Группа более чем странных людей |
04.02.2020 18:55 |
Хочется придушить заслуженную работницу культуры Подозреваю, у каждого пишущего человека рано или поздно возникает навязчивое желание сочинить пьесу, сценарий короткометражного фильма или, на худой конец, сказку для детского утренника. Однако мой творческий энтузиазм сдерживался вполне заурядной причиной – ни опыта, ни тем более оригинальной идеи у меня не было, поэтому я старательно отмахивалась от этих фантазий. В качестве компенсации и в тайных поисках вдохновения поставила себе задачу регулярно ходить на премьерные спектакли в местные театры. Во время очередного такого похода в антракте я нос к носу столкнулась с Фимой Баянским. Ох уж этот Фима, как говорят у нас в Одессе, это что-то с чем-то! Он сочиняет неплохие стихи, задушевно поёт под гитару, ставит спектакли, снимает рекламные ролики и ездит на гастроли с антрепризами. Короче говоря, личность творческая во всех отношениях. При виде меня Фима распахнул свои могучие объятия и радостно заорал на весь театральный вестибюль: – Привет, старуха! Как дела, чем занимаешься? Не дав опомниться, решительно ухватил меня за локоть и потащил в буфет, приговаривая: – Как хорошо, что я тебя встретил, уверен, ты меня выручишь. Сейчас всё объясню. Тут прозвенел звонок, приглашавший зрителей в зал. – Послушай, может, поговорим после спектакля? – Ты собираешься тратить время на это фуфло? – неприятно удивился Фима. – Это, между прочим, Шекспир! – Дорогая моя, эта лабуда имеет такое же отношение к великому англичанину, как мы с тобой к королевскому балету города Торонто. Давай сперва коньячку пару капель жахнем за приятную и неожиданную встречу. Составь мне компанию, ты же знаешь, я не пью один. – Фима, я за рулём. – Супер! Отвезёшь меня домой, потому что терпеть этот бред на сцене можно, только приняв на грудь граммов этак триста. Я деликатно промолчала. Откровенно говоря, Офелия в рваных джинсах и Полоний в косухе производили гнетущее впечатление. – Анечка, – решительно заявил Фима, повернувшись к буфетчице, – мне как обычно, а даме кофейку и шоколадку. – Чего тебе надобно от меня, Ефим? – с подозрением спросила я, отхлебнув кофе. – Тут такое дело, – переходя на шёпот, начал объяснять Баянский. – У одного местного театра вышел конфуз с репертуаром. Срочно нужна лёгкая, весёлая пьеска, минимум персонажей, максимум действия. Главную роль я уже обещал Ленке Кухаренко. – Из Кухаренко уже давно песок сыплется. – Она звезда, на неё зритель клюёт. – Совершенно не представляю, о чём писать. – Сейчас быстренько придумаем. Я тебе помогу. Кстати, нужно вставить побольше анекдотов. Чем борода длиннее, тем лучше. И несколько шлягеров «за Одессу», отдыхающие в санаториях это любят. – Фима, ты меня с кем-то путаешь. Я не эстрадник и не конферансье. Мой собеседник с легкомысленным видом махнул рукой. – Ты талантливая баба, а занимаешься всякими пустяками. В тот момент мне, дуре, нужно было встать и уйти. Вернее, убежать без оглядки, тщательно заметая за собой следы. Увы, как человек малодушный и в глубине души тщеславный, я клюнула на эту грубую лесть и осталась. Ещё через полчаса мы с Фимой состряпали сюжет. Значит так. Место действия: две старые одесские дачи на берегу моря. Владелица одной – вдова профессора консерватории. В этой роли незабвенная Елена Кухаренко. Владелец другой – старый боцман, служивший в китобойной флотилии. У вдовицы сын-холостяк играет на скрипочке. У боцмана застенчивая племянница из Полтавы собирается стать виноделом. Суть конфликта: спорный клочок земли в три квадратных метра. Боцман желает построить там баню, а утончённая вдова мечтает разводить розы. По ходу пьесы, пока старшее поколение с боями делит территорию, молодые влюбляются и поют любовные романсы. Но тут на их пути возникает соседка-интриганка по имени Софа. И так далее до счастливого финала во втором акте. – Кстати, – предупредил Фима, – не пиши длинные диалоги. О монологах можешь вообще забыть. Две-три строчки, не больше. – Это почему же? – насторожилась я. – Современные актёры страдают