«Русский проект»: ненавязчивая доброта
17.09.2020 00:00
Русский проектНазвание «Русский проект» помнят уже не все. А вот скажи: «Помаши рукой маме», или: «Дура ты, и коза твоя дура», – и сразу ясно, о чём речь. Сюжеты кинороликов запомнилась намного лучше, чем их общее название. Это нормально. Контуженный человек не обязан помнить название лекарства, которое вернуло его к нормальной жизни. В середине 90-х годов мы были контужены. Недавнее советское прошлое считалось ошибочным, будущее было непредсказуемо, настоящее непонятно. И запущенная на Первом канале реклама привела народ в чувство, показала ему самого себя, вполне живого и симпатичного. А ведь поначалу авторы проекта таких больших целей перед собой не ставили. Продюсер Константин Эрнст просто хотел теленовеллами разрекламировать свой канал, режиссёр Денис Евстигнеев думал, что снимает короткометражки к 50-летию Победы, а сыгравший в нескольких роликах Никита Михалков рассчитывал, что они послужат раскрутке партии «Наш дом – Россия», членом которой он тогда был. Получилось же всё намного круче.

Не спи, замёрзнешь

Есть просто реклама, для повышения продаж, есть реклама имиджевая, которая не хвалит продукт напрямую, а вызывает симпатию к производителю, и есть, наконец, некоммерческая, социальная реклама. Последняя бескорыстна, она предназначена для улучшения общества или даже для его спасения – в случае войны, например. Как знаменитые плакаты «Ты записался добровольцем?» или «Родина-мать зовёт!» Пропаганда донорства, здорового образа жизни, дорожной безопасности, защиты природы – это всё социальная реклама.

В продвинутых капиталистических странах она занимает процентов 6 от всего объёма рекламных услуг. В СССР она составляла все 100 процентов. Потому что при тотальной госсобственности рекламирование любого продукта или компании служит общественным целям. Лозунг «Летайте самолётами Аэрофлота» теоретически работает на прибыль упомянутой компании, но с учётом того, что других авиакомпаний не существует, а большая часть аэрофлотовской прибыли уходит в госбюджет, на самом деле призывает граждан пользоваться более «продвинутым» транспортом и не перегружать железные дороги. Даже пиво советское рекламировалось не как продукт конкретных заводов, а как замена водке и самогону.

После уничтожения СССР его бывшее население начали подсаживать на другую крайность. Общественное было заброшено, рекламировались исключительно частники. Ситуация рано или поздно могла закончиться плохо для страны. Потому что строить жизнь на одном коммерческом интересе невозможно, иначе человек человеку волк. Никто не будет отдавать жизнь за Родину, бороться с преступностью и соблюдать клятву Гиппократа. Всё просто развалится.

Эрнст со своей командой мог думать, будто делает бизнес и занимается творчеством. А на деле они, как нервные клетки, выполняли волю не желающей погибать страны, посылали народу импульс – «очнись, почувствуй себя, пошевелись».

Мой город, моя страна

Ролики «Русского проекта» были не первой социальной рекламой в новой России, незадолго до них на ТВ и радио прошла серия «Позвоните родителям». Она была очень своевременным и важным, но всё-таки относительно простым изделием по сравнению с клипами Эрнста и Евстигнеева. В первом случае внимание привлекалось исключительно к семейным ценностям. Во втором публика поначалу даже не поняла, что ей хотят сказать.

Началось всё с истории о ценности и хрупкости любви. Там, где влюблённые парень и девушка после выпускного бала видят, как распадается союз взрослых: муж выгоняет жену из автомобиля и выбрасывает вслед её шляпу (в ролях Анастасия Вертинская и Александр Збруев).

Потом была история о целеустремлённости, в которой Кристина Орбакайте сыграла свою маму в начале её карьеры. Показала, как та сперва отчаивается, мрачно говорит, что никогда не добьётся успеха, а потом прикрикивает на ревущую рядом девчонку: «Криска, молчи!» И становится ясно, что Пугачёва кричит не столько на дочь, сколько на саму себя.

Следующий сюжет – «Будь счастлив, Пашка», о трогательном заике – работнике Гознака, который ежедневно печатает миллионы, а сам едва наскребает несколько рублей на пиво. Его сыграл Леонид Куравлёв.

Потом Нонна Мордюкова – путевая работница в оранжевом жилете яростно орёт на свою напарницу Римму Маркову, но когда той становится плохо, пугается и проявляет нежность к товарке.

Зиновий Гердт – едущий в метро ветеран вдруг вспоминает свою молодость и любовь.

Девчонка на роликах прицепляется к троллейбусу, который ведёт Олег Ефремов, проезжает остановку и «выходит» возле здания МГУ.

Солдат, стоящий в карауле у Вечного огня и в нарушение устава машущий маме.

