Не самый плохой император
04.06.2020 18:44
Не самыйИз всех русский царей у Николая II, наверное, самая плохая репутация. И это понятно, ведь ни на кого из его предшественников при жизни не вылили столько грязи, сколько на последнего российского императора. Попробовал бы кто-нибудь сочинить частушку про Ивана Грозного и не сесть при этом на кол. Нарисовавший карикатуру на Павла или Николая I гарантированно отправился бы в Сибирь. А ко времени Николая II власть потеряла хватку, стала мягче, гуманней… И сразу лишилась уважения общества.

Условия игры

Враждебность к государству и насмешки над его главой стали модными среди интеллигенции, а потом перекинулись и в народ. После 1917 года бывшие подданные уже ничего кроме ненависти и презрения к свергнутому царю не испытывали. Ненависть с годами прошла, а презрение у многих российских граждан сохранилось до сих пор. Несмотря на конец советской власти и причисление Николая к лику святых.

А как по-другому? Раз потерял власть, значит, так ему и надо, неудачнику. Нормальные правители не позволяют себя свергнуть.

Николая Александровича действительно можно назвать неудачником. Но в провалах и несчастьях, которые преследовали императора, его личной вины почти нет. Он делал всё, что было возможно в тех условиях. Живи он в более простую эпоху, считался бы отличным руководителем. Но начало XX века оказалось временем переломным. Мир менялся, земля уходила из-под ног. «Оседлать эпоху» могли только гении и злодеи. Ни тем, ни другим Николай не был.

Что представляла собой Россия при последнем императоре? Самая большая в мире территория, население третье по численности после Китая и Британской империи (включавшей в себя Индию). Высокая смертность, но при этом рождаемость ещё выше, и количество подданных ежегодно увеличивается больше чем на 1 процент.

В 1894 году, когда Николай начал царствовать, в России жили 125 миллионов, к 1917 году стало почти 150. А это значит, что, в отличие от нынешней пенсионерской России, население было очень молодое и, как следствие, агрессивное. Склонное к войнам, бунтам и терроризму. Примерно как в современных южных государствах. При этом большая часть населения – крестьяне, которые обрабатывают свою землю по-дедовски, неэффективно. А размножаются, наоборот, ударными темпами, и, значит, ежегодно земельный пай каждого крестьянина уменьшается, а урожайность не растёт, что неизбежно ведёт к голоду, волнениям и перетеканию населения из деревень в города.

В городах – промышленность, которая развивается гораздо быстрее отсталого сельского хозяйства, но беззаботной жизни работягам – вчерашним крестьянам тоже не обещает. Рабочий день длился 11,5 часов, и это при шестидневке, зарплате в 15 рублей, жёсткой системе штрафов и отсутствии соцпакета. В общем, не шоколад. И особых перспектив для улучшения жизни рабочих нет. Российская промышленность, хоть и развивается самыми высокими темпами в мире, всё равно в несколько раз слабее европейской и американской и может сравниться разве что с какой-нибудь отсталой Японией.

Русские капиталисты беднее западных, а значит, жаднее и менее склонны к уступкам. При этом пожившие в городе пролетарии окультурились, приобрели относительно высокие потребности, да и начали сознавать свою силу – ведь квалифицированных рабочих не так много. И они хорошо организуются для отстаивания своих прав. Это прекрасно понимают революционные агитаторы, которые стараются раздуть экономический протест, перевести его в политический, превратить рабочие организации в боевые.

А бизнесмены недовольны, что не могут влиять на власть. А интеллигенция злобствует, что её к высоким должностям не допускают и что вообще в России не как в Европе. А высшие бюрократы и родственники царя хотят играть по своим правилам. Плюс бездорожье, мешающее развивать экономику и управлять государством.

Это внутренние проблемы, а у страны ещё масса внешних. И все они заплетены в сложную систему, как проводки на бомбе с часовым механизмом.

Николаю II при восшествии на престол исполнилось всего 26 лет. Его папа Александр III рано умер и не успел передать сыну опыт. Так что на рубеже веков юному пацану предстояло разобраться в проводах, пока стрелка часов не дошла до критической цифры. Такая сложная ситуация.

Аз есмь царь

Николая часто обвиняли в слабоволии и необразованности. Это несправедливо. Образование будущий царь получил отличное, спроектированное специально под него. Программа соединяла в себе юридические и экономические лекции с курсом Академии Генерального штаба. Плюс богословие и несколько языков. На английском будущий царь говорил не хуже выпускника Оксфорда, на немецком и французском – слабее, но всё же неплохо. Недостаток обучения, правда, заключался в том, что учителя могли читать лекции, но не имели права проверять, как усвоен материал. Кроме того, слишком широкие знания, как правило, неглубоки.

