СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как Михаил Задорнов поссорился с целым городом
Как Михаил Задорнов поссорился с целым городом
23.07.2020 22:35
ЗадорновГоворят, обидеть художника может каждый. Но редко вспоминают, что сами художники обижают людей куда чаще. Ведь у них огромные возможности. Простому человеку соревноваться с деятелем культуры – как малолетке драться с профессиональным бойцом. У работника культуры мускулы языка прокачаны. Его голос гремит через ТВ и газеты. Мастера искусств порой унижают целые народы. Однако даже на этом фоне десять лет назад в России случилось исключительное событие. Сатирик федерального значения Михаил Задорнов, как взбесившийся танк, «наехал» на целый город. Оскорбил жителей и в ответ на их возмущение дал ещё несколько залпов. Поступок был настолько несправедливым и глупым, что люди до сих пор не понимают, как это произошло. Попробуем разобраться.

«Какой быдлятник!»

Скандал случился в марте 2010 года, когда Первый канал выпустил программу, где Задорнов рассказывал о своём путешествии по России. Выступление было смешным и остреньким, высмеивающим недостатки широких групп людей, но так, чтобы никто конкретный не обиделся. Всё как обычно. Но десятиминутный фрагмент этого выступления произвёл непредвиденный эффект. В нём сатирик обижал, унижал и высмеивал город Владивосток.

Казалось бы, ну что особенного. Сатирик язвит. Работа такая. Однако ни до, ни после Задорнов себе такого не позволял. Да, он повторял, что «американцы тупые», но сами-то американцы этого не слышали и не подозревали о существовании столь дерзкого разоблачителя.

Он стебался над русскими, но русских много, и никто не принимал сатиру на свой личный счёт. Тем более что стёб был скорее лестью. В монологах Задорнова жители России выглядят дерзкими, сметливыми, щедрыми, бескорыстными. Вроде высмеивает, но, по сути, нахваливает.

Однако в описании Владивостока всё зашло слишком далеко.

«Во Владивосток надо ездить, чтобы понять, как не надо жить… Владивосток мы проиграли абсолютно. Ни российскую, ни местную историю здесь не знают. Раньше это был город романтиков, офицеров, моряков. Сейчас полностью лёг под иностранца. Превратился в базар. Купить машину в Японии и перепродать – все их мечты. Праворульное мышление. Главный враг «Владика» – «АвтоВАЗ». Когда правительство ввело пошлины на иномарки, местные вышли на демонстрацию. Их поддержали проститутки – «не хотим работать в «Жигулях»!» Вся молодёжь корчит из себя бизнесменов. Всё время говорят по телефону. Везде играет попсовая музыка. Я таксисту говорю: «Поделись, какая у тебя песня любимая». Вынул записную книжку. Думаю, щас подарок будет, надо записать. Я не смог записать! У меня почерк затрясся, когда он процитировал свою любимую песню: «Мы поднимаем якоря, уходим в дальние края, а наши девушки уходят в матеря…» Что сделали с молодёжью в нашей стране! Какой быдлятник!..»

Стоп! Там ещё много похожего, но давайте разбирать по частям.

Над кем смеётесь?

Начнём с последнего фрагмента. Вот эта песня, которую Задорнов высмеивает как образец «быдлятника», – слегка искажённый текст «Песни моряков» рок-музыканта Александра Ф. Скляра. Профессионально сделанная песня, со стильным чёрно-белым клипом. Отличная вещь.

Это, безусловно, не попса, а довольно сложная музыка. То есть у таксиста из «Владика» неплохой вкус. Хотя он имеет право любить и настоящую попсу вроде Газманова. Может любить Петросяна или того же Задорнова. Ничего дурного в этом нет, и никто не смеет его за это упрекать в «быдлячестве». Попса – это популярное и простое. В общем, народное.