Космонавты, играющие в города и спорящие о том, где девушки красивее.

Что общего у всех этих персонажей? Понятно, о чём рассказывает каждый отдельный сюжет, но что хотят сказать все они вместе?

Да просто, как зеркало, показывают народу самого себя. Учат не просто любить семью и людей, а именно соотечественников.

Связь времён

Части «Русского проекта» отличаются от обычных рекламных роликов прежде всего своей художественностью. Иногда это добротные житейские истории, а иногда символические зарисовки. Такой зарисовкой, например, является клип, где в утренних сумерках по центральным улицам Москвы едет пустой троллейбус. Пожилой водитель Олег Ефремов добросовестно объявляет остановку в пустой салон: «Сивцев Вражек, следующая – Пречистенка», – и склоняется над рулём в ожидании пассажиров. Из подъезда выходит девушка на роликовых коньках и, не заходя в троллейбус, цепляется зонтиком за лестницу на задней стенке. Вместе они едут. Девушка отцепляется от троллейбуса на фоне МГУ. Водитель улыбается и сигналит, девушка машет ему в ответ.

В этой миниатюре всё не просто так. Старые кирпичные дома, старинная мостовая, старый троллейбус и его пожилой водитель символизируют прошлое, а раннее утро и юная девчонка – будущее. Понятно, что зонтик как бы соединяет разные поколения. Всё вместе создаёт образ Москвы, древней и в то же время вечно обновляющейся, нестареющей.

Но, в принципе, анализировать этот ролик необязательно. На красивые пейзажи, популярного актёра и свеженькую блондинку на роликах просто приятно смотреть. Настроение улучшается.

Живёт такой Пашка

Русский проект интересен ещё и тем, что некоторые его части несут в себе намёк на жизненные ситуации сыгравших там актёров или на их прежние роли.

Например, сюжет с Куравлёвым – Пашкой. Ну ладно, показали симпатичного работягу, уложили в полторы минуты его жизнерадостный характер и материальные проблемы, а заикается-то он зачем? Просто для колорита? Оказывается, не только.

Первой звёздной ролью из сыгранных Леонидом Куравлёвым в кино была роль Пашки Колокольникова в шукшинском фильме «Живёт такой парень». Шукшин тогда попросил актёра, чтобы его герой немного заикался. Получилось так натурально, что при сдаче фильма в Госкино один из чиновников заметил «Обратите внимание, товарищи, как мастерски режиссёр использовал природный недостаток артиста Куравлёва – его заикание!»

Так что в рекламном ролике Леонид Вячеславович вновь изобразил того самого парня. Постаревшего – понятно. И почему-то переквалифицировавшегося из шофёров в операторы печатного станка, но сохранившего основные черты Колокольникова. Ролик, кстати, не зря называется «Будь счастлив, Пашка». У парня из фильма есть одна особенность: он счастлив, когда всем другим вокруг хорошо. Поэтому постаревший герой Куравлёва, возможно, идёт в конце с друзьями в пивную не из-за того, что так уж хочет выпить, а чтобы их не огорчать.

Любовь до гроба

Одними из самых ярких в «Русском проекте» являются сцены с Нонной Мордюковой и Риммой Марковой. Причём характеры персонажей – железнодорожных работниц, их отношения, когда те орут друг на друга: «Дура ты! И муж у тебя дурак, хоть и умер! И шурин дурак! И коза у тебя дура, психопатка чёртова!» – а потом, нежно обнявшись, поют, во многом были взяты из жизни самих актрис.

Нонна Викторовна и Римма Васильевна дружили чуть ли ни с детства, но бывало, что и сорились серьёзно, яростно. Одна из последних ссор затянулась на несколько лет и закончилась в 1995 году, на каком-то фуршете. Маркова весь вечер делала вид, что не замечает старую подругу, но вдруг почувствовала, что её кто-то дёргает за руку. Обернулась – никого. Посмотрела вниз, а там Нона стоит на коленях с рюмкой водки и говорит: «Давай выпьем, старая. Я же тебя так люблю!»

Обе разревелись, выпили и помирились. А через пару месяцев сыграли в «Русском проекте» почти самих себя. Отличия были не только в профессии. По сюжету роликов, у героини Марковой более слабое здоровье, у неё прихватывает «сердце», а Мордюкова её жалеет. Бывает нельзя посетить сайт казино Покердом Россия из-за его блокировки. Это делается, поскольку игровой зал не является легальным на территории РФ. Чтобы выйти из этого положения есть несколько способов и один из них - это работа на актуальных зеркалах клуба. Найти официальное зеркало Покердом казино онлайн Россия можно на сайте клуба. Также через рассылку казино Pokerdom Россия своим клиентам направляет адреса зеркал. Если поискать в сети, то на тематических форумах также можно найти ссылки на зеркала казино Покердом Россия. Не стоит доверять непроверенным источникам – это опасно. На деле же вышло несколько иначе. Римма Васильевна товарку пережила. На похоронах страшно горевала и даже положила на грудь покойницы свою фотографию.