Что касается безвольности, то мифы о ней родились благодаря хитрости и уклончивости царя. Об этом он сам как-то сказал одному министру:
– Зачем вы постоянно спорите? Я всегда во всём со всеми соглашаюсь, а потом делаю по-своему!

Другой соратник императора написал: «Государь, будучи по природе человеком застенчивым, избегал споров отчасти вследствие болезненно развитого самолюбия, отчасти из опасения, что ему могут доказать неправоту его взглядов или убедить других в этом».

Знающие Николая говорили, что «у него поверх железной руки была бархатная перчатка. Мягкость обращения и приветливость – та оболочка, которая скрывала волю Государя от взора непосвящённых, – создала ему в широких слоях страны репутацию слабого правителя, легко поддающегося всевозможным внушениям… Но внешнюю оболочку принимали за сущность. Император, внимательно выслушивавший самые различные мнения, в конце концов поступал сообразно своему усмотрению».

Главная его слабость, пожалуй, была в искренней вере в самодержавие, в то, что царь должен править единолично, поскольку является проводником Божьей воли на земле. А раз так, любое ослабление царской власти, любая передача полномочий парламенту или правительству является преступлением против Бога. Николаю не хватало приземлённости и здорового цинизма. Так уж его воспитали.

Цепи самодержавия

При этом принцип самодержавия к XX веку безнадёжно устарел. Жизнь усложнилась, один человек, даже самый умный, не мог охватить все её стороны. Ситуация, в которой глава государства может нарушить любой закон, вмешаться в любую ситуацию, становилась вредной и раздражающей, приводила к анархии. Шутили, что «в России нет закона. Есть столб, а на столбе корона».

Причём ограничения власти монарха желали не только революционеры. Освободиться от царской опеки хотели и церковники и аристократы. Даже ближайшие царские родственники – великие князья, которые были самыми независимыми людьми в Империи, – всё равно злились, когда царь пытался их «построить», копили обиды и уходили в оппозицию. Притом что закон, регламентирующий отношения между членами царской фамилии, родился задолго до Николая и в его соблюдении были кровно заинтересованы все Романовы. Ведь каждый из них получал огромное содержание, но претендентов на эти деньги с каждым годом становилось всё больше. Чтобы суммы не уменьшались, количество «нахлебников» необходимо было ограничивать. Поэтому из великих князей по закону исключался тот, кто нарушал правила, например вступал в брак с особой ниже себя.

Это правило было необходимо соблюдать ещё и для упорядочивания престолонаследия. Потомки от неравнородных браков запутывали династическую ситуацию, и путаница рано или поздно могла закончиться войной между претендентами на престол.

Если бы у великих князей работал инстинкт самосохранения, они бы этот закон соблюдали. На деле же царские родственники часто женились как хотели, а от денег и титулов отказываться не желали. И сам Николай, сначала наказывавший ослушников, потом передумывал и прощал. То есть преступал через закон. Он же был Божий помазанник и сам себе законодатель. Ну и просто добрый человек.

Последствия такой политики Романовы пожинают до сих пор. Именно поэтому в их династии нет общепризнанного легитимного лидера.

Эффективный менеджер

Несмотря на то что царствование последнего Романова выдалось беспокойным, за 22 года его правления сделано много полезного для страны. Построена сеть железных дорог, в том числе Транссибирская магистраль. Проведена денежная реформа, благодаря которой курс рубля был устойчивым до самой Мировой войны, да и во время последней обесценился не слишком сильно. Даже после свержения царского режима народ хранил николаевские купюры, предпочитая их керенкам и советским дензнакам.

По инициативе Николая были созваны международные конференции, на которых регламентировались законы войны, обращение с пленными, запрет на использование газовых снарядов, пуль со смещённым центром и тому подобных зверств. Со временем эти договорённости перестали соблюдать. Но всё-таки какие-то зёрна проросли. Появилось понятие «военное преступление».

Под покровительством царя прошла Столыпинская аграрная реформа, более эффективно распределившая земли между крестьянами. Представители левых партий кричали, что на этом переделе нажились кулаки, а множество мелких хозяйств разорились, но даже если так, реформа всё равно выполнила свою задачу. Стране была нужна индустриализация, увеличение городского населения за счёт сельского и создание на селе крупных хозяйств, в которых меньшее количество работников давало бы больше продукции. Эта задача решалась довольно хорошо, но её завершению помешали война и революция.
Именно благодаря Николаю был канонизирован Серафим Саровский, давно почитаемый в народе. Официальная церковь не торопилась с канонизацией, и Николай «продавил» это решение через Священный Синод. А сейчас святой Серафим – один из самых популярных в России святых.

