпфрута. Идеальны для лета, поскольку аромат, безусловно, освежающий. И, что важно, подделок практически не бывает, поскольку стоимость сырья невелика. Но эти ароматы не годятся для вечера и для женщин постбальзаковского возраста.

Фруктовые. С ароматизирующей составляющей на основе экстрактов ягод (смородина, земляника, инжир) и фруктов (яблоко, персик, ананас). Парфюм, прямо скажем, на любителя, ведь многих раздражают сладкие пищевые запахи. Однако именно фруктовые нотки поднимают настроение и бодрят. Парфюм этой группы можно использовать с утра до вечера.

Восточные (ориентальные). Плотные и тягучие, пряные и стойкие, сексуальные и придающие томности, часто содержащие афродизиаки (мускус и амбру), они хороши только для холодного времени года и только для вечера – днём они тяжелы и даже вульгарны. На молодых женщинах и мужчинах, как правило, выглядят неуместно.

Водные (акватические). Лёгкие, освежающие. Часто это запах морского бриза, тёплых водорослей, грозы, чуть разбавленный цветочными нотками. Они подходят всем, но вот беда – плохо сохраняются.

Древесные. Благородные, сдержанные, согревающие, с запахами тёплого леса, сандала, мирта, пачулей, хвои, кедра и мха. Эти ароматы – классический унисекс. Хороши для осенне-зимнего сезона в любое время суток. Больше, пожалуй, подходят зрелым людям.

Фужерные (папоротниковые). Да, папоротники не пахнут, но в конце XIX века парфюмер Поль Парке, вдохновившись природой королевского леса и используя синтетические составляющие, создал новаторские духи «Фужер Руаяль» («королевский папоротник»), и название закрепилось за семейством ароматов. Запах определяет кумарин – это первый синтетический компонент в истории парфюмерии. Он придаёт духам сладковатый травяной аромат с нотами миндаля. Короче того, в состав входят лаванда, бергамот, а также вещества, имитирующие запахи влажной земли и терпкого дерева. Вся эта группа отличается элегантностью, унисексуальностью и, можно сказать, абсолютной уместностью.

Шипровые. Наиболее богатые, хорошо продуманные горьковатые ароматы. Изначально считались исключительно мужскими, но затем уверенно заняли своё место в дамской парфюмерии. В композициях часто есть и древесные, и цветочные, и цитрусовые, и дымные ноты. Название идёт от французского Chypre – Кипр, поскольку именно на этом острове собирали особый дубовый мох, придающий шарм парфюму. Мужской одеколон с этим именем появился у «Коти» в конце 1910-х годов, а лет через двадцать его уже вовсю производили в СССР. Правда, запах был несколько иным, более грубым и резким. Эффектно дополняют шипровые ароматы анималистические (звериные) ноты. Не пугайтесь, натуральное сырьё уже не используется по соображениям этики и дороговизны, но синтетические компоненты передают запахи животного мускуса, кожи и прочего. Такие ароматы больше годятся для зрелого возраста. Подобрать подходящий довольно сложно, но если «попали» – это незабываемо!

Пудровые. Хотя они не выходят из моды, но всё же считаются самыми спорными ароматами. Официально группой они не являются. Потому что «пудровость» может присутствовать в аромате любого семейства, если в гамму запаха включена отдушка декоративной косметики. Расскажем о них поподробнее. Пудровые подразделяются на:
– воздушные (ирис, роза, сладкие смолы, амбра, сандал), типичные представители которых – «Кашарель НОА» и «Шанель №5»;
– классические (роза, фиалка, мускусный ирис);
– помадные (ирис, попкорн, пион, ландыш, фрезия), характерные для «Шанель №19» и «Лав» от «Клоэ»;
– сладкие (жасмин, ваниль, кумарин), яркие примеры – «Гипноз» от «Ланком», «Энджел Гарден» от «Тьерри Мюглер»;
– театральные (ландыш, ирис, мускус, миндаль, пачули, ваниль), этот запах слышится в старинном «Мадам Роша».

Франция – навсегда?

