Немедленно звоним в Пекин
01.09.2020 00:00
Как мы спасли Олимпийские игры

НемедленноВ 2006 году мы с моим другом Юрой Болотовым отправились в новое путешествие. До этого ездили автостопом в воюющий Ирак, немного посидели в американском концлагере, потом через Иран и Пакистан добрались до Индии. А теперь решили проехать в Тибет на велосипедах.

Средняя высота Тибетского нагорья почти пять тысяч метров, крутить педали на такой высоте тяжело. Кроме того, Тибет – закрытая часть Китая. Там бывают сепаратистские беспорядки, которые китайское правительство подавляет. На дорогах выставлены военные и полицейские посты, а иностранцам въезд разрешён лишь в составе туристических групп с китайским сопровождающим и отдельно полученным разрешением.

Китайцы подозревают интуристов в том, что те едут заниматься диверсией или агитацией в пользу «свободного демократического Тибета». Это отчасти правда: в северной Индии и Непале часто можно встретить плакаты и сувениры с надписью «Свободу Тибету».

Нам же хотелось проехать самостоятельно, без присмотра. Мы не собирались распространять запрещённые брошюры или портреты далай-ламы и даже развеселились бы, если б с нами отправили китайского чекиста на велосипеде. Но в то время асфальтовой дороги не было, и сопровождающего нам бы не дали. Да и мы в любом случае не могли оплатить его услуги.

С моим напарником Юрой, бывшим морским штурманом, я познакомился, когда тот работал вышибалой в ночном клубе на Невском проспекте. Юра – рослый, спортивный и остроумный. В прошлую поездку он остался трудиться в Индии экскурсоводом. Работа у него была сезонная – зимой водил туры, а летом возвращался отдыхать в Россию.

– Тебе ведь на работу скоро? Поедем в Индию на велосипедах, заодно и Тибет посмотрим, – предложил я ему.

Юра согласился.

К тому времени мы были опытные бродяги и знали, что в пути нам пригодится справка – убережёт от полиции и военных. В прошлый раз мы делали такую в Союзе молодёжи России. Нам даже выдали две футболки с надписями «Союз молодёжи», в которых мы проехали по оккупированному Ираку, демонстрируя, что мы именно из России, а не из какого-нибудь враждебного и агрессивного государства.

– Ребята, футболок больше нет, – сказали нам. – Но справку дадим. У вас какая цель экспедиции?
– Научная, – ответил Юра. – И ещё мы хотим поддержать Олимпийские игры в Пекине в две тысячи восьмом году.
– Благородно, – согласились в Союзе и выписали нам справку. – Иностранная пресса будущую китайскую Олимпиаду ругает, а мы поддержим. Ещё посмотрим, кто победит.

Мы прилетели на самолёте в Урумчи, столицу Синьцзян-Уйгурского автономного района. Купили в магазине два велосипеда и поехали. Сначала думали приобрести велорикшу и сделать путешествие ещё более экзотическим. Крутили бы педали по очереди: один трудится, второй в коляске отдыхает, такого никто раньше не делал. Но посмотрели маршрут – до Лхасы, столицы Тибета, больше полутора десятков перевалов выше пяти тысяч метров по бездорожью. И на горном-то велосипеде замучаешься, а тут велорикша почти центнер весом.

Поехали на обычных байках. Полицейские посты объезжали по полю. Никто нас не задерживал, не проверял разрешение, а если останавливали, мы объясняли, что своим велопробегом поддерживаем Олимпийские игры в Пекине. Что тут дурного? Тем более это правда, у нас и справка была.

Со множеством приключений за два месяца пересекли Тибет. По утрам примерзали ко дну палатки, переходили вброд ледяные реки, свалились с тяжёлым приступом горной болезни, у меня даже случились галлюцинации. Зато с чиновниками и полицией проблем не было, справка нас оберегала.

Уже в Лхасе отправились в Норбулинку, летнюю резиденцию далай-ламы. После вынужденного побега далай-ламы из Китая дворец пустовал, там открыли музей. Входные билеты для иностранцев намного дороже, чем для местных жителей. Мы решили и здесь воспользоваться справкой.

– Что это? Не могу прочитать, – сопротивлялся контролёр на входе. Справка была написана по-английски. На всякий случай он вызвал начальника.

Тот прочитал текст и нахмурился.

– И что же вы хотите?
– Пустите бесплатно. Мы участники научно-культурной экспедиции в поддержку Олимпиады в Пекине, видите, в справке написано «Пекин-2008».
– То Пекин, а здесь Лхаса, у нас свои законы.

Ага, сепаратист. Ну, мы тебя сейчас… Вообще-то тибетцы неплохие люди, бывают гостеприимными, но уж очень любят деньги. Попрошайничают, а часто занимаются прямым вымогательством. К тому времени мы привыкли с ними ругаться, поэтому и сейчас решили пойти в наступление.

– Что значит «свои законы»? Пекин вам не указ? Вы готовы поставить под угрозу Олимпиаду? А если мы позвоним в Пекин и пожалуемся? Несите телефон, сейчас будем звонить. Несите, несите!

Тибетец неуверенно почесал голову, хмыкнул и пропустил нас. Не отменять же Олимпийские игры из-за 160 юаней.

– Юра, всё-таки мы с тобой мошенники, – вздохнул я, когда мы гуляли по дворцовому парку. – Зачем говорили об угрозе Олимпиаде? Это слишком большое преувеличение.
– Зато мы только что укрепили государственную целостность Китая, – ответил Юра. – Подавили сепаратистские настроения. Разве это не стоило ста шестидесяти юаней?

Я подумал и согласился, что, пожалуй, стоило. Так мы спасли Олимпиаду, а заодно не дали распасться Китаю.

Григорий КУБАТЬЯН,
Санкт-Петербург
Фото автора

Опубликовано в №34, август 2020 года