Девочка с ежедневным гудком
08.06.2020 19:50
Не рано ли знакомить пятилеток с трагическим произведением?

ДевочкаНа страницах «Моей Семьи» нередко затрагивают тему нежелания малышей ходить в детский сад. Критикуют плохих воспитателей, не умеющих подобрать ключик. Да, существуют и такие педагоги. И ещё, на мой взгляд, дело в личности самого ребёнка. Некоторые дети по складу характера одиночки, им в принципе не нравится находиться среди других людей. Сама была такой.

Я шла в детский сад не просто с неохотой, а, как выражалась мама, с ежедневным гудком – плачем могла перереветь даже заводскую сирену, возвещавшую о начале трудового дня. Зато обратная дорога сопровождалась непременными песнями и плясками. Никого не стесняясь, я с воодушевлением исполняла песню про ворона, который «в красных сапогах, в позолоченных серьгах». Прохожие смеялись, видя мой театр одного актёра. А знакомые, попадавшиеся по дороге, понимающе спрашивали:
– Эй, Зойка, смену отбыла? Радуешься, что отработала?

В сад меня определили в четыре года, когда наша семья переехала на новое место, а до этого со мной сидела нянька.

Если смотреть объективно, сад неплохой: тепло, уютно, новая мебель и ковры, много игрушек. Однако это всё меня не радовало. Редко общалась с детьми, к куклам и мишкам почти не прикасалась, сидела в уголке и придумывала сказки. В моём воображении принцы и принцессы танцевали на бесконечных балах. С удовольствием слушала, когда воспитательница читала нам вслух, любила делать аппликации.

Ещё мне нравилось, когда Анна Тимофеевна, пожилой музыкальный работник, разучивала с нами песни. Всё остальное, происходившее в нашей группе, не вызывало тёплых чувств. Особенно я ненавидела тихий час, задолго до него начинало портиться настроение.

Хотя с тех пор прошло много лет, отлично помню: за все два с половиной года мне ни разу не удалось заснуть. Просто лежала с закрытыми глазами, притворяясь, что сплю. Изредка, по праздникам, в связи с утренником, тихий час отменяли, и я чувствовала себя счастливой. Даже дома хвасталась: сегодня мы спать не ложились, значит, и в сад я ходила понарошку.

В нашей группе поменялось несколько воспитательниц. След в душе оставила только Софья Андреевна – эта высокая, стройная женщина казалась мне очень красивой. Как-то раз зимой она подарила нам настоящую сказку, сообщив, что завтра к нам в гости собирается сама Снежная королева и мы должны хорошенько подготовиться.

На другой день Софья Андреевна принесла разноцветные ледяные пластины. Она сама их сделала: добавила гуашь в плоские посудины с водой и заморозила. Эти красивейшие «стёкла» ярко блестели в лучах солнца. На наших глазах воспитательница разбила их молотком. На прогулке мы из этих кусочков разноцветного льда выкладывали лепестки на заснеженных клумбах, получились настоящие цветики-семицветики. Именно такие цветы, сказала Софья Андреевна, растут в парке вокруг дворца Снежной королевы.

А сама королева действительно посетила нас, но оставалась невидимой. Ей очень понравились наши цветы. Об этом воспитательнице прочирикал воробей, вспорхнувший во-о-он с той ветки.

Ах, какой замечательной, волшебной оказалась та прогулка! Ледяная мозаика ещё долго радовала глаз.

Вскоре после этой истории Софья Андреевна нас навсегда покинула – уехала жить в Москву. Я долго по ней грустила и всё чаще просила родителей, чтобы они пораньше забрали меня из сада, хотя другие воспитательницы тоже старались развлекать ребят.

Однажды шефы с завода сделали для нас игрушечный магазин: два небольших прилавка с витринами. Воспитатели тут же заполнили его товарами – небольшими буханками хлеба, яблоками, конфетами и нарядными пирожными. Всё это было выполнено из глины и раскрашено. Также нам выдали игрушечные бумажные деньги и авоськи. Многие дети увлеклись этой новой игрой, но меня она оставила равнодушной.

А после того как по вине педагогов я испортила своё праздничное платье, совсем загрустила.

Мама была неплохой портнихой, порой сама шила мне наряды. Накануне Нового года изготовила из марли платье снежинки. Оно получилось таким изящным, с пышной накрахмаленной юбкой, отделанной серебристым «дождём».

В день праздника воспитатели с утра попросили меня заранее примерить платье, но почему-то потом забыли переодеть, а ведь до представления оставалось ещё много времени. Во время завтрака кто-то из соседей по столу толкнул меня под руку – нечаянно, а может, и нарочно. В результате большая часть киселя из стакана вылилась на мой наряд. Платье, которым я так гордилась, было непоправимо испорчено, а вместе с ним и сам праздник.

В другой раз испытала ещё больший стресс. Во время мероприятия, посвящённого Великой Отечественной войне, педагоги поведали нам о подвиге Зои Космодемьянской, а потом начали читать очерк Петра Лидова «Таня», где рассказано о пытках, которые терпела отважная партизанка. Поскольку я очень впечатлительная, эти подробности вызвали бурю эмоций: стала горько всхлипывать, с трудом сдерживая желание разреветься в голос. Вдруг один из мальчишек показал на меня пальцем и выдал:
– Зойка думает, это она Зоя Космодемьянская и её пытают фашисты. У-у-у, рёва-корова!

Все ребята тут же уставились на меня и принялись громко смеяться. После этого со мной случилась истерика.

Конечно, патриотическое воспитание – дело правильное, но не рановато ли знакомить пятилетних детей со столь серьёзным и трагическим произведением?

Третий случай, совсем уж из ряда вон выходящий, положил конец моему пребыванию в детском саду.

Однажды во время тихого часа я, как обычно, не спала. Лежала тихо, зажмурившись, никому не мешала. Услышала, как воспитатели тихонько разговаривают друг с другом. Решив, что уже скоро подъём, повернула голову в их сторону и посмотрела.
Одна из них, Алевтина Сергеевна, набросилась на меня, грубо закричала:
– Почему не спишь? Сейчас же отвернись к стене и закрой глаза!

Подскочила к моей раскладушке и больно ударила по лбу. Мне стало очень обидно, к тому же после этого сильно разболелась голова. Когда вечером пришла мама, мой вид оставлял желать лучшего. Разумеется, она спросила, что произошло, я всё честно рассказала.

Мама тут же высказала претензии Алевтине Сергеевне, та начала отпираться, мол, ничего подобного не было, девчонка всё придумала. Но мама хорошо знала, что её дочь никогда не врёт.

Большого скандала мама раздувать не стала, но вскоре забрала меня из сада. Почти год, до самого поступления в школу, я находилась дома одна, пока родители работали. Впрочем, я умела себя занимать, мне никогда не бывало скучно: читала, рисовала, играла сама с собой в настольные игры, слушала радио. Особенно мне нравилась популярная в то время передача «Пионерская зорька».

Главное – не нужно было ходить в ненавистный детский сад!

Из письма Зои Бондарцевой,
Московская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №20, июнь 2020 года