Кому посвящены самые известные песни
12.02.2020 20:07
КомуЭти песни мы слушаем и поём, но порой не догадываемся, что слова часто посвящены конкретным людям или событиям. Вот несколько примеров, раскрывающих имена тех, кто подарил вдохновение сочинителям и исполнителям.

«Пусть всё будет так, как ты захочешь»

Знаменитый хит группы «Чайф» «Пусть всё будет так, как ты захочешь» содержит одну любопытную строку, которая звучит очень трогательно: «Дети, вашей маме снова семнадцать, вы просто поверьте, а поймёте потом».

Владимир Шахрин посвятил эту песню своей супруге Елене и подарил на её 34-й день рождения.

Они познакомились, когда будущий музыкант был 19-летним студентом строительного техникума, а 17-летняя Лена – тоже студенткой и, кроме того, отличной гимнасткой. Впервые они встретились в спортзале, где девушка исполняла сложную композицию на бревне. Грация и хрупкость этого небесного создания сразили юного Шахрина наповал. Начался бурный роман. Вскоре случилась и свадьба, а за ней последовала долгая супружеская жизнь. Впрочем, жизнь с рок-музыкантом никак нельзя назвать простой и спокойной, но муж и жена преодолели трудности.

В семье родились две дочери. А затем появилась песня. В ней содержится восхищение любимой женщиной, но полностью отсутствует приторность, которая обычно присуща «попсе». Напротив, здесь признание Шахрина звучит очень мужественно.
«Я бы мечтала услышать такое объяснение в любви, в котором брутальность только подчёркивает нежность», – писали женщины. «Я бы хотел суметь так сказать о любви», – признавались представители сильного пола.

Впрочем, название хита, вполне возможно, связано с одной давней историей. Шахрин в своё время был поклонником рок-музыканта Майка Науменко и считал его своим гуру. В одном интервью лидера «Чайфа» спросили, как он осваивал присущий ему музыкальный жанр, и тот ответил: «Я постигал рок-н-ролл по Майку Науменко». Однажды попросив автограф у своего кумира, Владимир вместе с ним получил ещё и надпись на салфетке: «Пусть всё будет так, как ты захочешь!»
Возможно, так Науменко предрёк «чайфам» долгое счастливое существование.

«Школьный роман»

Единственная песня Натальи Штурм, принёсшая ей славу, рассказывает о незрелых чувствах юных мальчика и девочки: «Окончен школьный роман до дыр зачитанной книжкой…» Роман, в общем-то, в песне не описывается подробно. Возможно потому, что в действительности его не было.

Но зато точно известно, что Роман существует на самом деле. Точнее, Роман Аркадьевич Абрамович, а тогда просто Ромка, учившийся в параллельном с Натальей классе московской школы.

Штурм почему-то уверена, что парень был безнадёжно в неё влюблён, но признаться в этом не решался, лишь поедал девушку глазами, провожал до дома, носил портфель и объяснял скучную математику, плохо дававшуюся Наталье. Да, они дружили, «тусовались» в одной компании, гуляли, частенько собирались у Абрамовича дома (он жил у своего дяди). Но Наташе нравился совсем другой мальчик.

Правда, спустя много лет она всё же очень тепло отзывается об Абрамовиче, как тогдашнем, так и нынешнем. Говорит, что, хотя он и был троечником, но проявлял себя как смелый и находчивый парень. Отлично организовывал все школьные вечеринки и совместные походы, причём по собственной инициативе. А спустя годы, став богатым и знаменитым, много помогал бывшим одноклассникам.

Однажды на встрече выпускников Роман Аркадьевич даже попросил составить список тех, кто особенно нуждался в помощи. И финансово поддержал каждого, кто попал в перечень.

Что касается того самого школьного романа, то подтверждения ему никто не нашёл. Так что сам Роман Аркадьевич, скорее всего, даже не знает, что был когда-то влюблён в красивую девочку Наташу Штурм. Он об этом ни разу не упоминал, да и вообще Абрамович крайне редко даёт интервью, а уж обсуждать школьные романы вовсе не склонен.

«Мне нравится, что вы больны не мной»

В нашей огромной стране не найти человека, который хотя бы раз в год не слушает прекрасный романс на слова Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Ведь он звучит в «Иронии судьбы…» с экранов всех телевизоров России накануне Нового года.