прогрессирующим склерозом. Кроме того, они патологически ленивы. В лучшем случае вместо твоего текста будут нести отсебятину. – А в худшем? – Лучше тебе об этом не знать, – нахмурился Баянский, залпом выпил коньяк и выразительно махнул рукой буфетчице с просьбой повторить. Мы помолчали. – Всё понятно? – наконец спросил Фима, передавая мне бумажную салфетку, на которой он набросал основные сюжетные линии. Я испуганно кивнула. Отказываться было поздно. Три недели я корпела над первым действием. Регулярно звонил Фима, рассказывал старые анекдоты, театральные байки и корректировал сюжет. В очередной раз, обсуждая конфликт между вдовой и боцманом, Баянский неожиданно предложил: – Слушай! Давай введём ещё одно действующее лицо, например цыганку. – Фима, что делает цыганка на одесской даче? – Понимаешь, я вчера встретил Юльку Баранову. Она как узнала, что мы с тобой новую пьесу задумали, так буквально рухнула передо мной на колени. – Кто такая Юлька? – Бывшая жена этого, как его, короче, неважно. Очень талантливая! Прекрасно танцует, но не повезло бабе. В ТЮЗе для неё нашлась только роль кактуса. Скоро переаттестация, ей позарез нужна новая роль. Неделю я переписывала четыре сцены первого акта, чтобы впихнуть туда цыганку. Дней через десять пришлось полностью переделывать начало второго акта, поскольку Фима где-то откопал гениального саксофониста. Музыкант любезно согласился сыграть роль дяди из Бердичева, который приехал в город на джаз-фестиваль, но на вокзале у него украли все вещи вместе с саксофоном. История про одесские дачи становилась похожа на детскую сказку «Теремок». Юля-цыганка звонила каждый день и слёзно вымаливала у меня дополнительную сцену, в которой она могла бы спеть «Бесаме мучо» и станцевать танго. Фима заставлял по десять раз переписывать диалоги, громко ругался, что я тяну канитель, и пытался засунуть в пьесу ещё парочку действующих лиц для обострения вялого, как ему казалось, конфликта. Мне же хотелось тихо удавиться. Наконец, в очередной раз перечитав написанное, Фима снял очки, довольно хмыкнул и заявил: – Всё. Кажется, получилось. И мы поехали в театр знакомить актёров с нашей нетленкой. Господи, как же я волновалась, раздавая актёрам листочки с текстом пьесы. Видимо, я кое-что перепутала, потому что в руках остался лишний экземпляр. Увидев моё замешательство, Юля-цыганка ехидно сообщила: – А Елена Вадимовна предупредила, что немного задержится. – Кухаренко в своём репертуаре, – фыркнул дядя из Бердичева, демонстративно вытащил из кармана пачку сигарет и вышел. Вся труппа ждала примадонну минут сорок. Наконец она явилась, «дыша духами и туманами». Правда, туманы напоминали смог в час пик, а к духам примешивался тревожный запах нафталина. Никогда не думала, что чтение весёлого и, как мне казалась, остроумного текста может превратиться в такое заунывное и угрюмое бормотание. Я втянула голову в плечи и начала тихо молиться, чтобы вся процедура поскорее закончилась и можно было быстро исчезнуть. Наконец прозвучала последняя реплика, и наступила зловещая тишина. Нет, я не ждала бурных аплодисментов и криков «браво», но надеялась хотя бы на доброжелательные отзывы. – Я не буду участвовать в этом балагане! – прокуренным басом рявкнула Кухаренко и швырнула листы с текстом на стол. – Бред какой-то, – брезгливо скривилась Софа-интриганка. – Пьеса сырая, диалоги невнятные, конфликт банальный, – послышался за моей спиной до боли знакомый голос. Я оглянулась и встретилась взглядом с Юлей-кактусом. Господи, не она ли ещё два дня назад униженно молила добавить ей ещё хотя бы одну фразочку? – Если есть замечания, мы с Ефимом Борисовичем готовы выслушать, – испуганно пробормотала я. – Переделывать нужно всё, – решительно заявил боцман. – Приём окончен, репетиция в среду в одиннадцать. Кто опоздает, получит штраф, – сообщил Фима и кровожадно блеснул очками. Когда мы остались одни, я разрыдалась. Баянский участливо похлопал меня по плечу. – Успокойся, душа моя, и запомни: нас никто и никогда не будет хвалить, у нас профессия такая. Чем лучше ты