Многие по привычке отдают предпочтение исключительно французской парфюмерии. Но времена уже давно изменились, сегодня ароматы стали настоящими космополитами. Новые духи рождаются и в Европе, и в Америке, и на Ближнем Востоке. Яркий пример – элитарный парфюм «Байредо», для которого необычные ароматы конструирует шведский парфюмер-самоучка Бен Горхэм, художник и спортсмен. Или испанский «Арманд Баси», знаменитая марка модной одежды, начавшая выпуск духов всего десять лет назад.

Мы тоже умеем!

И в России производится парфюм, причём это часто вполне достойные ароматы от компаний «Фаберлик», «Новая заря» и других. Также мы с вами можем гордиться легендой российской парфюмерии – «Красной Москвой». Пусть снобы клеймят этот «бабушкин» пудровый аромат, пусть морщат носики юные модницы, а вы попробуйте нанести каплю на запястье перед сном и поймёте, каким обволакивающе-убаюкивающим, ласковым и нежным может быть этот запах. Эти духи по-прежнему выпускают. Такие «переиздания ароматов», к слову, называются фланкерами, они немного отличаются от оригинала. В данном случае запах стал легче и тоньше.

Поверьте, история «Красной Москвы», так же как «Шипра» и «Тройного одеколона», вообще заслуживают отдельного рассказа.

Как вести себя в магазине

Сегодня моден унисекс, поэтому наиболее стильными считаются древесные и фужерные ароматы. Примером тому необыкновенно популярный «Уд э Роз» от «Картье».

Что касается чисто женских, то по-прежнему актуальны цветочные, но уже с анималистическими, фруктовыми или шипровыми добавками – такие как «Лайв Иррезистибл Блоссом Краш» от «Живанши», где есть пион, мускус, какао; «Кензо Уорлд Эд туалетт», с тем же пионом, миндалём и грушей; сезонный перевыпуск аромата «Блэк Опиум интенс» от «Ив Сен Лоран» со сложным букетом из кофе, белых цветов, ванили, кедра и пачули.

Но мода на ароматы – не совсем то, что мода на одежду, тут всё-таки главное – найти свой, любимый, сочетающийся с запахом кожи и вообще с образом. Как же с ним встретиться?

Доверять себе. Сколько бы вы ни слушали консультанта, какие бы полезные статьи ни прочли – доверять следует исключительно собственному носу. Вам должен нравиться выбранный аромат от первой до последней (!) ноты. Поэтому если побрызгались тестером и тут же купили понравившийся парфюм – вы можете быстро в нём разочароваться. В хорошем магазине вас, конечно, окружают вниманием, говорят массу приятного, вы нюхаете дивный парфюм, расслабляетесь – и достаёте кошелёк. Разумеется, вам не всучат подделку, сейчас всё-таки не девяностые. Приобретая парфюм в достойном месте, вы можете не сомневаться в его подлинности. Это касается как больших сетей магазинов косметики, так и солидных интернет-ресурсов – там торговля идёт непосредственно от производителей. Просто, увы, вы ошиблись с выбором.

Не спешить. Вообще-то для первого близкого знакомства с парфюмом хорошо бы купить популярную сейчас дорожную или миниатюрную упаковку. И уж если у вас с ней сложатся отношения, тогда и придёте за более объёмным флаконом. Однако стоит ли приобретать 100 миллилитров? Понятно, что так дешевле, можно сэкономить. Но, скорее всего, в жизни вы пользуетесь разными ароматами, так что большая упаковка «растянется» надолго, а правильно хранить парфюм мы, признайтесь, не умеем. Так что свои волшебные свойства духи могут утратить. Поэтому 30–50 миллилитров – более разумный вариант.

Следить за временем. Наши рецепторы более чувствительны в первой половине дня, так что, если есть возможность, отправляйтесь на охоту в это время – меньше шанс «проколоться».

Следить за скидками. Цена тоже имеет значение, и если вы нацелены на покупку дорогого парфюма, а в средствах ограничены, отслеживайте сезонные, праздничные и прочие распродажи, тогда сможете приобрести желанный аромат чуть не вдвое дешевле.

Расширять границы. Сколь бы ни были привязаны к своему любимому парфюму, пробуйте что-нибудь ещё, меняйте, дополняйте. Упаковать себя навеки в один-единственный аромат – ошибка. Парфюмерный мир огромен, и вы можете предстать в ином, более шикарном, образе, если найдёте подходящий вариант.

Маша ТУРГЕНЕВА,
Стилист
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №45, ноябрь 2019 года