Правда жизни

Проект обошёлся Первому каналу более чем в миллион долларов. Звёзды-то слишком высоких гонораров не требовали, многие вообще снялись бесплатно, из любви к искусству, по дружбе и ради доброго дела, но аренда помещений, техники, костюмы – всё это влетело в копеечку. Тем более что картинку старались выстроить максимально правдиво: если уж показано время полувековой давности, то чтобы всё соответствовало эпохе, от женских шляпок до шнурков на ботинках. Если в кадре летают космонавты, то чтобы их кувырки были неотличимы от настоящего парения в невесомости.

Так, в начале ролика «Мы вас любим» Зиновий Гердт едет в современном вагоне метро, а «проваливаясь» в воспоминания о 1945-м и 1968-м годах, перемещается в «вагон типа А» – производства тридцатых годов. Для имитации движения стоявшие снаружи люди раскачивали поезд.

«Космонавты» Михалков и Машков сидели в настоящей капсуле космического корабля и в настоящих скафандрах, впрочем, не на Байконуре, а в павильоне «Мосфильма».

Требования натуральности предъявлялись к антуражу и, естественно, к актёрам, причём независимо от их стажа и мастерства. Во время съёмок миниатюры про юную Пугачёву возникла заминка. Орбакайте изобразила свою мать довольно похоже, сказались детские наблюдения и генетика, но вся работа шла насмарку из-за двухлетней девочки, исполнявшей роль самой Кристины. Сценарий предусматривал детский плач, но «Криска» находилась в прекрасном настроении и категорически отказывалась плакать. Изнемогший режиссёр Евстигнеев обратился к оператору: «Ты молодой отец, расскажи, как сделать, чтобы ребёнок заплакал?»

И молодой отец не только рассказал, но и показал. Отобрал у девчонки резиновую уточку и начал запихивать игрушку себе в рот: «Щас съем её – и всё! Съем! Ам, ам».

Ребёнок залился горючими слезами и не успокоился даже после того, как отсняли несколько дублей.

Утомлённые пловом

Не была лёгкой и съёмка уже упомянутого ролика о космонавтах. Перед примеркой космических костюмов специалист из Роскомоса объяснил Никите Михалкову и Владимиру Машкову, что скафандры хоть и тренировочные, но очень дорогие, поэтому курить в них нежелательно. Под скафандры надевается специальное полётное бельё: майка, кальсоны, носки. Но до этого новоиспечённым космонавтам всё равно надо провериться на предмет кожных заболеваний. А то мало ли, занесут грибок или ещё чего похуже.

Михалков отнёсся к такому осмотру с некоторым раздражением, но, поворчав, сдался на милость врачей.

На медосмотре неприятности не закончились, космический наряд оказался для Михалкова мал по росту и узок в плечах. Кроме того, эти штуки оказались ужасно жаркими. В норме вентиляционные трубочки скафандров должны подключаться к спусковому аппарату. Понятно, что на съёмках условие оказалось невыполнимым. Поэтому оба артиста крайне измучались под пламенем софитов. Тем более что по сценарию их корабль «приземлился» в казахской степи, а местный аксакал решил накормить гостей пловом. Сцена застолья снималась долго, и в каждом дубле «космонавты» должны были с видимым удовольствием поглощать плов. Притом что оба взмокли и находились на грани теплового удара. После окончания съёмки оба шатались и тяжело дышали.

– Кто-нибудь видел космонавта, блюющего рисом? – сквозь силу шутил Михалков.

Проведший несколько часов без курева Машков жадно и молча глотал табачный дым.

Накурившись, произнёс одну фразу:
– Теперь – девушку!

Но если актёров тошнило от жары и переедания, у остальной съёмочной группы сводило животы от голода. Приехавший на съёмки Эрнст запретил поедать «реквизит» до конца рабочего дня. Потом, конечно, все от души наелись.

Ушли в историю

«Русский проект» свою миссию выполнил. Подлечил трещину в сознании русских людей, дал им порцию «ненавязчивой доброты», по выражению Дениса Евстигнеева. Ролики стали частью русской культуры, получили несколько международных и российских наград, вошли в десятку лучших рекламных проектов постсоветского периода. Продюсер Эрнст думал продолжить серию, но почему-то отказался от этой идеи. Его предположение, что новый вид социальной рекламы превратится в отдельный жанр и разойдётся по другим каналам, тоже не оправдалось.

Так что двадцать роликов, снятые в 1995–97 годах, остаются памятником своему времени и просто образцом искусства.

Павел БУРИН

Опубликовано в №15, 2013 года