Тихий домик на берегу реки
21.06.2020 21:23
Мы отказываемся прерывать работу

Тихий домикМы с мужем – люди деревенские, детство прошло в родной деревне. С малых лет домашняя работа легла на наши плечи, ведь родители трудились в колхозе. Деревенские мальчишки и девчонки очень рано становятся самостоятельными, родители никогда не вникали в наши детские проблемы. Самым позорным считалось пожаловаться им на своих обидчиков. Мы разбирались сами.

До седьмого класса я ходила в ссадинах и синяках, которым никогда не придавала значения. Кажется, родители и не участвовали в нашем воспитании, а на самом деле их ежедневный тяжёлый труд и наше посильное участие в семейных заботах воспитывали лучше, чем пристальное внимание. Мы получили огромный заряд выживаемости, в дальнейшем это очень пригодилось.

С малых лет, когда начала читать книги и смотреть телевизор, захотела изменить свою жизнь: уехать в город, где не надо носить воду на коромысле, заготавливать дрова и сено на зиму, копать и сажать картошку на 25 сотках, чтобы хватило скотине и себе.

В летние каникулы мало того, что домашние огороды были на наших плечах, обязательной являлась практика на школьном участке, где тоже приходилось две недели полоть, поливать, выращивать овощи для школьной столовой. Игры со сверстниками кончались после четвёртого класса. Мать уходила на работу и оставляла нам письменные наказы: что необходимо сделать за день.

Помню, как впервые у более зажиточного хозяина появился телевизор – его ходило смотреть полдеревни. Там показывали совсем другую действительность: в кино счастливые передовики производства в красивой одежде пели и танцевали, любили и ненавидели, радовались жизни.

Мне очень хотелось вырваться из нашей глухомани в большую красивую жизнь – в город, иметь квартиру со всеми удобствами, кататься на каруселях в парке, сплавляться по бурным рекам на катамаранах, подниматься в горы.

И всё это случилось. Уже тридцать лет мы городские жители. Вот же человеческая натура! Сразу по приезде в таёжный город нас поманило на природу, в тайгу. Нам не хватало воздуха, захотелось иметь свой дом, в котором бы всё напоминало о деревне, о трудном, но счастливом детстве.

Сначала муж построил в глухой тайге избушку, куда в свободное от работы время мы с огромными рюкзаками сплавлялись по реке на лодке от ближайшей железнодорожной станции.

Прошло 15 лет, наши рюкзаки с каждым годом тяжелели, а сплав по горной реке становился всё опаснее. Захотелось иметь дом в более доступном месте, куда в свободное время могли бы приехать выросшие дети с внуками.

Как известно, мечты имеют свойство сбываться. Когда я рассказала приятельнице о наших поездках в малодоступный уголок глухой тайги, она дала дельный совет: покупайте недостроенный дом рядом с нами, хозяин-шорец умер, а его жена готова продать.

Когда я приехала смотреть участок, еле пробралась через заросли, валежник и горы мусора. Участок стоял заброшенным около трёх лет, а тайге и одного года хватит, чтобы не осталось и следа человеческих рук.

После осмотра участка, который мне показал сосед, муж приятельницы, я уселась на пригорке у столетнего кедра. Это дерево обладало каким-то магнетизмом. Сомнения, возникшие при осмотре, покинули меня, я сразу влюбилась в это место в окружении кедров-великанов.

Твёрдо для себя решила: остаток жизни хочу прожить в этом чудесном уголке. Меня не волновали ни мусор, ни заросший участок, главное – это место устраивало меня во всём, воплощало все мечты. Заброшенный участок находился на берегу реки, от соседей нас отделяла полоса дикой тайги, рядом – железнодорожная станция, а самое главное – проведено электричество.

Муж поддержал меня, тем более что его не устраивал заработок, не соответствовавший квалификации плотника-столяра, а здесь предоставлялась возможность развернуться. Так и решили: пусть он свои способности и силы применит на достройке дома, а я ещё поработаю, чтобы решить все финансовые вопросы, и пока буду приезжать только на выходные и праздники.

Какое же счастье может доставлять работа! Раньше никогда не испытывала такого чувства, это был просто труд по необходимости. Здесь же я трудилась по желанию.

