Выключи типичную мать
12.02.2020 19:59
Парню нравится стоять за барной стойкой и писать стихи

Выключи типичную матьЗдравствуйте, любимая газета! Казалось бы, ещё совсем недавно я беспокоилась о выпускном сына, о том, как он начнёт делать первые шаги во взрослой жизни. Но не успела оглянуться, как сын вырос. На прошлой неделе Александру исполнился 21 год, и только тогда я поняла, что моя зависимость от него прошла.

У Саши учёба, работа, и я всегда очень сильно переживала: справится ли он? И ведь не справился, подлец, – оформил в вузе академический отпуск. Видите ли, юношу осенила идея учиться другой специальности. Планировал за год подготовиться, чтобы сдать предметы, нужные для перехода, – ага, свежо предание. В процессе же получилось так: у сына то одна работа время забирает, то другая, а ещё концерты и выступления.

Сейчас мы живём вместе, при этом видимся примерно пару раз в неделю, потому что графики работы не совпадают: если у сына выходной, он возвращается очень поздно, я уже сплю. Но пару раз в месяц мы с ним обязательно куда-нибудь выбираемся, приглашаем друг друга потусоваться. Обычно это происходит так: один другого спрашивает, нет ли желания прогуляться, и если есть, тогда уж отрываемся по полной. Болтаем обо всём на свете: обсуждаем фильмы, книги, просто разговариваем «за жизнь», можем посплетничать и об общих друзьях.

По мнению моей мамы, я пофигистка и мать-ехидна, поскольку полностью «забила» на воспитание ребёнка. Но сын уже совершеннолетний, и что выросло, то выросло. Как по мне, нормальное такое выросло. Пусть у молодого человека нет карьерных амбиций и в быту он довольствуется малым, да и стремления хорошо зарабатывать пока не наблюдается, но не всем же быть карьеристами. Нравится парню стоять за барной стойкой и писать стихи – пусть, кто-то должен и этим заниматься. Да, это мой сын, но он не часть меня. Так что его жизнь – его дело.

Заметила, что с тех пор как Саша стал самостоятельным, моя жизнь заметно упростилась, теперь я могу строить её без учёта интересов ребёнка. Сейчас мы живём, поддерживая нормы общежития, но в основном всё-таки сыну приходится подстраиваться под нас с мужем. И я считаю это справедливым. Он живёт на нашей территории, за коммунальные услуги с парня не беру, полки в холодильнике не делю, но при этом его перемещения не контролирую и от бытовых забот, кроме уборки квартиры, сын освобождён.

Но Саша всегда предупреждает, когда не придёт ночевать или собирается задержаться у друзей дольше обычного. Знает, что я начну волноваться, если после двух часов ночи (сын работает до часу) его не будет дома.

Также Саша спрашивает у меня разрешения пригласить к нам своих друзей. Советуется, когда собирается купить что-нибудь крупное. Может даже попросить меня съездить с ним в магазин. Например, выбирать обувь сын предпочитает только со мной, считая, что я лучше разбираюсь в её качестве.

Когда сын жил с девушкой, всё равно хотя бы раз в месяц выбирал вечер и приглашал меня в кафе поболтать. А его девушка отправлялась на встречу с подругами. Вообще, как я понимаю, общение со мной для него очень важно, поскольку он уверен, что может обсудить любую проблему. Саша хорошо знает: дальше моих ушей рассказанное не пойдёт – я и мужу ничего не скажу, тем более если эта проблема никак его не касается. Однажды Саша признался, что только во мне уверен – всегда можно что-нибудь рассказать, и я умею просто его выслушать.

На моих глазах и при моём участии выросла дочь мужа, сейчас ей 31 год. Думаю, взросление сына проходило куда более адекватно и органично, чем его сестры. Но это, скорее всего, произошло не из-за разницы «мальчик – девочка», а из-за характера и условий воспитания и окружения. На падчерицу всё-таки большое влияние оказывала её мать.

Вспоминаю себя в том же возрасте и понимаю, что у нас с сыном взросление проходило очень похожими ритмами. Единственная разница – в возрасте сына у меня контакта с матерью почти не было, да и в подростковом возрасте особой близости не наблюдалось. А с сыном у нас с поры его младенчества установилась весьма тесная связь, которая сохранялась и в пубертатный период, и до сих пор крепка. При этом он совсем не «мамсик», но мы очень дружим. И с каждым годом дружить становится легче, потому что теперь можем общаться практически на равных. То есть зависимости от сына у меня больше нет, а дружба осталась.

