СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк У вас должны быть свои мальчики
У вас должны быть свои мальчики
25.07.2020 17:00
В этот момент и разразился скандал

У вас должныЗдравствуйте, уважаемая редакция любимой газеты! Хочу поделиться с вами историей, произошедшей со мной на днях. Правда, она пока не закончилась, я ещё не получила на руки документы об увольнении.

Я на пенсии, решила подработать. Во время карантина предложений было немного – выбрала торговый центр растений недалеко от дома. Меня взяли комплектовщицей заказов в интернет-магазин.

Сам торговый центр собственного склада не имеет, весь товар находится в залах. Именно отсутствие склада создаёт главные трудности в нашей работе – ТЦ ничего не получает от продаж интернет-магазина, поэтому отношение к его сотрудникам соответствующее: бегают тут всякие, товар перелопачивают, надоедают вопросами, что где лежит, да просьбами помочь.

На самом деле персонал ТЦ – в основном женщины среднего возраста – очень радушный, всегда готовый помочь.

В общем, работа в интернет-магазине тяжёлая и нервная, особенно в нашей смене. Но я постепенно освоилась, мне стало нравится: солнце, воздух, цветы…

Правда, смущало, что зарплата намного меньше обещанного и что трудовой договор в одном экземпляре, да и тот лежит в отделе кадров. Ну я-то пенсионерка и работать пришла скорее из любопытства, чем из необходимости. Но и тут обидно – оформили меня «в белую», значит, доплат от государства не получу. А полученная на руки зарплата за вычетом подоходного налога ну никак не компенсировала мои издержки. Кроме того, возникли подозрения, что и отчисления в Пенсионный фонд за меня бухгалтерия не делала, а клала себе в карман, однако проверить это я ещё не успела. Ладно, это так, к слову.

Тем не менее график «два через два», есть где перекусить (обед с собой), бесплатная парковка, а для «безлошадных» заказной автобус. В общем, условия неплохие, и я решила работать до конца осени, как указано в договоре.
Но тут произошло событие, о котором и хочу рассказать.

Устроилась к нам женщина, моя ровесница. Спокойная, неторопливая. Воцерковленная, очень доброжелательная, ко всем приветливая. Так же как и мне, ей пришлось очень тяжело.

Через пару дней этой сотруднице достался очень тяжёлый заказ – в буквальном смысле: грунт в мешках, объёмные горшки. Она позвала грузчика торгового центра, русского, тоже новенького, как и она, – тот помог погрузить и вывезти товар на склад тележкой-рохлей на поддоне.

Другую часть товара грузчик вывез на тележке ТЦ, за что ей выговорили продавцы: грузить и вывозить товар ты должна сама, без помощи грузчика торгового центра. То есть грузчики – это сотрудники ТЦ, а никак не интернет-магазина.

Когда коллега сделала резонное замечание, что тяжёлое ей не поднять, в ответ просто пожали плечами: у вас должны быть свои мальчики. Но в ту смену мы работали с ней вдвоём!

Здесь необходимо сделать небольшое отступление насчёт грузчиков в торговом центре.

Конечно, это тяжёлая работа. Я спросила у одного из них, молодого армянина, тоже устроившегося одновременно со мной, – сколько он получает? Он назвал совсем крохотную сумму для молодого мужчины – 150 рублей в час, минус подоходный налог. Поэтому грузчики меняются постоянно, никто подолгу не задерживается.

Но два грузчика работают в ТЦ постоянно. Один – узбек, о котором дальше пойдёт речь, и его начальник, тоже из южной республики бывшего Советского Союза. Они работают каждый день, без выходных, не имея возможности уехать на родину (карантин).

Подозреваю, но не утверждаю, – живут и ночуют тоже здесь, в торговом центре. Догадываюсь, что и платят им больше, но часть этих денег они оставляют в ТЦ, так сказать, за прописку и проживание.

Когда я только начала работать, тоже обратилась к ним за помощью. Они отмахнулись: у вас должны быть свои грузчики. Да, в тот момент у нас в интернет-магазине подрабатывал молодой русский парень, но он уволился, и в нашей смене остались мы, две бабушки. Две бабы.

Итак, русского грузчика у моей сменщицы забрали. Она попросила другого, узбека, показать, где находится торф, который он должен был привезти со склада в торговый зал. Тот отмахнулся:
– Торф на улице. Но я тебе его не привезу: он запакован, а если вскрою упаковку и пойдёт дождь, торф намокнет, станет неподъёмным. Мне будет тяжело его везти.

