Валера вяжет кофточки
26.08.2020 14:45
И перестал орать на детей и жену

Валера вяжетДорогая редакция! Вы объявили о начале очередного конкурса. Не знаю, подойдёт ли вам эта давняя история: я услышала её в начале 1990 года от случайных людей. Застряла тогда в аэропорту – из-за резкого ухудшения погоды авиарейсы задерживались. Идти никуда не хотелось, вот невольно и слушала беседу двух приятельниц, сидевших рядом. Женщины разговаривали довольно эмоционально, и, надо сказать, та история произвела на меня впечатление. Речь шла о семье их общих знакомых, состоявшей из мужа Валеры, жены Наташи, сына-школьника Паши и пятилетней дочки Маши.

Наташа работала в бухгалтерии на фабрике, Валера – мастером в цехе на крупном заводе. Проблемы в семье начались именно из-за работы мужа. В конце 1980-х – начале 1990-х уже начали проявляться признаки катастрофы в экономике: продукты продавались по талонам, ощущались перебои со снабжением многими промышленными товарами. Между предприятиями рвались производственные связи.

На заводе, где работал Валера, появились проблемы с поставкой сырья, в результате рабочие часто сидели без дела, получая зарплату как за простой, и вымещали на мастере своё недовольство снизившимися доходами.

А начальство беспомощно разводило руками и только требовало от мастера, как и в прежние времена, выполнения плана. Валера оказался меж двух огней: с одной стороны недовольные рабочие, с другой – начальство. Каждый день он приходил с работы взвинченный, всё его раздражало, орал без повода на жену и детей. Наташа, имевшая терпеливый и покладистый характер, вначале пыталась справиться с ситуацией, но получалось неважно.

Понимая, что у мужа совсем плохо с нервами, с трудом убедила его обратиться к врачу. После долгих уговоров Валера согласился, врачи диагностировали нервный срыв и положили его в стационар.

Лечился он месяца два. Когда выписывался из больницы, пожилая врач ему сказала:
– Ну что же, молодой человек, мы вас подлечили, но ведь вы после выписки снова попадёте в ту же среду, где и получили нервный срыв. Мой вам совет: найдите себе какое-нибудь занятие, которое вас как-нибудь успокаивало бы и отвлекало. Например, хорошо помогает вязание.

Валера вернулся домой, с усмешкой рассказал жене о рекомендации врача и вскоре вышел на работу. Прошла неделя, другая, и всё опять стало возвращаться на круги своя.

За время отсутствия Валеры ситуация на заводе только ухудшилась. Он вновь возвращался домой злым, вымещал гнев на семье.

И вот однажды, когда Наташа мыла посуду на кухне, она услышала, как муж в очередной раз орал на детей. Тут из комнаты выскочил сын, схватил куртку и ринулся на улицу. Выбежавшая вслед за Пашей дочка испуганно спряталась за мать. А из комнаты вслед за детьми вышел злющий Валера.

Нервы у Наташи не выдержали, она грохнула в раковине посудой и в ярости сказала мужу:
– Ну всё, хватит, сколько можно из нас души вынимать! Мы что, железные, терпеть все твои нападки? Давай разводиться. Дети тебя уже боятся.

Валера ничего не ответил, вернулся в комнату и весь вечер молчал.

На другой день он так же молча собрался и ушёл на работу, а вечером вдруг обратился к Наташе с просьбой показать ему, что это вообще за занятие такое – вязание.

Наташа немного умела вязать, но это рукоделие её не увлекало, и так было полно забот и хлопот. Хотя спицы и несколько клубков пряжи в доме имелись. Она показала мужу, как начинать вязание, как провязываются лицевые, изнаночные петли, накиды.

И Валера стал учиться. Сначала выходило плохо: руки, не привыкшие работать с тонкими спицами, никак не хотели их держать. Нитка при вывязывании петель тоже не желала лежать на пальце и норовила с него соскользнуть. Пряжа путалась, петли то получались, то не получались, то они у него спускались, то были сильно затянуты, то слишком слабо. Однако, к удивлению Наташи, Валера не сдавался и продолжал каждый вечер упорно заниматься вязанием.

Не сразу, но стало получаться. Наташа была довольна: муж после работы, поужинав и пообщавшись с детьми, садился за своё занятие, перестал орать и вымещать на семье свой гнев, вызванный производственными неурядицами.

А вскоре Валера попросил, чтобы жена купила ему ещё немного пряжи – хочет попробовать связать что-нибудь простенькое, но нужное семье, например шарфик. Пряжа в магазинах тогда ещё продавалась, Наташа купила несколько мотков. И Валера потихоньку связал детям шарфики.