То лето выдалось как по заказу: продолжалось до ноября, до тех пор, пока мы не сложили печку, не «пустили дым». Сейчас всё ещё удивляемся, как сумели провернуть столько дел в первый год! Четверть строения стояла даже без крыши, не было полов, потолка, окон, дверей. Катастрофически не хватало времени, ведь оно очень быстро течёт, если ты занят работой по душе. Жалко было потерять хотя бы минуту. У меня перед глазами до сих пор стоит сцена: идёт летний крупный дождь, а мы не желаем сделать даже короткий перерыв в работе – муж занимается кровлей, я вскапываю участок.

Так, мокрые и счастливые, мы продолжали трудиться, а потом и дождь кончился. Промокшая одежда быстро высохла на вновь засиявшем солнце.

Что это с нами было? Нам так хотелось побыстрее облагородить этот клочок земли, вот и были готовы трудиться весь световой день. Как будто вся ранее прожитая жизнь оказалась подготовкой к этому счастливому периоду – постройке собственного жилья.

Своим энтузиазмом заразили и детей, они по возможности тоже старались принять участие. Вместе выбрали место для беседки, которую даже не планировали строить, но потом поняли, насколько она необходима: ведь на все праздники, дни рождения она наше основное пристанище.

Следующие годы уже наводили красоту в доме и мансарде. Очень нас порадовал подарок детей: они купили краску для отделки наружных стен и наличников. Мы все взялись за работу, и домик расцвёл! Общая усталость не сказалась на хорошем настроении, результат понравился всем.

Каждый стремился отличиться: кто выпиливал из фанеры салфетницы, кто сделал панно с павлином, кто привёз с курорта сувенир – сову, она сразу же нашла себе место перед главным входом, дабы мудрость не обходила наш дом; там же обосновалась и старая подкова на счастье, которую нашёл зять. Внучки рукодельничали: одна смастерила оберег из мулине, другая вышила салфетку на божницу, где стояла иконка.

Очень пригодились памятные для нас половички – мамы ткали их нам в приданое. Но в городской квартире им не нашлось места, не вписывались в современный интерьер. А здесь, в деревянном доме, смотрелись отлично, особенно хорошо красовались на лавке, которую муж смастерил вдоль всей стены.

После ревизии шкафов в городских квартирах осталось много ненужных вещей. Всё пригодилось – я наплела красивых ярких ковриков, которые зимой служили отличным утеплителем на полу.

И, конечно, когда речь заходит о доме, обязательно вспоминается выражение «домашний очаг». Воистину это самое главное! У нас камин с плитой находятся в самом центре дома. Печь делит кухню, прихожую и столовую без всяких перегородок, а кушетка, установленная рядом с ней, стала любимым местом всех, кто у нас бывает.

Всех порадовали изделия из кедра нашего дедушки, отца мужа: он сделал большой стол со скамейкой. Всё подогнал таким образом, что, когда нет гостей, стол задвигается за лавку, скамейка полностью «уезжает» под стол, в результате остаётся много свободного места, комната не загромождена.

Когда зимой все съезжаются, то спокойно умещаются за этим столом, а в летний период мы устраиваем застолья в беседке у мангала, где всегда получаются прекрасные шашлыки, а также полюбившиеся всем плов, шурпа и лагман в казане.

Теперь трудно даже представить, чем бы мы занимались, не будь нашего домика, уголка под солнцем.

С каждым годом это место преображалось: вместо некогда захламлённого участка земли с множеством помоек появился спланированный, облагороженный участок.

В последующие годы мы с большой любовью построили баню, сарай и туалет, оградили участок. Причём частично муж сделал ограждение из кустов ивняка, получилось замечательно, как говорится, дёшево и сердито.

Конечно, наш компактный домик не идёт ни в какое сравнение с особняками богатой элиты, но зато не требует никаких хлопот и больших финансовых затрат. Тайга кормит нас грибами и орехами, черемшой, разнотравьем. Чай, заваренный после бани, не уступит дорогостоящим импортным напиткам.

А сколько радости нам приносит река, текущая сразу же за огородами! Утром каждый из нас первым делом выходит на берег посмотреть на туман, поднимающийся от воды.

Когда живёшь на природе, всё твоё время спланировано и ты постоянно занят, нелепыми кажутся эти ежедневные телевизионные скандалы, никчёмные претензии к государству, а не к себе, живущему и ждущему, что кто-нибудь придёт и сделает, наведёт порядок в стране, в твоей квартире, на твоём участке.

А не попробовать ли это сделать самому, отбросив лень? Это только в сказке Емеле всё досталось даром, а в жизни лишь труд – основное мерило человека. А труд на себя – источник радости и счастья.

Из письма Веры Л.,
г. Междуреченск, Кемеровская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №22, июнь 2020 года