напишешь, поставишь, снимешь, тем яростнее тебя ругают. Тем больше найдётся злых и завистливых троллей, которые будут доказывать, что всё сделанное тобой – полный отстой. – Почему ты не поставил на место эту старую вешалку Кухаренко? Это же хамство, швырять рукопись. – Елену Вадимовну трогать нельзя, – погрозил мне пальцем Фима. – Она у нас засракуль. – Кто? – я решила, что ослышалась. – Заслуженный работник культуры, сокращённо – зас-ра-куль. – Мне идти с тобой в среду на репетицию? – Решай сама. Текст они вряд ли выучат. Актёры действительно ничего не выучили, путали сцены и реплики, но не забывали вставить обидные, полные сарказма замечания. – У ваших персонажей слишком правильная речь, так сейчас уже никто не говорит, – упрекал меня боцман-китобой. – Советую вставить пару-тройку современных словечек и солёных шуток. Уберите к чёрту все эти «ах, простите!» и «ох, извините!». – Вы предлагаете вдове профессора консерватории изъясняться на блатном жаргоне? – удивилась я. – А почему бы и нет? – хихикнула Юля-кактус. – Оригинально и в духе времени. – А для меня остаётся загадкой, как Максим Горький написал пьесу об обитателях грязной ночлежки, не употребив ни одного матерного слова, – осмелев, возразила я. Последующие репетиции были ещё хуже. Актёры откровенно глумились над текстом, несли околесицу и демонстративно игнорировали Баянского. В моей душе нарастала паника. Как они успеют отрепетировать пьесу ко дню премьерного показа? Как вообще работать с этой группой более чем странных людей, которые постоянно выясняют отношения, угрожают, набрасываются друг на друга с кулаками и тут же лезут обниматься и целоваться? Кто они? Сбежавшие из дурдома пациенты? Компания подвыпивших шутов? Или хамоватые ломовые извозчики времён Исаака Бабеля? До меня наконец дошло, почему средневековых лицедеев, скоморохов и клоунов запрещалось хоронить на кладбище. Их место было за церковной оградой. Тем временем Фима на моих глазах стремительно превращался в злобного Карабаса-Барабаса из сказки о золотом ключике. Друзья мои, вы полагаете, что этот бородатый владелец кукольного театра – отрицательный персонаж? Я открою вам страшную тайну: Карабас – положительный и где-то даже трагический герой, достойный самого искреннего сочувствия. До крайней степени бешенства его довели все эти сумасбродные Мальвины, злобные Пьеро и психованные Артемоны. Как же мне хотелось вооружиться знаменитой плёткой в семь хвостов и… грязно ругать всех подряд! После генеральной репетиции я подошла к Баянскому и задала вопрос: – Скажи мне, Фима, только откровенно. Разве систему Станиславского отменили? Все эти люди, которые топчутся на сцене, имеют хоть какое-нибудь представление об актёрском мастерстве? Пока это напоминает мне художественную самодеятельность рубероидного завода. Баянский поморщился и тяжело вздохнул. – Когда-то я был близко знаком с одним вором в законе, которому в СССР грозил расстрел за хищение социалистической собственности в особо крупных размерах. Он пять лет симулировал буйное помешательство. Ему поверил самый главный московский психиатр. Вот это и есть великое искусство перевоплощения! Но ты не переживай, будем уповать на то, что эти сукины дети всё-таки соберутся и не ударят в грязь лицом. А потом были премьера, и охапки цветов, и крики «браво!». Елена Кухаренко, которую вызывали на бис раз пять, лёгкой бабочкой влетела за кулисы и силой потащила меня на сцену. – Вот автор этой замечательной пьесы! – громко воскликнула она и, понизив голос почти до шёпота, добавила: – Очень надеюсь, что получу главную роль в вашем следующем шедевре. – Всенепременно, Леночка. Я попыталась улыбнуться самой сладкой своей улыбкой. При этом у меня жутко чесались руки. Так и хотелось придушить эту заслуженную работницу культуры прямо на глазах у зрителей. Но тут из зала мне прилетел огромный букет сирени. Удушение пришлось временно отложить. Галина КОРОТКОВА, г. Одесса, Украина Имена и фамилии героев изменены Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru Опубликовано в №4, февраль 2020 года |