Глумиться здесь не над чем. Но Задорнов, рассказывая, делал издевательские паузы и смысловые ударения со своим характерным похрюкиванием, играющим роль закадрового смеха. Как бы показывает зрителю, где надо ржать. И загипнотизированный этими нехитрыми трюками зритель ржал, не понимая, что унижают его самого. Нормального простого человека.

Чем ещё провинился Владивосток? Праворульное мышление? «Купипродай» и китайские «помогайки»? Барыги, думающие только о деньгах, вместо «романтиков, офицеров и моряков», которые населяли город лет тридцать назад?

Ну, во-первых, взрослые люди бывают романтиками обычно лишь в романах и кино. А в жизни такой типаж выглядит совсем иначе. Как дурачок или маньяк.

Во-вторых, как можно обвинять бывших рыбаков, подводников и морских офицеров, которых государство выучило, а потом бросило? Срезало надбавки, сократило должности, закрыло предприятия. Заставило выживать кто как может. Было бы лучше им погибнуть, чем сменить профессию и превратиться в «барыг»?

Да, страна должна поддерживать свой автопром и снижать конкурентоспособность импорта с помощью пошлин. Это нормально. Но как не понять людей, для которых переправка японских машин является хлебом?

Проповедовать романтику удобно, если ты зарабатываешь на ней как литератор. Но жизнь сложнее.

Город патологического креатива

Далее сатирик называет Владивосток «городом патологического креатива» и издевается над вывесками, объявлениями, строками в меню: «Названия магазинов и кафе здесь почти все – слова-уроды… Детский магазин «Хеппи бэби»! То есть бэби хапнул… (Гогот публики.) «Риал мен». (Хихиканье.) Японский магазин называется «Фукуруму»… Магазин обуви итальянец держит – «Башмачини». (Хохот.) Ягоды здесь называют гонобобель!.. Гонобобель – это болезнь, ребята…»

Опять остановимся. Гонобобель, или гоноболь, – всего лишь устаревшее название голубики, и это слово не является заимствованным. Оно образовано от выражения «прогонять головную боль».

Обувной магазин «Башмачини» – неплохое название, если речь об итальянской обуви. Фукуруму – русское название японских куколок, аналогов матрёшки.

Можно, конечно, над этим посмеяться. Как юмор это имеет право на существование. Все вот эти «тирамису – ковырять в носу» и прочее. Туповатый, попсовый, но юмор. Народу нравится. Люди пришли на концерт, заплатили деньги за то, чтобы им пощекотали пятки. Нормально, если только не привязывать дурацкие каламбуры к конкретной местности и её жителям.

Сами жители Владивостока наверняка бы тоже поржали над «Башмачини» и «Хеппи бэби», если бы это не подавалось как образец их собственной глупости и неграмотности. Именно их! Ну представьте, что кто-нибудь пошутит так, например, насчёт вашей мамы. С упоминанием имени и фамилии. Совсем другой аромат у шуток появится, не так ли?

Крутые и проститутки

В выступлении также имеется издёвка над местной молодёжью, которая поехала с Задорновым в тайгу. Сатирик вроде ехал впереди на «Волге», а его спутники – на иностранных внедорожниках. «Волга» якобы прошла, а джипы застряли. «В какой-то выбоине. Вышли, что делать, не знают. Спорят – правее, левее. Я подошёл: «Ребята, вы в тайге, а не в постели. Подложите камень!» А пацаны такие крутые. Шеи накачаны, уши накачаны, пятки накачаны. Подбородки двойные…»

В документальном фильме Задорнова о путешествии по Дальнему Востоку этот эпизод есть. Джипы местных «пацанов» остановились не у «какой-то выбоины», а перед высоким порогом. Никакой «Волги», на которой будто бы проехал юморист, в кадре нет. Камень под колёса авто действительно подкладывают, причём видно, что это явная постановка. Все участники договорились, что гость покажет своё умение выбираться из трудной ситуации.

