Люди ждут шедевров
23.09.2020 20:14
И рука потянулась к перу

Люди ждутТаким разнообразием имён, как у башкир и татар, вряд ли может похвастать ещё какой-нибудь народ, населяющий нашу многонациональную державу. Приезжие из других регионов при знакомстве с аборигенами часто не осознают этого, принимая экзотические имена новых знакомых за единичную странность. Лишь изредка удивляются – откуда у простого крестьянина тяга, скажем, к астрономии? Ведь в одной семье мирно уживаются и Марс, и Венера, и Уран.

Не менее широко представлена в именах и география. Например, не обижены вниманием далёкие горные вершины: Памир, Казбек, Эльбрус – кстати, так зовут самого сильного человека России, челябинского башкира. Хорошо, что ещё не добрались до Эвереста.

Не забыты и реки – Идель (башкирское название Волги), Лена, Амур.

Думается, жители американского штата Флорида были бы крайне удивлены, узнав, сколько разновозрастных Флоридов и Флорид проживают в двух братских республиках. Западная Европа в основном отметилась у нас именами гениев. Сам лично побывал в одном небольшом поселении, где пятеро Рафаэлей, и их различают только по прозвищам.

Многие привычные и широко распространённые имена имеют арабские, а иногда персидские корни. Составляя, вернее, восстанавливая своё генеалогическое древо, я неожиданно для себя сделал небольшое открытие. Чем дальше в глубь веков, тем чаще попадаются имена предков, заставляющие вспомнить детство, когда я зачитывался романами Фенимора Купера об индейцах. Одного моего прапрапрадеда, например, звали Аккучук, что в переводе означает Белый Щенок.

Но и сегодня есть целый пласт имён, не связанных с принятием мусульманства. Женские имена – это в основном отражение народного восприятия красоты природы: Лейсян – Слепой Дождь, Миляуша – Фиалка, Айгуль – Лунный Цветок, Энже – Жемчуг, Айсылу – Красивая Как Луна. Мужские, соответственно, отражают все аспекты народного бытия: Тимер – Железо, Байрак – Знамя, Бикбай – Очень Богатый (видимо, родители бедствовали и хотели сыну другой судьбы), Ильхам – Вдохновение.

Собственно, это предисловие написано, чтобы поделиться с вами историей о том, как добропорядочная мать семейства невинно пострадала из-за имени Ильхам.

Итак, жила-была в одной из отдалённых деревень недавняя выпускница филфака, а ныне учительница родного языка и литературы. В отличие от многих сокурсниц, работавших в городе страховыми агентами, менеджерами в салонах по продажам не пойми чего, она не изменила юношеской мечте – сеять разумное, доброе и вечное. Пошла в глухомань преподавать.

Пока её подруги, живя в съёмных квартирах, мечтали о принце в белом «Мерседесе», она успела дважды побывать в декретном отпуске. И была вполне счастлива. Несмотря на загруженность хозяйственными и материнскими заботами, старалась выкроить время для самореализации и творческих амбиций.

И вот свершилось! В одном из республиканских изданий в подборке «Творчество наших читателей» опубликовали три её стихотворения. Это стало сенсацией не только для семьи, но и для всех односельчан.

Более значительным событием для нашей героини стала даже не сама публикация. Вскоре она получила письмо из редакции, в котором заведующий отделом, известный поэт, писал о её самобытном мироощущении, выражал надежду на сотрудничество и желал дальнейших творческих успехов.

После того как несколько экземпляров газеты со стихами и письмом из редакции были бережно вложены в семейный альбом, пришло чувство, что она словно кому-то должна. Рука потянулась к перу. Негоже было не оправдать надежды людей, которые ждали от неё шедевров. Тем более худрук местного клуба заявил о намерении написать песни на её замечательные стихи.

Казалось, что начался какой-то новый, пока неведомый этап жизни. Но муза оказалась дамой капризной. Строчки, ложащиеся на странички общей тетради, заведённой ещё в школьные годы, не нравились даже самой поэтессе. Возникало ощущение искусственности, неискренности.

В один из летних вечеров, покончив с домашними хлопотами, уложив детей и пришедшего навеселе мужа, она уселась на веранде летнего домика с твёрдой решимостью написать, сотворить нечто, чтобы оправдать возлагаемые на неё надежды. Но крылатый конь Пегас бил копытом в иных краях, даря источники вдохновения другим, только не ей.

Вышедший во двор по нужде супруг, ещё толком не протрезвевший, услышал причитания молодой жены, произнесённые с душевной тоской: «Нет ильхама, нет! Без ильхама всё плохо!»

И взревел, как раненный медведь.

Дело в том, что жившего через два дома уже упомянутого худрука звали Ильхамом, и он имел в селе репутацию местного казановы. Неудивительно, что слово «ильхам» ассоциировалось у простого механизатора отнюдь не с вдохновением, так некстати покинувшим его супругу. Между прочим, завоёванную им в честном и нелёгком соперничестве с многочисленными претендентами.

Объяснение по поводу фингала, украсившего прелестное личико его дражайшей половины, было традиционным. Ну да, коровы при дойке частенько мотают головой, особенно летом, когда их донимает мошкара. Хорошо, что рогом в глаз не попала!
Поверили ли в это? А какая разница? Не принято в башкирском захолустье совать нос в чужие семейные дела. Главное – верить в жизнь, любовь и вдохновение.

Даларис ГАБДУЛЛИН,
г. Уфа
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №37, сентябрь 2020 года