И кстати, начатая при нём Первая мировая война проходила не так уж плохо для России. В 1940-х годах немцы дошли до Москвы, Ленинграда и Сталинграда, а при Николае увязли на Западной Украине и, скорее всего, были бы вскоре отброшены готовившимся контрударом, если бы не пропаганда, разложившая армию и тыл, и спровоцированная ею революция.

Не мозг нации

Противоречий и проблем в романовской империи хватало. Однако Николая погубили не они, а банальный чёрный пиар. А главными злодеями, испортившими репутацию императора, оказались не угнетённые пролетарии и не рвущиеся к власти коммерсанты, а интеллигенты, которые, в общем-то, экономически были не заинтересованы в свержении монархии.

Просто среди образованных людей возникла мода на ненависть к власти. Совершенно иррациональная. Над царём начали издеваться сразу после его восшествия на престол. Сочиняли пасквили, рисовали унизительные карикатуры. На одном из таких рисунков с надписью «Самодержец» голый Николай держал себя руками за член. Это притом что для большинства народа государь ещё оставался священной фигурой.

В газете, находившейся под покровительством ближайших родственников Николая (великих князей), как-то вышел фельетон «Господа Обмановы», где издевательски подавалась история рода Романовых.

Вообще царя, с одной стороны, унижали, старались сделать смешным, а с другой – изображали злодеем.

Прозвище «Николай Кровавый» впервые появилась после Ходынской катастрофы. На празднике в честь коронации в Москве на Ходынском поле готовились раздавать бесплатное угощение. Среди толпы прошёл слух, будто буфетчики забирают себе всё самое вкусное, после чего народ смял полицейское оцепление и, давя друг друга, попёр к палаткам с едой. Погибло и покалечилось более тысячи человек. И несмотря на то что виновниками катастрофы были сами жадные до халявы москвичи, на другой день состоялась студенческая демонстрация, «призванная выразить протест против существующего строя, допускающего возможность подобных печальных фактов». Любопытно, что люди, имевшие прямое отношение к трагедии (то есть сами пострадавшие и родственники погибших), на эту демонстрацию не пошли. Семьи погибших получили от царя по тысяче рублей – огромную сумму, которую простой человек не заработал бы и за несколько лет. Так что у пострадавших претензий к власти не было. А у студентов были.

По России слух пошёл, Николай с ума сошёл

Но главным подарком для политически озабоченного русского «общества» стало общение царской семьи с Распутиным. Тут уж прогрессивные люди получили неиссякаемый источник для сплетен.

Царь – дурак, пьяница и тряпка. У него под носом жена изменяет с Гришкой, а он ничего не видит. Распутин живёт не только с царицей, но и с её дочерями. Распутин опоил царя, зомбировал, превратил в своего раба. Как же такому доверять страну? Потом Распутина с царицей записали в немецкие шпионы, обвинили их в подготовке сепаратного мира с Германией. При этом на царицу-шпионку злились в том числе и солдаты, которым давно надоело гнить в окопах и которые, в общем-то, обрадовались бы любому окончанию войны, неважно, почётному или позорному.

Распутин с царицей, конечно, не спал. Да и вообще, по некоторым сведениям, был импотентом, любившим больше потрепаться с религиозно озабоченными барыньками, насладиться своей славой пророка и целителя. Жена Николая «старцу» действительно верила, сам же царь относился к нему скептически, но с симпатией. Считал его умным мужиком, игрушкой для «повёрнутой» на мистике царицы, но как экстрасенса или политического советника его не использовал. Что, впрочем, не мешало самому Гришке хвастаться среди знакомых влиянием на царя.

Всё это имело роковые последствия для российской монархии. Распутин стал любимым персонажем политиков и газетчиков. При этом мягкая николаевская цензура пресекала публикации, в которых имя Гришки стояло рядом с именем государя или государыни, но те, в которых упоминался один Распутин, запретить не могла. И этого было достаточно. Все ведь давно «знали», что Распутин кукловодит царской семьёй. Репутация Правящего Дома была убита напрочь. Царя презирали правые и левые, интеллигенция и народ. Никакого Божьего ставленника в нём давно не признавали, тем более что и вера в Бога постепенно сходила на нет.

Павел БУРИН

Опубликовано в №46, 2012 года