И вот Маше вместо её старенького шарфика унылого цвета повязали новый, яркий, и Наташа повела девочку в детский сад. А когда вечером дочку привели из садика, та, глядя отцу в глаза, сказала:
– А наша воспитательница Верпална сказала, что у меня такой красивый шарфик, к нему, наверное, и шапочка такая же есть? Я ответила, что как-нибудь потом надену. Ты ведь мне свяжешь шапочку?

И Валера связал дочери нарядную шапочку в тон шарфику. Правда, чтобы выбрать фасон, Наташа достала свои старые вырезки из популярных тогда журналов «Работница» и «Крестьянка», а также листки из отрывных календарей с образцами вязания разных изделий.

Шапочка Маше понравилась. Она долго вертелась в ней и в шарфике перед зеркалом и сказала, что теперь всегда так будет ходить в садик.

Посмотрев на это, сын возмутился:
– Интересное кино – Машке шапочку! А мне, между прочим, на лыжах в цигейковой жарко бегать, нужна вязаная спортивная.

Пришлось Валере связать и спортивную шапочку. А затем пошли и носки, и варежки. Ими он обеспечил свою семью и даже мать с тёщей.

А потом однажды предложил жене:
– Знаешь, у тебя через два месяца день рождения, а я тебе даже подарить ничего не смогу: у нас на работе опять задержка зарплаты. Давай попробую связать тебе кофточку? Какой-никакой, а подарок.

Он снял с жены мерки и с энтузиазмом принялся вязать кофточку.

Ко дню рождения она была готова. Наташа примерила и пришла в восторг. Если честно, не ожидала, что получится так ладно. Похвалила мужа и утром надела обновку на работу. Женщины в бухгалтерии, поздравляя Наташу с днём рождения, тоже восхитились новой кофточкой и никак не хотели верить, что её связал Наташин муж. А к вечеру к ней подошла одна из коллег и тихонько попросила:
– Наташ, а не возьмётся ли твой Валера и мне связать кофточку? Хочется свежую вещицу, ведь в магазинах ничего нет.
– Ой, даже не знаю, он на заказ ни разу не вязал… Да и ниток у нас осталось совсем мало.
– Какой разговор? Пряжу я ему предоставлю – по случаю купила почти год назад.

Вечером Наташа поговорила с мужем, к её удивлению, он согласился. И не подвёл – кофточка получилась впору и очень даже славной. Обрадованная коллега на радостях сунула Наташе деньги за работу. Сначала та не хотела брать, но девушка настояла.

А когда коллега появилась в новой кофточке в своём отделе, посыпались заказы и от других женщин. Пришлось Валере осваивать вязание платьев, юбок, свитеров, пуловеров, кардиганов и много чего ещё.

Вскоре мужчина понял, что не справляется с валом заказов. Тем более продолжал трудиться на заводе, а вязал только в свободное время. По чьей-то подсказке он приобрёл машину «Северянка» для ручного вязания, и дела пошли быстрее.

Однажды Валера как-то подсчитал выручку от продажи вязаных вещей и с удивлением объявил жене, что за месяц получилось больше, чем платили на заводе – там дела шли всё хуже и хуже.

Посовещавшись, решили, что Валера уволится, хотя ему было жаль уходить с завода, всё-таки отработал там 15 лет.

И вот Валера занялся только вязанием. Сарафанное радио работало исправно: число заказов росло. Валера приобрёл ещё одну вязальную машину и нанял знакомую женщину, которая на тот момент осталась без работы. Но даже вдвоём они с трудом справлялись с таким объёмом.

Вскоре возникла ещё одна проблема: из продажи стала исчезать шерсть. Наташа бегала по магазинам, скупала пряжу, но её всё равно не хватало. Совершенно случайно Валера узнал от своей знакомой, имевшей родственников где-то под Нальчиком, что там местные жители повсеместно разводят коз и получают от них чудесную пряжу, которую называют «серебрянкой». И Валера решил рискнуть.

Слетал в Нальчик, познакомился с местными, обошёл знаменитые козьи рынки, где продавали изумительной красоты вязаные вещи, а также шерсть. Накупил там разноцветной пряжи и всевозможных готовых вещей для образца. А затем наладил поставки этой пряжи.

Со временем его небольшое дело значительно расширилось: у Валеры трудились уже четыре работницы, все – на дому. Он обеспечивал их пряжей, заказами, вязальными машинами. Сбытом тоже сам занимался, при этом и вязать продолжал. Когда у него всё более-менее стабилизировалось, зарегистрировался как кооператор.

Жаль, что не знаю продолжения этой истории. Диспетчер аэровокзала объявил мой рейс, и я поспешила на посадку. Выжил ли в экономическом смысле предприниматель Валера, или его небольшой бизнес рухнул в 1990-е годы? Так хотелось бы верить, что у него всё получилось.

Из письма Татьяны Алексеевой
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №33, август 2020 года