Разговор с пацанами вполне уважительный. Ни малейшего намёка на издёвку. На двойные подбородки и накачанные уши. Оно и понятно. За такие шуточки, высказанные в глаза, сатирик мог и получить. За что он впоследствии так высмеял местную молодёжь, которая отнеслась к нему вполне дружелюбно, – трудно понять.

Вообще выступление юмориста в самом Владивостоке никак не задевало местных. Задорнов шутил о Пугачёвой и Галкине, Бабкиной и Моисееве. Он не пытался обидеть сидевших в зале. А всё, что думает о них, отважно высказал через полгода, в Москве.

Самым оскорбительным стал отрывок о женщинах Владивостока.

«Большинство женщин одевается согласно дешёвым гламурным журналам, у них стразы – везде. То есть все девушки во Владивостоке выглядят как проститутки. Я в девять утра вышел из гостиницы. Думал, что это женщины лёгкого поведения возвращаются с работы. А это, оказалось, приличные женщины идут на работу».

Понятно, что выступление взорвало город. Восстали и стар и млад. Задорнова просили больше у них не появляться, все обиделись нешуточно. Вдобавок это наложилось на традиционную нелюбовь жителей Дальнего Востока к Москве.

Посыпались злые письма, заметки в газетах. Одна из местных журналисток даже подала иск к сатирику. Сказала, что на выигранные деньги готова купить Задорнову билеты в кругосветный круиз, чтобы тот как можно дольше не появлялся в столице Приморья. И это вполне добродушная реакция.

Казалось бы, для Задорнова – повод отшутиться. Но он дал сдачи всерьёз, издевательски и злобно, даже не считаясь с полом противника.

Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!

Ответ на своей странице в интернете сатирик начал так: «Наша Отчизна ещё долго не оскудеет дурачьём». И продолжил: «Есть замечательная русская пословица: правда глаза колет. Конечно же, оскорбились в первую очередь те, кто себя узнал.
…Во Владивостоке много интеллигентных и образованных людей. Им очень трудно жить в этом городе, и многие из них его покидают. Этих людей мне особенно жаль.

…Одна журналистка дошла до того, что хочет подать на меня в суд. Мол, Задорнов всех женщин назвал проститутками, а на самом деле – не все проститутки, а есть приличные. Интересно, как она будет доказывать в суде, что приличная? Свидетелей позовёт?.. Я понимаю, что ей очень хочется стать известной. Видимо, по её узкоумственному мышлению, известной женщина может стать только за счёт мужика. Думаю, суд будет аншлаговый, и она своего добьётся – известной станет бесспорно.

…А лучше всё-таки поучитесь грамотности. Тогда поговорим на равных. А то как-то обидно получать письма от шняги. Кстати, можно подать на меня в суд за то, что я назвал авторов некоторых писем шнягой (подчёркиваю, не всех писем, а некоторых). В суде будете доказывать, что вы не шняга. Очень хотелось бы посмотреть на этот процесс!»

То есть перспективы тяжбы обнаглевшая знаменитость, с его деньгами и связями, оценила совершенно трезво и цинично. Понимая, что «терпилы» ничего не докажут. По сути, предложила маленьким людям заткнуться и утереться после плевка вышестоящего.

Но ещё более отвратительно выглядели поклонники Задорнова, набежавшие поддержать своего кумира на его странице.

Секта Задорнова

О поклонниках Михаила Задорнова разговор отдельный. Речь не просто о тех, кто ходил на концерты и смеялся над его шутками. Это нормально, таких много. Но есть группа фанатов, воспринимающих своего кумира совсем без критики. Называющих талантливого юмориста – великим писателем. Принимающих его тексты за пророчества. Это, по сути, секта. При жизни сатирика они верно служили ему, бросаясь в любой спор с его участием.