Строки этого стихотворения звучат пронзительно и грустно, оно навевает мысли о неразделённой или, может быть, даже запретной любви. Невольно представляется трагический образ одного из самых известных русских поэтов Серебряного века. Густая чёлка, красивые печальные глаза, ужасная судьба…

Кто же тот таинственный мужчина, с которым Марина Цветаева «слегка соприкоснулась рукавами»?

Стихотворение написано в 1915 году, в тот недолгий, к сожалению, отрезок жизни Цветаевой, когда она была счастлива. Тогда рядом с ней находился любимый муж Сергей Эфрон, подрастала дочь Ариадна. А тут и у сестры, Анастасии Цветаевой, разведённой, с маленьким ребёнком на руках, появился поклонник. Его звали Маврикий Минц, он влюбился в младшую Цветаеву и вскоре сделал ей предложение.

Марина была благодарна новоиспечённому зятю за искреннюю любовь к Анастасии, за заботу о ней и ребёнке. И посвятила ему «Мне нравится…», но никогда и нигде не указывала это посвящение. Правда, биографы Цветаевых не исключают, что симпатия Марины к Минцу на самом деле могла быть куда более откровенной. Кто-то из коллег по цеху даже обмолвился, что, похоже, «у сестёр Цветаевых один Минц на двоих».

Слухов ходило немало, так что публично посвящать стихотворение своему зятю Марина Ивановна вряд ли могла. О посвящении Минцу мы узнали лишь много лет спустя, когда Анастасия, будучи уже весьма пожилой дамой, предала его огласке. По её уверению, посвящение было всего лишь знаком дружбы и искренней благодарности.

«Плачут небеса»

Эту красивую песню известный российский исполнитель Тимати (Тимур Юнусов) посвятил Ратмиру Шишкову, своему самому близкому другу, погибшему в автокатастрофе.

Певцу было всего 19 лет, когда случилось страшное ДТП в центре Москвы – на большой скорости одна иномарка врезалась в другую. Шишков, как и Тимати, был выпускником «Фабрики звёзд-4», а затем Ратмир стал солистом группы «Банда». Для Тимати потеря друга стала тяжелейшим испытанием.

Он не только посвятил Шишкову песню, но даже своего сына назвал Ратмиром в честь безвременно ушедшего товарища.

«Я люблю тебя, Дима»

У молодой эстрадной певицы Ларисы Черниковой и футболиста «Спартака» Дмитрия Аленичева в девяностые годы и вправду были близкие отношения. Но сначала появилась песня, которую Лариса посвятила спортсмену, – просто потому, что этот спартаковец тогда был ей очень симпатичен. Лариса сама придумала строчку, ставшую затем названием песни, ведь изначально она носила имя «Мой любимый самолёт».

Потом Лариса на собственные деньги сняла весьма дорогой клип. А познакомились они с Дмитрием ещё позже.

Как-то раз Черникову пригласил в клуб один её приятель и неожиданно попросил спеть «про Диму». Она согласилась, а когда спускалась со сцены, навстречу уже шёл улыбавшийся Аленичев. Вот так друг устроил их знакомство. Футболист тогда только расстался со своей девушкой, Лариса тоже была свободна. Они начали встречаться, их замечали в кино, ресторанах, просто гулявшими по улице. Ну и, конечно, за глаза стали называть женихом и невестой.

Однако публичное внимание к их личной жизни вовсе не радовало ни Ларису, ни Дмитрия. Аленичев, как рассказывают его близкие, вообще очень скромный парень и терпеть не может шумихи вокруг своего имени. Ну а Лариса честно призналась, что их романтические отношения так и не стали серьёзными: «Может, мы и были бы вместе, но у него игры, постоянные тренировки, а у меня концерты. Как существовать, когда мы оба не принадлежим себе, когда наши графики переездов составляют другие?»

Однако Черникова и Аленичев остались хорошими друзьями. Что касается песни, то вроде бы её стали забывать, она навсегда осталась в девяностых. Однако недавно Черникова выступала в «Олимпийском» на вечере «Ретро ФМ», и весь зал принялся скандировать: «Диму! Диму! Диму!»