Да, но товар-то нужен для интернет-магазина! Взвинченная сменщица обратилась ко мне за помощью, вдвоём мы нашли нужный товар на уличной площадке, вскрыли упаковку, достали торф, заклеили упаковку снова, погрузили торф на тележку и привезли на площадку интернет-магазина. В этот момент и разразился скандал.

Товаровед ТЦ обрушилась на мою сменщицу:
– Как ты смеешь просить моего грузчика! Грузчик торгового центра – моя собственность. Я – товаровед всего ТЦ, а вы работаете в интернет-магазине, не смейте ничего требовать от моего грузчика! Вы можете только вежливо попросить, и он, может быть, подсобит вам, когда будет свободен.

Она так орала, будто этот узбек – её мужчина, а не просто сотрудник, словно кто-нибудь покушался на него как на мужа или любовника.

Сменщица не сдержалась, повысила голос. Да и я высказала всё, что накипело. На вопли товароведа, почему мы забрали товар с улицы, а не из зала торгового центра, ответила, что в зале его нет.

Наша менеджер, закрыв уши, орала, что мы мешаем ей заполнять накладные, но никак не заступилась за мою напарницу. Орали все. Но крик продолжался недолго: нам всем стало стыдно, в итоге разом смолкли и погрузились в свои дела.

Я осталась в глубине склада и увидела, что буквально через пару минут после скандала грузчик-узбек поднялся со своего насиженного места, отправился на улицу и повёз поддон с торфом в зал.

Подумала: эх ты, вывез бы на пятнадцать минут раньше – никакого скандала бы не было.

Вот так некрасиво закончился этот рабочий день.

Назавтра у меня был выходной, мы с напарницей не виделись. А потом случилась беда.

Мы снова работали с ней вдвоём. Я ушла за растениями на открытую площадку, она искала товар в зале. До обеда я пробыла на улице, сменщицу видела мельком пару раз. Услышала только, что её вызывают к директору. «Наверное, получить зарплату», – подумала я.

А уже после обеда увидела свою сменщицу почему-то в белой футболке, а не в чёрной, в которой она работала.

На моё удивление она ответила:
– Ты что, ничего не знаешь? На меня напал грузчик.

Я опешила, растерялась:
– А твою футболку… Порвал?

Сменщица кратко рассказала, что этот грузчик, узбек, начал проявлять к ней агрессию. Что уж там конкретно произошло, не знаю, но он стал её оскорблять – женщину, годящуюся ему в матери. Она ни разу не нагрубила в ответ, но его уже было не остановить, набросился на неё с кулаками. Никто из сидевших на складе ей не помог. Наша менеджер уткнулась в бумаги, товаровед так и сидела на своём месте.

Но напарница не растерялась и вызвала полицию.

Полицейские приехали быстро – наверняка дежурили неподалёку. А к ним навстречу, напарнице наперерез, не давая ей и слова сказать, вышел замдиректора торгового центра. Все переговоры с полицейскими вёл он, выгораживая грузчика и всё начальство.

Моей напарнице не дали ничего объяснить. Вскоре после того, как полицейские уехали, её вызвали в кабинет и заставили написать заявление об увольнении, не дав доработать даже этот день, поставили часы к зарплате только до обеда. Велели забрать документы через сутки.

Охранники торгового центра, ставшие свидетелями этого конфликта, собрали ей деньги на такси. Я попрощалась с ней у входа в ТЦ. Мы обнялись, а она пообещала, что просто так это дело не оставит, постарается добиться справедливости – обратится в прокуратуру.

Мимоходом я услышала, как замдиректора учил грузчика, что говорить, когда его вызовут для дачи показаний: «Она на тебя напала, понял?» Я постаралась остаться незамеченной.

Проходя мимо грузчика, вжимала голову в плечи, ожидая удара. Твёрдо решила написать заявление об уходе – опасалась уже не столько за своё здоровье, таская мешки и горшки, сколько за свою жизнь. Так и хотела написать в официальной бумаге.
Хорошо, что позвонила подруга, предложила работу, и я уволилась по собственному желанию.

Этот частный случай показал все беды нашего общества. Бесправие и униженность простых людей. Незавидные условия пенсионеров, особенно женщин. Тяжёлое положение мигрантов. Несправедливость в оплате труда. Агонию бизнеса и желание спасти его любой ценой. Незащищённость нас, простых граждан, от любого проявления агрессии.

Кстати, грузчик-армянин уволился одновременно со мной.

Из письма Маргариты Морозовой,
Московская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №29, июль 2020 года