Если не лень, посмотрите как-нибудь записи задорновских концертов без звука. Обратите внимание на публику в зале. Особенно на женскую половину. Только интеллигентные женщины могут так изображать понимание – чуть приподнятые брови, лёгкий наклон головы к плечу и какая-то потусторонняя глубина в очах. Лица выглядят так, будто женщины находятся на службе в храме. А ведь перед ними стоял обычный человек. Артистичный, острый на язык, умеющий заметить смешное. Но не глубокий, не особо умный и не благородный.

И как легко их восторг переходил в агрессию! Как они начали оправдывать своего эстрадного божка и лаять на тех, кого тот обидел! Вот цитаты.

«Если публика обижается на вполне обоснованную критику, то автор найдёт себе другую публику, а вот вы себе другого Михаила Задорнова не найдёте!»

«Михаил Задорнов всего лишь называет дураков дураками, а проституток – проститутками. Что в этом плохого? Он же не обзывает лично вас (конечно, если вы не относитесь к вышеуказанным категориям)!»

«Иногда людям надо давать оплеухи. Чтобы захотели совершенствоваться. Ну, правда. Кто-нибудь им должен сказать, что они идиоты? Ведь есть среди них такие, которые считают себя светочами. Михаил Николаевич отхлестал их и правильно сделал…»

Уже после смерти Задорнова эта публика всерьёз утверждала, что тот буквально «погиб на фронте сатиры. Его убили враги, облучавшие его мозг из специальной лучевой пушки, вмонтированной а телевизионную камеру. Ведь Михаил Николаевич точно раскусил сущность США, и они ему этого не простили!»
Вот это уровень! Но Задорнову такая публика нравилась. Он почему-то не обвинял её в глупости и безграмотности.

Бумага не краснеет

Так что же всё-таки стало причиной странного поступка юмориста? Почему он поссорился с жителями дальневосточного города?

Дело оказалось семейное. Сейчас уже мало кто знает, что отец Михаила Задорнова, Николай Павлович, тоже был писателем. Точнее, не тоже, а просто был. Настоящим, а не эстрадным. Автором исторических романов о заселении Дальнего Востока, о морских экспедициях и путешественниках. Звёзд с неба не хватал, но его романы увлекательны, познавательны и добротно сделаны. По ним можно учить историю российского Дальнего Востока.

Нашумевшая поездка Михаила Николаевича во «Владик» проходила в рамках его тура, посвящённого юбилею отца. Сатирик побывал на Камчатке, Сахалине, в Хабаровске. Последним пунктом значился Владивосток. Михаил Николаевич повсюду устраивал для местной молодёжи конкурсы на знание истории края вообще и книг своего папы в частности. Даже денежные призы раздавал за хорошие ответы.

И так вышло, что именно во Владивостоке люди оказались равнодушны к упомянутым произведениям. Историческими знаниями не блеснули, хотя вряд ли они отличаются в этом от любого среднего землянина. А Задорнов завёлся. Обиделся не столько за державу, сколько за честь семьи. Затаил злобу и через полгода отомстил «неучам». Оказавшись на безопасном расстоянии.

Забавно, что Задорнов-старший не особо ценил творчество сына. Не считал своего потомка грамотным и пытался убедить, что мир не так прост и одномерен, как тому кажется. Но не упрекал его. Даже утешал, объясняя, что «дураком тоже можно прожить вполне порядочную жизнь. Тем более с такой популярностью, как у тебя! Ну, будешь популярным дураком. Тоже неплохо. За это, кстати, в любом обществе хорошо платят!».

Так что каждый от жизни получил своё. Задорнов-старший – удовлетворение от своих изысканий и признание узкого круга специалистов. Задорнов-младший – деньги и популярность. А обиженные им горожане немного подулись, а потом выпустили туалетную бумагу с лицом сатирика, назвав её «задоринка».

И продолжили гонять машины из Японии.

От редакции. Текст написан до начала известных событий в Хабаровске.

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2020 года