«Безобразная Эльза»

В начале творческого пути солист легендарного «Крематория» Армен Григорян почти всегда посвящал песни своей группы конкретным людям. Так было и со знаменитой «Безобразной Эльзой, королевой флирта».

Григорян частенько посещал московский пивной бар «Яма» и каждый раз встречал там, мягко говоря, не слишком красивую женщину. Её действительно звали Эльзой, и эту женщину знали и ценили все завсегдатаи заведения. Потому что она была в своём роде незаменима. В любой момент, если парням хотелось чего-нибудь покрепче пива, они обращались к Эльзе. И та умела раздобыть спиртное быстро и, что важно, недорого. В качестве благодарности достаточно было просто налить женщине рюмочку-другую.

И вот однажды лидер «Крематория» выпивал в этом баре с криминальным авторитетом по кличке Кардинал. Тот попросил Эльзу притащить водки. Но время было уже позднее, винные магазины закрылись. Прошёл почти час, и Григорян уже пребывал в печальной уверенности, что деньги Кардинала пропали и выпить больше не удастся. Но тут на пороге «Ямы» появилась сияющая Эльза. В руках она держала ту самую «банку чистого спирта», о которой потом пел «Крематорий».

Где и как «королева флирта» сумела раздобыть медицинский спирт, так и осталось загадкой. К чести Григоряна заметим, что эпитет «безобразная» вовсе не относится конкретно к Эльзе. Пусть она и не блистала красотой, но уродиной вовсе не была, так что это символизирует лишь некий собирательный образ.

«Звёздочка моя ясная»

Даже если сами вы не поёте эту песню, слышать её вам точно приходилось. Трогательная, нежная, очень простая мелодия. Но в ней присутствуют не только нежность и любовь. Оказывается, она посвящена девушке, погибшей полвека назад.

Это связано с историей первого угона советского гражданского самолёта. Дело было так. Минут через пять после отправления рейса Батуми – Сухуми мужчина, сидевший в первом ряду вместе с сыном-подростком, вызвал стюардессу и вручил ей конверт, попросив передать пилоту. Бортпроводница спросила, что там написано. «Прочти и быстро действуй», – резко ответил пассажир. В конверте был приказ немедленно изменить курс на Турцию и прекратить связь с землёй. Мужчина тут же вскочил и показал, что под распахнутой курткой на груди у него граната. Сын же его быстро вытащил из сумки обрез и наставил на бортпроводницу.

В те времена «Аэрофлот» ещё не проводил досмотр багажа и ручной клади, а стюардесс не инструктировали по поводу действий в экстремальной ситуации.

Девушка бросилась к кабине пилотов и, открыв дверь, закричала: «Нападение! Бандиты вооружены!» Одновременно с этим прогремело два выстрела, и стюардесса замертво рухнула на пороге кабины. Террористы, угрожая расправой с экипажем и пассажирами, тяжело ранили бортмеханика, пилота и штурмана. А второму пилоту ничего не оставалось, как выполнить приказ террористов: «Держать берег моря слева. Курс на юг. В облака не входить!»

Самолёт приземлился в турецком аэропорту Трабзон. Террористы сдались полиции, старший выкрикнул: «Вот она, свобода!» Это были первые в истории СССР угонщики – отец и сын Бразинскасы. Их, кстати, не выдали властям Советского Союза, террористам удалось уехать в Америку. Кара, однако, настигла негодяев, но сейчас мы рассказываем не о них. Пусть горят в аду.

Пассажиры не пострадали, их вместе с ранеными доставили в Сухуми. Прислали спецборт и за телом храброй девушки.

Её звали Надя Курченко. Через месяц она собиралась отметить двадцатилетие. А ещё через месяц хотела вместе с родными, друзьями и коллегами отпраздновать свадьбу с Владимиром Борисенко. Они дружили ещё со школы. Парень едва с ума не сошёл, узнав, что случилось с его Надеждой.

Поэтесса Ольга Фокина написала стихотворение-посвящение Наде Курченко, а композитор Владимир Семёнов положил слова на музыку. Так родилась песня «Звёздочка», впервые прозвучавшая в исполнении группы «Цветы» Стаса Намина.

Алла ЗАГВОЗДКИНА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №5, февраль 2020 года