СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Бессмертный полк моей семьи
Бессмертный полк моей семьи
24.04.2020 00:00
Пусть в вашей газете появятся портреты наших близких

БессмертныйЗдравствуйте! Вы уже печатали моё письмо о прадедушке Кононе и прабабушке Марии – о том, как они, ещё почти дети, героически работали во время войны. Тогда же они и познакомились, и полюбили друг друга. Спасибо вам за ту публикацию! («Впереди была интересная жизнь», №7.) Но уже совсем скоро 75-я годовщина Победы, и я предлагаю собрать на страницах самой народной газеты свой «Бессмертный полк». Пусть в ней появятся портреты наших родных, близких и просто дорогих сердцу героев Великой Отечественной.

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась война. Кого-то оставила инвалидом, кого-то осиротила, кому-то раньше времени пришлось повзрослеть, бросить учёбу, встать к станкам и работать наравне со взрослыми. Страшной смертельной бурей прошла она и по нашей семье.

Я пытаюсь представить лица своих воевавших родных. Их много, они мелькают и мелькают. Лицо и две даты: дата рождения, и вторая, от 1942-го до 1943-го. Немножко расскажу о каждом.

Лазарь Давидович Фейгин. Это старший брат моей бабушки со стороны папы, 1923 года рождения. И роковой 1942-й. Тогда он получил ранение, лечился в госпитале, но начиналось наше наступление, на счету был каждый боец, и Лазарь досрочно вернулся в строй. В первом же бою и погиб. В нашей семье даже не осталось его фотографии, только память.

А вот три старших брата моего дедушки со стороны папы – Абрам Соломонович, Леонид Соломонович и Михаил Соломонович Ботвинники. Они родились в Минске. Когда к городу подошли фашисты, все трое старших братьев ушли защищать его, а младшего, моего дедушку, с родителями эвакуировали в Среднюю Азию: уже было известно, что с евреями фашисты обращались особенно люто.

Вот туда, в Среднюю Азию, и прилетели последние весточки о братьях – три листочка с казёнными фразами «В боях под… геройски погиб». Ещё три портрета, на которых не разобрать лиц, только даты – во время эвакуации было не до семейных альбомов.

А вот прапрадедушка Фёдор Андреевич Усольцев, отец моей прабабушки. До войны был председателем колхоза и мог остаться в тылу, но добровольцем ушёл на фронт. В бою под Воронежем он поднял бойцов и повёл в атаку. Шёл впереди всех и был убит одним из первых. Ещё одна похоронка прилетела нашей семье, шестеро детей лишились отца.

А вот 20-летняя девушка в военной форме. Это Аполлинария Евстафьевна Семёнова. В 1941 году она работала фельдшером в деревне, была уважаемым человеком – грамотная, да ещё и доктор. И жених у неё был, предлагал создать семью, это позволяло остаться в тылу, но Аполлинария решила иначе. И вот военный эшелон мчит молодого доктора туда, где её знания так необходимы. С первых же дней на фронте ей пришлось испытать всю тяжесть войны. Враг стремительно наступал, наши войска несли огромные потери. Раненых было очень много. В августе 1942 года их медсанчасть с боями прорывалась из окружения. В том бою – всего в одном бою! – Аполлинария вынесла на себе из-под огня 17 раненых. 17 спасённых жизней только за один день!

Когда она тащила на себе очередного бойца, в неё попал фашистский снаряд. Солдаты не нашли даже фрагментов одежды или обуви, дабы хоть что-нибудь предать земле, – из-за этого её до сих пор не признали погибшей. А матери в декабре 1942 года пришло короткое извещение, что её дочь пропала без вести. Но всё-таки эти слова не похоронка, они оставляли надежду. Доминика Павловна, мать Аполлинарии, до последних дней ждала, что дочь вернётся, и бережно хранила единственную память – фотографию в военной форме и орден Красной Звезды.

Вот шесть портретов дорогих людей, но лицо сохранилось только одно. От остальных – лишь казённые бумаги со словами «убит», «пал смертью храбрых», «мы будем сражаться за него».

Шесть человек ушли из моей семьи на фронт, никто не вернулся. Погибли, защищая Родину. Они были из разных мест: Борисов, Минск, деревни Малая Лая и Якшино. Люди разных профессий, с разными мечтами. Их объединяло одно – желание победить, чтобы жили их потомки, жили все мы, чтобы на земле был мир.

И даже ни разу не видев тех, кто не дожил до Победы, я могу с уверенностью сказать: это были сильные, смелые и честные люди.

Мне говорят, у меня чёрные глаза, как у прапрадедушки Фёдора, нос, как у дедушки Лазаря, любовь к жизни, как у прабабушки Аполлинарии. И для меня они живы.

Из письма Полины Ботвинник,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Фото из личного архива

Опубликовано в №14, апрель 2020 года