Я очень ждала момента, когда сын станет взрослым. После этого могла снять с себя ответственность за него – признаюсь, она меня всегда слишком угнетала. Поэтому я достаточно легко приняла факт, что у меня остался только совещательный голос. Да и то это право появляется, лишь когда Саша спрашивает моего мнения. Но я обрадовалась, что отныне могу не ограничивать свою жизнь, подстраиваясь под желания сына. А уж когда он начал зарабатывать!..

Вообще, мне очень нравится иметь взрослого сына. Ну а насчёт переживаний… Конечно, порой у меня возникает тревога за Сашу, но я её гашу, напоминая себе: у нас искренние отношения, и в случае возникновения проблем сын всегда может обратиться за помощью, тем более он от меня почти ничего не скрывает. Многие ребята в его возрасте уже живут отдельно, и ничего, как-то справляются. Сыну же проще, чем им, – вроде и независим, но мама рядом, и если понадобится, он всегда получит поддержку.

И ещё появилось понимание: всё-таки не зря воспитывала его столько лет – значит, я далеко не дура. За двадцать лет жизни сын показал себя не самым глупым и беспомощным, так что пусть набивает свои шишки и учится жить.

На днях мы с Сашей ходили в паспортный стол. Племяннику наконец-то сделали постоянную прописку, поэтому потребовалось присутствие всех собственников нашей жилплощади. Вечером я должна была идти в поликлинику по записи, но в паспортном столе освободились раньше, чем рассчитывала. Возвращаться домой смысла не было, а ждать полтора часа скучно. Предложила сыну составить мне компанию, тем более рядом торговый центр.

О боже! Вы не поверите, но мы будто вернулись на десять лет назад. Сначала отправились с Сашей в «Детский мир» смотреть модели «Лего» из серии «Звёздные войны», потом – в соседний магазин с той же целью. Кроме того, оценили массу фанатских моделей героев тех же «Звёздных войн», различных комиксов и ещё кучу всяких прикольных штуковин.

Потом зашли в «Читай-город» и долго смеялись, когда вдруг поймали себя на мысли, что спустя десятилетие мы с Сашей поменялись местами. Сын убеждал, что мне совершенно не нужен пенал с котиками (чистая правда!), и сумочка с котиками тоже без надобности, у меня таких уже три штуки. И блокнотики с котиками у меня тоже есть. Но потом Саша смилостивился и разрешил купить новый чехол для банковской карты и ручку, с котиками, конечно. И ещё купил мне набор шоколадок с котиками – за хорошее поведение, наверное.

Потом мы ели пиццу и болтали. Я вдруг поняла, что со взрослым ребёнком развлекаться куда интереснее, чем с десятилетним, к тому же намного экономнее. Чем старше сын, тем больше я рада, что он у меня есть.

Однажды я просто сказала себе: всё, больше не могу на него влиять, даже если очень захочу. Мои правильные слова Саша, конечно, воспринимает, даже с чем-то соглашается, но всё равно делает по-своему. Когда начинаю зудеть, говорит мне: «Не включай типичную мать». Ну и я вспомнила себя в этом возрасте – тоже своим умом жила. Мама могла лишь наблюдать со стороны, как я то замуж выходила, то разводилась, то уходила из института и поступала в другой. А потом бросила новый вуз, начала работать.

Видимо, в лице сына мне прилетел бумеранг за прежние выкрутасы. Что ж, в конце концов, у меня не самая плохая жизнь, хотя я и не оправдала мамины надежды. Так что у меня есть все основания полагать: пусть Саша живёт не по моим шаблонам и не прислушивается к моим советам и, так же как и я в своё время, предпочитает получать исключительно собственные шишки.

Уверена, сын со всем разберётся, выплывет и справится. А я просто буду находиться рядом и постараюсь заткнуть себя, если на языке завертится фраза «Я же тебе говорила!». Постараюсь поддержать молодого человека во всём.

Всё, вырос ребёнок. Теперь переживай, не переживай – он уже сам с усами.

Из письма Галины,
Башкортостан
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, февраль 2020 года